Брянскому театру кукол — 40!

В этом году Брянский областной театр кукол отмечает 40-летний юбилей. Собственный театр, где наряду с профессиональными актёрами на сцене выступают ожившие куклы, официально появился в нашем городе 4 января 1972 года, а ровно через год был выпущен и первый спектакль. Юбилейный капустник именинники приурочили к Международному дню кукольника, к слову, празднику молодому, учреждённому ЮНЕСКО в 2003 году. «Брянская ТЕМА» побывала в Брянском театре кукол в этот праздничный день.

Театр кукол, хоть изначально и создавался как культурное заведение для взрослых, в нашем веке воспринимается преимущественно как искусство для детей. Наверное, поэтому и проводятся все спектакли в Брянском театре кукол в первой половине дня. И только 21 марта, в Международный день кукольника и по совместительству и в юбилей театра, всё было по-взрослому. Капустник начался в пять часов вечера, в антракте гостям подавали шампанское, да и публика в театре собралась весьма серьёзная…

Открывали юбилейный вечер, конечно же, хозяева торжества — директор театра заслуженный работник культуры РФ Нина Моковозова и главный режиссёр Павел Акинин. После короткого приветствия зрителей на сцену пригласили работников цехов театра, чей труд, процитируем слова режиссёра, «порой невидим, но так необходим».

В числе тех, чьими руками создаются куклы, на сцену вышла и Алла Луневская — заведующая художественно-постановочной частью, человек, который работает в театре кукол с момента его основания.

Алла Михайловна, по её собственному признанию, попала в театр совершенно случайно. Прежде двадцатидвухлетняя девушка успела поработать портным в швейном ателье, а ещё обзавестись семьёй и родить ребёнка, воспитанием которого Алла Михайловна и занималась в год основания театра. Предложили подработать во время декретного отпуска, девушка согласилась. Тем более что жила как раз по соседству. Сначала шила костюмы для кукол, работая портной в швейном цеху, со временем доросла до заведующей художественнопостановочной частью. В этом качестве Алла Луневская трудится последние восемнадцать лет, а это практически половина жизни всего театра. Под её руководством происходит самый «волшебный» процесс в подготовке спектакля — по эскизам художника создаются и оживляются артисты театральной кукольной сцены!

«Приказ об открытии театра был подписан за год до того, как состоялся первый театральный сезон, — поделилась с «Брянской ТЕМОЙ» Алла Михайловна. — Целый год мы работали над созданием спектаклей. Первым был «Гусёнок Дорофей», с него-то и началась история Брянского театра кукол.

За эти сорок лет сменилось много главных режиссёров, художников, артистов, много хороших спектаклей сделано и для детей и взрослых. Есть у меня и любимые постановки. «Гусёнка Дорофея» люблю, потому что это наш дебют, «Маугли» — потому что самый сложный. В те годы трудно было достать материал для создания кукол. Мастерили их из того, что было под рукой. Например, стаю волков во главе с Акелой делали… из мешковины. Художник-конструктор создавал деревянный скелет, а для «шкур» мы распускали мешки, в которых хозяйки обычно хранят картошку, и уже из этой мешковины вязали и шили шкуры для кукол. Получились, кстати, очень натуралистичные обитатели киплинговских джунглей.

Интересной была сцена с обезьянами, которые прыгали среди бутафорских зарослей. На сцене установили пандусы и помосты разного уровня. На сооружениях стояли артисты и перебрасывали друг другу кукол, поэтому у зрителей создавалось полное ощущение, что наши обезьяны летают самостоятельно, без участия кукловодов.

Кстати, «Маугли» — это первый «чёрный кабинет» в театре. К слову, этот режиссёрский ход вызвал полный восторг и у зрителей, и у критиков».

Говорят, что одной из профессиональных особенностей кукольников является их склонность к суевериям. Мол, нельзя среди кукол выделять любимчиков, потому что другие могут обидеться. Заведующая художественно-постановочной частью так и не рассказала нам, какие куклы за все сорок лет работы числятся у неё в любимчиках, но призналась, что любит практически все кукольные творения нынешнего главного художника театра Ольги Сидоренко (интервью с Ольгой Петровной читайте на сайте www.tema32. ru, «Брянская ТЕМА» №  2 (9) за 2008 г). «Я со многими художниками работала, — рассказывает Алла Луневская. — Только вот у Ольги Петровны куклы искренние получаются, каждая со своим характером. В своё время работал у нас художник Игорь Алексеев. Однажды делал он спектакль для взрослых «Ханума“. Так у него все куклы были на известных актёров похожи! Правда, в театре характер важнее внешности, даже если мы говорим о куклах…»

На торжестве, посвящённом юбилею театра, художник Ольга Сидоренко вышла на сцену вместе со своей коллегой Аллой Луневской, а ещё с художником-бутафором Любовью Моталовой, художником-скульптором Еленой Майоровой, художником-конструктором Виталием Дунаевым и другими своими коллегами и партнёрами в деле превращения обычных проволочек, деревяшек и лоскутков ткани в Снежных Королев, гусей-лебедей, слонят, поросят и даже Мэрилин Монро или Мадонну!

