Евгений Скачков: «Мой стадион – генплан завтрашнего дня»

«У домов, как у людей, есть своя душа и своё лицо, на котором отражается их внутренняя сущность», — сказал Дюма-отец. Следуя логике этого выражения, Брянск — отражение внутренней сущности более 400 тысяч человек. Об уникальности нашего города, его прошлом и будущем, о небоскрёбах и храмах порассуждал вместе с «Брянской ТЕМОЙ» заместитель директора департамента строительства и архитектуры Брянской области, главный архитектор Брянской области Евгений Скачков.

— Евгений Владимирович, как полагаете, в чём заключается самобытность, неповторимость, внутренняя сущность нашего города?

— Название древнего города Дьбрянскъ, упоминавшегося во всех летописях (Ипатьевской, Воскресенской, Лаврентьевской и Троицкой), означает в переводе «горный склон, ров, низина, поросшая густым лесом и кустарником».

Большой и сложный путь прошёл этот город, прежде чем был признан самостоятельным княжеством со своим гербом, данным ему за заслуги в производстве оружия и защите государства. И именно с той поры остались нам в наследство великолепные образцы памятников истории и культуры: Свенский монастырь, Покровский собор, церковь Воскресения Христова и другие культовые постройки.

Огромная роль в изменении облика города в период с конца XIX до первого десятилетия XX века принадлежит архитектору Николаю Лебедеву. Его постройки сохранились до сих пор и являются визитной карточкой, украшением Брянска, придают ему оттенок уникального исторического города (это здания женской гимназии, таможни, общественной бани и другие). На мой взгляд, таким Брянск остаётся и по сей день, даже несмотря на разрушения в годы Великой Отечественной войны.

Возрождение города и создание высоких образцов градостроительного искусства принадлежит таким зодчим, как Борис Шавырин, Афанасий Саломахин, Василий Городков и многим другим мастерам советской эпохи.

В настоящее время Брянск сочетает в себе разные архитектурные стили, бережно хранит культурное наследие, но в то же время продолжает расти и развиваться благодаря ведущим брянским архитекторам: Юрию Тарабрину, Александру Петрову, Александру Зеленову, Тамаре Крыловой, Владимиру Ющуку. Все они чтут и поддерживают славные традиции разных архитектурных школ постсоветского пространства.

— Какие градостроительные проекты, реализованные за последние годы, по праву считаются гордостью нашего города?

— Конечно же, это Брянский кафедральный собор, получивший благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и названный в честь Живоначальной Троицы. Собор был запроектирован и построен всего за 5 лет на средства благодарных жителей Брянщины и помощи ОАО «Газпром».

В числе других значимых объектов — восстановление Дворца детского и юношеского творчества имени Гагарина (архитектор Ольга Грозева), капитальный ремонт площади Партизан, первоначальное название которой Хлебная, (авторская группа: архитекторы Геннадий Клюкин, Владимир Ющук и дизайнер Александр Панченко). Из объектов здравоохранения можно выделить новый перинатальный центр на 500 посетителей в Бежицком районе, реконструированный на основе отделения женской консультации. На это было потрачено 300 миллионов рублей из областного бюджета.

— А какова судьба долгостроев: затянувшейся, как оказалось, на годы реконструкции Аллеи Славы на Кургане Бессмертия, реконструкции второй части бульвара Гагарина?

— В отношении комплексной реконструкции Аллеи Славы на территории ЦПКиО имени 1000-летия города Брянска могу пояснить следующее: 13 февраля 2013 года под председательством директора департамента строительства и архитектуры Брянской области Александра Морозова состоялось очередное заседание художественно-экспертного совета Брянской области. Решением совета согласованы представленные разработчиком (ООО «Архитектура РФ», Санкт-Петербург) материалы, как «соответствующие профессиональному исполнению художественного решения среды с включением различных видов изобразительного, декоративно-прикладного искусства и уникального дизайна в органичном сочетании с реконструируемой площадью Воинской Славы». И это только второй этап работ. Всего их семь…

Что касается лестницы к набережной, то этот вопрос обсуждался на публичных слушаниях в 2012 году. Проект представлял архитектор из Санкт-Петербурга Александр Лобанов. Проектное предложение было единогласно отклонено. Отмечу, что за период с 2001 по 2010 годы было разработано шесть архитектурно-градостроительных проектов благоустройства лестницы, ведущей вниз к набережной. Но ни одна из концепций не была утверждена. В настоящее время департаментом строительства и архитектуры Брянской области подготовлено и направлено поручение в адрес главы Брянской городской администрации о необходимости рассмотрения данного вопроса на заседании городской рабочей группы по координации застройки центральной части Советского района.

