Игорь Богинский: «Воры и взяточники должны и взяточники должны получать реальные сроки наказания»

«Тебя посадят, а ты не воруй!» — поучал зятя герой Папанова в бессмертной комедии «Берегись автомобиля». В советские времена аббревиатура ОБХСС наводила страх и трепет на воров, аферистов и взяточников. И за «в особо крупных размерах» тогда могли применить высшую меру наказания. О том, как сейчас ведётся борьба с экономическими преступлениями, «Брянской ТЕМЕ» рассказал заместитель начальника Управления организации оперативно-розыскной деятельности УМВД по Брянской области Игорь Богинский.

— Игорь Алексеевич, расскажите в целом о работе подразделений по экономической безопасности и противодействия коррупции. Для чего создана служба, её цели и задачи.

— В нынешнем её виде служба экономической безопасности и противодействия коррупции (штатная численность — 202 сотрудника) создана в июне текущего года в ходе реформы системы органов внутренних дел путём слияния подразделений по борьбе с экономическими преступлениями (БЭП) и по налоговым преступлениям (НП).

Следует напомнить, что служба по борьбе с экономическими преступлениями являлась правопреемницей подразделений по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (БХСС). Эти подразделения были созданы приказом НКВД СССР 16 марта 1937 года. Вслед за изменениями в государстве и обществе менялись и функции службы БЭП. Так, в последние годы основными направлениями деятельности были выявление и раскрытие широкого круга преступлений экономической направленности, совершаемых в приоритетных отраслях экономики, в том числе в топливно-энергетическом, лесо- и агропромышленном комплексах, в сферах строительства, промышленности, связи и внешнеэкономической деятельности, в финансово-кредитной системе, на потребительском рынке. Ну и, конечно, выявление фактов коррупции со стороны руководителей и должностных лиц органов власти и управления, контролирующих и надзорных структур, социально значимых сфер — здравоохранения и образования. Мы занимаемся обеспечением сохранности бюджетных средств, в том числе выделяемых на реализацию социальных программ, приоритетных национальных проектов, а также пресечением деятельности преступных групп в сфере экономики, установлением и нейтрализацией каналов финансирования экстремистских и террористических организаций.

В свою очередь, служба по налоговым преступлениям была создана 1 июля 2003 года после упразднения в марте 2003 года Федеральной службы налоговой полиции. Как следует из названия, основными направлениями её деятельности была борьба с преступлениями в сфере налогообложения, фактами хищения и нецелевого расходования бюджетных средств и другими подобными преступлениями.

В настоящее время все вышеуказанные направления деятельности входят в компетенцию службы экономической безопасности и противодействия коррупции.

Когда тайное становится явным

— Игорь Алексеевич, расскажите о видах экономических преступлений. Какие наиболее часто встречаются в последнее время в Брянской области?

— Значительная доля преступлений в сфере экономики носит латентный характер. Поэтому известно об их совершении становится лишь после выявления сотрудниками нашей службы определённых признаков с последующим их закреплением в ходе расследования уголовного дела и квалификацией деяния согласно Уголовному кодексу РФ. В связи с этим качественные и количественные показатели, характеризующие экономическую преступность, не являются постоянными. Они во многом зависят от концентрации наших усилий в тех или иных направлениях, определяемых требованиями президента, правительства, Министерства внутренних дел РФ, органов прокуратуры.

Есть и ещё один фактор. Если в прошлые годы наблюдался непрерывный рост числа регистрируемых преступлений экономической направленности, то в  оследние два года происходит снижение. Это связано с изменениями уголовного законодательства, повысившими «планки» материального ущерба, подпадающего под действие его статей, и декриминализировавшими ряд деяний экономического характера. Также в последнее время мы значительно сконцентрировали усилия на выявлении экономических преступлений, относящихся к категории тяжких и особо тяжких, совершаемых в крупном и особо крупном размерах, которые причиняют существенный ущерб экономике региона. Как следствие, изменился качественный состав выявляемых экономических преступлений.

По-прежнему наибольшую долю среди регистрируемых преступлений в сфере экономики составляют хищения — 45,1%, в том числе мошенничества — 26,4%, присвоения и растраты — 18,7%.

