Михаил Богомаз: «агрокомплекс движется по рельсам инноваций»
Многие поколения семьи Богомаз, которая сегодня является крупнейшим картофелеводом России, жили в селе Меленск, трудились на земле. Главный принцип, который передаётся от дедов к отцам, от отцов к сыновьям — не посрамить род и где бы ни был, что бы ни делал, помнить о своих корнях. Именно так глава семейства Александр Васильевич Богомаз воспитывал и своих сыновей — Михаила и Романа. Сегодня уже смело можно говорить о династии Богомаз, представители которой своим огромным трудом прославляют родную Брянскую область и село Меленск — картофельную столицу нашей огромной страны. На празднике «День поля» генеральный директор ООО «Картофельный альянс» Михаил Богомаз поделился с «Брянской ТЕМОЙ» своими мыслями о современном сельском хозяйстве.
— Михаил, сегодня с высоких трибун всё чаще звучит слово «инновации» — в экономике, промышленности, малом бизнесе, образовании и даже туризме. Наверняка, подобная тенденция современности затронула и сельское хозяйство. Каким же представляется вам инновационное растениеводство и картофелеводство в частности?
— Для начала давайте разберёмся, что мы подразумеваем под словом «инновации». Если обратиться к дословному переводу с английского языка, то innovation можно растолковать как нововведение, новшество, новаторство.
Понятие инновации как экономической категории ввёл в научный оборот австрийский экономист Йозеф Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, которые можно назвать инновационными. Это использование новой техники или технологических процессов; внедрение продукции с новыми свойствами; использование нового сырья; изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения; появление новых рынков сбыта. При этом инновация — это конечный продукт подобной новаторской деятельности. Согласитесь, все эти пять факторов обнаруживают себя и в современном высокотехнологичном сельхозпроизводстве.
— А если обратиться к конкретным примерам…
— Рассмотрим ситуацию на примере картофеля — ведущей культуры в нашем семейном крестьянском фермерском хозяйстве. Чтобы получить хороший урожай качественного картофеля, необходимо грамотно выстроить систему защиты растений и выбрать наиболее рациональную технологию выращивания.
Далеко не во всех современных картофелеводческих хозяйствах применяются полные системы защиты, включающие обработку протравителями семян, гербицидами, фунгицидами, инсектицидами и т. д. Современная химическая промышленность шагает семимильными шагами, каждый год ведущие мировые компании, такие как BASF, Bayer, Syngenta, DuPont, выводят на рынок свои инновационные продукты высокого качества. Сельхозпроизводителю остаётся только выбрать для себя наиболее подходящий вариант в борьбе за высокие урожаи. Отрадно, что с годами растёт число брянских сельхозпроизводителей, уделяющих должное внимание защите растений от вредителей, болезней и неблагоприятных погодных факторов.
Снова вернёмся к опыту КФХ «Богомаз». Буквально семь-восемь лет назад мы продавали картофель, который сегодня можно разве что сдать для переработки на крахмальную фабрику. Современного покупателя не устраивают некрасивые клубни, испорченные проволочником. И нам всего лишь нужно было попробовать различные системы защиты растений, чтобы почувствовать разницу.
Для сравнения приведу в пример Европу: во многих развитых странах сельхозпроизводители делают по пятнадцать обработок посевов картофеля от фитофтороза. При этом в среднем по России количество обработок не превышает двух-трёх за сезон. Мы в своём хозяйстве делаем от шести до восьми обработок, в зависимости от сроков созревания сорта. Понятно, что с уменьшением числа обработок теряется количество урожая, снижается его качество, в том числе и качество хранения. Поражённый фитофторозом и другими заболеваниями клубень склонен к гниению, в результате чего сам становится очагом распространения инфекции. У нас в Стародубском районе буквально в этом году был случай, когда производитель вынужден был уничтожить значительную часть посевного материала, поражённого инфекцией.
Кондиционер и спутниковая навигация… для комбайна!
— Расскажите об инновационных решениях в организации производства картофеля. Какой материально-технической базы требует современное картофелеводство, нацеленное на высокие урожаи?
— Кто-то из великих сказал: «Придёт время, когда наука опередит фантазию». Ещё пару лет назад на наших полях мог произойти такой комичный случай: сотрудники КФХ выехали на комбайне немецкой фирмы GRIMME в поля близ села Ковалёво, а за ними целый день на телеге ездил местный дедушка. Старик, который всю жизнь обрабатывал землю при помощи лошади и обычного плуга, диву дивился, видя, как комбайн сам отделяет ботву от картофельных клубней. Тогда старичок чуть не расплакался. А сегодня в России доступна техника, которая управляется через спутник при помощи современных навигаторов. Комбайн сам движется по обозначенному пути, а водителю остаётся только немного подрулить машину в конце гряды. Сегодня никого не удивишь кондиционером внутри кабины трактора, а совсем недавно несчастные трактористы задыхались от пыли, страдали от жары на уборке урожая.
