Здоровье — каждому зёрнышку!
Знаете ли вы, что одно зёрнышко пшеницы — это всего лишь 20 миллиграммов муки первого сорта, поэтому для выпечки одного батона требуется около 10 тысяч таких зёрен? А ещё в народе говорят, без труда хлеб не родится. И с этой истиной не поспоришь. Сегодня, чтобы получить хороший урожай зерновых, земледельцу нужны и хороший опыт, и знания. В этом номере «Брянской ТЕМЫ» своим опытом поделились известные стародубские фермеры Михаил Богомаз и Михаил Довгалёв. А вопрос наиважнейший — защита озимых зерновых культур.
Меленское сельское поселение Стародубского района по праву называют картофельной житницей Брянской области. И это не просто красивые слова. Они подтверждены фактами: меленские картофелеводы ежегодно производят «второго хлеба» в несколько раз больше, чем вся Смоленская область.
Картофель является хорошим предшественником для большинства культур, в том числе зерновых. Поэтому в структуре посевных площадей большинства картофелеводческих хозяйств Брянщины зерновые культуры занимают второе место по объёмам посевных площадей.
В КФХ «Богомаз» и КФХ «Довгалёв М.М.» также занимаются производством зерновых культур, главным образом это озимая пшеница. Оба хозяйства в своей работе по защите зерновых культур опираются на рекомендации известного мирового производителя СЗР — компании BASF.
Представитель известной фермерской династии, генеральный директор ООО «Картофельный альянс» Михаил Богомаз и глава крестьянского фермерского хозяйства Михаил Довгалёв ответили на вопросы «Брянской ТЕМЫ».
— Какие посевные площади озимой пшеницы в ваших фермерских хозяйствах и какие сорта выращиваете?
Михаил Богомаз: Всего в КФХ «Богомаз» 3000 гектаров посевных площадей. Под озимой пшеницей занято 1600 гектаров. Выращиваются сорта белорусской и российской селекции, в частности сорт «Московская 39».
Озимой пшеницей в своё время занялись для более эффективного севооборота: зерновая культура требовательна к плодородию почвы, а после картофеля в земле остаются необходимые питательные вещества.
Михаил Довгалёв: В этом году озимую пшеницу я посеял на 720 гектарах. Это сорта озимой пшеницы «Московская 39» и «Московская 56». Сорт «Московская 39» один из лучших. Предназначен он для получения продовольственного зерна в Центральном, Центрально-Чернозёмном регионах России, перспективен и для сопредельных регионов. Сорт обладает высокой технологичностью возделывания, отзывчив на удобрения, практически не полегает.
Возделывание сорта «Московская 56» также коммерчески интересно, так как сорт обладает повышенной урожайностью, зимостойкостью, устойчив к полеганию, бурой ржавчине и мучнистой росе. Однако несмотря на такие высокие теоретические показатели, на практике любой сорт всегда потребует и фунгицидной поддержки, и защиты от вредителей, сорной растительности.
— Как вы решаете задачу защиты растений у себя в хозяйствах?
Михаил Богомаз: В нашем семейном предприятии озимая пшеница культивируется с момента его образования в 1998 году. Правда, зерновые мы тогда выращивали по остаточному принципу. Картофель был основной культурой. Именно на него мы тратили основные силы и средства, а пшеницей занимались лишь для севооборота. Поэтому ни протравители, ни инсектициды и тем более фунгициды мы для защиты кульутры не применяли. Исключение — гербициды. Химпрополку посевов мы делали, но при этом не уделяли должного внимания эффективности препаратов. Поэтому иной раз даже после неоднократных обработок некоторые поля могли оставаться засорёнными.
Четыре года назад мы впервые применили протравитель семян зерновых культур. Это был препарат компании BASF. Увидели результат и решили идти дальше с препаратами компании в вопросах защиты растений.
Так, в 2011 году мы впервые провели две фунгицидные обработки препаратами BASF и провели обработку регулятором роста компании. А в этом году мы уже применили полную систему защиты посевов озимой пшеницы, которую рекомендует BASF.
Осенью перед посевом провели обработку семян фунгицидным протравителем КИНТО ДУО (расход 2,5 литра на тонну). Весной работали гербицидом СЕРТОПЛЮС и регулятором роста ЦЕ ЦЕ ЦЕ в баковой смеси. Повторно вносили регулятор роста в баковой смеси с двухкомпонентным фунгицидом АБАКУС, когда работали по защите флагового листа. На стадии колошения провели ещё одну фунгицидную обработку, но уже двухкомпонентным фунгицидом РЕКС ДУО.
Против вредителей работали инсектицидами ФАСТАК и БИ-58.
Михаил Довгалёв: История та же. Двенадцать лет существует хозяйство, и столько же на его полях выращивается пшеница. Особой ставки на урожай не делал, поэтому в течение десяти лет возделывал озимые зерновые без применения средств защиты растений.