Исчезающий вид — брянский сквер

— Насколько известно, действующий генплан рассчитан до 2015 года, и уже в этом году должна закончиться корректировка нового генплана — теперь уже до 2035 года. Насколько кардинальными окажутся изменения в нём?

— В декабре 2010 года Брянской городской администрацией подготовлена ведомственная целевая программа по разработке документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки муниципального образования город Брянск на 2011–2013 годы, которая предусматривает внесение изменений в генеральный план города Брянска 1994 года со сроком его реализации до 2035 года.

Новый генеральный план определит границы и направления развития районов, а также инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Кроме того, генплан назначит градостроительные предложения и требования по выносу промышленных производств и сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

На сегодняшний день на разработку документации затрачено 4,5 миллиона рублей, в 2013 году выделено ещё 9 миллионов. Окончательные цифры по всем разделам генерального плана и городским документам территориального планирования составят в сумме 45 миллионов рублей.

Утверждение генерального плана города должно состояться в декабре 2013 года. Жители Брянска смогут ознакомиться с утверждаемой частью основного документа в сети Интернет и на официальном сайте Брянской городской администрации.

— Какие из планируемых объектов представляют особенный интерес для жителей нашего города?

— В преддверии знаменательных спортивных состязаний международного уровня, а именно Сочинской зимней Олимпиады в 2014 году, Универсиады в Казани в мае 2013 года, мирового чемпионата по футболу в 2018 году, конечно же, имеет место строительство Дворца единоборств на территории бывшего аэропорта в Советском районе города Брянска. В соответствии с утверждённым проектом планировки, генеральный проектировщик ООО «Брянскгражданпроект» на семи гектарах земельного участка предложил разместить спортивный комплекс, состоящий из основного Дворца единоборств, девяти тренировочных залов, высотной гостиницы и восстановительного центра. Автор проекта — архитектор Анатолий Ковалёв — представил
профессиональное градостроительное решение комплекса, включающее в себя разноуровневые подъезды и автостоянки, организацию сквера и пешеходных зон.

Немаловажную роль в определении выбора варианта Дворца единоборств сыграла поездка в Казань, в город, готовый принять Универсиаду.

А ещё я мечтаю запроектировать в Брянске стадион будущего, способный принять соревнования самого высокого международного уровня. Но пока это только мечта…

— Появятся ли в Брянске новые парки, городские сады и скверы?

— Парки и скверы являются непременным условием правильного градостроительства. Обязательными атрибутами скверов и парков являются аллеи, благоустроенные дорожки, зелёные насаждения, клумбы с цветами, малые архитектурные формы (скамейки, беседки, фонтаны) и, конечно же, их выразительное художественное оформление в виде скульптур, памятников и т. д.

К моему горькому сожалению, на появление новых зелёных островков можно будет рассчитывать только на территории бывшего аэропорта, где планируется несколько рекреационных зон и пешеходный бульвар: от переулка Пилотов до улицы Бежицкой.

Постепенно исчезают скверы: «Трудовые резервы» (ул. Фокина — ул. Калинина), у кинотеатра «Родина» по проспекту Ленина, сквер по улице Урицкого. Печальный список, увы, можно продолжить. А из новых остаётся вспомнить только «полускверы» — возле лицея № 1, по улице Емлютина, а также возле кардиологического центра на Октябрьской.

В отличие от города Брянска в районных центрах к сохранению зон отдыха относятся более почтительно и бережно. Мне посчастливилось поучаствовать в реконструкции скверов центрального парка и сквера Мужества в городе Дятьково, сквера имени Деревянко в Навле. А в настоящее время я заканчиваю проект благоустройства сквера с фонтаном по улице Карла Маркса в посёлке Фокино. Скульптурную композицию в центре этого парка предлагает установить известный брянский скульптор Александр Ромашевский. В последней нашей беседе он посетовал на недостаток мест в городе Брянске, где можно было разбить английские скверы с извилистыми дорожками и французские парки с прямыми, на пересечении которых устанавливаются, как правило, фонтаны и скульптуры. А вот в районных центрах такая возможность есть.

О дорогах: вело- и не только

— Какие меры предпринимаются для развития городских автодорог? Обозначьте наиболее проблемные в этом плане участки.

