В пределах Разумного
«АвтоТЕМА» продолжает разговор об автомобилях. В каждом номере журнала мы будем рассказывать вам об истории, законодательстве, технических новинках в мире авто. А сегодня мы предоставляем слово живой легенде брянского ГИБДД. Те, кто постарше, знают, что с 1974 по 1997 годы брянское ГАИ в шутку называли «в пределах Разумного». Потому что отвечал за безопасность дорожного движения всё это время заслуженный работник МВД СССР, почётный работник транспорта России, награждённый орденом Дружбы и пятнадцатью медалями, полковник милиции Разумный. Своими мыслями о прошлом и современном положении дел на дорогах Брянщины Виталий Иванович поделился с «Брянской ТЕМОЙ».
— Брянщина может похвастаться многими известными личностями, в том числе и Виталием Ивановичем Разумным. Вы руководили ГАИ Брянской области 24 года. В России, по нашим данным, больше нет такого примера долголетия службы на посту областного начальника. С чего же всё начиналось, какие пути привели вас в Госавтоинспекцию?
— Началось всё с детской мечты! Я родился и вырос в городе Мглине, небольшом, отдалённом районном центре. Мой отец работал шофёром, и я с малых лет бредил машинами, техникой. Помню, ярким событием всегда был приезд в наш город инспектора ГАИ, который в те времена один обслуживал несколько районов. Водители, друзья моего отца, относились к нему с уважением и даже некоторой боязнью, а я попросту заглядывался на этого серьёзного, подтянутого человека в милицейской форме, высоких кожаных сапогах и на мотоцикле. Так, с малых лет я начал мечтать о службе в ГАИ.
Когда учился в восьмом классе, никому не говоря, написал письмо в областное управление внутренних дел и попросился взять меня на работу инспектором. Через некоторое время мне поступил ответ от руководителя отдела кадров Глеба Андреевича Щелкунова, где сообщалось, что в школы Госавтоинспекции принимаются лица, отслужившие срочную службу в рядах Советской армии, имеющие среднее образование и водительские права. Задавшись целью, я планомерно начал продвигаться к её достижению. Родители мечтали, чтобы я поступил в институт, получил высшее образование, но это на тот момент не совпадало с моими планами. После искусно проваленных экзаменов в вуз я поступил на курсы шофёров в ДОСААФ города Клинцы, затем три года отслужил в армии. «Теперь, кажется, всё есть!» — вздохнул я с облегчением и снова написал письмо в отдел кадров ОВД. Начальство оценило подобное упорство, и меня отправили в cаратовское военное училище на отделение подготовки начсостава ГАИ.
В Брянск я вернулся ровно 47 лет назад — в августе 1965 года был назначен старшим инспектором дорнадзора ГАИ Фокинского района города. Три года занимался регулировкой уличного движения, а после был направлен в областной аппарат — на пропагандистскую работу. Параллельно окончил институт по специальности инженер-механик. И, как только получил диплом о высшем образовании, меня назначили заместителем начальника ГАИ. А был мне на тот момент всего 31 год! Три года поработал на этом посту, и в возрасте 34 лет был назначен начальником ГАИ, как оказалось, почти на четверть века…
— Расскажите, как тогда жила Госавтоинспекция и какие основные задачи перед собой ставила, что представляло основную угрозу безопасности движения?
— То были совершенно другие времена. Например, в шестидесятые годы количество мотоциклов на улице в два раза превышало число автомобилей. И основные проблемы на дорогах создавали именно мотоциклисты. Дело в том, что этот вид транспорта был самым дешёвым и в плане приобретения, и в плане обеспечения топливом. А вот легковые машины являлись общепризнанным символом роскоши, благосостояния и положения в обществе.
Отчасти положительную роль играли плохие дороги, особенно в сельской местности. Ведь чем хуже дорога, тем меньше происшествий — таков парадокс. Ещё одну интересную закономерность стоит отметить: среди автомобилистов на дорогах в основном преобладали водители государственного транспорта, частных машин в те годы было очень мало. При этом частник на деле оказывался более дисциплинированным, чем профессиональный водитель.
— В чём же заключалась причина подобной дисциплинированности автолюбителей?
— Просто они свои машины берегли! Хотя если серьёзно разобраться, то обладателями личных автомобилей преимущественно были состоявшиеся, взрослые люди, имевшие за плечами богатый жизненный опыт, — отсюда и дисциплина.
