«Маугли»: от обезьяны к человеку за полтора часа

В нашем городе с успехом прошла премьера первого в истории Брянска мюзикла «Маугли». Вечные постулаты закона джунглей приобрели совершенно новое звучание. Зрителей поразило живое исполнение, профессионально поставленные танцы, яркая современная музыка и великолепная игра актёров. «Брянская ТЕМА» побывала за кулисами областного театра драмы и разузнала, как рождался музыкальный спектакль.

Постановкой мюзикла «Маугли» Брянский драматический театр продолжил ряд творческих экспериментов, начавшихся в нашем городе ещё в прошлом году. Так, немногим меньше года назад в Брянском театре кукол состоялась премьера спектакля-концерта «Puppet show – Привет! Бонжур! Хэллоу!», следующим эстафету подхватил Брянский государственный цирк, на арене которого состязались известные цирковые артисты в рамках первого в городе циркового фестиваля. «Маугли» — это тоже своего рода эксперимент. Во-первых, спектакль получился по-настоящему семейным. Во-вторых, это первая в Брянске постановка в популярном нынче жанре мюзикла.

«Подобные творческие эксперименты напрямую связаны со временем, — рассказывает директор област ного театра драмы Юрий Пояркин. — Классический театр всегда ассоциировался с драматическим искусством, и у нас, как прежде, ведётся работа над спектаклями в традиционных для театра жанрах. Однако современному зрителю интересно и другое направление — музыкальное, песенное. Мюзикл „Маугли “ оказался очень кстати. В нём у каждого героя свой музыкальный стиль: джаз, блюз, рэп, рок-н-ролл… Как результат, музыка оказывается интересной для широкой аудитории, в том числе и взрослой.

Режиссёром-постановщиком «Маугли» стал заслуженный артист России Вячеслав Шляхтов, работающий в Государственном академическом театре «Московская оперетта». Балетмейстер — заслуженная артистка России Ирина Корнеева, которая ставила танцы для известного мюзикла «Монте-Кристо».

»Идея поставить «Маугли» в Брянске родилась, когда я впервые посмотрел этот мюзикл в театре «Московская оперетта“, — вспоминает Юрий Пояркин. — Кажется, в тот же вечер я рассказал о своей задумке режиссёру Вячеславу Шляхтову, с которым у меня сложились давние партнёрские отношения. Тому идея понравилась, и вскоре Вячеслав приехал в Брянск — посмотреть труппу. Он посетил несколько наших спектаклей и согласился принять участие в постановке. Столичному режиссёру понравилось, что актёры хорошо танцуют, обладают вокальными данными и двигаются на сцене весьма пластично. Жанр мюзикла оказался возможен на брянской сцене, и в октябре начались первые репетиции».

В роли героев фэнтези-мюзикла «Маугли» выступают исключительно брянские актёры, студенты колледжа культуры и даже… ученики школ. Дмитрий Ненахов, исполнитель главной роли, рассказывает такую историю по этому поводу: «Во время новогодних каникул мы показали „Маугли“ 34 раза, и практически после каждого спектакля к нам подходили люди и спрашивали: откуда мы приехали с гастролями, в каком столичном театре работаем. Приходилось объяснять, что свои мы, брянские!»

8 бандерлогов, 8 волков, 2 маугли…

Вместе с выпускником Орловского государственного института искусств и культуры Дмитрием Ненаховым в мюзикле «Маугли» задействованы актёры Игорь Игнатов (Шер-хан), Юрий Мартюшин (Табаки), Михаил Лаврушин (Акела), Дмитрий Кузин (Каа), Олег Чиганов (Балу), Ксения Ланская (Девушка из деревни), Юлия Филиппова (Белая кобра) и многие другие исполнители.

«Разумеется, спектакль получился особенным, — комментирует директор театра. — Он значительно отличается от мюзикла, поставленного на московской сцене. Во-первых, была подобрана новая команда. Режиссёр-постановщик, художник по костюмам и балетмейстер, хоть и являются сотрудниками „Московской оперетты“, но работали над созданием «Маугли» впервые. Они привнесли своё виденье в проект.

