Научный подход
«Теория без практики мертва, а практика без теории слепа», — сказал в своё время немецкий философ Иммануил Кант, а немецкий физик Густав Роберт Кирхгоф, вторя ему, заметил: «Нет ничего практичнее хорошей теории». Именно такими принципами руководствуется директор брянского филиала Московского психолого-социального университета и депутат Брянского городского Совета Николай Патов. Автор более 80 научных трудов, Николай Патов поделился с «Брянской ТЕМОЙ» своими соображениями о важности научного подхода в любом деле.
Образование и элита
В научной среде и околовузовском сообществе Николай Патов известен, прежде всего, как доктор педагогических наук, проректор и руководитель нескольких филиалов Московского психолого-социального университета. Общественную и депутатскую деятельность он весьма продуктивно совмещает с основной работой и академической карьерой. В 2011 году Николай Патов стал единственным в регионе действительным членом государственной Российской академии образования и пополнил ряды ведущих учёных в сфере образования и педагогики.
В активе учёного 6 крупных монографий, которые посвящены в основном вопросам зарождения и формирования культурной элиты России. Именно эта тема затронута в его последней научной работе — монографии «Отечественное университетское образование и становление культурной элиты в России в начале XVII — начале XX века», изданной ровно год назад. Презентация книги состоялась в Москве в Академии образования и в «Русском клубе» в Женеве. В своём исследовании автор попытался осмыслить вклад академического образования в формирование русской интеллигенции. По мнению учёного, именно отечественная высшая школа, находясь в сложных и противоречивых исторических условиях, обеспечила появление культурной элиты, позволившей России к началу XX столетия войти в число ведущих мировых держав. Большое место в монографии отведено осмыслению феномена русской интеллигенции, её миссии в отечественной истории. Автор анализирует, как можно использовать данный опыт в решении проблем, стоящих перед университетским образованием в современной России.
«Именно университеты ковали интеллектуальную элиту того времени, которая двигала вперёд прогресс, науку, культуру — всю Россию, — считает Николай Патов. — Эти процессы, несомненно, взаимосвязаны. Сейчас, когда ценность российского образования на мировом уровне падает, когда всё чаще говорят о низком уровне профессиональной подготовки, когда реформа образования обсуждается на всех уровнях нашего общества, эти вопросы особенно актуальны. Образование — не замкнутый в себе мир. Оно всегда определяется соответствующим типом культуры и уровнем технического прогресса и меняется вместе с ними. Но образование определяет и новые горизонты развития».
Научить учиться
Научить учиться, пожалуй, главная задача для педагогов всех времен и народов. Несколько научных работ и докторская диссертация Николая Патова посвящены исследованию системы мировоззренческой подготовки студентов. Обучение будущего специалиста зависит от хорошего симбиоза «студент — преподаватель» (доцент, профессор), в котором основную роль должен играть студент.
«По моему глубокому убеждению, образование — это самообразование, а воспитание — это самовоспитание, — говорит Патов. — Ничего нет страшного в том, что сначала студент многого не умеет, но при желании он может многое. Главная задача и преподавателя, и учёного — сформировать человека думающего, культурного, неравнодушного к проблемам и реалиям сегодняшней России и общества в целом».
Если есть такая база, считает он, значит, человек будет стремиться дальше, мыслить, исследовать, искать. И, быть может, тоже станет двигателем прогресса, профессионалом своего дела или выдающимся учёным нашего времени. Конечно, для этого нужны определённые личностные качества: если человек творческий, по сути своей — новатор и исследователь, его наверняка ждёт успех в мире науки. Стремление к исследованию мира, безусловно, должно быть внутренней потребностью: наукой, как, впрочем, и образованием, нельзя заниматься из-под палки.
По признанию Николая Патова, во вверенном ему учебном заведении немало талантливых студентов, которые увлекаются наукой. Станут ли они впоследствии учёными — другой вопрос. Пока же вуз стремится обеспечить им все условия для саморазвития. Публичные лекции, творческие мастерские, дискуссионные клубы и научно-практические конференции — у местных студентов есть множество возможностей проявлять себя и совершенствовать свои знания.
На самом высоком уровне
Достижения вуза и научная деятельность его руководителя недавно были отмечены на высоком уровне. Распоряжением правительства Николаю Патову «за цикл научно-теоретических работ, посвящённых проблемам формирования духовно-нравственного мировоззрения растущего человека», присуждена премия и присвоено звание «Лауреат премии Правительства РФ в области образования».
20 таких премий присуждаются с 2004 года ежегодно «за разработку и совершенствование образовательных программ и учебно-методических пособий, высокие результаты профессиональной деятельности». «Несомненно, это общее достижение всего профессорско-преподавательского состава МПСУ, — отметил Николай Патов. — Полученные средства пойдут на техническое развитие филиала и издание новых учебных пособий».
Сначала — учёный, затем — практик… или наоборот?
И всё же что первично для Патова-преподавателя: практические наработки или научный подход? Учёный, похоже, до конца так и не определился.
«Только взаимодополняемость теории и практики позволяет развиваться,— уверен Патов. — Пересказ разделов учебника своими словами — это не есть наука. Заниматься наукой значит работать над формированием
Однако в других случаях всё гораздо сложнее — научная школа по-прежнему далека от практики. К примеру, у нас в Брянске научная работа по большинству направлений ведётся как бы подпольно: достижения есть, но известны они лишь научному сообществу. Да, новаторы порой смотрят в будущее и не всегда признаны при жизни, а практическая польза от их изобретений становится понятна лишь со временем. Но связка «учёный — польза — общество» должна быть более прочной. В науке главное — найти применение своим разработкам. Иначе это уже не наука, а научный эгоизм. А общество вряд ли станет вкладывать деньги в научные проекты, которые изначально не ориентированы на практическое применение. В прямой зависимости от этого — и весьма низкий заработок современного российского учёного».
Николай Патов уверен, что ситуация может — и должна! — коренным образом измениться. Произойдёт это, когда изыскания учёных станут полезны в практической деятельности, а ценность полученных результатов будет очевидна для всей страны.
Виолетта ЧЕРНИГОВСКАЯ
3119
Добавить комментарий