Тамара Корбанович: «Одно слово учителя важнее тысячи страниц учебника»
Модернизация и инновационное развитие — единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Как воспитать такую личность — в эксклюзивном интервью с начальником управления образования Брянска, заслуженным учителем России, кандидатом педагогических наук Тамарой Корбанович.
— В конце апреля в Брянске состоялась 4-я Международная конференция «Первые шаги в науку», в которой принимали участие школьники, лицеисты и гимназисты из Белоруссии, Украины, Литвы, Латвии, из многих российских городов. Понятно, что для Брянска мероприятие такого масштаба — это престижно. Но речь всё-таки о детях. Для них в чём польза?
— С детей мы и начали, когда разрабатывали концепцию научно-практической конференции «Первые шаги в науку». Несколько лет назад правительство во главе с президентом провозгласили: Россия строит новую школу, задачи которой — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Надо низко поклониться тем педагогам (и, уверена, их абсолютное большинство), которые во главу угла ставят ребёнка, и всё — учебный и внеучебный процесс — выстраивают вокруг него. А общество должно делать всё, чтобы эта система работала. Такова сверхзадача. То есть на практике необходимо создать такие условия, чтобы ребёнку было комфортно учиться, а преподавателю — в удовольствие работать. Нужно было придумать нечто качественно новое в организации работы с детьми, в том числе и одарёнными. Олимпиады — дело для детей привычное, конкурсы и соревнования на городском уровне проводятся регулярно — и спортивные, и научные, и творческие. Назрела необходимость собрать на общей трибуне всех — участников предметных олимпиад, интеллектуальных конкурсов и любознательных учеников, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью, — для обмена опытом, творческими и научными победами. Вот и решили опробовать формат конференции и сразу же, ещё четыре года назад, решили сделать её международной. Пригласили учащихся из городов-побратимов Брянска: Орла, польского Конина, белорусских Гомеля и Могилёва, латвийского Ауце, литовского Акмяне. Оказалось, что школьники этих городов, как и мы, не имеют общей площадки для обмена опытом исследовательской работы. Конференция «Первые шаги
в науку» предоставила такую возможность. Мы гордимся тем, что Брянск четыре года подряд успешно проводит это важное и нужное мероприятие.
Согласитесь, инновационных учреждений (лицеев и гимназий) в Брянске немного, все они на слуху и по сути соревнуются только друг с другом, знают, чего ожидать от соперника. А теперь дети не могут предугадать, что привезут их ровесники из Литвы или Украины. Поэтому и сами делают качественный и количественный прорыв. Нас очень радует, что в конференции принимают участие старшие школьники — учащиеся 8–11 классов. Считается, что уж их-то трудно
— Например: «Чёрная пятнистость роз: устойчивость в зависимости от сорта, способы борьбы с ней на территории Брянщины» (Сидорова Ольга, школа № 40), «Разведение и содержание кур в домашних условиях» (Екатерина Малко, школа № 39), «Анализ цветового спектра на гербе города Брянска» (Анна Егорова, лицей № 27), «Школьная форма: излишество или необходимость?» (Дарья Волосатова, лицей № 2). И таких работ более 300. Современную науку обвиняют в оторванности от практики, а здесь такая гармония науки и жизни в исследованиях детей…
— Дети под руководством своих педагогов порой затрагивают интересные и крайне актуальные темы, но массово применить их на практике пока сложно. Безусловно, было бы очень здорово, если бы с той же пятнистостью роз брянские дачники боролись бы по придуманному школьницей методу. Но не это наша главная цель. Важно научить ребёнка работать с литературой, помочь ему сделать первый шаг в науку. А настоящие открытия у наших юных учёных ещё впереди.
Правда, есть сфера, которая легко принимает открытия детей, —экология. В прошлом году было достаточно много работ, посвящённых экологии Брянска. Текущий год решили провести под девизом: «Чистый город начинается с меня». И в результате пришли к шокирующему выводу: современные дети сорят, потому что знают — им не придётся убирать. А ведь раньше существовали субботники. Улица Красноармейская убиралась 9-й школой, где я училась.
Мы сами с детства знали, что любой взрослый может сделать замечание за брошенный мимо урны фантик. А сейчас мы пытаемся объяснить детям, что начинать надо с себя. Например, все школьники Брянска (со второго по одиннадцатый класс) пишут майское сочинение на заданную тему: «Чистый город начинается с меня» для того, чтобы они задумались над проблемой!
