«Маугли»: от обезьяны к человеку за полтора часа
В нашем городе с успехом прошла премьера первого в истории Брянска мюзикла «Маугли». Вечные постулаты закона джунглей приобрели совершенно новое звучание. Зрителей поразило живое исполнение, профессионально поставленные танцы, яркая современная музыка и великолепная игра актёров. «Брянская ТЕМА» побывала за кулисами областного театра драмы и разузнала, как рождался музыкальный спектакль.
Постановкой мюзикла «Маугли» Брянский драматический театр продолжил ряд творческих экспериментов, начавшихся в нашем городе ещё в прошлом году. Так, немногим меньше года назад в Брянском театре кукол состоялась премьера спектакля-концерта «Puppet show – Привет! Бонжур! Хэллоу!», следующим эстафету подхватил Брянский государственный цирк, на арене которого состязались известные цирковые артисты в рамках первого в городе циркового фестиваля. «Маугли» — это тоже своего рода эксперимент. Во-первых, спектакль получился по-настоящему семейным. Во-вторых, это первая в Брянске постановка в популярном нынче жанре мюзикла.
«Подобные творческие эксперименты напрямую связаны со временем, — рассказывает директор област ного театра драмы Юрий Пояркин. — Классический театр всегда ассоциировался с драматическим искусством, и у нас, как прежде, ведётся работа над спектаклями в традиционных для театра жанрах. Однако современному зрителю интересно и другое направление — музыкальное, песенное. Мюзикл „Маугли “ оказался очень кстати. В нём у каждого героя свой музыкальный стиль: джаз, блюз, рэп, рок-н-ролл… Как результат, музыка оказывается интересной для широкой аудитории, в том числе и взрослой.
Режиссёром-постановщиком «Маугли» стал заслуженный артист России Вячеслав Шляхтов, работающий в Государственном академическом театре «Московская оперетта». Балетмейстер — заслуженная артистка России Ирина Корнеева, которая ставила танцы для известного мюзикла «Монте-Кристо».
»Идея поставить «Маугли» в Брянске родилась, когда я впервые посмотрел этот мюзикл в театре «Московская оперетта“, — вспоминает Юрий Пояркин. — Кажется, в тот же вечер я рассказал о своей задумке режиссёру Вячеславу Шляхтову, с которым у меня сложились давние партнёрские отношения. Тому идея понравилась, и вскоре Вячеслав приехал в Брянск — посмотреть труппу. Он посетил несколько наших спектаклей и согласился принять участие в постановке. Столичному режиссёру понравилось, что актёры хорошо танцуют, обладают вокальными данными и двигаются на сцене весьма пластично. Жанр мюзикла оказался возможен на брянской сцене, и в октябре начались первые репетиции».
В роли героев фэнтези-мюзикла «Маугли» выступают исключительно брянские актёры, студенты колледжа культуры и даже… ученики школ. Дмитрий Ненахов, исполнитель главной роли, рассказывает такую историю по этому поводу: «Во время новогодних каникул мы показали „Маугли“ 34 раза, и практически после каждого спектакля к нам подходили люди и спрашивали: откуда мы приехали с гастролями, в каком столичном театре работаем. Приходилось объяснять, что свои мы, брянские!»
8 бандерлогов, 8 волков, 2 маугли…
Вместе с выпускником Орловского государственного института искусств и культуры Дмитрием Ненаховым в мюзикле «Маугли» задействованы актёры Игорь Игнатов (Шер-хан), Юрий Мартюшин (Табаки), Михаил Лаврушин (Акела), Дмитрий Кузин (Каа), Олег Чиганов (Балу), Ксения Ланская (Девушка из деревни), Юлия Филиппова (Белая кобра) и многие другие исполнители.
«Разумеется, спектакль получился особенным, — комментирует директор театра. — Он значительно отличается от мюзикла, поставленного на московской сцене. Во-первых, была подобрана новая команда. Режиссёр-постановщик, художник по костюмам и балетмейстер, хоть и являются сотрудниками „Московской оперетты“, но работали над созданием «Маугли» впервые. Они привнесли своё виденье в проект.
