Игры патриотов: серьёзно и по-взрослому
Скептики утверждают, и порой небезосновательно, что современная молодёжь не встанет на защиту Родины так дружно, самоотверженно, искренне, как это было в 1941 году. Дескать, не те подрастают люди в мире, где властвуют экономические отношения, не те у подростков приоритеты и ценности. Долго можно рассуждать на эту тему, но мы приведём лишь один факт: на Брянщине вот уже 20 лет существует Движение юных патриотов, насчитывающее более 70 тысяч участников по всей области. Возглавляет штаб организации ветеран войны, человек, который дошёл до Берлина, полковник в отставке — Семён Маркушевич. Своим мнением о современной молодёжи и патриотизме XXI века он поделился с «Брянской ТЕМОЙ».
— Семён Борисович, в этом году Движению юных патриотов на Брянщине исполнилось двадцать лет, и ровно столько же вы возглавляете эту общественную организацию. Расскажите, с чего всё начиналось?
— Патриотическое движение на Брянщине было, только называлось оно по-другому. Начиная с 1967 года в нашей области были созданы юнармейские отряды военно-спортивной игры «Зарница» для ребят-пионеров, а с 1972 года и комсомольские отряды игры «Орлёнок». Объединялись эти два направления в юнармейское движение, которое входило в состав всесоюзного.
Могу привести пример, насколько масштабной была организация. В 80-х годах вместе с детьми одной из брянских школы мы ездили на финал «Зарницы» в непропетровск, и там на поля выпускали настоящую технику — танки, артиллерийские орудия, вертолёты.
Потом Советский Союз распался, были ликвидированы пионерская и комсомольская организации. Не буду говорить про всю страну, но на Брянщине дети и педагогические коллективы были настолько патриотично настроены, что работа продолжалась без всяких организаций. В учебных заведениях проводились соревнования, конкурсы, финалы по системе «Зарница» и «Орлёнок». Называлось это по инерции юнармейским движением.
В 1992 году по рекомендации федерального центра мы стали называться Движением юных патриотов и официально оформили организацию. На первом собрании меня избрали начальником штаба ДЮП, в таком качестве я работаю и по сей день. Да и располагался штаб всегда в одном месте, во Дворце детского и юношеского творчества имени Ю.А. Гагарина.
В том же году мы провели первый областной финал ДЮП, в котором приняли участие порядка 30 юнармейских отрядов. К слову, сейчас на финалы приезжают не менее 40-50 отрядов из всех районов Брянской области.
В начале 90-х подобное движение было создано и в масштабах России, однако долго не просуществовало в силу различных причин. И на сегодняшний день Брянщина является одним из ведущих регионов страны в плане военно-патриотического воспитания учащихся в системе ДЮП.
— Семён Борисович, в этом году Движению юных патриотов на Брянщине исполнилось двадцать лет, и ровно столько же вы возглавляете эту общественную организацию. Расскажите, с чего всё начиналось?
— Думаю, что Брянская партизанская земля эмоционально подпитывает людей, заряжает энергией патриотизма. Ведь существуют регионы, где вообще не развито Движение юных патриотов, в некоторых же сохранилась только «Зарница» или соревнования проводятся, но не так масштабно, как на Брянщине. Например, в Краснодарском крае на последней «Зарнице» было всего 16 отрядов.
А у нас желающих на самом деле гораздо больше, но мы физически не можем всех разместить в оздоровительном лагере «Берёзка» в Белых Берегах — традиционном месте встречи юнармейцев. Приходится ограничивать районы и просить их присылать либо отряды на «Зарницу», либо на «Орлёнок».
«Солдата нужно хвалить!»
— Семён Борисович, как обычно происходят финалы «Зарницы» и «Орлёнка»?
— В день заезда проводится встреча друзей и обязательно дискотека. Куда же без этого! Правда, существуют ограничения по времени, которым мы придерживаемся, поэтому в десять вечера ребята отправляются спать. Открытие финала традиционно проходит на Партизанской поляне, куда приезжают представители администрации области, областной Думы, военкомата, МЧС и других организаций, заинтересованных в проведении подобных мероприятий. Как видите, заинтересованных лиц в области много.