— На открытии всё той же конференции несколько раз упоминалось «формирование креативной личности учащихся». Звучит вполне современно. А что скрывается за этим новым трендом? Есть ли цель всех детей поставить на рельсы «креативности»?
— «Креативная личность»— понятие из западной теории. Для меня, как российского педагога, ближе понятие адаптивной личности. Умение созидать, творить — это, конечно, хорошо, но для современной системы образования намного важнее максимально адаптировать ребёнка к современной действительности.
Стиль современного образования таков: не пичкать ребёнка огромным количеством информации, а научить добывать её самостоятельно в информационном мире.
«Учителей надо хвалить и поддерживать финансово»
— Тамара Владимировна, расскажите о достижениях и успехах образовательной системы Брянска в 2012–2013 учебном году.
— Я убеждена, что учителей необходимо стимулировать: хвалить и ставить в пример, поддерживать финансово. Это важно. Три года назад была создана грантовая система поддержки учителей. Ежегодно по 50 тысяч рублей получают двести лучших педагогов Брянска: из них 100 — учителя школ, гимназий, лицеев, 80 — воспитатели и педагогические работники дошкольных заведений, 20 — специалисты учреждений дополнительного образования. Один и тот же педагог может рассчитывать на грант не чаще, чем один раз в пять лет. Получается приличный охват!
Муниципальные стипендии вручаются и учащимся. Пусть это всего тысяча рублей в месяц, но это первый настоящий заработок ребёнка, полученный за его знания, талант, интеллект.
Ежегодно Брянск отправляет пять лучших педагогов на конкурс «Учитель года»: четыре победителя муниципального этапа, пятый — представляет лицей № 1, которых чествуют и награждают глава города и глава Брянской городской администрации. Призы всегда актуальны для своего времени: начинали со стиральных машин, сейчас дарим айпады. И ежегодно именно брянские учителя становятся победителями регионального конкурса. Мы гордимся ими, и каждый год, направляя их на всероссийский конкурс, надеемся на победу.
— А дети чем порадовали за год?
— Ежегодно брянские школьники принимают участие во Всероссийской олимпиаде школьников. Так, в этом году в региональном этапе приняли участие 266 ребят, из них 108 стали победителями. Это самый высокий результат по Брянской области. Наши дети участвуют во многих престижных всероссийских интеллектуальных конкурсах и побеждают в них: «Золотое руно» — 76 победителей и призёров представляли Брянск, «Русский медвежонок» — 4, конкурс проектов — 30, «Эстафета искусств» — 85, «Кенгуру» — 578.
Темы самые разнообразные. Например, задания конкурса «Золотое руно» охватывают различные аспекты истории и культуры немецкоязычных народов, географию проживания которых можно условно ограничить территорией современных государств Австрии, Германии, Лихтенштейна, Люксембурга и Швейцарии. Конкурсные задания составлены для 4 возрастных групп: 3–4, 5–6, 7–8 и 9–11 классы и состоят из 60 вопросов (для всех возрастных вариантов), разделённых на тематические блоки. Так, скажем, у старшеклассников могут спросить: «Этот писатель стал основателем журнала при Немецком национальном театре…» или «В голове этого сооружения есть смотровая площадка, а русский поэт Саша Чёрный написал, что оно „ростом с дюжину слонов“. И справляются, и побеждают!
На Международном конкурсе «Весенний звездопад — 2013» в городе Нова Руда в Польше Детский музыкальный театр «Орфей» Центра внешкольной работы города Брянска занял I место в номинации «Театр», а коллектив народного танца «Десняночка» стал обладателем Гранпри и был удостоен трёх дипломов первой степени.
Танцевальный коллектив «Детство» Центра внешкольной работы Советского района стал обладателем дипломов I и III степени на фестивале молодёжного танца в городе Белосток в Польше.
Фольклорный коллектив «Забава» стал победителем Международного конкурса фольклорных коллективов «Онежская волна» в городе Петрозаводске в Республике Карелия.
Проведение в городе Брянске всероссийских и международных стартов по туризму и спортивному ориентированию становится традицией. Так, в июле 2012 года Брянск принимал Шестой туристский слёт учащихся Союзного государства, который позволил встретиться командам юных туристов из 32 регионов Российской Федерации и 6 областей республики Беларусь.