Конечно, такие технические новинки, наподобие спутниковых навигаторов, не являются обязательными для картофелеводства. Мы в большей степени склонны доверять человеку. Что касается техники, то отдаём предпочтение комбайнам немецкой фирмы GRIMME. Их высокопроизводительные машины наиболее подходят для хозяйств, где обрабатываются большие площади.
Современные метеостанции измеряют количество влаги и наличие необходимых растению микроэлементов в почве: азота, фосфора, калия. Специальные датчики закопаны на разной глубине: 20, 30, 50 сантиметров — информацию можно считывать с компьютера в любой точке мира. Это высокие технологии, которые должны появляться на российских полях.
— Думаете, русское поле готово к применению подобных технологий?
— Высокие технологии требуют больших финансовых затрат, но они будут внедряться в тех хозяйствах, где обрабатываются значительные площади. А вот на ста гектарах подобные вложения окажутся попросту нерентабельными.
Или, например, сегодня мало кого интересует картофель, расфасованный по сорок килограммов. Покупатели в разных российских городах предпочитают вымытый, красивый картофель, расфасованный в компактные сетки по 2,5 килограмма. В прошлом году мы поставили специальную фасовочную машину, чтобы сделать продукцию КФХ «Богомаз» привлекательной для торговых сетей. Отмечу, совсем немногие брянские хозяйства обладают подобным оборудованием.
Большие ставки делаются на хранение готовой продукции. В этом году мы увеличили количество овощехранилищ до двадцати восьми. И если рассчитывать, что каждое из них в среднем вмещает около трёх тысяч тонн, то можно подсчитать, что хранилища КФХ «Богомаз» способны вместить в среднем более 84 тысяч тонн картофеля! Наше хозяйство на сегодняшний день обладает самыми большими в Брянской области производственными мощностями, и физически продать такое количество картофеля по осени просто невозможно.
— Куда реализуете полученные урожаи?
— Наш основной покупатель — компания X5 Retail Group, владелец торговых сетей «Пятёрочка», «Перекрёсток» и других. Более 60% картофеля, реализуемого в торговых сетях компании, выращено на полях КФХ «Богомаз». Их нашего картофеля производят чипсы популярных в России брендов: «Русский продукт», Lay's. Возможно, в ближайшем будущем у брянских сельхозпроизводителей появятся новые каналы сбыта продукции, например, собственный завод по производству картофеля фри…
— Считается, что одной из актуальных проблем современного сельского хозяйства является нехватка рабочих кадров. Так ли это?
— В нашем хозяйстве такой проблемы нет, решающий фактор — достойная заработная плата. Но в целомгна селе существуют проблемы подобного плана. Если раньше люди уезжали в город на заработки из-за недостаточной оплаты труда, то сейчас молодёжь покидает село из-за того, что считают профессию земледельца недостаточно престижной. Обидно, что порой молодые люди выбирают работу в Брянске с зарплатой, например, десять тысяч рублей, когда в родном Меленске могут зарабатывать по тридцать-сорок тысяч в месяц.
— Как в Брянске, на ваш взгляд, обстоят дела с подготовкой кадров?
— Брянская госсельхозакадемия готовит хороших специалистов. В частности, наш агроном закончил БГСХА и с успехом применяет свои знания на полях КФХ. А был и другой пример, когда к нам в хозяйство устроился молодой маркетолог, который за два года переквалифицировался в агронома и контролирует в КФХ систему защиты растений. Проблема не в том, как и чему учился специалист, а в том, хочет ли этот конкретный человек работать.
«МАШИНОСТРОЕНИЕ поменял на соху»
— Михаил, вы сами окончили технический университет по специальности «паротурбинные и газотурбинные установки и двигатели». Почему всё-таки вернулись в сферу сельского хозяйства?
— Я работаю по призванию. Производством картофеля занимаюсь с юношеских лет, был рядом с отцом, когда КФХ «Богомаз» находилось на пути становления. Вместе с младшим братом Романом мы помогали родителям закладывать семена в бурты, сами пололи посадки, грузили урожай, работали на комбайне. Когда я учился в восьмом классе, летом подрабатывал помощником комбайнёра, а с десятого класса сам управлял комбайном. Сегодня же я занимаюсь системой защиты картофеля и зерновых в хозяйстве, а также вопросами реализации урожая.