Затем начинаются соревнования: конкурсы строевой и физической подготовки, интеллектуальное соревнование «Ратные страницы в истории Отечества», творческий конкурс «Визитная карточка», состязания по стрельбе, гражданской обороне, медико-санитарной подготовке, туристическая эстафета, тактическая игра на местности и многие другие интересные мероприятия. Финал длится десять дней. В вечернее время организуются концерты, дискотеки, посиделки у костра.
Обязательным является награждение победителей грамотами и памятными призами. Я очень хорошо запомнил слова своего командира. Когда я прибыл в полк ещё лейтенантом, он мне сказал: «Самое главное — замечать в делах солдат всё хорошее и как можно чаще хвалить их и благодарить за службу. Это сыграет гораздо большую роль, чем три наряда вне очереди».
— Какое из соревнований больше всего нравится ребятам?
— Военизированная тактическая игра на местности, туристическая эстафета «Один за всех и все за одного», стрельба и «Визитная карточка». Например, во время военизированной игры ребята разбирают настоящие автоматы, стреляют из пневматического оружия, преодолевают препятствия, метают гранаты, бегут кросс в противогазах. Эстафета достаточно насыщенная, но молодёжи нравится.
У нас кроме практической подготовки есть много соревнований и по основам военного дела. Школьники получают хорошую базу для дальнейшего прохождения службы в армии. Сейчас нет начальной военной подготовки, её заменил предмет ОБЖ, который даёт далеко не полный объём теоретических и практических знаний. ДЮП закрывает эту брешь. А финалы «Зарницы» и «Орлёнка» — это не единственное событие в нашем календарном плане, интересные мероприятия проводятся ежемесячно.
Женский род слова «лидер»
— Считается, что девочкам военная подготовка как таковая не нужна, им-то служить в армии не придётся. Несмотря на это, привлекаете ли школьниц к участию в «Зарнице» и «Орлёнке»?
— У нас по положению в каждой команде из семи человек — две девочки. И они не просто участвуют в играх, но и являются командирами взводов, процентов на тридцать точно!
Сегодня встречаются настолько авторитетные девчонки, что мальчики даже уступают им по лидерским качествам. В этом году в городском конкурсе командиров победила ученица школы № 9 Даша Доренко. Кстати, и отжимается она больше всех!
— Поблажки для девчонок предусмотрены? Всётаки слабый пол…
— Да, мальчики подтягиваются, а девочки отжимаются, у мальчиков кросс — два километра, у девочек — один. Вот и все поблажки!
— А как справляются школьники с интеллектуальными конкурсами? Знают ли они историю своей страны?
— Не просто знают, а хотят знать! Всё время
—Какие качества вам нравятся в современной молодёжи?
— Уважаю их душевное, заботливое отношение к ветеранам великой Отечественной войны. Это заметно в любом районе Брянщины, в каждом городе, на любой улице.
Нравится то, что наши дети перестали думать только лишь о том, какая профессия принесёт им финансовое обогащение — они мечтают работать по призванию. У многих есть потребность иметь работу по душе. И ведь если все будут на своих местах, тогда экономика и социальные вопросы в нашей стране улучшатся.
— Насколько сами дети заинтересованы участвовать в Движении юных патриотов?
— Одним нравится общение на сборах, другие мечтают о карьере военного. Многие юнармейцы после окончания школы поступают в высшие военные учебные заведения, становятся офицерами. Особенно ребята из сельской местности. Как бонус для своих участников штаб выдаёт рекомендацию для поступления, которая зачастую играет решающую роль. Даже тройка по математике в некоторых случаях компенсируется этой рекомендацией.
«Рядовой Петров, к доске!»
