Извините, а вы не танцуете?

«Детей не нужно защищать, — считает педагог высшей категории, создатель студии спортивного танца «Гранд» Александр Кокотов. — Детьми заниматься нужно, жить их жизнью, и всё будет в порядке». За девятнадцать лет работы студии «Гранд» почти 2000 брянских детей становились учениками Александра и Аллы Кокотовых. В том числе и герои нашей публикации — Никита Лысенков и Ирина Василевская, на сегодняшний день входящие в число пятидесяти лучших танцевальных пар России. Вместе с ними в преддверии Дня защиты детей «Брянская ТЕМА» попыталась разобраться: стоит ли отдавать ребёнка в танцы и что из этого может получиться.

Студия спортивного танца «Гранд» была создана в Брянске 19 лет назад супругами Александром и Аллой Кокотовыми. Каждый год их детский коллектив пополняется сотней новичков в возрасте от 4 до 12 лет.

«Никита Лысенков пришёл в „Гранд“ на втором году работы студии, — рассказывает Александр Кокотов. — Это были времена, когда мы сами были всего на 6-7 лет старше наших учеников. Из той первой волны до сих пор профессионально занимаются танцами всего два человека: Никита выступает на соревнованиях, а ещё один парень, Игорь Попов, стал преподавателем «Гранда» и теперь сам воспитывает детей».

На вопрос «Брянской ТЕМЫ», куда же подевались остальные ученики, Александр привёл статистику: «Приблизительно 80% учеников отсеивается, не доходя до финала. И если родители отдают в танцы четырёхлетнего ребёнка, то, как правило, к двенадцати годам пыл остывает. Нет, не у ребёнка — у мам и пап!» Современные спортивные танцы — симбиоз искусства и профессионального спорта. Около 20 лет в Брянске существует собственная федерация, объединяющая 10 коллективов, которые работают в этом направлении. К слову, президентом Союза танцевального спорта России с недавних пор стал известный модельер Валентин Юдашкин.

«Ребята, которые занимаются спортивными танцами, даже получают звания кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта, — поясняет Александр Кокотов. — Это полноправный вид спорта, аккредитованный в Министерстве спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации. В последнее время государство стало активно поддерживать и развивать это направление. Российские танцы занимают высокие позиции на мировом пьедестале, а спортсмены нашей сборной принесли множество медалей стране на чемпионатах мира и чемпионатах Европы. Тот же Никита Лысенков, казалось бы, обычный мальчик из Брянска, в своё время привозил чемпионские титулы из Чехии и Сингапура, становился финалистом соревнований в Польше, Германии, Малайзии. При этом спортивные танцы, как впрочем и любые другие, — довольно затратное мероприятие, которое ложится на плечи родителей».

«Все дети потенциально талантливы!»

Переломный возраст — двенадцать лет — обозначился не случайно. Система обучения в современных студиях спортивного танца выстроена таким образом, что именно к этому моменту в основном и начинается так называемый спорт высших достижений. А это значит, что в бюджете семьи появляется новая строка расходов: пошив достойных костюмов для соревнований, спонсирование поездок по России и миру, дополнительные занятия с тренерами, в том числе, например, и по фитнесу. Да и моральный настрой семьи — немаловажная составляющая. Чемпионами на ровном месте не становятся — это большой труд самого ребёнка, родителей, наставников.

«Скрывать не станем, спортивные танцы — занятие очень тяжёлое, — говорят руководители студии. — В своём коллективе мы стараемся сразу не «окунать» детей в спортивную составляющую, чтобы ребёнок для начала просто почувствовал вкус танцевального искусства,чтобы у него появилось желание заниматься дальше. К десяти годам «начинается» спорт: ребята участвуют в первых соревнованиях, обязательно все получают медали — а как же, чтобы азарт появился! К двенадцати годам приходит пора первых достижений, а значит, и первых финансовых затрат. Плюс в школе ругают за пропуски… И родители принимают для себя определённое решение. В любом случае, даже если ребёнок позанимается танцами несколько лет и бросит, это всё равно полезно для подрастающего организма. Правда, для нас это целая трагедия, когда талантливые воспитанники бросают занятия на полпути к вершине пьедестала».

А ещё оказалось, что занятия спортивными танцами требуют большого количества свободного времени. Малыши ходят в студию всего три раза в неделю, а их мамы, папы, бабушки или дедушки терпеливо ожидают момента окончания урока в холле ДДЮТ им. Ю.А. Гагарина, где базируется студия «Гранд». В дальнейшем занятия проводятся каждый день и не по одному часу, и родители ходят в ДДЮТ практически как на работу… Частенько и по этой причине дети заканчивают свою спортивно-танцевальную карьеру.