Во-вторых, мы не просто «скопировали» весь мюзикл, а воссоздали его заново. Например, идеи автора костюмов, московского дизайнера Саши Галиуллиной, воплощали в жизнь сотрудники нашего пошивочного цеха. Мастера-швеи поначалу немного испугались такой сложной работы. Костюмы необычные, время на создание было ограничено, да и количество их оказалось внушительным: восемь обезьян-бандерлогов, восемь волков, два Маугли… Трудно было поначалу, но справились. Иногда даже за полночь уходили и на дом работу брали. Зато результат налицо! Только два костюма шили в Москве — облачения Шер-хана и Павлина. Для них необходима была печатная ткань, которую сложно найти в Брянске.
Балетмейстер Ирина Корнеева была в восторге от того, что происходило во время репетиций. Актёры прекрасно понимали её установки и выполняли сложные задачи на высоком профессиональном уровне.
Конечно, у брянского театра драмы и театра «Московской оперетты» разные технические возможности. Но и эту дистанцию нам удалось максимально сократить. Что говорить, до декабря прошлого года в театре было всего два радиомикрофона, а без соответствующей техники жанр мюзикла просто несостоятелен. Актёры ведь должны петь вживую…
Проблему помогло решить областное управление культуры. Благодаря подоспевшему вовремя финансированию нам удалось приобрести удобные гарнитуры-микрофоны, приборы заливного света, технику для звуковых эффектов, стробоскопы и специальные сканеры. Раньше об этом можно было только мечтать! И то, что у нас маленькая сцена для постановки мюзикла, тоже не беда. Всё удалось вместить в имеющийся «размер“: и тонкости сценария, и сюжет, и сложные сценические движения!»
Руководитель театра поделился и некоторыми нештатными ситуациями, происходившими во время репетиций мюзикла. Оказывается, параллельно с «Маугли» в театре готовилась к премьере сентиментальная комедия «Касатка».
Многие актёры оказались задействованы одновременно в двух проектах, нужно было
Или другая история: каждый день актёры подолгу репетировали сложный танец волков, во время которого требовалось эстетично приседать и подпрыгивать, героически падать на пол и не менее героически вставать. И всё приходилось делать в ритме и темпе современной музыки, написанной специально для «Маугли». В первый же день актёры умудрились набить столько синяков и ссадин, что директору пришлось отправиться в аптеку и закупить мази, бинты, лечебные кремы и прочие снадобья. Мюзикл мюзиклом, а актёров беречь надо!
Кстати, подобные закулисные истории имеются у каждого участника «Маугли». Своими небольшими рассказами исполнители главных ролей поделились с «Брянской ТЕМОЙ».
Джунгли «вживую»
»У меня в мюзикле одновременно три роли, — рассказывает выпускница Брянского колледжа культуры Ксения Ланская. — Это очень сложно, потому что много сил уходит на переодевания. Самая короткая пауза между выходами на сцену составляет всего три с половиной минуты. Первый образ — райская птица, второй — бандерлог, третий — возлюбленная Маугли. Выходит, что в рамках одного спектакля, если верить теории Дарвина, я прохожу весь процесс эволюции из обезьяны в человека. Больше всего мне нравится роль обезьяны — тут уже можно оторваться по полной! А девушку из деревни люблю за женственность, за её искреннюю любовь к главному герою.
Когда в детстве мама читала мне сказку «Маугли», я представляла себя на месте главной героини. И, работая над спектаклем, мне хотелось воплотить на сцене эти чистые детские воспоминания. Вообще, «Маугли» — это такой же «Гамлет», только для детей. Классика, которая всегда звучит по-новому.
Балетмейстер Ирина Корнеева приезжала на репетиции всего на несколько дней. В эти счастливые дни мы с Димой уходили, как правило, за полночь. Не просто уходили, нас… прогоняли домой! Потому что процесс подготовки затягивал настолько, что об отдыхе мы даже и не думали. Просто хотелось петь и танцевать!