О воспитании мотоциклистов и полезном «дырокольстве»
— Чем могло похвастаться брянское областное управление? Ведь, как известно, ваши неординарные приёмы неоднократно становились примером для всей страны.
— Когда я принял руководство Госавтоинспекцией, она фактически была разбросана по всему городу: три кабинета на проспекте Ленина занимало руководство, в частном доме напротив бывшей школы милиции располагалась дорожно-патрульная служба и т. д. Контролировать работу оказалось очень сложно, и я стал добиваться постройки отдельного здания и даже место подходящее нашёл — как раз там сегодня располагается областная ГИБДД. Только изначально на этом пятачке была автостоянка — с одним прицепом и двумя поржавевшими машинами да сплошной бурьян.
Начальником областного УВД в те годы работал Василий Кузьмин. Я рассказал ему о своей идее. Мы выехали посмотреть будущую стройплощадку. Приезжаем, Василий Дмитриевич спрашивает: «Деньги есть? Лимиты имеются?». Отвечаю: «Нет». А подрядчиков, говорит, нашёл, проект сделал? Нет, конечно же! Откуда мне знать! Тогда начальник произнёс в сердцах: «Ты вначале разберись, как это всё делается, а потом уже начинай стройку!»
Ох, больно это тогда меня укололо. Через два месяца я снова привёз его на это место, но тогда всё уже было готово, чтобы начать строительство. Правда, официальных денег у нас на тот момент не было — строили за счёт финансовой помощи курирующих организаций и администрации области.
Строительство нового здания и общежития для сотрудников стало первым шагом к большим реформам.
— И какими были эти реформы?
— Назову лишь некоторые преобразования, свершённые за время моей службы. В частности, мы одни из первых в стране стали внедрять предрейсовые осмотры. Согласно постановлению правительства страны подобная мера применялась к предприятиям, где количество транспортных средств превышало 400 единиц. В Брянской области в числе первых проверяемых оказался Минавтотранс, осуществлявший пассажирские перевозки. Мера оказалась эффективной. Мы решили распространить данное правило и на организации, владеющие 50 единицами транспорта. В результате, в 1,5 раза сократили общее количество нарушений в состоянии алкогольного опьянения.
Оценив результат, мы решили пойти дальше и включить в систему предрейсовой проверки предприятия, автопарк которых в основном состоит из тракторов — это совхозы и колхозы. Да и основания для этого были: трактористы не состояли на учёте в ГАИ, но постоянно нарушали правила дорожного движения, в том числе и по пьянке. Результат вновь не заставил себя ожидать. Нашей работой заинтересовалось всесоюзное руководство Госавтоинспекции, и опыт был распространён на всю страну. К слову, в начале восьмидесятых годов наша область стала всесоюзным центром по внедрению и распространению положительного опыта. Но это будет немного позднее.
Для своего личного состава мы ввели так называемые талоны культуры. Каждому сотруднику выдавалось удостоверение, где за любое нарушение делалась компостерная засечка: будь то нарушение формы одежды, опоздание на службу или обоснованная жалоба. Так по итогам года выявлялись отличники службы. Узнав о подобной инициативе, в Брянск приехал Юрий Чурбанов — зять Брежнева, первый заместитель Министра внутренних дел СССР, и… раскритиковал наше, как он сам обозвал его, дырокольство. Говорил, что мы нарушаем права своих сотрудников. Хотя потом он всё же изменил решение и предложил использовать наш опыт в масштабах всей страны.
В конце семидесятых годов мы построили в Брянске детский автогородок в «Соловьях» за Курганом Бессмертия. На всесоюзном конкурсе он занял второе место!
Чтобы бороться с нарушителями из числа мотоциклистов, мы организовали в области секции и взводы мотопатрулей. Для этого набирали команды лучших мотоциклистов, выдавали им специальные повязки, удостоверения, жезлы и выпускали на дороги. Особенно эффективным подобное нововведение оказалось в сельской местности. На дорогах стало спокойнее, да и ребятам из мотопатрулей такое занятие было по душе.
Со временем мы стали постоянно занимать призовые места в соцсоревнованиях: четырежды — третье место, дважды — второе и дважды — первое. Неуклонно повышался престиж службы в Госавтоинспекции, и, соответственно, решалась проблема с кадрами.