Хорошо, что у нас в Меленском сельском поселении принято делиться положительным опытом. По примеру соседей, КФХ «Богомаз», решил для начала попробовать фунгицид РЕКС ДУО и не пожалел об этом. Результаты работы препарата был очень убедительными. Поэтому в текущем году я увеличил спектр препаратов на пшенице. Это протравитель КИНТО ДУО, фунгициды АБАКУС и РЕКС ДУО. Также в этом году мы впервые применили регулятор роста ЦЕ ЦЕ ЦЕ и инсектицид БИ-58.
Когда зёрнышко рубль бережёт
— Зерновые культуры поражаются многочисленными болезнями. Какие из них, по вашему опыту, представляют наибольшую опасность для посевов культуры на Брянщине и, в частности, в Стародубском районе?
Михаил Богомаз: Наиболее распространённые заболевания озимых зерновых в наших краях — это снежная плесень, фузариоз, корневые гнили, сетчатая пятнистость и бурая ржавчина. Спектр очень широкий. Именно поэтому для себя мы остановились на двухкомпонентных фунгицидах компании BASF, так как они позволяют контролировать максимальное количество заболеваний.
Как показала наша практика, эффективный приём в целях профилактики снежной плесени и корневых гнилей — протравливание семян препаратом КИНТО ДУО. Прекрасно справляется с сетчатой пятнистостью и бурой ржавчиной фунгицид АБАКУС. В целом же листовые фунгициды хорошо защищают флаговый лист и колос от фузариоза и снежной плесени.
— Насколько затратными могут быть защитные мероприятия для хозяйства?
Михаил Богомаз: Порой можно слышать, как радуется фермер, что, мол, удалось купить протравитель в два раза дешевле, чем, скажем, КИНТО ДУО. Однакоте, кто приобретает дешёвые, малоэффективные препараты, очень рискуют. И рискуют они своим урожаем. А если быть точным, рискуют остаться без него. Ведь корневые гнили и снежная плесень могут уничтожить до 30–40% посевов.
На самом деле выгоду применения системы защиты зерновых посчитать очень просто. С препаратами компании BASF урожай озимых зерновых в семьдесят центнеров с гектара — это норма. Даже при минимальной закупочной цене на пшеницу, выгода очевидна!
Михаил Довгалёв: Нужно обязательно защищать свой урожай и бороться за максимальную прибыль. На почвах после картофеля в нашей погодно-климатической зоне мы всегда свои 45–50 центнеров с гектара получим. Другой вопрос, зачем нам добровольно отказываться от возможности получить ещё больше прибыли?
Очень многое в сельском хозяйстве зависит от погодных условий. Скажем, прошлый год оказался относительно сухим, и пшеница не полегла, урожай сохранился. Что будет в этом году, предсказать сложно. Поэтому лучше лишний раз подстраховаться и защитить результаты своего труда. В частности, от полегания пшеницу отлично защищает регулятор роста ЦЕ ЦЕ ЦЕ. Препарат оптимизирует распределение питательных еществ в растении, усиливает кущение и увеличивает количество продуктивных стеблей, а также сдерживает рост стебля и придаёт ему жёсткость.
Михаил Богомаз: Действительно, в 2011 году мы впервые использовали регулятор роста ЦЕ ЦЕ ЦЕ и заметили: на соседних полях пшеница местами полегла, а на обработанных полегания не было.
Михаил Довгалёв: Вообще, год на год не приходится. На погоду в сельском хозяйстве надеяться не стоит, лучше сразу внести средства защиты и не беспокоиться за урожай.
От здоровых корней — к высокому урожаю!
— Давайте поговорим о конкретных препаратах. Например, про протравитель семян зерновых КИНТО ДУО пишут, что он защищает первичнуюкорневую систему растений и способствует увеличению продуктивных стеблей. Скажите, насколько эффект применения препарата потом заметен в поле?
Михаил Богомаз: Понятие «продуктивность стеблей», говоря простым языком, означает, сколько из одного зёрнышка выйдет колосков. Их может быть два, а может и шесть. И это зависит не только от сорта культуры или погодных условий, но и от применения средств защиты растений. Теперь считаем: в одном колосе в среднем сорок зёрен, умножаем на шесть, получается двести сорок! Экономя на защите растений, вы теряете эти самые дополнительные зёрнышки.
Михаил Довгалёв: Результат работы КИНТО ДУО — это мощная корневая система растений культуры. Она проникает глубже в землю, и соответственно растение получает больше питательных веществ и влаги из почвы, что особенно важно в засушливые годы.
— КИНТО ДУО — фунгицидный протравитель, который содержит два действующих вещества: тритиконазол и прохлораз. Почему для своих хозяйств вы выбрали именно двухкомпонентный протравитель семян зерновых?