Значительную долю составляют преступления против государственной власти, интересов государственной и муниципальной службы — 24,7%, в том числе 18% — факты служебного подлога, 4,1% — получения взяток и 1,1% — дачи взяток.

Доля преступлений, связанных с оборотом продукции и оказанием услуг, опасных для жизни и здоровья человека, составляет 7,6%, налоговых преступлений — 3,9%, фактов нарушения авторских и смежных прав — 2,7%, криминального банкротства — 0,5%.

К сожалению, большой остаётся доля преступлений, связанных с изготовлением и сбытом поддельных денег — 12,8%. Несмотря на проводимые, в том числе через СМИ, профилактические мероприятия по информированию о признаках подлинности денежных знаков, люди зачастую не обращают на них внимание при расчётах. Владельцы даже сравнительно крупных предприятий торговли не всегда комплектуют расчётные места приборами для определения подлинности банкнот и оборудованием для безналичного расчёта с помощью пластиковых карт.

Вследствие этого, в подавляющем числе случаев подделки обнаруживаются в банковских учреждениях при пересчёте выручки из магазинов, автозаправочных станций и других коммерческих организаций.

Радует, что бывают и другие примеры, когда бдительность граждан помогает раскрыть факты сбыта поддельных денег и задержать преступников. Такие случаи в последнее время имели место в Карачеве, Навле и Стародубе. В последнем случае бдительность граждан позволила пресечь сбыт партии поддельных банкнот достоинством 5000 рублей. Следует отметить, что более 90% сбываемых подделок составляют банкноты достоинством 1000 рублей, имеющие довольно высокое качество подделки.

Вместе с тем приведённые мной цифры, конечно же, не в полной мере отражают состояние экономической преступности. Это, образно говоря, лишь видимая часть айсберга, и таковой её сделали сотрудники нашей службы.

— Игорь Алексеевич, вы сказали, что имеете дело с преступлениями, носящими скрытый характер. Действует ли по отношению к вашей работе поговорка про то, что тайное рано или поздно становится явным?

— Как показывает опыт, действует в полной мере. Экономическое преступление, как любое другое, оставляет следы, улики. Это несоответствия в бухгалтерских и иных документах, либо отсутствие денежных средств или иного имущества, которое фактически должно иметься в наличии. Наша задача — обнаружить признаки преступлений, установить тех, кто к ним причастен, и квалифицировать их действия. В этом нам также помогает целый ряд имеющихся контрольных мер не правоохранительного характера — ревизии, налоговые проверки, сверки, инвентаризации и т. д.

Однако здесь есть ряд проблем. Первая из них в том, что у руководителей учреждений и организаций, прежде всего коммерческих, не всегда есть желание выносить сор из избы. Поэтому о фактах хищения либо иных злоупотреблениях со стороны сотрудников такие руководители не всегда сообщают в правоохранительные органы, предпочитая «улаживать по-хорошему», например, компенсируя убытки из зарплаты провинившегося сотрудника либо требуя от него возмещения ущерба под угрозой обращения в полицию либо увольнения.

Второе немаловажное обстоятельство: многие экономические преступления по внешним проявлениям схожи с некриминальными действиями, регламентированными гражданским законодательством. Отсюда вытекает наша важная задача — правильной их квалификации, чтобы не допустить привлечения к уголовной ответственности невиновных и наоборот — ухода от ответственности виновными.

Третий вопрос — время. Вследствие высокой латентности экономических преступлений, зачастую известно о них становится спустя длительное время после их совершения. Если оно превышает сроки давности уголовного преследования, установленные Уголовным кодексом РФ для этой категории преступлений, то уголовное дело в отношении совершивших их лиц не может быть возбуждено и наказание судом не может быть назначено.

Вместе с тем следует заметить, что к уголовной ответственности виновный всё же может быть привлеч ён без назначения судом наказания, со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями.

Госзакупки — территория преступлений

— Какие самые громкие экономические дела раскрыты в текущем году?

— Наиболее значимые преступления, имеющие широкий резонанс, связаны с коррупцией в органах власти и управления.

Так, всем известны нашумевшие по России нарушения в сфере госзакупок, в частности приобретения томографов для нужд учреждений здравоохранения. Эти преступления не обошли стороной и наш регион. Так, совсем недавно направлено для рассмотрения в суд уголовное дело по факту халатности со стороны должностного лица областного департамента здравоохранения при проведении торгов на закупку магнитно-резонансных томографов. В результате этой халатности региональному бюджету причинён ущерб в сумме более 60 млн. рублей.

