Александр Сысоев: «Мы работаем в сфере продвижения идей!»

«Успех — моё дело!» Под таким девизом в конце сентября в нашем городе состоялся региональный форум, организованный Ассоциацией молодых предпринимателей Брянской области. Председатель этого общественного движения Александр Сысоев уверен, что бизнес — это не привилегированная сфера, а отрасль, в которой может работать каждый. Если он способен что-то     предпринимать. О том, что представляет собой ассоциация спустя почти уже три года с момента её основания, «Брянская ТЕМА» расспросила у её руководителя.

— Александр, два года назад в интервью «Брянской ТЕМЕ» вы сказали, что в определённом смысле Ассоциация молодых предпринимателей Брянской области должна была стать площадкой для создания бизнестусовки, сообщества молодых людей объединённых общим интересом — продвижением собственного бизнеса. На тот момент организация объединяла не более 50 членов. Что изменилось за это время? Удалось ли создать ту самую бизнес-тусовку?

— Сообщество молодых предпринимателей изначально задумывалось как активная корпоративная группа, если хотите, то, да, бизнес-тусовка. Но дело здесь не в количестве участников, а в качестве действий, которые они предпринимают. Например, на сегодняшний день ассоциация насчитывает более 150 человек, которые активно участвуют в нашей деятельности, и только 65 из них являются членами организации. И это не просто предприниматели, которые имеют успешный бизнес, а молодые люди, готовые к активным общественным действиям: ведению диалога различного уровня, транслированию собственного опыта, получению новых практических и теоретических знаний. Подобная активность выгодна и самому молодому бизнесмену с точки зрения расширения деловых контактов, поиска партнёров, личностного роста, получения образования. Исходя их этого, мы стараемся привлекать преимущественно тех молодых предпринимателей, которые способны эту планку общественной активности выдерживать.

— В каких сферах на сегодняшний день готовы проявлять свои способности молодые предприниматели Брянщины?

— Преимущественно это сфера оказания различного рода услуг и торговля. В частности, сфера услуг привлекательна по той простой причине, что она наиболее доступна с точки зрения относительно небольших материальных вложений и наличия ресурсов для начала бизнеса. А вот производство интересует молодых предпринимателей в гораздо меньшей степени. При этом в течение последних двух лет наметилась важная тенденция: производственных проектов стало в разы больше. И если в начале деятельности ассоциации такие проекты можно было буквально по пальцам пересчитать — сувенирная продукция, строительные материалы, то сейчас их уже около двадцати. А производство, как известно, в большей степени помогает развиваться экономике нашего региона.

— Способны ли молодые предприниматели нашего региона участвовать в инновационном бизнесе, о котором сейчас так много говорится?

— Бизнес, связанный с инновациями, пока считается наиболее рискованным, поэтому и количество таких проектов остаётся небольшим. Хотя опыт работы в сфере инноваций молодым брянцам всё-таки удалось получить: в этом году благодаря сотрудничеству с ассоциацией «Развитие» был дан старт нескольким проектам. Связаны они с разработкой систем защиты баз данных, созданием специальных материалов для строительства, внедрению новых технологий в сфере энергоэффективности. Нашими партнёрами в этом деле выступили крупные вузы Брянщины, имеющие серьёзную научную базу. Всего было разработано порядка 30 проектов, но у меня остаются некие сомнения, что многие из них смогут самостоятельно стать на рыночные рельсы: пока не выработаны механизмы перевода инновационных продуктов на рынок, не выявлена их способность к конкуренции.

— А какой бизнес, на ваш взгляд, выгодно открывать молодым людям, чтобы вложений было не очень много, а дело в будущем могло бы стать перспективным?

— Тот бизнес, в котором главным конкурентным преимуществом будут личные компетенции предпринимателя— имеющиеся у него знания, навыки и интересы.

— В каких сферах конкуренция не так высока, какие ниши на рынке Брянщины остаются незанятыми?

— Незанятых ниш в Брянской области не так уж и мало. Взять хотя бы районные центры, где достаточно слабо развита сфера оказания услуг.

— Не потому ли в Ассоциации молодых предпринимателей практически нет членов, ведущих бизнес в районах Брянской области?

— Действительно таких мало, но всё-таки они есть. Большинство членов ассоциации развивают свой бизнес именно в областном центре, но здесь в большей мере сказывается удалённость районов. Хочу отметить важную тенденцию — с каждым годом молодых ребят, открывающих бизнес за пределами областного центра, становится больше. Мы стараемся отдельно поддерживать молодых бизнесменов с периферии, потому что работать в небольших городах достаточно сложно: сказывается более низкий уровень жизни населения, более низкие заработные платы и, следовательно, покупательская способность людей. К сожалению, пока у нас нет системы, позволяющей работать в целом по области, но мы стремимся к её созданию. Важно, чтобы талантливые ребята не уезжали из районов в областной центр или же в Москву, чтобы попробовать там реализовать свои способности. Наша цель на ближайшее будущее — донести до молодых людей из районов мысль о том, что они и на своей малой родине могут быть успешными.