Михаил Богомаз: Однокомпонентные препараты дешевле, но и спектр контроля заболеваний у них меньше. вухкомпонентные препараты, такие как КИНТО ДУО, защищают практически от всех видов болезней. С препаратами от компании BASF мы всегда работаем на опережение: не ждём, когда заболевание проявит себя, а полностью исключаем его появление.
Михаил Довгалёв: Именно по этой причине я решил в этом году опробовать на своих полях систему защиты зерновых, которую рекомендует BASF. Потому что если и возникают среди посевов небольшие единичные очаги заражения, то только из-за того, что некачественно был обработан семенной материал.
Против болезней — за качественный урожай
— Поделитесь опытом, как выбирали листовые фунгициды? Почему предпочли фунгициды АБАКУС и РЕКС ДУО?
Михаил Богомаз: АБАКУС — самый мощный препарат в линейке листовых фунгицидов компании BASF. А в нашем хозяйстве предпочтение всегда отдаётся продукции самого высокого класса качества. Этот препаратспособствует улучшению фотосинтеза растений, повышает концентрацию хлорофилла в листьях. Последнее означает более высокое накопление крахмала, значит, и более высокий выход зерновой массы.
Обработка фунгицидом АБАКУС не только защищает пшеницу от болезней, ржавчин, септориоза, фузариоза и т.д., но и дополнительно делает культуру более устойчивой к стрессам, тормозит преждевременное старение растений.
РЕКС ДУО, как пишут в специальной литературе, не влияет на интенсивное образование хлорофилла, но зато он также эффективно защищает культуру от фузариоза колоса. Фунгицидом РЕКС ДУО можно работать и по флаг-листу.
На своих полях мы применяем оба фунгицида: один раз обрабатываем посевы АБАКУСом и один раз применяем РЕКС ДУО.
Ещё один фунгицид от BASF — РЕКС С — позиционируется как «специалист» против ржавчин и септориоза. На мой взгляд, этот препарат подходит для хозяйств, которые планируют начать работать с фунгицидами.
— Как защищаете свои посевы от вредных насекомых? И с кем приходится бороться?
Михаил Богомаз: Сегодня наш главный потенциальный враг, и его стоит серьезно опасаться, — это шведская муха. До стародубской земли она ещё не долетела,но в соседних областях уже успела навредить посевам. Чтобы обезопасить свои посевы, в том числе и от этого насекомого, мы работали системным препаратом БИ-58.
Михаил Довгалёв: На наших полях всегда были вредные насекомые: пьявицы, вредная черепашка, злаковые мухи, тли, трипсы. Просто раньше мы не уделялидолжного внимания вопросам борьбы и защиты от насекомых.
Михаил Богомаз: А практика показала, что своевременное проведение защитных мероприятий позволяет улучшить качество урожая. Например, трипсы делаютзерно щуплым, недостаточно налитым. Победил насекомых — получил зерно высокого класса качества!
— И как же у вас обстоят дела с качеством урожая пшеницы?
Михаил Богомаз: С тех пор как мы стали работать по системе защиты зерновых компании BASF, зерно получается не ниже третьего класса качества, с содержанием клейковины не менее 27–28% — это зерно, которое идёт на продовольственные цели. Из нашей пшеницы пекут хлеб.
Конечно, содержание клейковины во многом зависит от внесения в достаточном количестве азотных удобрений, а защита от насекомых позволяет исключитьвредные факторы.
Михаил Довгалёв: Я пока таким высоким уровнем качества похвастаться не могу: только половина получаемого зерна в нашем хозяйстве — продовольственное. Но в КФХ «Довгалёв М.М.» только первый год применяется система защиты зерновых от BASF. Так что цыплят по осени считать будем!
— В этом году компания BASF презентовала свой новый протравитель — ИНШУР ПЕРФОРМ. На кого ориентирован этот препарат?
Михаил Богомаз: В первую очередь на тех, кто выращивает яровые зерновые культуры. ИНШУР ПЕРФОРМ может оказаться более выгодным решением, чем другие протравители семян. Стоит ИНШУР ПЕРФОРМ дешевле, чем, скажем, КИНТО ДУО, а эффективность его обещает быть на самом высоком уровне.
— Михаил Александрович, Михаил Михайлович, и в заключение, в чём, на ваш взгляд, состоит секрет получения хорошего урожая зерновых культур?
Михаил Богомаз: Я считаю, лучше потратить лишние две тысячи рублей на гектар и получить хорошую прибыль, чем сэкономить деньги и не получить ничего.
Михаил Довгалёв: А вообще нужно стремиться повышать урожайность каждого гектара, тем более что сейчас для этого достаточно эффективных и качественных препаратов!
Автор Софья ТРОФИМОВА.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА.
2053
Добавить комментарий