Александр Лобынцев: «Экопродукт? Легко!»
В 2011 году крестьянскому (фермерскому) хозяйству «Платон» исполняется ровно 20 лет. За эти годы удалось достигнуть отличных результатов: посевные площади в КФХ «Платон» на сегодняшний день составляют 5000 гектаров земли, урожай зерновых достигает 15000 тонн, дойное стадо буквально за несколько лет выросло до 400 породистых бурёнок, имеется достаточное поголовье свиней. И это далеко не предел, ведь КФХ «Платон» относится к передовым, стабильно развивающимся, высокорентабельным хозяйствам региона. Своим авторитетным мнением о деловой поездке в Белоруссию — Латвию — Швецию руководитель КФХ, заслуженный работник сельского хозяйства РФ Александр Лобынцев поделился с «Брянской ТЕМОЙ».
— Александр Платонович, что более всего запомнилось вам из деловой поездки в Швецию?
— По площади Швеция занимает пятое место среди всех стран Европы, но в рельефе территорий преобладают горы и плоскогорья, что, конечно же, влияет на особенности развития сельского хозяйства в этой стране. Да, у них чистенько, ухожено, дороги хорошие, но разгуляться негде — на камнях живут! И если сравнивать их фермерские хозяйства с сельхозпредприятиями Брянской области, то по многим показателям шведы проигрывают нам. Это особенно ощущалось, когда фермеры-скандинавы начинали спрашивать нас о размере дойного стада, количестве посевных площадей, техническом оснащении хозяйств… Например, фермер, который справляется с делами в своём хозяйстве всего двумя старенькими тракторами, спросил: «А у вас сколько техники в распоряжении?» На что я ему искренне ответил: «Не знаю, не считал…» У него от такого заявления глаза на лоб полезли, ведь у шведов каждый трактор, пусть и 1966 года выпуска (!) и тот на счету.
Были мы и на ферме по производству говядины, хозяин которой владеет 90 гектарами земли. При этом владения его включают помимо пашни также лесные участки, каменистые местности и т.д. Гордость этого фермера — экологически чистое мясо. У него имеются соответствующие сертификаты, а на каждом продукте, предназначенном для продажи, приклеена бирка: «Эко». А всё потому, что коровы его пасутся на полях, дышат свежим воздухом, кушают натуральные корма без добавок. И вся Европа за этим «эко» гоняется, т.е. натуральные продукты у них пользуются особым спросом, продаются по двойной цене. Что поразительно — у меня в КФХ «Платон» мясо производится точно таким же способом, а цена не выше обычной… Получается, что в России есть предложение на экологически чистую сельскохозяйственную продукцию, а спроса на неё, к сожалению, пока нет.
— И что же такое «эко» по-русски?
— Создавая своё хозяйство, я делал основной акцент на сохранении традиций, поэтому и назвал КФХ в честь отца — «Платон». У нас в семье и внуков, и правнуков будут называть Платонами. И сколько жив наш род, столько мы и будем вести своё хозяйство в соответствии с теми принципами, которым учили нас отцы, деды. Коровы мои пасутся в чистом поле — я против закрытых комплексов, где животные не видят божьего света. Телята наши пьют чистое натуральное молоко, пока не вырастут. И никаких добавок! Рожь на полях произрастает без применения химии. Пусть дороже, пусть сложнее, но я отвечаю за будущее своих потомков! Знаете, учёные проводили эксперимент: предлагали воробью две горстки зерна, какое, мол, склюёт. Одно отборное, крупное, но выращенное на химии, другое — не такое красивое на вид, но произведённое естественным способом. Так вот, птица от «химического» продукта отвернулась, стала клевать экологически чистое. Вопрос: почему же тогда нам, людям, настолько безразлично, что мы едим? У меня в сарае 120 свиней, все «эко», европейцы бы с руками оторвали. А у меня покупателей на них нет… Парадокс!
— А какие мысли вызвало у вас посещение соседней Белоруссии?
— В Белоруссии было приятно видеть и ощущать, что образование в Белорусской сельхозакадемии даётся студентам на высшем уровне. Кадры готовятся так, что молодой специалист после выпуска сразу же может идти на производство. Нам удалось пообщаться и с преподавателями, и со студентами. И очень было приятно, когда участники нашей делегации, преподаватели БГСХА профессора Дмитрий Кротов и Светлана Яковлева, доценты Татьяна Геращенкова и Владимир Комогорцев, задавали белорусским и шведским учёным вопросы, на некоторое время ставившие их в тупик. В общем-то, не стыдно было за нашу брянскую науку!
Научно-практическая конференция в Белорусской сельхозакадемии была посвящена теме использования новейших технологий в сельскохозяйственном производстве.
Затем принимающая сторона проиллюстрировала теорию практическими достижениями передового хозяйства в деревне Александрия. Очевидно, что в развитие животноводческого комплекса вложены большие деньги, чувствуется поддержка государства. Но Белоруссия — это не только Александрия, так что я на примере одного хозяйства о положении дел в чужой стране судить бы не стал… И опять же к вопросу об экологически чистой продукции. Да, в Белоруссии активно сажают яблоневые сады, содержат более чем десятитысячные стада КРС, получают колоссальные урожаи и при этом не скрывают, что используют в процессе производства различные искусственные добавки. Ведь цель — произвести побольше и подешевле. Я против такого пути развития сельского хозяйства.
— Какой же вывод сделали для себя после посещения Белоруссии и Швеции?
— В России имеется огромный потенциал для развития сельского хозяйства, и Европа начинает нас бояться. Мы имеем всё необходимое для того, чтобы производить качественную, конкурентоспособную продукцию. Во-первых, Россия богата ресурсами. Ни одна европейская страна не может похвастаться наличием такого количества природных богатств. Во-вторых, наши власти уделяют большое внимание развитию сельского хозяйства. Да и технологиями иностранными нас не удивишь — все они уже опробованы, проверены и активно используются на Брянщине!
Софья ТРОФИМОВА.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА.
2546
Добавить комментарий