— Скажите, а каким лично для вас был самый сложный момент в работе с детьми. Всё-таки бывший кадровый военный, полковник, командовали тысячами людей…
— Когда я вышел на пенсию, то с лёгкой руки моей супруги Ирины Николаевны, учителя по профессии, занялся педагогической деятельностью. Три месяца поработал в школе и… захотел уйти. Это был трудный период, «ломка» после армии. Я по армейской привычке мог сказать: «Рядовой Петров, к доске!» — и весь класс пять минут смеялся. Дело в том, что до меня с ними этим никто не занимался. Для школьников было в диковинку, что пришёл человек в военной форме и начал разговаривать с ними командным голосом. Пришлось брать хитростью — построил для ребят стрелковый тир. Они начали ко мне приходить, признавать в качестве командира. Но если бы не моя жена, которая всё это время поддерживала меня и как педагог давала советы, вряд ли бы
Год прошёл, я мог сказать: «Саша, срочно подстричься! Через два дня доложишь». Как правило, слушались, но после долгих споров. А потом мне один опытный военрук посоветовал: «Когда делаешь замечание мальчишкам, выведи девочек из строя». И, знаете, помогло! Вот так на ошибках и учился.
— А какой метод патриотического воспитания можете назвать самым эффективным?
—Важно, чтобы отцы, братья, деды рассказывали о трудностях военных лет, о необходимости их преодоления, чтобы стать настоящим мужчиной и защитником своего Отечества. И не обязательно, чтобы рассказы посвящались только Великой Отечественной войне, ведь у нас были и чеченские кампании, и война в Афганистане…
— Сами рассказываете детям о том, как воевали на фронтах Великой Отечественной?
— Да, и особенно их интересует, была ли любовь на войне. Отвечаю, была! Звали её Люба, Любочка, Любаша. Служила она связисткой в нашем артиллерийском полку. Мы для неё окопы копали и всячески старались оберегать!
— Семён Борисович, а как вы попали на фронт?
— Меня призвали, когда мне не исполнилось ещё 18 лет. Было это в июне 1942 года. До дня рождения оставалось пару месяцев, но тогда на такие обстоятельства никто не обращал внимания. Семья моя в то время находилось в эвакуации в Сталинградской области. Ситуация в тех краях была крайне тяжёлая, поэтому в военкомате с нами долго не разговаривали: бери вещмешок, кусок сала и бегом на сборный пункт к указанному времени.
Когда мы приехали в Сталинград, его уже бомбили. Мы расположились в сорока километрах от города в учебном полку, где проходили ускоренную подготовку. Днём нас учили атаковать, колоть штыком, стрелять в противника, а ночью мы прятались от непрекращающихся бомбёжек в окопах. Поначалу всех, у кого имелось восьмилетнее образование, планировали направить для дальнейшего обучения в авиационное училище. А потом начальство объявило: «Пойдёте служить туда, куда Родина прикажет!» И нас, два десятка человек, отправили в пехотный полк. С этого и началась моя служба на фронте.
В пехоте служить нелегко, ежедневно мы пробегали маршем по 30-40 километров, продуктов не хватало, однажды я даже руку отморозил… А потом я попал в артиллерийский полк. С тех пор передвигался на боевой машине — и мне это казалось раем!
Войну я закончил в Берлине, а победу встретил в нескольких километрах от логова врага. 12 мая 1945 года, оказавшись в Берлине, написал на рейхстаге: «Здесь был старший сержант Маркушевич». После завершения войны я окончил военное училище в Ленинграде и всю свою жизнь посвятил служению Отечеству. Так до сих пор и служу!
Александра САВЕЛЬКИНА.
Фото на обложке Алексея ВОЛОДИНА.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА
и из личного архива семьи МАРКУШЕВИЧ.
От редакции:
Семён Борисович Маркушевич однажды уже становился героем «Брянской ТЕМЫ».
Удивительную историю послевоенной любви Семёна и Ирины Маркушевич
вы найдёте в №4 (11) за 2008 год на нашем сайте.
3578
Комментарии
Добавить комментарий
Елена 26.07.2013 00:38:40