Впервые мы начали внедрять пятилетние программы по безопасности дорожного движения. В комплексной программе было указано, где за этот период следует построить мосты, отремонтировать дороги, сделать объездные пути, внедрить предрейсовый осмотр и т. д. Всё, что касалось безопасности дорожного движения, было включено в комплексную программу. Также мы первыми начали проводить анализы дорожных происшествий и издавать их книжными тиражами, а ещё изучать общественное мнение. Мы разработали анонимные анкеты и рассылали их на предприятия. Делалось это не для отчётов, а чтобы разобраться, что беспокоит водителей в работе ГАИ, а затем устраняли выявленные проблемы.
— Возможно, в вашей жизни был случай, способный наглядно охарактеризовать значимость этих ноу-хау?
— Однажды в Брянск приехал Григорий Зингер — известный корреспондент журнала «За рулём». А приехал он в наш город, чтобы разобраться, почему от водителей не поступают жалобы в их журнал. Из других регионов мешками приходят письма, а из Брянской области вообще ничего! Целую неделю Зингер ездил со мной по области. И пункты предрейсового осмотра мы посетили, и дороги все исколесили, и в автотранспортных предприятиях побывали. В конце-концов уехал Зингер и написал у себя в Москве статью «С пониманием и доброжелательностью».
— Так, а почему же всё-таки жалобы в журнал водители не писали?
— Секрет прост: в те времена по каждой жалобе мы в обязательном порядке проводили расследование: встречались с заявителем, а иногда сводили его с человеком, чьим поведением он недоволен. И обязательно во всём досконально разбирались, поэтому наши шофёры не видели оснований писать письма в отдел жалоб журнала «За рулём».
Движение с уважением
— Наверняка вы для себя отмечали, как с годами усложняется ситуация на дорогах, да и сами люди становятся другими. 70-е, 80-е, лихие 90-е… Что характеризовало каждый их этих периодов?
— Каждый период по-своему хорош и интересен. Например, автомобильный бум в стране начался с пуском завода в Тольятти. С тех пор из года в год всё больше частных автовладельцев выезжали на дороги страны, и Брянщины в частности. Именно в этот период автомобиль вышел из разряда роскоши и стал обычным средством передвижения. Первые автомобилисты-частники также с огромной ответственностью выезжали на дорогу. Каждый знал: если эту машину разобьёт, то вторую купит не скоро.
Следующий знаковый этап — увеличение транспортного потока в связи с ввозом автомобилей из-за рубежа во времена перестройки. Вначале это были подержанные машины, потом на дорогах появились и новенькие иномарки. С годами в процентном соотношении их становилось всё больше и больше. Возрастала и средняя скорость движения транспортного потока, усложнялась проблема обеспечения безопасности на дорогах. При этом было очевидно, что Россия отстала от Запада в техническом оснащении транспорта. Помню, как многих удивляло, что иностранное транспортное средство с пробегом 200 тысяч километров и возрастом 10 лет могло обходиться всё это время без капитального ремонта. С российскими автомобилями такой трюк не проходил… А ведь тогда в нашей стране очень много показателей происшествий были связаны именно с неисправностью транспорта.
Сегодня время водительского бума. Согласитесь, сейчас очень многие граждане имеют водительские права и выезжают на дорогу на личных автомобилях. В дальнейшем эти показатели будут только расти. С дорог исчезли мотоциклы. Я имею в виду таких мэтров, как «Урал», «Днепр» и некогда очень популярную «Яву». Этот вид транспорта практически полностью изжил себя. И дело не только в возросших ценах на бензин — престиж утрачен. Сейчас девчонки не поедут на дискотеку на мотоцикле, если речь, конечно же, не идёт о дорогих спортивных моделях.
Современность можно охарактеризовать и как эпоху внедрения технических средств. Например, когда я вступил на службу, в городе было всего четыре светофора, а когда уходил на заслуженный отдых, их количество возросло до шестидесяти.
— Зарубежные машины наверняка были целым событием. Какие первые иностранные марки автомобилей появились на улицах города?
— Поначалу из-за рубежа пригоняли в Брянск преимущественно немецкие автомобили, и лидером в их числе был, безусловно, Volkswagen. Название бренда переводится с немецкого, как «народный автомобиль». И «фольксваген» стал по-настоящему народным видом транспорта и в России тех лет. Достаточно много было автомобилей марки Opel — немало «побегавших» на своём веку. В основном все машины приобретались на Западе, и всё, что ездило по дорогам Восточной Европы, постепенно перекочёвывало в Россию и в Брянск в частности. Это потом уже стали создаваться специализированные центры продаж, и сегодня без проблем можно приобрести многие марки автомобилей непосредственно в Брянске. Меня, как автомобилиста со стажем, это не может не радовать!
