Станислав Киселёв: «Цирковой фестиваль — наперекор судьбе!»

Впервые за всю 35-летнюю историю Брянского госцирка на его арене стартовал уникальный проект — Первый фестиваль циркового искусства в Брянске. Отсутствие классического жюри стало отличительной особенностью мероприятия. Зрители и приглашённые гости фестиваля получили возможность проголосовать за понравившийся номер после представления в фойе цирка или на его официальном сайте. По результатам подсчёта голосов в заключительный день фестиваля будут объявлены соискатели  золотых, серебряных и бронзовых наград. Что из этого выйдет, покажет время — окончание конкурсного марафона запланировано на 4 декабря. А вот как родилась идея провести в нашем городе фестиваль циркового искусства, «Брянская ТЕМА» разузнала у директора Брянского государственного цирка Станислава Киселёва.

— Станислав Леонович, вы руководите брянским цирком чуть больше полугода, но уже затеяли такой полномасштабный проект! И это притом, что цирк вам достался с огромными долгами по коммунальным платежам и налоговым сборам, проблемами с пожарной безопасностью и требующим ремонта зданием… Напрашивается вопрос: зачем проводить фестиваль, когда цирк практически терпит бедствие?

— Представьте, что вы находитесь на представлении в цирке и между номерами публику развлекает парочка смешных клоунов: падают, кувыркаются, показывают фокусы, то есть делают всё, чтобы зрителям было весело. Все смеются. Всем хорошо. Но ведь даже у самых весёлых клоунов в жизни бывают обычные человеческие проблемы: кредит не выплачен, жена ушла, у ребёнка проблемы в школе, жизнь не заладилась… Но клоун рисует себе улыбку перед представлением, выходит на сцену и  добросовестно выполняет свою работу. В принципе, это сравнение подходит и для брянского цирка: мы собираем гостей в плохо
отапливаемом зале, но мы организовали этот первый в истории брянского цирка фестиваль. Без спонсоров! В трудное для цирка время! И нам хватило для этого энтузиазма.

— А вообще как родилась идея фестиваля?

— Идея возникла во время V Всемирного фестиваля циркового искусства, который проходил в конце сентября в Москве. Мероприятие было посвящено памяти князя Монако Ренье III, организовавшего 37 лет назад самый престижный в мире международный цирковой фестиваль в Монте-Карло. На сегодняшний день апофеозом карьеры любого деятеля циркового искусства является вовсе не присуждение звания заслуженного или народного артиста. Самая высокая награда — получить золотого клоуна на фестивале в Монте-Карло. Даже просто участие в конкурсной программе считается огромным профессиональным достижением. Кстати, традиционно главный приз конкурса вручал сам Ренье III, страстный любитель цирка. Теперь, после его кончины, в награждении участвует его дочь — прин цесса Стефания. Она была в числе гостей V Всемирного фестиваля циркового искусства в Москве.

Интересными мне показались несколько моментов в организации мероприятия. Прежде всего, не было массированной рекламы, в промоушн не вкладывались баснословные суммы денег. Единственной промоакцией должен был стать переход канатоходца через Москву-реку, который, кстати, не состоялся из-за плохой погоды. Канатоходец сложил с себя все обязательства прямо перед камерами в прямом эфире! И несмотря на отсутствие рекламы, аншлаги были на всех представлениях. Даже достаточно высокая цена — от 1500 до 5000 рублей — не отпугнула зрителей.

Удивило и то, что фестиваль проводился без привлечения крупных спонсоров — силами компании «Росгосцирк». И получилось мероприятие очень высокого уровня.

Понравились техническая и информационная составляющие представления. В частности, на больших экранах транслировались видеосюжеты, рассказывающие о семье Ренье III, об истории фестивалей в Монте-Карло и в Москве. Я видел, насколько порой новой оазывалась информация для некоторых зрителей.  Многие, например, впервые открыли для себя, что супругой князя Монако была известная американская актриса Грейс Келли.

В общем, было чем вдохновиться. В то же время я понимал, что в такие короткие сроки я не найду спонсоров для проведения фестиваля в Брянске. А его нужно было провести! Стоило сделать этот первый шаг, чтобы в следующем году прошёл второй фестиваль, а ещё через год — третий… Вначале нужно создать площадку, а потом думать о раскрутке и спонсорах. Возможно, проведение фестиваля будет заложено в культурную программу области.