Кстати, если в доме работника театра обнаруживается ненужная для хозяйства вещь, например, кусок поролона или порыжевший от времени лисий хвост, то его везут… Нет, не на дачу! В родной театр! Вдруг пригодится.

Новое десятилетие начали… с Хармса!

Конечно же, ни один театральный капустник не обходится без сюрприза, который юбиляры традиционно готовят для своих гостей. На сцене театра кукол на праздничном вечере режиссёр Акинин с успехом соединил в некотором роде настоящее и будущее своего театра, бутафорию французского кукольника Филиппа Жанти и тонкую иронию русского писателя и поэта Даниила Хармса. Настоящее — это отрывки из спектакля «Puppet show — Привет! Бонжур! Хэллоу!», премьера которого состоялась ровно год назад (подробнее читайте на сайте www.tema32.ru, «Брянская ТЕМА» №  5 (43) за 2011 г.) Спектакль, в котором «задействованы» звёзды мировой поп-сцены за это время успел полюбиться брянскому зрителю. Брянский театр кукол вновь стал «взрослым» и впервые «визуально-эстрадным».

Что касается Даниила Хармса, то на юбилее с его стороны — спектакля «Цирк Шардам» — выступали «знаменитый наездник Роберт Робертович Лепёхин», трио воздушных акробатов и лошадки с танцем живота. Хотя это был уже не Хармс, а его творческий дуэт с режиссёром Акининым.

Замечательно высказалась по этому поводу бывший работник театра Светлана Тарасова. Вместе с куклой, некогда также работавшей на сцене брянского кукольного, она обратилась к актёрам «сегодняшним, вчерашним и позавчерашним (ведь бывших артистов не бывает!)». «Кого здесь только не было за эти сорок лет! — заговорила кукла голосом своего сценического партнёра. — А вот был у нас Мер… Да нет, не мэр города. У нас был свой Мер — Яков Менделеевич, главный режиссёр. Так он, представляете, вот на эту сцену запрыгивал с разбега без помощи рук — прям летал! Возможно, и у нашего теперешнего режиссёра Павла Валентиновича тоже так получится. И он взлетит. А почему нет, собственно говоря?!»

Кузница зрительских кадров

После небольшого антракта с шампанским и неофициальными закулисными поздравлениями пришло время официальных поздравительных телеграмм, подарков и добрых слов юбилярам.

«Я часто бываю на ваших спектаклях и не перестаю удивляться вашему мастерству, — призналась со сцены начальник управления культуры администрации Брянской области Наталья Сомова. — И когда наездник Роберт Лепёхин начал танцевать лезгинку, то в полной красе предстало мастерство кукольника, способного показать напряжение каждой мышцы грузинского мужчины, с детства умеющего танцевать кавказские танцы! А неподражаемые лошадки с танцем живота или Мэрилин Монро с её кокетливым движением ножки…»

В каждом номере мастерство, в каждом номере — великое упоение своим искусством, в каждой композиции — огромная любовь к своей профессии!»

В качестве подарка Наталья Сомова озвучила обещание губернатора Николая Денина в ближайшие три года превратить театр в настоящий дворец кукольного искусства. Реконструкция начнётся уже в этом году, выделены первые средства в размере 5 миллионов рублей. Так что свой полувековой юбилей театр встретит в совершенно новом облике. Очень на это надеемся…

А пока остаётся принимать поздравления…

«Немирович-Данченко однажды сказал, что каждый творческий коллектив живёт не более пятнадцати лет, — напомнил главный режиссёр Брянского театра драмы Борис Горбачевский. — Затем он либо умирает, либо получает новое творческое дыхание и продолжает дальше развиваться, но уже по своим собственным законам. И это как раз ваш случай! Коллектив театра кукол молод, задорен и находится в состоянии непрерывного творческого поиска. Поэтому, как мне кажется, цифра у юбилея не совсем верная. Должно быть, как минимум, на двадцать лет меньше!»

«Детство — это утраченный рай, — добавил главный режиссёр ТЮЗа Михаил Мамедов. — И для нас, взрослых, воротами в детство был и остаётся театр кукол. Вы раздвигаете границы обыденности!»

«Брянский театр кукол — молодой, перспективный, — отметил директор театра драмы Юрий Пояркин. — И по юбилейному концерту видно, что коллектив очень профессионально подошёл к своей работе. Оттого и у нас, зрителей, настроение становится прекрасным, и думается: ну вот надо же какие люди живут в Брянске!

Театр кукол создан для того, чтобы практически с пелёнок приучать маленьких зрителей к театру. Так кукольники готовят для нас профессиональные зрительские кадры!»