— И с высоты своего стажа, какую бы машину вы сегодня могли порекомендовать для покупки?
— Ответ на этот вопрос, конечно же, будет субъективным. Лично мне нравятся немецкие и японские автомобили. У меня самого, например, Toyota…
«Американцы» по-своему тоже замечательные машины, но, на мой взгляд, слишком огромные. Но и у них множество поклонников в Брянске. Особенно популярны автомобили Ford, судя по количеству машин этой марки на улицах Брянска.
Отлично зарекомендовали себя на городских дорогах «французы»: Citroen, Renault. Особенного уважения заслуживает марка Renault Logan. Посмотрите, большинство такси в нашем городе — это именно «логаны», которые показывают себя как совершенно «неубиваемые» машины!
И вообще я уважаю иномарки. Когда-то был у меня Volkswagen Passat. По привычке я приобрёл специальную литературу по этой модели, изучил всё до последнего болтика и очень удивился, когда через пару лет мне попалась такая же книжечка, по этой же модели, но другого года выпуска — производители столько туда дополнений внесли, изменений и усовершенствований! То есть развитие идёт постоянное, и всё это делается для большего комфорта автовладельцев.
— Как вы полагаете, безопасность современных иностранных автомобилей — это рекламная легенда, придуманная производителями или объективная реальность?
— Если говорить о технических характеристиках автомобилей, конечно, иностранные машины на порядок качественнее наших, комфортнее и функциональнее. Даже такая мелочь — стекло поднять — можно с усилием крутить ручку, а можно просто нажать кнопочку на панели и нервы свои не тратить. Большое количество подушек безопасности, отличная управляемость, электронное оснащение иномарок создают то чувство надёжности и безопасности, о которых мечтают все водители. И мы видим, что на дороге все эти факторы реально работают. Но это никак не даёт повод расслабляться во время управления автомобилем. Всё-таки истинным гарантом безопасности остаётся соблюдение правил дорожного движения.
— Вы, несмотря на пенсию, по-прежнему активно участвуете в автомобильной жизни области. Чего, по вашему мнению, не хватает современному Брянску в плане организации транспортного потока?
— Думаю, сейчас весьма перспективно и необходимо убирать с дороги инспекторов, заменять их современными техническими средствами. Во-первых, это позволит повысить объективность в принятии решений. Во-вторых, появится гораздо больший человеческий потенциал для иных функций: воспитательных, контролирующих и т. д. На мой взгляд, сегодня в большей степени нужно заниматься организацией дорожного движения, созданием условий для безопасности на дорогах и внедрением технических средств.
К тому же техосмотры в традиционном их понимании доживают свой век. В настоящее время успешно работает система технического обслуживания автомобилей, которая в перспективе может стать альтернативой техосмотрам.
Что касается конкретных мер, то городу, безусловно, необходимо больше дублирующих дорог, подземных и надземных пешеходных переходов.
Не стоит полагаться исключительно на добропорядочность водителя, важно создать комфортную среду, максимально исключающую возможность правонарушений.
— Ну и в заключение, думаем, нашим читателям было бы приятно услышать несколько напутственных и праздничных слов от легендарного Виталия Ивановича Разумного.
— Сотрудникам ГИБДД хочу сказать, чтобы они всегда помнили, что они такие же граждане, как и те, кто сидит за рулём, и те, кто переходит дорогу. Каждый человек достоин уважения. Тогда будет и авторитет, и безопасность!
Автомобилистам хочу в очередной раз напомнить, что нынче процесс движения усложняется. Поэтому рекомендую приобретать максимально надёжные транспортные средства, насколько это может позволить ваш семейный бюджет. А ещё важно не просто соблюдать правила дорожного движения, но и помогать друг другу и улучшать тем самым общую ситуацию на дорогах!
Всем жителям города желаю широкой, прямой, безо-пасной дороги, «зелёной» улицы во всех ваших трудах и жизненных начинаниях. С праздником вас! С Днём освобождения Брянщины!
Софья ТРОФИМОВА
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА, Натальи ДУМКО
и из личного архива Виталия РАЗУМНОГО
3743
Добавить комментарий