Тем более у меня имеется опыт в организации подобных мероприятий. Родоначальником и вдохновителем основных московских фестивалей циркового  искусства является Александр Калмыков — руководителькомпании «Росгосцирк», мой хороший друг. В начале 90-х он работал продюсером легендарного Олега Попова в Германии. Тогда он и познакомился с Ренье III. Князь Монако пригласил его на свой фестиваль в Монте-Карло, и после этого в 1996 году Александр Калмыков создал первый фестиваль циркового искусства в Москве. Проходил он на Красной площади. А я был в числе организаторов этого мероприятия.

— Какие сюрпризы вы подготовили для гостей фестиваля?

— В брянском цирке хорошо встречают земляков. Я заметил: зрители испытывают особенную радость,  когда узнают, что тот или иной артист родом из Брянска.Так сложилось, что в конкурсной программе не  будет ни одного артиста из города партизанской славы. Да, есть хорошие номера, но брянские артисты оказались занятыми на время проведения мероприятия.

Но в итоге всё получилось замечательно! У меня были большие проблемы с выбором ведущего фестиваля.  м должен был стать красивый, позитивный человек с приятным голосом, а ещё лучше пара. Я  проводил кастинги в брянском драматическом театре, рассматривал кандидатуры различных ведущих, но не мог найти подходящего варианта… Дошло до ого, что нужно уже было публиковать информацию  о фестивале на сайте, а ведущего ещё не было. Ситуацию спас прекрасный артист Василий Никонов. Сам он родом из Брянска. В последнее время много работает за границей.

Василий Васильевич вернулся в город после окончания полугодового контракта в Дубае и зашёл ко мне поздороваться. Я сразу же предложил ему вести фестиваль. Он с удовольствием согласился.

Магическое число тринадцать

— Расскажите, как формировалась конкурсная программа фестиваля?

— Я обратился в Росгосцирк с просьбой предоставить список номеров, которые не заняты в других программах на момент проведения фестиваля. В списке оказалось порядка 50 претендентов, из них я отобрал всего 13. Выбирал так, чтобы были представлены разные  жанры, а номера были достойные. Ведь как говорятв цирке: «Пришлите клоуна! И не надо народного, пришлите смешного!»

В программе фестиваля заявлены два номера, которые ранее нигде не показывались, и в Брянске состоится их премьера. Интересно будет посмотреть на реакцию зрителей!

Наравне с новичками выступит заслуженный артист России Анатолий Купцов. Он покажет зрителям свой оригинальный эквилибр на пьедестале. Этот номер занесён в Книгу рекордов Гиннесса.

На суд зрителей будет представлен забытый жанр — музыкальная мнемотехника. Номер мнемотехники строится следующим образом. Один из исполнителей, находясь в зрительном зале, предлагает своему партн ёру — девушке, стоящей на манеже с плотной чёрной повязкой на глазах, угадать, какой предмет дер жит в руках зритель. Закодированная информация о предмете передаётся с помощью простой мелодии, которую артист наигрывает на гитаре. А девушка с детальной точностью называет предмет. Вплоть до марки мобильного телефона! Сейчас в России осталась всего одна пара, которая работает в этом жанре — супруги Ростовцевы. Они-то и выступят на сцене брянского цирка.

В номере «Случай с гусаром» под руководством Анатолия Собачко воздушные гимнасты покажут свою программу на подвесной раме «бамбук», специально разработанной для этого представления. Юрий Краснов представит свой уникальный, не имеющий аналогов в мире, номер «Шар на канате». Вместе с ним под куполом цирка щекотать нервы зрителей будут его супруга Галина и дочь Жанна.

В общем, мы собрали на фестивале все популярные жанры циркового искусства, кроме жонглирования. Достойного жонглёра, свободного в данный период, я не нашёл. А проходного брать не хотелось. Не тот уровень!

— Кажется, сейчас я задам очень популярный вопрос: а животные будут?

— Как же без них! Детям непременно понравится эффектный номер с далматинцами. Собаки просто очаровательные! С точки зрения дрессуры интересным окажется номер «Фауна дикой природы» под руководством Серго Самхарадзе — единственного представителя большой цирковой династии среди всех участников конкурсной программы. В аттракционе участвуют австралийские буйволы, собаки и медведи.  Причём медведи и собаки не просто катаются на буйволах, а преодолевают различные препятствия, перепрыгивают с одного животного на другое. Завершается аттракцион тем, что Серго Самхарадзе взваливает  дного из 200-килограммовых медведей к себе на спину. Вот таким ярким аккордом будет заканчиваться каждое фестивальное выступление.