— Не жалко было потраченного времени в детстве?
— У меня все друзья работящие! Как только начиналась пора уборки урожая, мы выходили в поля и зарабатывали первые деньги. Мы ведь гордые собой были — не надо было у родителей на карманные расходы просить!
— Сейчас вы учитесь в аспирантуре БГСХА. Какую тему для своей кандидатской диссертации выбрали?
— «Влияние норм внесения удобрений и сроков посадки картофеля на урожайность», причём моим наставником является научный руководитель отца — Владимир Ефимович Ториков.
— Почему решили защищать диссертацию?
— Так сложились обстоятельства. Мы всегда проводим подобные исследования на своих полях, наблюдаем, какие сроки посадок наиболее эффективны, какие сорта дают хороший урожай на нашей земле. В любом случае мне пришлось бы проводить эти исследования для дальнейшего развития хозяйства, почему бы при этом не получить учёную степень?!
Голландские, немецкие компании бесплатно предоставили нам семена для опытов. Они также заинтересованы в успехе данных исследований. На опытном поле возделывается более пятидесяти сортов картофеля с учётом различных сроков посадки. Это семена голландской компании «АГРИКО» и немецкой NORIKA. Российская селекция представлена Брянской опытной станцией. Российские семена не выдерживают конкуренции, но нельзя не упомянуть и их в исследовании. Проблемы нельзя замалчивать или попросту не замечать.
Мы сами планируем в будущем развивать собственное семеноводство. Для начала в этом году закупили мини-клубни во Всероссийском научно-исследовательском институте картофельного хозяйства им. А. Г. Лорха. Если применить хорошую систему защиты, то на десять лет мы обеспечим себя качественным семенным материалом. Ведь за границей нам продают только элиту, семена, которые пятый год находятся в производстве. То есть мы получим более свежий семенной материал, картофель с более высоким генетическим потенциалом.
— Каковы на ваш взгляд перспективы развития картофелеводства в Брянской области?
— На мой взгляд, качественный картофель, необходимый современному рынку, смогут возделывать несколько крупных хозяйств. Сетевым компаниям не выгодно работать с мелкими производителями: не хватает объёмов поставок, нет должного уровня качества, той же фасовки… Простейший путь развития для небольших хозяйств — кооперация для реализации полученного урожая.
Хотя вопрос этот крайне сложный и противоречивый. Дело в том, что небольшому фермеру гораздо проще реализовать свой урожай. Согласитесь, что проще продать: 100 000 тонн или 600 тонн? Плюс, не нужны хранилища, меньше требований к качеству урожая на местных рынках. Каждый будет играть свою роль, а успех любого предприятия зависит в большей степени от таланта его руководителя.
— Михаил, вы молодой предприниматель, взваливший на себя тяготы труда на земле. Приносит ли удовлетворение вам ваша работа?
— Да, в сельском хозяйстве работать непросто. Поле — живой организм, который не простит вам отсутствия должного внимания. Как минимум раз в неделю обязательно бываю на каждом из полей. И это с учётом того, что три тысячи гектаров не так просто объехать! Стараюсь всегда быть в курсе дел, с удовольствием экспериментирую с новыми технологиями. Например, мне удалось убедить отца, что необходим искусственный полив посадок картофеля. Мы попробовали — получилось, и теперь Александр Васильевич сам рекомендует искусственный полив коллегам.
Самое главное в моей работе — это ощутимая отдача: моральная и материальная. Когда выезжаешь на поле, у соседей пшеница пожелтела, а у нас зелёная — работает!
В этом году к картофелю, рапсу и зерновым добавилась кукуруза. Выращиваем её на зерно, реализовывать думаем животноводческим хозяйствам региона. В следующем году планируем увеличить площади посадок «царицы полей» с 500 до 1500 гектаров. Культура эта для нас новая, предстоит много проб и ошибок. В этом году мой младший брат Роман окончил с отличием БГТУ, так-же по специальности «паротурбинные и газотурбинные установки и двигатели», поступил в аспирантуру БГСХА. Кандидатское исследование Романа, вероятнее всего, будет посвящено вопросам возделывания кукурузы.
В современном мире наука играет огромную роль в деле получения высоких урожаев, мы это отлично понимаем и стремимся применять новейшие научные и технические достижения в своём хозяйстве. Думаю, в этом и заключается инновационный подход в современном сельхозпроизводстве.
Александра САВЕЛЬКИНА.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА
6579
Добавить комментарий