— На сегодняшний день перед градостроителями стоит ряд задач, решение которых приведёт к усовершенствованию транспортной структуры города. Вот некоторые из них:

• разработать транспортные схемы районов: Советского (в т. ч. посёлка Малое Кузьмино), Бежицкого, Володарского (в т. ч. посёлка Большое Полпино) и Фокинского (в т. ч. посёлка Белые Берега) — с учётом транспортной системы города Брянска;

• спрямить участок и перенести кольцевую развязку по проспекту Московскому (в районе гипермаркета «Метро»);

• отказаться от многоуровневой развязки на пересечении улиц Бурова и Ульянова и продолжения автомагистрали параллельно улице Камозина;

• разработать «дренажные» улицы от перспективной магистрали, проходящей через Радицу-Крыловку;

• разработать «дренажные» улицы промзоны Фокинского района с выходом на проспект Московский, а также от микрорайона Мичуринский с выходом на улицы Объездную и Литейную;

• учесть строительство кольцевой развязки и дублёра улицы Калинина в соответствии с утверждённым проектом планировки «Арсенал»;

• обратить внимание на сложность соединения дублирующей магистрали проспекта Ленина (от улицы Красноармейской по переулку Фрунзе, через Нижний Судок на пересечение с улицей Фокина, далее в районе спортбазы «Динамо» через Верхний Судок с выходом по улице Малыгина на кольцевую развязку по улице Дуки), связанную с существующим размещением многоквартирных жилых домов и общественных зданий;

• оставить перспективную магистраль от улицы Дуки до улицы Калинина (в районе Пушки) и перспективное продолжение улицы 2-я Мичурина с переносом строящегося временного храма;

• предусмотреть отдельную автомобильную дорогу на территорию будущего мусороперерабатывающего завода и существующей свалки (в районе посёлка Большое Полпино);

• предусмотреть варианты и возможность вертикального транспорта в районе бульвара Гагарина, гостиницы «Брянск» и парковой зоны Кургана Бессмертия;

• использовать полосы отчуждения железнодорожных сообщений для перспективы альтернативных специальных транспортных магистралей.

Но самое главное, в кратчайшие сроки необходима разработка Единой планировочной схемы развития транспортной системы города Брянска и Брянского района, разделяющей взаимосвязь между работой общественного (включая автомобильный, железнодорожный, специальный) и личного транспорта с учётом вышеизложенных замечаний.

— Появятся ли в городе велодорожки, о которых мечтает брянская молодёжь?

— Вопрос для меня лично одновременно приятный и болезненный, поскольку в юношеские годы я выполнил норматив мастера спорта по велоспорту на шоссе и по сей день остаюсь верен своему двухколёсному другу. Юношеские грёзы должны воплощаться в жизнь. Поэтому считаю целесообразным в составе транспортной схемы города разработать отдельную отраслевую схему размещения велодорожек и парковок на территории города.

Особым критерием при составлении схемы велодорожек должно стать мнение наших жителей, спортсменов и просто любителей железного коня. Можно также привлечь спецов из Велотранспортного союза и Центрального научно-исследовательского института проектирования транспорта имени Валфиуса. Велодорожки действительно нужны, особенно в спальных районах (чтобы люди могли добираться на работу), возле учебных заведений, торговых центров, объектов спортивного назначения. Важно также постараться трассировать велодорожки вне зоны негативного влияния транспортных магистралей. Критериев, как видите, много, а работа в этом направлении только начинается.

Точечный беспредел

— Точечная застройка. Чем она может навредить нашему городу? И есть ли вообще положительные стороны у этого явления?

— Появление новых «точечных» домов в окружении частного сектора чаще всего воспринимается как фактор отрицательного характера, создающий серьёзные неудобства для граждан, проживающих в близлежащих домах.

Такая застройка — это прежде всего стремление застройщика в одночасье получить прибыль, не расходуя средства на прокладку инженерных коммуникаций (водоснабжение, энергообеспечение и т. д.). А происходят подобные нарушения всего лишь по одной простой причине — отсутствие утверждённой градостроительной и планировочной документации, предусмотренной требованиями Градостроительного кодекса РФ. Выход из этой ситуации — разработка и утверждение планировочного документа, который переведёт всю градостроительную деятельность в жёсткую правовую плоскость и будет гарантировать порядок, как на отдельно взятом участке, так и на территории города в целом.

Для наведения «точечного» порядка было принято постановление администрации Брянской области от 18 апреля 2011 № 367 и создана межведомственная комиссия по оценке соответствия размещения объектов капитального строительства на территориях городов и поселений Брянской области техническим, градостроительным и иным регламентам. В полномочия этой комиссии вменены запреты по выдаче разрешений на точечную застройку. Контроль соблюдения законодательства о градостроительной деятельности возложен на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации — в Брянском регионе эти полномочия закреплены за отделом государственного контроля за градостроительной деятельностью муниципальных образований департамента строительства и архитектуры Брянской области.