— Станислав Леонович, на кого рассчитан фестиваль? Какого зрителя вы хотели бы увидеть в зале?

— В цирк могут прийти и бабушка с внуком, и молодой человек с девушкой, и семья в полном составе… Мне очень нравится, что в последние полгода в брянский цирк стала ходить молодёжь. Поначалу я был шокирован: на первых представлениях я не увидел ни одного студента или юноши с девушкой. Потом приехали с гастролями артисты водного шоу, рассчитанного в основном на взрослую аудиторию. Эффект тот же. Кстати, мне ещё высказывали претензии, мол, мы тут с детьми пришли, а у вас тётки полуголые! И никтоне обращал внимания на высокий уровень хореографии, мастерство артистов и прекрасно поставленный балет на воде.

— Хорошо это или плохо, что цирк стал искусством «для детей»?

— Не будем давать оценок. Это просто перекос нашего времени. Лучше придумать способ изменить сложившееся отношение к цирку. К примеру, имиджевую рекламу фестиваля я специально сделал без крокодильчиков и слоников — без всего этого бардака. Чтобы осталось лишь ощущение искусства, театра, зрелища. И всё равно спрашивали: «А что животных разве не будет?» Поэтому в рекламные ролики для ТВ я всё-таки включил фрагмент выступления Серго Самхарадзе.

— Станислав Леонович, вы придумали необычную форму общения со зрителем — голосование. Как вы думаете, удастся ли создать ощущение полного диалога со аудиторией на время фестиваля? И вообще нужен ли этот диалог?

— Мы придумали много способов общения со зрителем. Ведущий Василий Никонов будет рассказывать о каждом цирковом жанре, представляя очередной номер программы. Зрители соскучились по хорошей информации, по диалогу, и такая просветительская деятельность окажется крайне интересной.

Каждый зритель сможет высказать своё мнение, проголосовав за наиболее понравившийся номер: на сайте или в фойе цирка. Кстати, в Интернете можно будет проследить, на каком месте в рейтинге находится любимый артист. На мой взгляд, нужно перестать относиться к зрителям как к статичным наблюдателям процесса, происходящего на сцене.

Также на нашем сайте БРЯНСКИЙЦИРК.РФ можно забронировать билеты, уточнить расположение мест в зрительном зале, узнать новости, задать вопросы руководству, посмотреть видео и т. д. И это тоже одна из форм общения со зрителем. За полгода мы поднялись с 458 места на 10-е в рейтинге брянских сайтов и занимаем первое место среди интернет-страничек региональных цирков России.

— Станет ли проведение фестиваля циркового искусства в Брянске хорошей традицией?

— Не будем загадывать. В любом случае первый фестиваль точно состоится, а дальше — время покажет.

«Солнцезащитный» цирк

— Какие ещё изменения в ближайшее время ожидают брянский цирк?

— Вместе с Василием Никоновым мы решили открыть цирковую студию на базе цирка. Знаете, я проводил  своеобразный эксперимент — водил детишек закулисы. Хоть там и разруха пока, но дети испытывали искренний восторг, когда лично  знакомились с клоунами, видели слонов или лошадей… Цирковая студия станет хорошим начинанием. Вести уроки в ней будут Василий Васильевич и его дочь Маша. Он прекрасный акробат, манипулятор, иллюзионист, жонглёр — до сих пор семью предметами может жонглировать! Маша — талантливый хореограф, к тому же и она владеет некоторыми цирковыми жанрами.

— Насколько дорогим будет это удовольствие для брянских детей?

— Плата будет дифференцированной. Действительно талантливый ребёнок получит возможность заниматься бесплатно. Но и для  остальных цена занятий окажется невысокой. Мы ведь не деньги планируем заколачивать, а развивать новое для города направление.

— Для чего это необходимо?

— В целом для развития российского цирка. Талантливые артисты должны оставаться в нашей стране. Ведь на сегодняшний день у нас появился серьёзный конкурент — «Цирк дю Солей». И его экспансия уже достигла чудовищных размеров на российском рынке. В каждом крупном городе имеются собственные агенты этой организации. Тренеры по акробатике и гимнастике ежемесячно получают деньги только лишь за то, что отбирают талантливых детей для «Цирка Солнца». Как-то я разговаривал с одним таким тренером. Он сказал: «Зачем мне отдавать тебе талантливого ребёнка? Я получаю свои сто долларов в месяц, и мне невыгодно
их терять». «Цирк дю Солей» — это наша новая болячка. Они тратят огромные средства на то, чтобы добиться полнейшей монополии в сфере циркового искусства. И им это удаётся во многих странах, кроме… России!