Во-вторых, мы не просто «скопировали» весь мюзикл, а воссоздали его заново. Например, идеи автора костюмов, московского дизайнера Саши Галиуллиной, воплощали в жизнь сотрудники нашего пошивочного цеха. Мастера-швеи поначалу немного испугались такой сложной работы. Костюмы необычные, время на создание было ограничено, да и количество их оказалось внушительным: восемь обезьян-бандерлогов, восемь волков, два Маугли… Трудно было поначалу, но справились. Иногда даже за полночь уходили и на дом работу брали. Зато результат налицо! Только два костюма шили в Москве — облачения Шер-хана и Павлина. Для них необходима была печатная ткань, которую сложно найти в Брянске.

Балетмейстер Ирина Корнеева была в восторге от того, что происходило во время репетиций. Актёры прекрасно понимали её установки и выполняли сложные задачи на высоком профессиональном уровне.

Конечно, у брянского театра драмы и театра «Московской оперетты» разные технические возможности. Но и эту дистанцию нам удалось максимально сократить. Что говорить, до декабря прошлого года в театре было всего два радиомикрофона, а без соответствующей техники жанр мюзикла просто несостоятелен. Актёры ведь должны петь вживую…

Проблему помогло решить областное управление культуры. Благодаря подоспевшему вовремя финансированию нам удалось приобрести удобные гарнитуры-микрофоны, приборы заливного света, технику для звуковых эффектов, стробоскопы и специальные сканеры. Раньше об этом можно было только мечтать! И то, что у нас маленькая сцена для постановки мюзикла, тоже не беда. Всё удалось вместить в имеющийся «размер“: и тонкости сценария, и сюжет, и сложные сценические движения!»

Руководитель театра поделился и некоторыми нештатными ситуациями, происходившими во время репетиций мюзикла. Оказывается, параллельно с «Маугли» в театре готовилась к премьере сентиментальная комедия «Касатка».

Многие актёры оказались задействованы одновременно в двух проектах, нужно было как-то совмещать репетиции. Тем более что режиссёр и балетмейстер мюзикла приезжали в Брянск только на несколько дней, а потом вновь возвращались в столицу. У молодой актрисы Юлии Филипповой в «Касатке» была одна из главных ролей. На репетициях комедии, особенно перед премьерой, приходилось проводить очень много времени. Но Юлии хотелось танцевать! В «Маугли» у неё маленькая, но очень яркая роль – Белая кобра. Вот и сбегала актриса с одной репетиции на другую.

Или другая история: каждый день актёры подолгу репетировали сложный танец волков, во время которого требовалось эстетично приседать и подпрыгивать, героически падать на пол и не менее героически вставать. И всё приходилось делать в ритме и темпе современной музыки, написанной специально для «Маугли». В первый же день актёры умудрились набить столько синяков и ссадин, что директору пришлось отправиться в аптеку и закупить мази, бинты, лечебные кремы и прочие снадобья. Мюзикл мюзиклом, а актёров беречь надо!

Кстати, подобные закулисные истории имеются у каждого участника «Маугли». Своими небольшими рассказами исполнители главных ролей поделились с «Брянской ТЕМОЙ».

Джунгли «вживую»

»У меня в мюзикле одновременно три роли, — рассказывает выпускница Брянского колледжа культуры Ксения Ланская. — Это очень сложно, потому что много сил уходит на переодевания. Самая короткая пауза между выходами на сцену составляет всего три с половиной минуты. Первый образ — райская птица, второй — бандерлог, третий — возлюбленная Маугли. Выходит, что в рамках одного спектакля, если верить теории Дарвина, я прохожу весь процесс эволюции из обезьяны в человека. Больше всего мне нравится роль обезьяны — тут уже можно оторваться по полной! А девушку из деревни люблю за женственность, за её искреннюю любовь к главному герою.

Когда в детстве мама читала мне сказку «Маугли», я представляла себя на месте главной героини. И, работая над спектаклем, мне хотелось воплотить на сцене эти чистые детские воспоминания. Вообще, «Маугли» — это такой же «Гамлет», только для детей. Классика, которая всегда звучит по-новому.

Балетмейстер Ирина Корнеева приезжала на репетиции всего на несколько дней. В эти счастливые дни мы с Димой уходили, как правило, за полночь. Не просто уходили, нас… прогоняли домой! Потому что процесс подготовки затягивал настолько, что об отдыхе мы даже и не думали. Просто хотелось петь и танцевать!