«Каждый раз поражаюсь титаническому труду брянских кукольников — скрупулёзному, филигранному, — присоединился к словам своего руководителя актёр БДТ Михаил Лаврушин. — Чувство локтя, чувство партнёрства развито у них в значительно большей степени, чем у артистов любого другого театра. Поэтому нужно хранить их, беречь, всячески помогать, а наш город стоит поздравить с тем, что у нас есть такой замечательный театр!»

И уж совсем удивил своим рассказом-поздравлением старший инспектор Управления ГИБДД Игорь Фомиченко. «Кажется, мы все начинали с этого театра, — рассказал «Брянской ТЕМЕ» Игорь Анатольевич. — Я учился в 24-й школе, жил по соседству, поэтому в детстве частенько бывал в театре кукол.

А потом к этой организации у меня возник профессиональный интерес. Когда в конце 80-х я поступил на службу в госавтоинспекцию, на сцене кукольного шла постановка по правилам дорожного движения. В девяностые это замечательное начинание сошло на нет и возобновилось только три года назад. И новый спектакль с успехом идёт на брянской сцене. Тем самым театр кукол вносит свой весомый вклад в снижение детского дорожно-транспортного травматизма. Ведь на протяжении этих трёх лет регистрируется тенденция к сокращению числа ДТП с участием детей!»

Вместо P.S.

И, конечно же, «Брянская ТЕМА» разузнала у главного режиссёра театра кукол Павла Акинина о планах и проектах, с которыми коллектив начинает новое для себя десятилетие.

— Павел Валентинович, почему именно «Цирк Шардам» Даниила Хармса стал открытием юбилейного театрального сезона?

— Я вообще очень люблю этого автора, вместившего в себя творчество многих своих современников. У Даниила Хармса была очень тяжёлая судьба. Умер он от голода в блокадном Ленинграде, в психиатрическом отделении в Крестах. Поэтому долгое время многие его произведения считались навсегда утерянными. Но как сказал Булгаков, «рукописи не горят». Один из товарищей Хармса сохранил его черновики.

Даниил Хармс несколько раз пытался написать пьесу для театра кукол. И если взять его «Цирк Шардам», то это незаконченное произведение, состоящее из нескольких кусков. Но мне понравилась комическая идея: цирк на сцене кукольного театра, затопление, сбежавшая акула… Абсолютно хармсовское безумие! И я заразился!

— А как реализовать всё это? Неужели возможно?!

— Мне пришлось многое привнести в Хармса. Но я оставил главное — его сатиру, юмор. Было безумно тяжело, Хармс боролся со мной на протяжении всего процесса работы над пьесой. Когда я только читал произведение, то уже понял, что Матильда Дердидас будет не с собачками, а с морскими котиками. Или фокусника, которого вообще не было у Хармса, я ввёл потому, что он нужен был для продолжения сюжетной линии. Мне не хотелось просто «говорить» с Вертуновым, как-то  и происходит в пьесе «Цирк Шардам», а затащить этого персонажа в реальность. И, конечно же, у Хармса не было танцующих лошадей. Зато сбежавшую акулу удалось оставить!

Ещё с артистами было тяжеловато. Каждой куклой управляет по четыре человека, и это безумно сложно, ведь кукла должна жить как единый живой организм. А их, к слову, около тридцати…

— На кого рассчитан новый спектакль?

— Для семейного просмотра. Я хочу, чтобы брянский зритель наконец-то осознал, что театр кукол создан не только для детей, мы стараемся, чтобы и взрослымбыло интересно. И у меня, кстати, есть ещё много идей по этому поводу!

— Чем порадуете детей в новом сезоне?

— Мы готовим спектакль «Золотой цыплёнок». Я сам буду играть папу-волка и петь за него партии. Коллеги шутят, что создавал я этот спектакль в честь своей дочери Анисии, которая родилась на это Рождество. Но на самом деле наш «Золотой цыплёнок» посвящён всем папам и их деткам! Ну а следующий сюрприз, который мы готовим для брянских малышей, — это пьеса по мотивам книги Ирины и Леонида Тюхтяевых «Зоки и Бада».

— И ещё один вопрос. Заметно изменились некоторые герои вашего концерта-спектакля «Puppet show — Привет! Бонжур! Хэллоу!». Например, Мадонна и Леди Гага…

— Да, «выступление» Мадонны украсил новый… целлофан! Мы долго искали материал с нужной фактурой по строительным рынкам Брянска и наконецто нашли! Получается невероятно красиво, будто она действительно поёт над бушующим океаном. А Леди Гага обзавелась парой новых нарядов, и теперь она переодевается непосредственно во время выступления.

Кстати, я постоянно вношу изменения в репертуарные постановки. Хуже всего в этом плане приходится нашим цехам, для которых также не бывает законченных произведений. Но, главное, для нас — это зритель. Для него и стараемся. Потому что важно, чтобы вам, дорогие наши, нравилось!

Александра САВЕЛЬКИНА.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА.

3882

Добавить комментарий

Имя
Комментарий