— А как же мечта многих российских цирковых артистов работать в «Цирке дю Солей»?

— Всё дело в животных. Во многих странах цирк с животными считается антигуманным. Такова принципиальная позиция и руководства «Цирка Солнца». При этом русский цирк трудно представить без дрессуры. Добиться широкой популярности в нашей стране могут в основном династии дрессировщиков. Многие известные дрессировщики начинали карьеру в качестве акробатов, жонглёров, эквилибристов… То есть работа с крупными животными или хищниками в цирковой среде считается высшим профессиональным достижением. Цирк с животными — это наша национальная традиция. А гимнасты… они и так уже многие в «Цирке дю Солей».

Премьера: фестиваль электронной музыки в Брянске!

— Станислав Леонович, а как будут решатся вопросы с долгами цирка коммунальщикам?

— Брянский цирк сейчас переживает нелёгкие времена. В таком же плачевном состоянии находятся многие цирки страны: тверской, самарский, ростовский… В связи с реорганизацией теперь это всего лишь филиалы казённого предприятия «Росгосцирк». Благодаря помощи губернатора Николая Денина долги по коммунальным платежам, налогам и арендной плате на землю были временно заморожены. Поэтому у брянского цирка появилось время, чтобы осуществить ряд проектов и начать зарабатывать деньги. Хорошо, что власти понимают: цирк, как учреждение ультуры, необходимо сохранить. Нам и в дальнейшем обещали оказывать поддержку.

— Кстати, недавно брянские СМИ наперебой писали о проекте создания на базе цирка многофункционального молодёжного центра, включающего дискотеку, фитнес-клуб, кинотеатр… Неужели всё это когда-то станет возможным?

— Пока речь идёт только о молодёжном проекте, связанном с глобальным фестивалем электронной музыки. И уже сегодня создана инициативная группа, включающая представителей молодёжного движения  Брянщины. Разработана и представлена на рассмотрение губернатором программа создания фестиваля.

— Глобальный фестиваль электронной музыки… В чём его качественное отличие от того, что есть на сегодняшний день в Брянске?

— Отличительной особенностью фестиваля станет особая организация танцевальной площадки. Пока я засекретил только саму конструкцию-трансформер и её применение относительно здания цирка. Примером для неё стала известная дискотека «Опера», которая находится в испанской столице. Это один из самых дорогих ночных клубов мира, куда приходит даже королевская семья. И это притом, что развлечение доступно и для простых студентов. Дискотека располагается в старом здании оперного театра в самом центре Мадрида. Основной танцпол находится в партере театра — там тусуется молодёжь. Для нижнего танцпола формируется вся музыкальная начинка. Более состоятельные люди могут купить билет в амфитеатр. Стоит он приблизительно 140 евро. Следующая зона отдыха — балкон. Чтобы попасть туда необходимо заплатить 500 евро. А вот на следующий уровень, в VIP-зону, можно попасть только по приглашению самого хозяина клуба. Спуститься на уровень ниже может каждый участник, а подняться — нет.

Мне очень понравилась эта идея: простая и в то же время оригинальная. Во-первых, все одновременно находятся в одном месте. При этом общество не смешивается, никто друг друга не конфузит. Поначалу меня обвиняли: «Ты хочешь расслоить общество!» Но постойте, разве оно уже не расслоено? Просто в такой форме всем удобнее находиться вместе в масштабах одного глобального мероприятия.

— А как же цирк в традиционном его понимании? Не помешает ли фестиваль организации обычных цирковых представлений?

— Цирк останется цирком. Фестиваль будет проводиться не чаще одного раза в шесть месяцев. Планируется, что это будет двухдневное мероприятие, способное собрать от 3000 до 5000 участников. На время его проведения цирк превратится в трёхуровневый танцпол, а после окончания фестиваля конструкция будет разобрана, и место займут традиционные цирковые представления. Наша глобальная задача — собрать вместе людей, провести серьёзную подготовительную и идеологическую работу, объединить молодёжь под флагом общей идеи.

Сегодня электронная музыка — это сложившаяся субкультура со своей историей, традицией, направлениями. Есть вершина этого айсберга — творчество голландского музыканта и диджея Армина ван Бюрена. На сегодняшний день он создаёт самые эклектичные композиции, он не делит музыку на жанры или поджанры. На него мы и будем равняться. Возможно, известный музыкант станет участником первого фестиваля электронной музыки в Брянске.