Одной из задач упомянутого отдела является предотвращение и избежание дальнейших мер по строительству «точечных» объектов на территории Брянской области. Это, в свою очередь, позволит урегулировать ранее принятые решения о размещении отдельных объектов капитального строительства на застроенных жилых территориях, а также усилить контроль за соблюдением требований благоустройства как застроенных, так и предлагаемых к освоению территорий. Так, на заседании комиссии в апреле было рассмотрено 11 объектов точечного строительства.

— Ситуация с точечной застройкой характерна только для Брянска или же это общая проблема современных российских городов?

— Такая «безгенплановая» ситуация характерна для многих областных центров, и не только расположенных в Центральном федеральном округе, но и по всей России. На 100% документация территориального планирования разработана в Тюменской области и Мордовии. Брянщина «покрыта» необходимыми документами лишь на 76%.

— Экологи бьют тревогу: застройка пойм Десны и других брянских рек может повлечь за собой экологическую катастрофу. Но тенденции последних лет таковы, что количество строек в пойменных территориях только увеличивается…

— Конечно же, данная экологическая проблема является одной из основных на пути застройщиков. Приведу два ярких примера: это строительство двух новых микрорайонов по улице Флотской в Бежицком районе и по улице Луговой в Володарском районе. В соответствии с действующим законодательством на эти территории были разработаны проекты планировок территорий и проведены публичные слушания. И в том и другом случае застройщики в один голос утверждали о приложении максимальных усилий для решения экологических проблем (углубительные работы и очистка русла реки, строительство защитных сооружений, обустройство пляжей и набережной). Сулили многое, вплоть до заботы о мальках. Сюда также следует добавить и обещания о строительстве инженерных коммуникаций, транспортных связей и реконструкцию путепроводов.

Всё вышеуказанное должно было произойти ещё в подготовительный период. На деле же всё наоборот: первые разрешения на строительство выданы на многоэтажные панельные жилые дома. А силёнок на социальные объекты (детсады и школы) уже не хватило… Скажу больше: для того, чтобы обещанное хоть как-то   воплотилось в жизнь, застройщику по улице Луговой пришлось объединяться с микрорайоном Речной и дополнительно получить технические условия на строительство водозабора и очистных сооружений. И здесь дело теперь уже не только в экологии…

— Насколько город «вырос» за последнее время, увеличивается ли этажность Брянска? Действительно ли в Брянске может появиться первый небоскрёб — культурно-деловой центр высотой 170 метров?

— Этажность жилой застройки, несомненно, увеличивается в связи с расширением строительных технических возможностей. Не случайно по каждому значимому объекту проводятся рабочие архитектурные градсоветы, где рассматриваются видовые точки и панорамные развёртки для того, чтобы оценить необходимость заявленной высотности и возможность вписать новое здание не только в историческую застройку, но и в сложившуюся градостроительную ситуацию.

По поводу небоскрёба внесу ясность: в январе 2013 года был заключён трёхсторонний проект соглашения о намерениях по реализации проекта по строительству культурно-делового центра на территории бывшего аэропорта в Советском районе на пересечении улицы Войстроченко и магистрали районного значения № 1. Первоначально рассматривался вариант высотности не менее 170 метров, превышающий подобные строения на территориях Союза Независимых Государств (Таджикистан и Азербайджан), впоследствии высота была уменьшена до 65 метров. Однако строительство указанного центра на этой территории возможно только при условии внесения изменений в утверждённый проект планировки территории бывшего аэропорта, арендатором которого является ООО «Брянскрегионгаз» и ООО «БСК». Соответствующие согласования должны быть произведены в первую очередь именно с ними. Окончательное решение по размещению культурно-делового центра, в том или ином высотном виде, примет общественный градостроительный совет при губернаторе Брянской области.

Новозыбков — город мечты

— Каковы особенности архитектуры за пределами города Брянска? Насколько велик разрыв в этом плане между областным и районными центрами?

— Очевидно, что для жителя малого города природное окружение находится в пределах лёгкой доступности, чего нельзя сказать о жителе крупного города. Зачастую у жителя малого города или посёлка есть возможность из окна своего дома обозревать ландшафтные окрестности. Уклад жизни его связан с наличием элементов флоры и фауны в пределах его личного пространства (на подворье, в пределах квартала, в местах приложения труда). В этом — одно из главных отличий.