После одного из выступлений ко мне подошла зрительница и сказала, что в этом году ей с детьми удалось побывать на кремлёвской ёлке, и она просто счастлива, что пришла на премьеру «Маугли“. Потому что наше выступление ей понравилось больше. Было очень приятно услышать такой комплимент!»

“А мне сначала не досталось роли в мюзикле, — делится своей историей одна из трёх Багир Марина Финогенова. — Меня пригласили в “Маугли» на какую-то второстепенную роль уже после начала репетиций, а потом режиссёр присмотрелся и дал мне роль. Самый волнительный момент в подготовке мюзикла был, когда мы впервые надели микрофоны. Режиссёр, да чего скрывать, и мы тоже — все очень боялись, что не сможем петь вживую. Ведь первоначально планировалось записать наши партии в студии, чтобы потом крутить их как фонограмму. Но когда режиссёр прослушал нас, то очень обрадовался — с вокальными данными у труппы всё в порядке. В «Маугли» мы все поём вживую! Но нужно было ещё и танцевать…

Наш балетмейстер придумывала «рисунок» танца у себя дома в Москве, а потом делала записи на компьютер. Она рассказывала, как однажды её муж, тоже профессиональный танцор, заглянул в её компьютер и воскликнул: «Ты делаешь очень сложные танцы! Неужели они смогут это воплотить?“ Но Ирина в нас верила. И когда её супруг приехал на одну из репетиций в Брянск, он был очень удивлён тем, как быстро мы научились всем этим сложным трюкам. В мюзикле задействованы студенты-четверокурсники Брянского колледжа культуры, и одной девушке даже пришлось бросить работу, чтобы получить маленькую роль!»

Ложечка коньячку… для храбрости!

Роль хромого тигра Шер-хана исполняет актёр Игорь Игнатов — лауреат конкурса в номинации «Театральное творчество» за исполнение роли чеченского разведчика Бауди в спектакле «Белый танец. (Вера. Надежда. Война)» по пьесе нашего земляка писателя Николая Иванова. Актёр так рассказывает о своём новом театральном перевоплощении: «В злом ищи хорошее. Шер-хан не виноват, что родился хромым. Вот я его и оправдываю: маленький тигрёнок повредил ножку, не может поймать добычу, оттого и злится на весь мир. К тому же я один, а их вон сколько… Неужели у нас в реальной жизни мало таких Шер-ханов? В каждом мужчине живут Шер-хан и Маугли, в каждой женщине — Багира и Девушка из деревни.

Все мы прежде всего драматические артисты. Тем и ценны, как сказал режиссёр. Потому что в мюзиклах обычно работают танцоры и певцы, а мы в этом деле любители. Музыка и пение для драматического актёра — это второстепенное, на первом месте — переживание, душа. И мне кажется, в некоторых случаях лучше оставаться любителем, который от слова «любить»…

Во время музыкального прослушивания режиссёр должен был решить, приглашать преподавателей по вокалу или нет. На третий день он вынес вердикт: «Нет, ребята, я вас портить не стану! Если начнёте учиться петь, то только и будете думать, как нотку вытянуть, как лучше темп держать, и про роль совсем забудете. Вы и так отлично справляетесь!»

По сюжету сказки Киплинга Шер-хана повсюду сопровождает шакал Табаки. В жизни исполнители ролей также проводят много времени вместе — у них одна гримёрка на двоих. Табаки, он же молодой артист Юрий Мартюшин, оказался очень скромным, хотя даже директор театра в беседе отметил, что Юрий невероятно преобразился в этой роли. И всё же он с куда большим удовольствием рассказывал про Маугли-Ненахова, чем про себя: «Самое удивительное в подготовке спектакля — выбор актёра на главную роль. В прошлом году режиссёр посмотрел спектакль „Игроки“, где Дима играет одну из ролей, и сразу сказал, что Маугли у нас уже есть. В принципе с этого всё и началось».

«Тот, с которого всё началось», — двадцатишестилетний исполнитель главной роли Дмитрий Ненахов знаком брянскому зрителю по таким постановкам, как «Игроки», «В ожидании первой луны», «Анчутка». В областном театре драмы Дима работает полтора года. Первая роль — гном в «Белоснежке». Говоря про «Маугли», Дима серьёзен: «Мы не играем животных, нам не нужно мяукать, кривляться, рычать. Наша главная цель — показать человеческие отношения в декорациях мира животных. Надеюсь, у нас это получилось.