Имеют место злоупотребления со стороны должностных лиц при распоряжении государственным и муниципальным имуществом и земельными участками. Так, в рамках расследования уголовного дела по факту незаконного отчуждения из государственной собственности земельного участка лесного фонда рыночной стоимостью более 240 млн. рублей привлечён к уголовной ответственности за халатность начальник отдела Управления Роснедвижимости по Брянской области Владимир Новиков.

В текущем году за получение взятки в крупном размере за незаконную передачу в аренду земельного участка осуждён глава администрации посёлка Овстуг Жуковского района Николай Макаров. Аналогичное уголовное дело в отношении главы одного из сельских поселений Погарского района рассматривается в суде.

Продолжают совершаться «хронические» преступления в сфере налогообложения, совершаемые  руководителями крупных предприятий области. Так,совсем недавно осуждён руководитель ФГУП «Брянский химический завод им. 50-летия СССР» Сергей Раковский.

В текущем году в отношении него и нового руководства предприятия возбуждено три уголовных ела. Причина — сокрытие денежных средств, за счёт которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов в сумме более 18,6 млн. рублей. Также руководство превысило свои полномочия при распределении бюджетных денежных средств, выделенных на уничтожение взрывоопасных веществ.

Выявлен ряд значимых преступлений в жилищнокоммунальной сфере. Направлены в суд уголовные дела по фактам хищения денежных средств в особо крупном размере — свыше 60 млн. рублей, полученных ОАО «Ипотечная корпорация Брянской области» для поставки электрооборудования для строящегося микрорайона Мичуринский. Замечу, что эти немалые средства были выданы под гарантии Брянской областной администрации.

Пресечена деятельность ряда преступных групп, действовавших в сфере экономики. Так, в марте текущего  ода осуждены к денежным штрафам в сумме от 60 до 70 тысяч рублей каждый граждане Сергей Полехин, Владимир Матюшин и Николай Абашин, которые в составе преступной группы, с использованием кустарного оборудования осуществляли реализацию горюче-смазочных материалов с грубым нарушением требований безопасности для жизни и здоровья граждан.

— Игорь Алексеевич, были ли в прошлом году случаи нецелевого использования бюджетных средств?

— В результате проведённых мероприятий выявлено 6 преступлений, связанных с нецелевым использованием денежных средств, в том числе 5 — по статье 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств», 1 — по статье 285.2 УК РФ «Нецелевое  расходование средств государственных внебюджетных фондов». Причинённый ущерб превысил 17,5 млн. рублей.

Так, в текущем году привлечены к уголовной ответственности главы городской и поселковой администраций. Они допустили нецелевое расходование бюджетных средств в сумме 2,8 и 2,2 млн. рублей в ходе  осуществления капитального ремонта ветхого жилья врамках региональной программы «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории Брянской области на 2008 год».

За аналогичное злоупотребление с денежными средствами, выделенными в рамках программы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, привлечена к уголовной ответственности начальник отдела по экономической политике администрации одного из районов Брянской области.

За нецелевое расходование средств территориального фонда обязательного медицинского страхования в сумме более 1,5 млн. рублей в текущем году привлечён к уголовной ответственности руководитель одной из центральных районных больниц.

Рассматривается в суде уголовное дело в отношении исполняющего обязанности главы администрации одного из районных центров, допустившего нецелевое расходование бюджетных средств в сумме около 5 млн. рублей в ходе осуществления капитального ремонта ветхого жилья в рамках соответствующей региональной программы.

Взятка как вид основного заработка

— Взяточничество давно стало нормой жизни в нашей стране. Благодарить врачей за лечение, педагогов за хорошие оценки… Подавляющее большинство граждан даже не задумываются о том, что совершают преступление…

— Действительно, проводимая полицией работа по выявлению и пресечению фактов коррупции показывает, что взяточничество наиболее распространено в социально-значимых сферах — образования и здравоохранения. Только в текущем году во взяточничестве в нашем регионе изобличено 13 руководителей и должностных лиц учреждений здравоохранения, 4 — образования.

