Пионерия XXI века: перезагрузка

Барабаны, горны, дружинные знамёна и алые пионерские галстуки в один момент из символов детского движения превратились в лучшем случае в музейные экспонаты. Пионерские лагеря были переименованы в оздоровительные, а «синие ночи» стали «взвиваться кострами» без каких-либо идеологических подтекстов. В 1991 году было принято решение о роспуске Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина, которой, к слову, 19 мая исполнилось бы ровно девяносто… «Брянская ТЕМА» решила разобраться, есть ли сегодня альтернатива пионерскому движению и какими идеями живут современные дети. А помогла нам в этом лучший брянский «лидер XXI века», ученица 9-го класса школы № 26 Тамара Абрамова.

— Тамара, для начала расскажи, что это за конкурс такой — «Лидер XXI века»?

— Это областной конкурс, в котором участвуют лидеры школьных общественных объединений в возрасте от 13 до 16 лет. Творческое состязание состоит их двух этапов: районного и областного. Подведение итогов областного конкурса «Лидер XXI века» проводится в рамках фестиваля «Планета детства» в конце учебного года на сцене Брянского областного Дворца детского и юношеского творчества им. Ю.А. Гагарина. В этом году конкурс был посвящён 90-летнему юбилею пионерской организации.

— А как выбирается лидер в школе? И почему от 26-й на конкурс выдвинули именно твою кандидатуру?

— В каждой школе имеется своя детская организация, у нас это «Содружество мальчишек и девчонок». Подобные объединения есть в каждом районе города. Мы, например, входим в состав и «Володарки», и общегородского движения «Юная Россия». Да, красных галстуков, как наши предшественники, не носим, поэтому и кажется, что не существует в России никаких детских движений. Зато если вы окажетесь на слёте детских организаций, то увидите, что работа ведётся огромная. Во всяком случае брянское движение «Юная Россия» очень сильное!

Мероприятия не ограничиваются конкурсом «Лидер XXI века» или «Лучший класс». Каждый месяц мы посещаем школу актива школьных организаций в ДДЮТ. Там нас и петь учат, и танцевать, и руками мастерить что-нибудь , и с детьми работать…

Думаю, занимаемся мы тем же самым, что и пионеры в былые годы, только в новых социальных условиях. Помните, пионер был готов «к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза», а теперь по уставу в нас формируют демократические ценности. При этом активная жизненная позиция, самостоятельность во взглядах, патриотизм и творческая составляющая остались неизменными. И это главное!

Как я стала лидером? Не поверите! Три года назад я перешла в новую школу и сразу раскрылась! Для любого человека приход в новый коллектив сопровождается стрессом — нужно ведь адаптироваться в сложившемся микрообществе, подстроиться под существующие порядки. А мне повезло! Куратор детской организации Светлана Викторовна Кирпичёва предложила мне «попробоваться» в кастинге на звание лидера. Я показала всё, на что способна, и меня выбрали. С тех пор я стала заместителем председателя детской организации школы № 26, а в следующем году, наверное, и председателем выберут.

Кстати, тогда же, три года назад, я создала свою коман ду из пяти человек, с которыми мы выступаем на всех конкурсах.

— И каковы результаты?

— Первый раз я выступала в районном конкурсе «Лидер XXI века» и заняла первое место, а потом второе — на городском этапе. А в этом году впервые прошла на областной конкурс.

— Расскажи, какие испытания обычно встают на пути настоящего лидера?

— Совершенно разные! Например, на отборочном туре областного конкурса мы написали тестовое задание по истории пионерского движения, а затем пошли, следуя маршрутному листу, по станциям — так у нас называются кабинеты, где предстоит пройти задание. В первом конкурсе перед каждым участником лежали предметы: противогазы, ручки, карандаши — им нужно было найти творческое применение. Мне достались игрушечный барабан и детский молоточек, способный выгибаться в любую сторону. Из них я соорудила светильник, и моя идея очень понравилась жюри.

Второй конкурс назывался «Чрезвычайная ситуация». Нас по одному заводили в комнату со зрителями и говорили: «Вы — ведущий концерта. Ваш артист опаздывает. Нужно сделать так, чтобы зал не скучал, пока артист стоит в пробке». И ни секунды на подготовку! Я, как артистка-народница, сыграла со зрителями в игру «Ушки». Это когда нужно потрогать соседа за ушко, потом за носик и так далее. Зрители, в основном взрослые люди, радовались как дети!