После одного из выступлений ко мне подошла зрительница и сказала, что в этом году ей с детьми удалось побывать на кремлёвской ёлке, и она просто счастлива, что пришла на премьеру «Маугли“. Потому что наше выступление ей понравилось больше. Было очень приятно услышать такой комплимент!»
“А мне сначала не досталось роли в мюзикле, — делится своей историей одна из трёх Багир Марина Финогенова. — Меня пригласили в “Маугли» на какую-то второстепенную роль уже после начала репетиций, а потом режиссёр присмотрелся и дал мне роль. Самый волнительный момент в подготовке мюзикла был, когда мы впервые надели микрофоны. Режиссёр, да чего скрывать, и мы тоже — все очень боялись, что не сможем петь вживую. Ведь первоначально планировалось записать наши партии в студии, чтобы потом крутить их как фонограмму. Но когда режиссёр прослушал нас, то очень обрадовался — с вокальными данными у труппы всё в порядке. В «Маугли» мы все поём вживую! Но нужно было ещё и танцевать…
Наш балетмейстер придумывала «рисунок» танца у себя дома в Москве, а потом делала записи на компьютер. Она рассказывала, как однажды её муж, тоже профессиональный танцор, заглянул в её компьютер и воскликнул: «Ты делаешь очень сложные танцы! Неужели они смогут это воплотить?“ Но Ирина в нас верила. И когда её супруг приехал на одну из репетиций в Брянск, он был очень удивлён тем, как быстро мы научились всем этим сложным трюкам. В мюзикле задействованы студенты-четверокурсники Брянского колледжа культуры, и одной девушке даже пришлось бросить работу, чтобы получить маленькую роль!»
Ложечка коньячку… для храбрости!
Роль хромого тигра Шер-хана исполняет актёр Игорь Игнатов — лауреат конкурса в номинации «Театральное творчество» за исполнение роли чеченского разведчика Бауди в спектакле «Белый танец. (Вера. Надежда. Война)» по пьесе нашего земляка писателя Николая Иванова. Актёр так рассказывает о своём новом театральном перевоплощении: «В злом ищи хорошее. Шер-хан не виноват, что родился хромым. Вот я его и оправдываю: маленький тигрёнок повредил ножку, не может поймать добычу, оттого и злится на весь мир. К тому же я один, а их вон сколько… Неужели у нас в реальной жизни мало таких Шер-ханов? В каждом мужчине живут Шер-хан и Маугли, в каждой женщине — Багира и Девушка из деревни.
Все мы прежде всего драматические артисты. Тем и ценны, как сказал режиссёр. Потому что в мюзиклах обычно работают танцоры и певцы, а мы в этом деле любители. Музыка и пение для драматического актёра — это второстепенное, на первом месте — переживание, душа. И мне кажется, в некоторых случаях лучше оставаться любителем, который от слова «любить»…
Во время музыкального прослушивания режиссёр должен был решить, приглашать преподавателей по вокалу или нет. На третий день он вынес вердикт: «Нет, ребята, я вас портить не стану! Если начнёте учиться петь, то только и будете думать, как нотку вытянуть, как лучше темп держать, и про роль совсем забудете. Вы и так отлично справляетесь!»
По сюжету сказки Киплинга Шер-хана повсюду сопровождает шакал Табаки. В жизни исполнители ролей также проводят много времени вместе — у них одна гримёрка на двоих. Табаки, он же молодой артист Юрий Мартюшин, оказался очень скромным, хотя даже директор театра в беседе отметил, что Юрий невероятно преобразился в этой роли. И всё же он с куда большим удовольствием рассказывал про Маугли-Ненахова, чем про себя: «Самое удивительное в подготовке спектакля — выбор актёра на главную роль. В прошлом году режиссёр посмотрел спектакль „Игроки“, где Дима играет одну из ролей, и сразу сказал, что Маугли у нас уже есть. В принципе с этого всё и началось».