На главный вопрос, как разглядеть талант в четырёхлетнем ребёнке, Алла Кокотова отвечает: «Все дети в этом возрасте одинаковые. Это пластилин, из которого можно вылепить совершенство. Важно, чтобы ребёнок умел слушать музыку. Упражнение для проверки совсем простое: учитель хлопает в ладоши и смотрит, попадает ли ребёнок в такт. Но если не попадает, тоже не страшно. И это легко исправляется, особенно у девочек, если поставить малыша в пару с более опытным партнёром, хорошо чувствующим ритм. Если ребёнок косолапит, со временем он научится красиво ставить ножку, если сутулится — спинка выпрямится.

Все дети потенциально талантливы, но, чтобы стать успешным танцором, должен выстроиться ряд важных компонентов, в числе которых желание родителей работать на перспективу, хороший тренер и азарт у ребёнка. Тогда всё получится!»

Можно подумать, что активные занятия спортом могут навредить учёбе в школе, мол, соревнования и подготовка к ним занимают много времени, а ребё- нок попросту иногда вынужден пропускать уроки. Но и против этого предубеждения нашёлся веский аргумент, продиктованный опытом.

«Мы тренируем мышцы и воспитываем мозги, — раскрыла свой профессиональный секрет Алла Геннадьевна, к слову, дипломированный преподаватель химии и биологии. — Мы ведь не просто должны показать, как делается то или иное движение, но и рассказать, как при этом работают мышцы, какие процессы происходят в организме. Думаю, это как с мелкой моторикой у малышей — постигая возможности своего тела, ребята развивают мышление.

Многие наши выпускники окончили школы, гимназии и лицеи с золотыми и серебряными медалями, поступают в престижные вузы: МГУ, МГИМО, учатся на нефтяников и медицинских работников. Никита, например, с серебряной медалью школу закончил! С одной стороны, мы рады за своих ребят, а с другой — начинается новая жизнь, мальчишки и девчонки уезжают в Москву, пары распадаются. Зато навсегда в жизни каждого остаётся место для танцев, и никто ещё не пожалел о времени, потраченном в детстве».

Станьте дети, станьте… в пару!

Один из наших «парных» героев Никита Лысенков однажды также уехал покорять столицу и на несколько лет завязал с профессиональными спортивными танцами. Но о том, как складывалась их личная спортивная история, «Брянская ТЕМА» расспросила у самих Никиты Лысенкова и Ирины Василев ской, которых однажды родители за ручку привели в «Гранд»…

— Расскажите, как и почему вы начали заниматься танцами?

Никита: Меня мама с папой в «Гранд» отвели, за что им огромное спасибо. А было это так: в первом классе учительница пригласила ребят из школьного танцевального клуба выступить на родительском собрании. Маме понравилось, как дети танцевали, и она записала меня в этот клуб. Правда, занимались мы на линолеуме, в обычных спортивных костюмах, и родители заметили, что интерес у меня постепенно пропадал. Вот и отвели меня в студию Кокотовых, во Дворец пионеров. Роль родителей в этом «проекте» была колоссальная! Ведь если родители не заинтересованы, то и у ребёнка стремления не будет. Плюс постоянные поездки по России и миру, занятия с кучей тренеров, в том числе столичных и иностранных. Бывало, только родители соберутся ремонт в квартире делать, а у сына интересное предложение — поехать в Сингапур на соревнования. И откладывали ремонт, и тратили всё на поездку…

Из своих двадцати трёх лет жизни шестнадцать я занимаюсь спортивными танцами. О том, что дело это серьёзное, я понял, когда оказался на первом турнире — всего спустя три месяца после начала занятий. Как-то быстро у меня всё произошло: поздно начал, но сразу влился в струю. И понеслось так до первой остановки…

Ира: А у меня подружка занималась танцами, и когда я пошла в первый класс, то увидела, как она в школе выступала перед другими детками, и мне тоже захотелось. Пошла учиться за компанию. Подружка, правда, потом бросила, а я осталась.

— Были ли в вашей жизни моменты расставания с танцем?