«Лидер-оратор» — самое сложное испытание, потому что нужно на ходу сформулировать своё мнение по той или иной проблеме. Мне досталась тема «Лидер — это человек, ведущий за собой. Что бы ты сделал, если бы оказался в команде, состоящей из одних лидеров». Я сразу же ответила, что не ужилась бы в такой команде, и обосновала: «Каждый лидер пользуется своим стилем работы, и если он настоящий вожак, то будет бороться за своё право первенства до конца».

В последнем конкурсе, «Лидер и его команда», нам нужно было без слов проиллюстрировать пословицу, чтобы зрители её угадали. Нашу: «Волков бояться в лес не ходить», назвали в первые же секунды! В общем, мы хорошо выступили. Всего из двадцати участников в финал прошли только четверо, плюс два лидера из области.

За что «канареечки» так любят «селезня»?

— Тамара, часто ли на подобных детских конкурсах случается форс-мажор и как выкручиваетесь в непредвиденных ситуациях?

— Не то слово часто! В прошлом году, к примеру, компьютерный вирус съел всю нашу презентацию, и мы вживую изображали те фотоснимки, которые должны были появиться на экране. Всё, думали, провал. Но мы до конца не сдавались и получили своё второе место на городском конкурсе!

А вообще растеряться можно даже когда выходишь на незнакомую сцену.

Площадки бывают очень большими, и нужно точно рассчитать то место, из которого лучше всего будет распространяться звук.

— Как думаешь, какой талант помогает тебе выделиться среди других?

— С детства пою в фольклорном коллективе — это очень помогает.

— Родители отправили заниматься?

— Нет! Сама попросилась. Когда я училась в первом классе, Оксана Николаевна Жильцова, сотрудник полпинского ДК, решила создать из нашего класса ансамбль. Так родился народный коллектив «Канареечки», который со временем получил статус образцового. До четвёртого класса занимались все с удовольствием, а потом начали понемногу уходить. В итоге из класса осталась я и ещё она девочка. Сейчас мы «Канареечек» уже переросли и теперь поём у того же руководителя, но в другом коллективе «Иван-да-Марья».

— Почему не бросила пение, как другие твои одноклассники?

— Потому что мне интересно изучать народное творчество, исполнять забытые произведения, ходить в гости к бабушкам и дедушкам и узнавать у них слова старинных песен…

Однажды мы с семьёй приехали в гости в Супонево. Там я познакомилась с одной пожилой женщиной, которая поведала мне свадебную обрядовую песню про «комаря»: как он женился, выбрал себе непут ёвую жену-муху и так далее. Оказалось, что «комарями» (комар по-народному) называли деревенских гуляк. Я записала под диктовку слова и принесла руководителю. Оксана Николаевна вместе с нашим баянистом сделали современную аранжировку, мы разучили эту песню и поехали с ней на конкурс в Орёл. И заняли первое место! Члены жюри ещё спрашивали, где нам удалось отыскать такой редкий фольклорный материал.

— Часто бываешь на исполнительских конкурсах?

— Частенько. Началось всё с фестиваля «Севская частушка». Я тогда в третьем классе училась, в «Канареечках» выступала. Страшно было! Люди вокруг взрослые, губернатор на выступлении был… А ещё неприятность случилась — у одной из наших девочек сломался микрофон, но она не растерялась и громко спела свою частушку. В тот год на «Севской частушке» мы получили первое место. А потом пошло-поехало. Недавно сам Николай Васильевич Денин приглашал «Иван-да-Марью» выступить перед Думой!

— И не страшно перед такими серьёзными людьми, как депутаты, выступать?

— На сцене не бояться надо, а петь! Лично я получаю удовольствие от выступлений. Мне нравится играть с публикой, например в «Селезня» (только не в Думе, конечно!). Мы выбираем самого крупного мужчину из числа зрителей, а потом, следуя словам народной песни, наряжаем его в рубаху, огромные смешные штаны, шляпу и заставляем танцевать. Ещё на некоторых мероприятиях играем со зрителями в «Матрёшку» — народную целовальную игру. Игроки разделяются на две группы: мальчики становятся во внутренний круг, девочки — во внешний, и оба круга движутся в противоположном направлении. По хлопку ведущего движение останавливается, и совпавшие пары целуют друг друга в щёчку. Вот так наши предки на свадьбах развлекались!

— Как реагируют зрители на ваши выступления?

— Мы как-то даже заметили, что на больших народных гуляниях после «Канареечек» и «Ивана-да-Марьи» народ оживляется! Во-первых, мы ещё маленькие. А дети всегда вызывают симпатию у взрослых. Во-вторых, эстрада уже приелась, поэтому и набирает свои обороты народная музыка. Конечно, мы иногда используем репертуар известных народников вроде Бабкиной, но переигрываем песни на свой лад. Например, раскладываем на трёх- или четырёхголосие.