Школьная RE-форма
— Новости из сферы образования (и «около-сфер») поступают практически каждый день: то модельер Вячеслав Зайцев представляет коллекцию школьной формы, то «более одного триллиона рублей выделяется на развитие дошкольного образования в России», то вдруг грозятся, что образование станет платным… Многое настораживает, многое непонятно. Например, школьная форма. Нужна ли она сегодня?
— Ответ на этот вопрос сформулирован в письме Минобрнауки РФ от 28.03.2013 г. № ДЛ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся». Процитирую дословно: «Единые требования к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования вводятся с целью: обеспечения обучающихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни; устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися; предупреждения возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками; укрепления общего имиджа образовательной организации, формирования школьной идентичности».
Субъектам РФ рекомендовано принять модельные нормативные правовые акты, устанавливающие требования к одежде школьников. Общий вид одежды, её цвет, фасон будут определяться органом государственно-общественного управления образовательной организации (советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным родительским собранием, попечительским советом и др.). Решение о введении требований к одежде для обучающихся общеобразовательных учреждений должно приниматься всеми участниками образовательного процесса, учитывать материальные затраты малообеспеченных и многодетных семей.
В Брянской области такой опыт имеется на региональном уровне — каждый первоклассник получает форму бесплатно. Шьют её на камвольном комбинате — ещё и местного производителя удаётся поддерживать!
Что касается учебных учреждений, которые либо никогда не отходили от формы (как лицей № 1), либо на какое-то время отошли, а потом вновь вернулись, мы подсчитали— их у нас 65%. Т.е. процесс возвращения школьной формы для Брянска оказался естественным.
— А вам лично какой представляется школьная форма?
— В первую очередь она должна соответствовать деловому стилю и дисциплинировать. Важна и многофункциональность. Если это одежда, к примеру, для девочки, на выбор должны быть юбка и брюки, жилет и жакет. Главное, чтобы ребёнку было удобно и чтобы можно было комбинировать наряд в разных вариантах.
Проценты — вне закона, гимназии — без статуса
— Новый закон «Об образовании» был принят 30 декабря 2012 года, когда большинство жителей страны потихоньку начинали откупоривать шампанское. Чего стоит ожидать в сентябре после вступления закона в силу? Давайте по порядку: снято ограничение на оплату детских садов — ранее родителями оплачивалось не более 20% стоимости содержания детей. А теперь как?
— В законах такого уровня не может быть конкретики. Двадцать, десять, тридцать процентов — не важно. Такого попросту не может быть, ведь стоимость содержания детей варьируется в зависимости от региона. Значит, и процент везде разный.
Могу сразу успокоить родителей: оплата будет соизмеримой с доходами. Ведь в городе Брянске она составляет до 900 рублей в месяц (это самый низкий показатель в Центральном федеральном округе), притом что родителям возвращаются компенсационные выплаты от 20% до 70% в зависимости от количества детей в семье.
— Второй вопрос, касающийся нового закона «Об образовании»: установлена зависимость минимальной заработной платы учителя от экономики региона. К моменту принятия ФЗ средняя заработная плата в нашем регионе уже превышала 18 тысяч рублей…
— Средняя зарплата педагогических работников города Брянска сегодня составляет 17 838 рублей. Перед нами поставлена задача: к началу нового учебного года увеличить эту цифру до 20000 рублей. И, я думаю, город выполнит это задание.
— И третий: произойдёт ли лишение лицеев и гимназий особого статуса?
— В нашем городе— нет. Закон позволяет сохранить статус инновационных учреждений. Инновационные учреждения востребованы, они необходимы, есть большая категория детей, которые (сами или по воле родителей) хотят в них учиться. Мы не можем лишать город такой возможности.
Когда в Брянске было всего три гимназии и один лицей, мы понимали, что необходимо выполнить заказ социума — создать в каждом районе такие учреждения.
В единственном на то время Брянском городском лицее № 1 количество учащихся оказалось запредельным — более 1000 человек. Не все дети Бежицкого, Фокинского, Володарского районов, желающие учиться в инновационном учреждении, могли осуществить свою мечту. Приняли решение о создании новых подобных учреждений. В Фокинском районе — это лицей № 27, в Бежицком районе — лицей № 2, которые славятся успехами своих учеников в области химии, физики, математики, общественных дисциплин.