«Тот, с которого всё началось», — двадцатишестилетний исполнитель главной роли Дмитрий Ненахов знаком брянскому зрителю по таким постановкам, как «Игроки», «В ожидании первой луны», «Анчутка». В областном театре драмы Дима работает полтора года. Первая роль — гном в «Белоснежке». Говоря про «Маугли», Дима серьёзен: «Мы не играем животных, нам не нужно мяукать, кривляться, рычать. Наша главная цель — показать человеческие отношения в декорациях мира животных. Надеюсь, у нас это получилось.
Из необычных случаев вспоминается, как однажды я сорвал голос. Говорить мог, но пение давалось с огромным трудом. Было это во время школьных каникул, когда мы показывали по три спектакля в день. После первого выступления меня отвезли в врачу-фониатру Алексею Гуревичу ( «Брянская ТЕМА» рассказывала об этом замечательном специалисте), и он практически за полчаса вернул мне голос.
Мюзикл «Маугли» стал дебютной работой и для нашего нового звукооператора Павла Рябова. Он очень помогал нам, актёрам. Три спектакля в день без фонограммы — неимоверно сложно. Иногда связки не выдерживали. Я подходил к Паше, объяснял ситуацию, и он помогал мне технически «вытягивать“ нотки».
Исполнители ролей в мюзикле вспомнили и про самый страшный сон для артиста — когда выходишь на сцену, а текст вспомнить не можешь. В жизни такое тоже случается. Особенно, когда все партии исполняются вживую. Например, однажды Дмитрий Ненахов начал читать слова своей мамы-волчицы, но вовремя спохватился. Зато один из трёх исполнителей роли маленького Маугли, ученик 2 «Б» школы № 4 Егор Цыганков знает почти весь сценарий наизусть. «Самое сложное в работе актёра — смотреть на зрителей. Меня это немножко смущает, — признаётся Егор. — Мама посоветовала узнать, что делают в таких случаях взрослые актёры. Я спросил, а они говорят: „Ложечку коньячку пьём!“
Когда я стою за кулисами, внимательно слушаю других актёров. Думаю, любая роль мне уже по силам. Но мне самому очень хочется играть взрослого Маугли. Однажды, когда у Димы подсел голос, он обещал, что в следующий раз даст доиграть мне свою роль! Ну, если опять голос пропадёт…»
«Кабаре» на брянской сцене
По признанию критиков, премьера первого в Брянске мюзикла прошла с огромным успехом. Зрители с восторгом воспринимали игру актёров, любовались декорациями, восхищались игрой света на цене. Актёры, в свою очередь, получали удовольствие от игры, а в некоторые моменты (например во время танца бандерлогов) попросту куражились.
Юрий Пояркин пообещал, что это не последняя музыкальная премьера в Брянске. В планах поставить мюзикл «Кабаре», рассчитанный на взрослую публику. Тем более что за плечами у нового руководителя театра имеется огромный опыт в производстве музыкальных спектаклей. Без малого три десятилетия Юрий Иванович проработал в Забайкальском краевом драматическом театре — начиная с 1994 года и до своего назначения в Брянск был его руководителем. За время его работы в должности директора состоялись премьеры мюзиклов: «Кабаре», «Левша», «Прекрасная леди», «Биндюжник и король» и многих других.
»Я всю жизнь занимался «организацией» зрителя, — признаётся Юрий Иванович. — Это одна из основных составляющих в работе руководителя театра. Чтобы человек пришёл на спектакль, его нужно
В этом году нам предстоит провести двадцатый юбилейный фестиваль «Славянские театральные встречи». Всё должно быть организовано на очень высоком уровне. Планируется продолжить гастрольную деятельность, уже есть договорённость с театрами Одессы и Екатеринбурга. Также мы претворяем в жизнь интересную идею — проведение фестиваля «Дни Одессы в Брянске». Директор Русского драматического театра (Одесса) уже поддержал этот проект. В рамках фестиваля в Брянске будет представлены книги об этом городе, изобразительное искусство, зрители смогут посмотреть замечательный спектакль «Одесса у океана». Мы постараемся превратить это в настоящий праздник для жителей нашего города. «Маугли“ только лишь разжёг огонь творчества, наша цель — не дать ему погаснуть!»
Александра САВЕЛЬКИНА.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА.
5665
Добавить комментарий