— Сколько молодых предпринимателей Брянщины в этом году получили грантовую поддержку и насколько эффективны подобные финансовые вливания в бизнес?

— Более ста человек стали победителями областного конкурса на получение грантов, из года в год растут объёмы инвестируемых средств. Но у меня есть своё мнение на этот счёт: такая безвозмездная помощь не учит предпринимателя эффективной работе, не способствует грамотному распоряжению средствами, как если бы это были деньги, которые требуется возвратить. Конечно, это очень хорошо, что государство занимается такими, пусть и маленькими, посевными инвестициями. Но, с другой стороны, я знаю огромное количество молодых людей, которые открывали бизнес и без этой поддержки, и они оказывались более ответственными за результат. Важно понимать, что грант — это не панацея, а стимул к дальнейшему развитию. Надеюсь, что со временем мы будем планомерно переходить от безвозмездных субсидий — к возвратным инвестициям.

Предприниматель — от слова «предпринимать»

— А какие проблемы нынче волнуют молодых предпринимателей?

— В первую очередь актуален вопрос поиска различных ресурсов и механизмов, которые помогают бизнесу развиваться, позволяют бороться с рисками, оперативно решать возникающие проблемы. Второе —вопросы маркетинга, продвижения продукции, в том числе связанные с соблюдением закона о рекламе и антимонопольного законодательства.

Третье — это сложности, возникающие в сфере налогообложения, юридические тонкости, незнание которых, как известно, от ответственности предпринимателя не освобождает.

Представители малого и среднего бизнеса — этов большей степени люди, не подготовленные к ведению дела с точки зрения формальных знаний, поэтому зачастую учатся на опыте собственных проб и ошибок. Ведь в бизнес многие входят… интуитивно. И благодаря деятельности ассоциации мы помогаем многие ошибки исключать.

К тому же если человек находится на стадии управления малым бизнесом, он огромное количество сил и времени отдаёт этому процессу: сам следит за бухгалтерией, сам продаёт, сам выступает водителем, исполнителем и т. д. На мой взгляд, нужно стремиться к автоматизации этих процессов — нанять водителя, научить персонал работать с клиентами, доверить ведение бухгалтерских дел профессионалам. Да, это требует дополнительных вложений, но даёт возможность увидеть новые горизонты развития своего бизнеса. Это как в хрестоматийном случае со страусом: пока голова в песке, ничего кроме песка не видно. Ведь именитые маркетологи не даром говорят: «Не бойтесь больших расходов, больше опасайтесь маленьких доходов!»

Ещё одна важная проблема современного малого бизнеса — нежелание планировать, применять чёткие практические и теоретические инструменты, управлять процессами, в том числе и потенциальными рисками. Наверное, это в нашем менталитете — работать на авось, но нам, как современным людям, нацеленным на результат, всё-таки стоит от этого избавляться. Наполеоновская практика «ввяжемся в бой, а там посмотрим» может сработать один раз, но не годится для перспективы. Хотелось бы, чтобы стремление предпринимателей к эффективности собственного бизнеса, планированию процессов, управление процессами было на порядок выше. Тогда в нашей стране будет совсем иная предпринимательская культура, другой экономический рост.

— А представители бизнеса готовы получать эту информацию? Готовы принять свои ошибки?

— Предпринимательская среда очень требовательная, и достаточно сложно выбрать тот или иной формат общения с точки зрения содержания и формы. Ведь если мы приглашаем представителя определённой сферы на свой круглый стол или мастерласс, то это должен быть достаточно подготовленный специалист, который помимо знаний в той или иной отрасли может их доходчиво донести. Но в принципе я вижу в ассоциации людей, искренне готовых к диалогу.

Наша главная цель — продвижение идей, транслирование практического и теоретического опыта. Работаем мы с двумя категориями людей. Первая — это уже состоявшиеся бизнесмены. Вторая — молодёжь, которая ещё не встроена в бизнес. Как правило, это студенты или старшеклассники. С этой целью была разработана и эффективно применяется программа «Шаги к успеху» — комплекс мероприятий, включающий продвижение идеи бизнеса, анкетирование, проведение тренингов, краткосрочные курсы бизнес-планирования. Наша основная задача — донести до брянской молодёжи одну очень простую и важную мысль: сегодня бизнес является самой успешной жизненной стратегией во всём мире. Если вы возьмёте самых богатых и самых успешных людей во всём мире — это предприниматели. С другой стороны, мы прекрасно понимаем, что не каждый станет создателем собственного бизнеса, и таких людей мы стараемся найти, а затем показываем им практические и теоретические инструменты, с помощью которых можно начать свой бизнес. Кстати, активные члены ассоциации с удовольствием дают мастер-классы для студентов и учеников старших классов. И это очень полезно, когда перед ребятами выступает, например, 25-летний успешный предприниматель, который всего-то на несколько лет старше своих слушателей. Это вдохновляет! Мы на собственных примерах доказываем, что бизнес — это не только возможность зарабатывать деньги, но и самый эффективный путь доказать обществу, что ты чего-то     стоишь.