В той же Бежице, Володарском районе прежде функционировали по одной гимназии (№ 2, № 3). Но ощущалось, что этого мало. Решено было в Московском микрорайоне открыть гимназию № 5, в Володарском районе — гимназию № 4, и мы не ошиблись.
Нам часто задают вопрос: появятся ли в Брянске новые лицеи и гимназии. Отвечаю: только если возникнет потребность.
— Рейтинги школ: составляются ли они в Брянске? Кто в лидерах, кто замыкает список?
— Такой рейтинг составляется и помимо нас — родителями, которые голосуют за то или иное учреждение, отправляя учиться туда своих детей.
Возглавляют рейтинг лицеи и гимназии — там традиционно высокое качество образования. Каждое учреждение стремится иметь своё лицо, быть узнаваемым.
Так, высокий уровень преподавания химии и биологии отличают лицеи № 1 и № 2, общественных дисциплин — лицей № 27, гуманитарного цикла — гимназия № 7. Языковыми называют в городе гимназии № 1 и № 2. Технологию тьюторского сопровождения учащихся использует гимназия № 4. Экология образовательного пространства отличает гимназии № 3 и № 5. Традиции преподавания математики и физики — это школа № 4.
Программу «Школа безопасности» успешно реализует школа № 40, спортивные классы открыты в школе № 62, кадетские — в школе № 58.
Привлекательными для родителей являются школы № № 36, 51, 53, 61, 67 и др.
Что касается отстающих, я убеждена, что всё зависит от руководителя. Если у него есть желание, стремление, он всегда выведет своё заведение на хороший образовательный уровень. Поэтому в школах, которые нуждаются в чём-то новом, прогрессивном, как правило, уже появились новые руководители.
Пред всеми школами и детскими садами города в прошлом году была поставлена задача — создать собственный интернет-сайт. Задача на сегодняшний день выполнена. Другой вопрос — активность в обновлении информации и посещаемость сайта. Над этим многим ещё придётся поработать. Зато сегодня каждый родитель может зайти в Интернет и изучить особенности всех образовательных учреждений Брянска, чтобы понять, что может дать конкретная школа его ребёнку. Так что сайт для некоторых учреждений — это реальная возможность получить хороших учеников.
Система Занкова, Эльконина — Давыдова и «школа XXI века»
— Обеспокоенность вызывает и количество школьных программ. Советский ребёнок смело мог переезжать с родителями из города в город и без проблем продолжать обучение на новом месте. А вот российскому школьнику, боюсь, даже из класса в класс сложно перевестись — программа вполне может оказаться иной. Насколько это оправдано?
— Экспериментов было много. Реформ в образовании — ещё больше. Когда десять лет назад я работала над кандидатской диссертацией, то насчитала 32 масштабные, на всю страну, реформы в системе образования. Хотя фактически образовательная сфера переживала более серьёзные изменения. Неудивительно, что в постперестроечные годы каждый делал то, во что горазд: плодились учебники, трактовки, мнения, программы. Каждый пишущий, говорящий стремился по-новому, с большой долей субъективности, преподнести то или иное событие или явление. Делалось это в противовес единообразной, тщательно выверенной трактовке, господствовавшей долгое время в нашей стране. Наиболее сильное отражение подобная тенденция получила на страницах школьных учебников. К счастью, в последние годы ситуация меняется коренным образом.
Приняты стандарты по начальной школе, происходит упорядочивание всей школьной программы. В последние годы наши дети работают только по тем учебникам, которые утверждены Министерством образования РФ. Да, их перечень по-прежнему остаётся большим, но систематизация происходит постоянно. Хотя, на мой взгляд, этот процесс стоило бы ускорить. Новая школа — это институт, соответствующий целям опережающего развития. Важно, кого мы выпустим из школьных стен уже сегодня, а не завтра или через десять лет.
— А какие образовательные программы, из существующих в Брянске, выделили бы особенно?
— Это развивающая система академика Занкова, система Эльконина — Давыдова и «Школа XXI века». В частности, дидактическая система Занкова была разработана ещё в 60-х годах. В основе её лежит идея слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс. Учить детей без двоек, без принуждения, развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Не развитие памяти, внимания, воображения, а общее развитие личности — ума, воли и чувств.