К недостаткам, присущим малым городам и посёлкам, относится неразвитость инженерных систем, в результате имеется непропорционально большая нагрузка на природное окружение по очистным сооружениям и мусороудалению. Имеет место неразвитость транспортнодорожной сети, что приводит к перезагрузке внутренней улично-дорожной сети. Зачастую по главным улицам поселения идёт поток транзитного транспорта.

Однако указанные недостатки в большинстве своём связаны с недостаточным уровнем технического оснащения коммунального хозяйства и могут быть исправлены в ходе технической реконструкции инженерных и транспортных систем.

— Как меняется облик районных центров за последние годы? Какие положительные и негативные тенденции вы бы отметили?

— Отмечу положительную тенденцию: «лицо» городов изменилось там, где проводились ежегодные мероприятия, посвящённые празднику урожая. Это муниципальные образования, которые были признаны лучшими по итогам сельскохозяйственного года. По традиции в день такого праздника сооружаются импровизированные подворья, проводятся театрализованные представления, концерты, в районных Домах культуры награждают отличившихся работников села.

Следует также отметить, что наряду с обязательными элементами благоустройства центральных площадей, как правило, капитальному ремонту подвергаются социально-значимые объекты: Дома культуры, поселковые бани, культовые сооружения (храмы, часовни), а также комплексы и скверы, где расположены памятники и обелиски погибшим землякам.

Так, за последние годы расцвели такие районные центры, как Комаричи, Рогнедино, Дубровка, Гордеевка, Красный Рог, Жирятино. В этом году «омолаживание» ждёт следующие поселения: Новозыбков, Сураж, Климово и Злынку.

— Какие населённые пункты Брянщины наиболее успешно развиваются в архитектурном плане? Есть ли такие примеры, где удалось добиться гармонии прошлого и настоящего?

— Таким примером может стать Новозыбков. В центре этого города — искусственные озёра Карна и Зыбкое. Водное пространство в том или ином виде присутствует как основа градостроительной композиции, а вокруг имеется смешанная лесисто-луговая растительность и относительно ровный рельеф.

Линейная структура генерального плана поселения обеспечивает более удобную связь с природным окружением, так как жилая и промышленная застройка размещается в относительно узкой полосе — между рекой с одной стороны и лесными и луговыми массивами с другой.

Правда, нередко развитие Новозыбкова проходило на стихийной основе. В результате слабообеспеченной оказывалась связь между центром и новыми территориями. То же можно сказать и о связи новообразованных городских территорий между собой.

Учитывая, что Новозыбков позиционирует себя как центр особой субкультуры старообрядцев, новым генеральным планом были предложены обходные дороги, которые снимали транзитные транспортные потоки с внутригородской и внутрипоселковой уличных сетей. При этом промышленное и производственное развитие города Новозыбкова как крупного транспортного узла осталось в центре.

В результате работ по территориально-пространственному планированию трассировка улиц приобрела упорядоченный характер и раскрыла примечательные исторические места: Никольско-Рожденственскую церковь, Спасо-Преображенский собор, домов Абросимова, Осипова, Волкова и женскую гимназию. На мой взгляд, это и есть яркий пример гармонии воссоединения прошлого и будущего за счёт грамотного подхода генпланистов.

— А каким, на ваш взгляд, должно быть развитие архитектуры Брянска и области, чтобы его можно было назвать гармоничным?

— В последние годы в Брянске строится всё больше жилых районов, различных деловых, культурных и спортивных центров. Восполняется потребность в новых социальных объектах и инженерной инфраструктуре. Это поликлиники, детские сады, ясли, школы, котельные и т. д. И опытные брянские архитекторы, и молодые специалисты — вчерашние выпускники вузов — получили наконец широкие возможности творческого конкурсного соревнования в проектировании различных градостроительных объектов. Тем самым выстраивается гармоничное сочетание пользы, прочности и красоты (знаменитые три правила римского зодчего Марка Витрувия Поллиона!).

Брянск — прекрасный город, одновременно древний и развивающийся, удивительно разнообразный в своих проявлениях, который всегда будет привлекать своей индивидуальной, неповторимой исторической архитектурой. И если мы сегодня приложим максимум сил к его развитию, то наши потомки, я уверен, обязательно перефразируют известное выражение Сергея Есенина: лучшее, что я видел в этом мире, это всё-таки древний Брянск.

Владимир ПАВЛОВ
Фото Михаила ФЁДОРОВА и из архива Евгения СКАЧКОВА

4964

Добавить комментарий

Имя
Комментарий