К слову, за три летних месяца в ассоциацию обратились более двухсот молодых ребят, которые были очень близки к открытию бизнеса, и многие из них уже зарегистрировали своё дело, получили финансовую поддержку. Хотя, стоит отметить, на первоначальном этапе результат не так уж важен. Главное — стремление развиваться и расти. Ведь предприниматель — это всего лишь человек, способный что-то     в своей жизни предпринять. И не более того. А успех… это дело каждого!

Вопрос для президента

— Форум «Успех — моё дело!», недавно прошедший в Брянске, объединил 300 молодых предпринимателей и стал одним из самых крупных бизнес-событий года. Чему был посвящён второй по счёту региональный форум? Для кого он проводился?

— Среди собравшихся в этом году были победители областного этапа конкурса «Лучший молодой предприниматель России—2012», победители конкурса субсидирования малого и среднего бизнеса, а также участники программы поддержки и развития молодёжного предпринимательства.

Участники мероприятия рассказывали, что программа развития молодёжного предпринимательства, стартовавшая на территории Брянской области в 2008 году, уже помогла сотням молодых бизнесменов. Одни нашли новых партнёров, другие — полезную информацию,третьи получили финансовую поддержку.

Отмечу, что Брянская область одной из первых в стране стала участником федеральной программы «Молодёжная школа предпринимателей» (сейчас она называется «Ты — предприниматель!»). Так, в 2009 году всего лишь 5 регионов страны получили федеральные средства на развитие этой программы. В прошлом году, по данным отчётов Федерального агентства «Росмолодёжь», Брянская область была признана одним из регионов, успешно работающих в этом направлении. А среди областей ЦФО всего несколько смогли организовать такие площадки, как форум предпринимателей «Успех —моё дело!».

Это позволяет говорить о том, что мы готовы к диалогу на любом уровне, даже самом высоком. Приведу два примера: в 2011 году члены нашей ассоциации стали участниками встречи с министром экономического развития в Москве, а в этом году большой честью для меня было представлять Ассоциацию молодых предпринимателей Брянской области и в целом бизнес-сообщество Брянщины на встрече с президентом Владимиром Путиным.

— Какой вопрос от лица регионального бизнес-сообщества вы адресовали президенту?

— Мы подняли такие проблемы, как подключение к источникам электроэнергии и сроки, которые определяются на это. И если человек, например, занимается сезонным бизнесом: продаёт пирожки и хочет поставить ларёк, то пока он будет подключаться к электроэнергии, сезон уже закончится. И сроки могут быть разными: от 6–7 месяцев до года. А можно даже на протяжении нескольких месяцев технические условия получать. И процедура тоже: одна компания поставляет электроэнергию, другая владеет сетями, и молодому человеку приходится обходить несколько организаций.

Мы долго думали, с каким вопросом обратиться к президенту, проводили консультации внутри ассоциации, привлекали и более высокое предпринимательское сообщество, общались с коллегами из других регионов. Важно было сформулировать общую проблему, которая актуальна не только для предпринимателей Брянской области, но и бизнесменов всей страны.

— Александр, а каковы перспективы развития Ассоциации молодых предпринимателей области, в каком русле планируете двигаться дальше?

— Сегодня стоит задача полностью пересмотреть принципы нашей деятельности. Во-первых, мы будем предлагать предпринимательскому сообществу новые интересные форматы общения. Во-вторых, продолжим аккумулировать активные связи: будь то взаимодействие с департаментом экономического развития Брянской области или совместные проекты участников ассоциации. Третья задача — переход организации на новый уровень к реальной помощи в управлении бизнесом с использованием специальных сервисов, в частности b2b.

— И, конечно же, не могу не спросить про неформальное общение — вне тренингов, мастер-классов и круглых столов. Продолжаете эту традицию?

— Безусловно! В основном организуем спортивные мероприятия. Ведь спорт во многом очень похож на бизнес, и к тому же он отлично объединяет людей!

Софья ТРОФИМОВА
Фото Михаила ФЁДОРОВА
и из архива Ассоциации молодых предпринимателей Брянской области

3676

Добавить комментарий

Имя
Комментарий
Показать другое число
Код с картинки*