Кошмары по-пионерски

— Как думаешь, помогла ли твоя музыкальная карьера в зарождении лидерских качеств?

— Да, потому что частенько приходилось на ходу выкручиваться из трудных ситуаций. Однажды наш коллектив должен был выступать на важном концерте. Мы были разбиты по парам в зависимости от исполняемых партий. И вдруг перед самым конкурсом выяснилось, что серьёзно простудилась девочка-альт. Сопрано у нас в коллективе много, а вот альты — в дефиците. Один выпал — вся партия ломается. Что делать? А я на репетициях все партии слушала и машинально заучивала. Вот и предложила руководителю поставить меня на замену. Репетировать, конечно же, некогда было. Но я справилась с заданием! Теперь иногда заменяю альтов…

— Твоя творческая неуёмность — семейная черта?

— Моя бабушка всегда была для меня примером. В молодости она пела и танцевала в разных народных коллективах. Не профессионально, для души. А потом уже, когда у неё были дети и внуки, мы всей семьёй собирались на праздники, и она лясала в первых рядах! Стоило только баяну заиграть! Помню, как моя бабушка плакала, когда впервые оказалась на концерте «Канареечек» — от радости, что удалось передать внучке свой весёлый нрав.

— Как думаешь, в школе детям помогают развивать талант?

— Если в школе заметят талант, то всюду его используют. На своей шкуре это ощутила, когда меня пятиклассницу (с температурой!) уговаривали выступить на школьном концерте. Выступила! И не жалею. Преодолевая препятствие, мы становимся сильнее.

Или в этом году нужно было ехать на школу актива, но наш руководитель лежала в больнице, а мы писали пробный ГИА. В итоге, мы всё-таки приехали уставшие после экзамена, а Светлана Владимировна сбежала от врачей! И никто не пожалел ни на секунду о своём решении — потому что у нас в школе жизнь кипит!

— Говорят, в этом году ты готовилась одновременно к трём конкурсам: городскому и областному «Лидеру», соревнованию вожатых… Не было желания бросить всё на полпути?

— Нет, бросать не думала, но иногда эмоции берут верх. Чем ближе к конкурсу, тем меньше сил. Помню, на последней репетиции перед городским конкурсом разревелась из-за перепутанных слов в «визитке». Ребята потом успокаивали.

А после конкурса во сне кричала: «Это наша грамота! Наше первое место!» Переживала из-за того, что нас засудили на городском выступлении. По регламенту темой всё той же «визитки» должен был стать юбилей пионерии. Мы постарались даже стиль пионерских выступлений сохранить, преемственность показать… А баллы отдали тем, кто показывал миниатюры в стиле КВН. Поэтому и снились кошмары. Я ведь привыкла, что мы всегда первые или на худой конец вторые. А тут четвёртое место. Хорошо хоть эти результаты на итоги областного конкурса не повлияют. А он ещё впереди!

— Американская актриса Натали Портман однажды сказала: «По-настоящему умные люди не получают пятёрки. Они знают, что оценки на самом деле ничего не значат». А как у тебя обстоят дела с отметками при такой-то занятости?

— Тройки в моём дневнике редкость, но и за пятёрками не гоняюсь. Стараюсь правильно расставлять приоритеты. Вот русский язык, история и обществознание — это важные предметы, потому что они нужны мне для поступления. Но и остальные уроки стараюсь тоже не запускать.

— Кем мечтаешь стать в будущем?

— Многие советуют профессионально учиться музыке, но это не моя мечта. Преподавать пение не хочу, а детский коллектив может создать и любитель. Было бы желание! Профессию следует искать востребованную, оплачиваемую и по душе. Выбрала банковское дело.

— А были мысли создать свой коллектив?

— Да, хочется с маленькими детьми поработать, с дошколятами. Мой самый любимый возраст! В это время они активные, любознательные, впитывают всё как губка. Я ведь этот возраст хорошо знаю — у меня все соседи такие. Иногда наряжусь, выхожу гулять, а они окружат и, пока с ними не поиграешь, не отпустят.

— Тамара, как ты думаешь, от чего детей нужно защищать?

— Без всяких «от чего» — просто защищать надо! Взрослый мир очень опасный и непредсказуемый. Например, откуда ребёнку знать, что у доброго с виду дяди в машине могут быть грязные мысли. Оберегать нужно от влияния улицы, защищать на дорогах, предостерегать об опасностях, быть всегда рядом. Ведь даже если у ребёнка всё хорошо, ему всё равно нужна защита, чтобы он в будущем вырос достойным взрослым человеком!

Александра САВЕЛЬКИНА.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА.

3072