Никита: У меня вообще большой перерыв был. После окончания школы взрослой жизнью захотелось пожить. Влюбился, жить самостоятельно начал, учёба, друзья… А потом в Москву на соревнования поехал, там и остался. Поначалу занимался танцами и в столице, а потом на два года всё забросил. Институты менял, танцевальные проекты вместе с разными ди джеями делал, в ночных клубах выступал, даже гастролировали по России. Но это уже совсем другие танцы были. Бизнесом пробовал заняться совсем в другой сфере. Я у родителей ранний ребёнок, и они всегда учили меня, что всего нужно добиваться самому. Вот и добивался.

Дружеские отношения с коллективом «Гранда» у меня всегда были, но на паркет принципиально не выходил. А потом однажды поехал в последний день смены в лагерь, куда мы постоянно детей из студии возим, вроде как с друзьями потусить. А они выступали в тот день, да и вообще атмосфера… Через месяц пришёл к Александру Аркадьевичу и говорю: «Давайте снова тренироваться». И началось всё заново. Самое трудное было форму восстановить и морально на работу настроиться. Я ведь до перерыва несколько лет держал титул чемпиона ЦФО…

Ира: У меня тоже год один сложный был. Мой предыдущий партнёр бросил занятия, и я осталась одна. Всё это время я посещала групповые занятия: все по парам, а я в одиночестве возле зеркала упражнялась. И почти сдалась уже… Уговаривала себя, что это нужно хотя бы для поддержки формы. А потом вернулся Никита.

— И как же вы стали в пару? И вообще, что для этого нужно?

Никита: Выбора у нас обоих не было. Ира и по возрасту младше меня, ей 16 лет, и категория у неё ниже моей была. Но рискнули! Главное, звёзды совпали, ощущения, эмоции… Сейчас нашей паре уже два с половиной года. Из достижений — вышли в финалисты Кубка России среди студентов.

Ира: Так получилось, что я всегда танцевала не в своей возрастной категории. А когда встала в пару с Никитой, сильным партнёром, у меня будто крылья появились! За год буквально через несколько спортивных разрядов перепрыгнула!

— Как вы думаете, могут ли занятия танцами в детстве и юношестве стать основой для будущей профессии? Или это всё-таки в большей степени хобби, упражнения для души?

Никита: Сейчас перспектив достаточно много. Ведь был же у меня танцевальный проект во времена перерыва, и я этим себе на жизнь зарабатывал. Но это другое. А в плане профессии — можно тренером стать. Например, я не только танцую, но и сам преподаю, и у меня целая группа малышей. До этого я пару лет работал в одной из брянских школ учителем танцев. У Иры тоже есть воспитанник, но пока только один.

Можно выступать в качестве судьи на соревнованиях. Мне, правда, пока по регламенту можно быть только ассистентом на аттестационных выступлениях у маленьких танцоров. Призовой фонд на турнирах тоже деньги небольшие приносит, ну и, конечно, шоу-бизнес или по-русски корпоративы. Но тут важно знать себе цену.

Ещё я работаю в танцевальной школе для взрослых. Это что-то вроде фитнеса: похудеть, время с пользой провести. Весело, конечно, но я не требую отдачи. А вот дети… В них учитель вкладывает частичку себя.

Ира: Да и обычную профессию никто не мешает получить. Никита второе образование уже получает: няз закончил, теперь на таможенное дело поступил. Вроде как запасной парашют.

— А стоит ли вообще отдавать детей в танцы? И сами не жалеете о потраченных годах?

Никита: Наоборот! Это ведь огромная часть моей жизни! Чего жалеть-то?! Я получил хорошее физическое и духовное воспитание. А ещё история танцев зародилась на европейских балах, а это уже определённая культура. И когда дети занимаются танцами в паре, то они с пяти лет учатся общаться с противоположным полом, становятся открытыми и коммуникабельными. А не за косички девчонок дёргают!

Ира: Занятия танцами дисциплинируют и учат распределять свободное время. В будущем это может очень пригодиться!

Александра САВЕЛЬКИНА.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА и из личного архива Ирины ВАСИЛЕВСКОЙ и Никиты ЛЫСЕНКОВА.

P.S.: Отдавать или не отдавать ребёнка в танцевальную студию, музыкальную или художественную школу, в спортивную секцию или кружок кройки и шитья — это личное дело каждого родителя. «Брянская ТЕМА» всего лишь рассказала очередную историю о талант ливых и перспективных жителях нашего любимого города, которых их мамы однажды привели в танцевальную студию… Это — маленькая жизненная иллюстрация того, что время, потраченное на развитие ребёнка, никогда не бывает потраченным зря.

4562