Так, осужден директор ГОУ «Профессиональное училище №  34» г. Севска Виталий Севастьянов, который за денежные вознаграждения незаконно выдавал гражданам свидетельства о прохождении обучения по управлению сельскохозяйственной и строительной техникой.

Осуждён первый заместитель директора департамента общего и профессионального образования Брянской области Пётр Прохоренко, задержанный нашими сотрудниками с поличным при получении взятки за заключение договора аренды помещения ГОУ НПО «Профессиональный лицей №  3».

К сожалению, у многих наших сограждан правовая культура находится на низком уровне. Поэтому существует установка на решение возникающих проблем не законными путями, а с помощью дачи взяток. Обоюдная заинтересованность взяткополучателей и взяткодателей существенно затрудняет борьбу с этим явлением. Его искоренение невозможно без активного участия граждан, которым предлагается решить вопросы за незаконное вознаграждение.

— В последнее время очень много внимания уделяется борьбе с коррупцией в органах государственной власти. Как обстоит с этим дело в нашем регионе?

— Как я говорил выше, одной из причин, позволяющих процветать коррупции, является нежелание граждан, а также представителей малого и среднего бизнеса обращаться в правоохранительные органы за помощью при вымогательствах у них взяток иных злоупотреблениях.

Кроме того, нередки случаи, когда сами предприниматели с целью ухода от ответственности за допускаемые арушения законодательства предлагают  взятки должностным лицам контролирующих органов, место устранения нарушений в законном порядке.

Так, в июле текущего года возбуждено уголовное дело в отношении индивидуального предпринимателя, который пытался дать взятку в размере 10 тысяч долларов США заместителю начальника полиции по оперативной работе межмуниципального отдела МВД РФ «Стародубский». Таким образом предприниматель хотел освободить своё транспортное средство, задержанное с контрабандным товаром.

В марте текущего года осуждён к трём годам лишения свободы и денежному штрафу в размере 100 тысяч рублей начальник отдела миграционного контроля УФМС РФ по Брянской области Дмитрий Железняк. Он был задержан сотрудниками УМВД с поличным при получении взятки в крупном размере — 200 тысяч рублей. Взамен Железняк обещал индивидуальному предпринимателю не привлекать того к административной ответственности за правонарушение в области трудовой деятельности иностранных граждан на территории РФ.

Отдельные коррумпированные чиновники вымогают взятки за законные либо незаконные действия в пользу интересов граждан либо коммерческих структур, в том числе за оформление и выдачу официальных документов.

Так, в июле 2011 года осуждён к штрафу в сумме 200 тысяч рублей директор ГУ «Карачевское лесничество» Николай Часов, задержанный сотрудниками органов внутренних дел с поличным в январе текущего года при получении незаконного денежного вознаграждения в крупном размере — 200 тысяч рублей — от индивидуального предпринимателя за заключение договора купли-продажи деловой древесины.

Всего же в текущем году сотрудниками подразделений экономической безопасности и противодействия  коррупции выявлено 313 преступлений противгосударственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, в том числе 52 факта получения взяток и 14 фактов их дачи.

К сожалению, наказание за подобные преступления довольно мягкие. В основном, преступники отделываются условными сроками и штрафами. Хотя моё глубокое убеждение: воры и взяточники должны отбывать реальные сроки наказания.

— Игорь Алексеевич, судя по приведённым вами примерам, работы у ваших подразделений хватает. И это при том, что произошло значительное сокращение штата.

— Несмотря на то что в ходе реформы органов внутренних дел произошло сокращение на 22% штатной численности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции, нам удалось сохранить стабильную динамику показателей выявления и раскрытия экономических преступлений, а по некоторым направлениям повысить эффективность работы. Так, по итогам девяти месяцев текущего года более чем на половину увеличено число выявленных коррупционных преступлений, направленных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В результате успешных мер профилактического характера, направленных на недопущение фактов фальшивомонетничества,  наш регион занял второе снизу место в Центральном федеральном округе по числу зарегистрированных преступлений данного вида, а по их раскрытию — четвёртое сверху. Так что нам есть чем гордиться и к чему стремиться.

Наталья ТИМЧЕНКО.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА
и из архива пресс-службы УМВД по Брянской области.

4602