Немаловажная составляющая проекта — совершенствование визуального ряда. Сменяющийся видеоряд на огромных экранах, голографические инсталляции, выступление воздушных гимнастов под куполом цирка… Мы попробуем создать мир галлюцинации в реальности.

Планируется оформить фойе цирка экспонатами постоянно действующей выставки. Задолго до начала фестиваля на нашем сайте состоится конкурс лучших фотографий, картин, дизайнерских работ, посвящённых теме борьбы с наркотиками. Лучшие произведения искусств будут выставлены в фойе цирка. Понравившиеся работы можно будет приобрести в частные коллекции.

Фестиваль электронной музыки в глобальном смысле может повысить авторитет Брянской области в масштабах России, а также сформировать целое молод ёжное движение. Ведь организаторам «Казантипа» это удалось…

Фотограф, галерист, бизнесмен…

— Станислав Леонович, расскажите о себе. Как вы оказались в сфере циркового искусства?

— Я – коренной москвич. По первому высшему образованию я инженер-механик автомобильного транспорта. Хотя с детства мечтал стать художником. После окончания школы хотел подать документы в Строгановку, но там не было военной кафедры. Поэтому и поступил в Московский инженерно-строительный институт. После его окончания несколько лет работал на флагмане автомобильной промышленности — ЗИЛе. Затем по комсомольской путёвке на пять лет отправился в Сургут, где получил должность начальника автоцентра на Заводе имени Лихачёва. В Москву вернулся в начале лихих девяностых. Начал заниматься бизнесом. Параллельно реализовывал свои таланты в качестве фотографа. Никогда не работал с «цифрой», снимал только на плёнку. Уверен: плёнка обладает магией и способна запечатлеть то, что не видно человеческому глазу. Плёнка видит ментальное тело, а «цифра» только физическое.

В цирк меня пригласил Александр Калмыков. В 1997 годы мы работали над созданием большого проекта «Цирк высокой моды». Мне сразу понравилась идея этого инновационного циркового зрелища: одновременно на сцене должны были выступать артисты оригинальных жанров, а модели демонстрировать одежду. Спектакль был разбит на тематические блоки, посвящённые отдельным порокам человечества. Мы создали 150 авторских костюмов, набрали труппу, сделали грамотный промоушн в европейских странах… Но проект так и не был реализован. На некоторое время Саша Калмыков и я ушли из цирка. Недавно он снова вернулся в систему и возглавил компанию «Росгосцирк».

— А как вы оказались в Брянске?

— Опять же по приглашению Александра Калмыкова.

На тот момент я уже многое попробовал в этой жизни, в том числе организовал небольшую галерею, и уже начал немного скучать. С брянским цирком у меня связано много новых идей, планов, проектов… Теперь я живу между двумя городами: Брянском и Москвой, где осталась моя семья. Но мне самому это интересно! Тем более что удалось наладить взаимопонимание с властями. Думаю, многие проекты нам удастся воплотить в жизнь.

Уверен: не стоит превращать цирк в шоу-бизнес — некую систему заколачивания денег. Ведь цирковое искусство изначально основано на ценностях: подвиге, самоотверженности, преодолении человеческих возможностей. Именно эту культуру мы должны нести людям. Для этого нужна помощь и  серьёзная поддержка государственной власти. Уже сегодня намечены серьёзные реформы, и государство планирует вкладывать деньги в развитие циркового искусства.

Что касается брянского цирка, то уже можно говорить о первых шагах к успеху. Нам удалось организовать фестиваль циркового искусства, пусть не такой масштабный, но первый! Вернулся Василий Никонов — появилась возможность организовать цирковую студию. Готовятся к реализации интересные проекты. Что ж, будем работать!

Александра САВЕЛЬКИНА.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА.

4612

Комментарии

Артур 08.06.2012 17:42:33

Слышал о планах создания при брянском цирке детской цирковой школы. Прекрасная идея! Лучшим руководителем её мог бы быть Василий Василиевич Никонов (кажется, он не против). Еще в середине 70-х годов он вел цирковую студию при дворце пионеров в Брянске. Я с удовольствием в ней занимался, сейчас с благодарностью вспоминаю Василия Васильевича. Артур Пиреев. Саратов. 8.06.12.

Добавить комментарий

Имя
Комментарий