Из необычных случаев вспоминается, как однажды я сорвал голос. Говорить мог, но пение давалось с огромным трудом. Было это во время школьных каникул, когда мы показывали по три спектакля в день. После первого выступления меня отвезли в врачу-фониатру Алексею Гуревичу ( «Брянская ТЕМА» рассказывала об этом замечательном специалисте), и он практически за полчаса вернул мне голос.

Мюзикл «Маугли» стал дебютной работой и для нашего нового звукооператора Павла Рябова. Он очень помогал нам, актёрам. Три спектакля в день без фонограммы — неимоверно сложно. Иногда связки не выдерживали. Я подходил к Паше, объяснял ситуацию, и он помогал мне технически «вытягивать“ нотки».

Исполнители ролей в мюзикле вспомнили и про самый страшный сон для артиста — когда выходишь на сцену, а текст вспомнить не можешь. В жизни такое тоже случается. Особенно, когда все партии исполняются вживую. Например, однажды Дмитрий Ненахов начал читать слова своей мамы-волчицы, но вовремя спохватился. Зато один из трёх исполнителей роли маленького Маугли, ученик 2 «Б» школы №   4 Егор Цыганков знает почти весь сценарий наизусть. «Самое сложное в работе актёра — смотреть на зрителей. Меня это немножко смущает, — признаётся Егор. — Мама посоветовала узнать, что делают в таких случаях взрослые актёры. Я спросил, а они говорят: „Ложечку коньячку пьём!“

Когда я стою за кулисами, внимательно слушаю других актёров. Думаю, любая роль мне уже по силам. Но мне самому очень хочется играть взрослого Маугли. Однажды, когда у Димы подсел голос, он обещал, что в следующий раз даст доиграть мне свою роль! Ну, если опять голос пропадёт…»

«Кабаре» на брянской сцене

По признанию критиков, премьера первого в Брянске мюзикла прошла с огромным успехом. Зрители с восторгом воспринимали игру актёров, любовались декорациями, восхищались игрой света на цене. Актёры, в свою очередь, получали удовольствие от игры, а в некоторые моменты (например во время танца бандерлогов) попросту куражились.

Юрий Пояркин пообещал, что это не последняя музыкальная премьера в Брянске. В планах поставить мюзикл «Кабаре», рассчитанный на взрослую публику. Тем более что за плечами у нового руководителя театра имеется огромный опыт в производстве музыкальных спектаклей. Без малого три десятилетия Юрий Иванович проработал в Забайкальском краевом драматическом театре — начиная с 1994 года и до своего назначения в Брянск был его руководителем. За время его работы в должности директора состоялись премьеры мюзиклов: «Кабаре», «Левша», «Прекрасная леди», «Биндюжник и король» и многих других.

»Я всю жизнь занимался «организацией» зрителя, — признаётся Юрий Иванович. — Это одна из основных составляющих в работе руководителя театра. Чтобы человек пришёл на спектакль, его нужно чем-то заинтересовать, в том числе различного рода премьерами. Наш новый главный режиссёр заслуженный деятель искусств России Борис Горбачевский намечает большую работу. Для нового репертуара планируется поставить «Свадьбу Кречинского», «Живой труп», трогательную мелодраму «Счастье моё». Работы всем хватит!

В этом году нам предстоит провести двадцатый юбилейный фестиваль «Славянские театральные встречи». Всё должно быть организовано на очень высоком уровне. Планируется продолжить гастрольную деятельность, уже есть договорённость с театрами Одессы и Екатеринбурга. Также мы претворяем в жизнь интересную идею — проведение фестиваля «Дни Одессы в Брянске». Директор Русского драматического театра (Одесса) уже поддержал этот проект. В рамках фестиваля в Брянске будет представлены книги об этом городе, изобразительное искусство, зрители смогут посмотреть замечательный спектакль «Одесса у океана». Мы постараемся превратить это в настоящий праздник для жителей нашего города. «Маугли“ только лишь разжёг огонь творчества, наша цель — не дать ему погаснуть!»

Александра САВЕЛЬКИНА.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА.

4836