Система Эльконина — Давыдова разрабатывалась приблизительно в то же время, в 1958 году, на базе экспериментальной школы № 91 Российской академии образования. Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. Отметок в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках.
Правда, ежегодный мониторинг учебных программ показывает, что преподаватели чаще обращаются к классической форме подготовки учеников.
— Профильное обучение существует в брянских школах давно. Какие изменения произошли в этой системе в последние годы?
— Основная идея обновления старшей ступени общего образования — это идея предпрофильной подготовки и профильного обучения в 9–11 классах с целью социальной адаптации ученика. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы знать основы главных предметов, а углублённо изучать только те, которые выбрали для специализации. Но не каждый ребёнок способен к 15–16 годам сформулировать своё отношение к той или иной профессии. Поэтому сейчас в каждой школе обязательно создаются академические классы — с традиционной, общей подготовкой. И если в школьной параллели только один класс, он обязательно должен быть академическим.
Ах, лето красное, любил бы я тебя…
— Чтобы у детей не осталось времени на хулиганство в период летних каникул, их нужно
— Самый оптимальный и традиционный отдых (и одновременно занятость) — это пришкольные лагеря. Работать они будут в июне, июле, а при желании и в августе. Двух-трёхразовое питание, экскурсии и походы, посещение культурных мест: цирка, кино, театров организованы для детей. Деньги заложены даже на проезд.
Следующая форма — трудовые объединения для старшеклассников. Дети будут заниматься посильным ремонтом мебели, благоустройством территории школы, клумб. Для таких трудовых десантов организуем бесплатный обед.
Есть в городском хозяйстве и собственные загородные лагеря отдыха: два в системе образования и третий, принадлежащий троллейбусному управлению. Располагаются они в Шибенце и Сельцо. Для детей традиционно организуются профильные смены: спортивные, творческие, для одарённых детей и детей с девиантным поведением. Смена каждого из лагерей рассчитана в среднем на 200 человек — порядка 2500 брянских детей ежегодно отдыхают в этих загородных лагерях.
Помимо этого администрации районов совместно с райотделами образования реализуют на льготных условиях путёвки в загородные лагеря и учреждения санаторного типа.
Всего в Брянске насчитывается 39062 ребенка школьного возраста, 98% детей будут в той или иной форме заняты в летний период.
— Тамара Владимировна, в чём, на ваш взгляд, заключается секрет успешного преподавателя?
— Ничего нового я не скажу: надо любить детей, любить свою профессию и всегда стараться сказать детям именно то, что им интересно будет услышать. Я не сторонник большого объёма заданий на дом. Иногда одно слово учителя важнее тысячи страниц учебника. Умейте найти это слово, умейте его сказать. И вас обязательно услышат!
— А как ваша жизнь оказалась связана со сферой образования?
— Выбор был сделан легко. Моя мама 35 лет проработала в школе литератором, отец прошёл путь от учителя русского языка и литературы до начальника областного отдела образования (тогда именно так назывался департамент образования), возглавлял его 18 лет. Мой брат стал биологом, я выбрала географию, моя дочь — историю и английский язык. Кажется, профессия в нашей семье заложена на генном уровне!
В моей трудовой биографии всего два места работы: 9-я школа и управление образования. Пошла по отцовским стопам.
— Вспомните свой первый урок в качестве учителя.
— Такое забыть невозможно! Помню, как вхожу в класс, вчерашняя выпускница педвуза, и вдруг передо мной встают 44 человека, весь мой 10а. Ребята выше меня на голову и немногим младше меня. Секунда, вдох — словно вечность. Я это испытание с успехом выдержала.
Для меня никогда не существовало трудностей в общении с ребятами. Я никогда не думала, как их заинтересовать, потому что самой было интересно.
— Приближается День защиты детей. В связи с этим вопрос, ставший для «Брянской ТЕМЫ» традиционным: от чего детей нужно защищать?
— От негативной информации: Интернета, ТВ и СМИ. Необходимо научить детей делать правильный, обоснованный, аргументированный выбор. Так давайте же лучше дарить детям радость!
С праздником, наш любимый юный Брянск!
Александра САВЕЛЬКИНА
Фото Михаила ФЁДОРОВА
и из архива управления образования Брянской городской администрации
4067
Добавить комментарий