Искусству — время, подделке — отказ… экспертный!
После «неземных» событий 15 февраля 2013 года на сайтах бесплатных объявлений появились многочисленные предложения: «Продам челябинский метеорит весом 564 грамма» или «Осколки метеорита, пролетавшего над Челябинской областью! Звонить только по делу!» Хотя учёные утверждают, что небесное тело в таком количестве на Землю вовсе и не падало. И, так как это дела дней, минувших сравнительно недавно, отличить подлинник от подделки поможет даже банальная логика. А что делать, если в бабушкиных сундуках обнаружилась восхитительная старинная брошь, золотая монетка с государевым профилем или икона с редким сюжетом? Кто поможет распознать оригинал?
На счету брянского искусствоведа, руководителя ООО «ART-экспертиза» Ирины Злотниковой более семисот подобных экспертиз. С метеоритами специалисту по антиквариату, кандидату наук, члену Российской ассоциации искусствоведов, конечно же, работать не приходится — не тот профиль. Её, как профессионального консультанта, интересуют вполне земные предметы. Правда, в некоторых исключительных случаях стоимость их может оказаться вполне даже астрономической. В числе объектов исследований Ирины Владимировны — иконы, редкие книги, картины маслом, советские ордена, перстни подразделений СС, фарфоровые статуэтки, посуда, монеты, часы, музыкальные инструменты… В общем, всё: от старинного пианино до крючка для затягивания корсетов. Главное, чтобы исследуемая культурная ценность предположительно была создана более пятидесяти лет назад и, следовательно, являлась антиквариатом. Или же не антиквариатом — что и следует доказать.
К слову, о том, что такое антиквариат, что влияет на ценность вещи и каковы перспективы развития антикварного рынка в России, «Брянская ТЕМА» рассказывала в одном из первых номеров — № 4, 2007 год, — доступном на нашем официальном сайте. Спустя пять лет мы снова обратились к Ирине Злотниковой, чтобы узнать, какие уникальные подлинники и подделки побывали за это время в лаборатории искусствоведа. Получилось даже не интервью, а собрание удивительных историй, главными героями которых стали обычные и необычные, подлинные и фальшивые (но каждая по своему уникальная!) вещи.
Мамонт в чемодане? Не, не слышал…
— Ирина Владимировна, Интернет тиражирует вашу, теперь уже ставшую известной цитату: «Ввозят чаще подделки, а вывозят вещи хорошие». Речь здесь о вашей работе — многолетнем взаимодействии с таможенными органами. Признайтесь, с чем интереснее работать искусствоведу — с оригиналами или с подделками?
— Оригиналы интересны сами по себе как уникальный предмет искусства, а подделки привносят азарт в работу искусствоведа. И их обязательно нужно разгадать. Поэтому некоторые экспертизы вполне можно сравнить с настоящими детективными историями.
— Тогда с подделок и начнём. Вспомните самые «детективные».
— Такой была история медали в честь заключения Кючук-Кайнарджийского мира. Это солдатская награда, выполненная в форме ромба, с изображением профиля императрицы Екатерины на одной стороне и надписями «Победителю» и «Заключенъ миръ съ Портою 10 iюля 1774 г.» — на другой. Редкая медаль, стоимость которой доходит до ста тысяч рублей, имела клеймо, была в отличном состоянии. Владельца задержали на границе, он, видимо, по незнанию законов, не оформил соответствующие документы на вывоз ценностей. Награду отправили на экспертизу.
— Подделка сразу обнаружилась?
— Сомнения возникли ещё при визуальном осмотре. Однако, чтобы их подтвердить или опровергнуть, пришлось провести ряд исследований. Результат подтвердил предположения эксперта и огорчил владельца — медаль оказалась поддельной.
Ещё одна уникальная история связана с эффектной «охотничьей» кружкой (1), которая в сопровождении экспертного заключения вывозилась из страны. Документ был подписан одним из ведущих столичных экспертов. Кружка действительно производила необычайный эффект: кость мамонта, обрамлённая серебром, клейма со всех сторон! В сопроводительных документах утверждалось, что это шедевр киевских мастеров 1892 года. В ходе исследования был определён состав металла, изучены пробы и клейма, для консультации по мамонтовой кости был приглашён специалист по палеонтологии, кандидат исторических наук, великолепный знаток Артур Чубур. Что же оказалось в итоге? Бивень якутского мамонта низкого качества, энное количество лет пролежавшего в вечной мерзлоте, имел свежие спилы; пробы и клейма оказались фальшивыми; олень, завершающий композицию, судя по пробе серебра, очевидно, был переплавлен из столовой ложки. Из металлических украшений подлинными оказались только герб и ручка, которые позаимствовали у неких оригинальных изделий начала XX века. Герб, скорее всего, имеет отношение к охотнику княжеского рода и каким-то образом связан с венским императорским заповедником в Ланце. А подобные ручки часто встречаются на импортной кухонной утвари в стиле модерн. Всё остальное — подделка, а сама кружка по сути — красивая, мощная, почти трёхкилограммовая… сборка.
Кстати, если бы не экспертное заключение, сопровождавшее подделку, она бы привлекала гораздо меньше внимания. Хотя на неспециалиста кружка производит сильное впечатление, большинству сразу представляется домашний очаг, богатые охотничьи трофеи, развешанные по стенам и эта трёхкилограммовая кружка на каминной полке.
Сами мы не местные. Почаевские мы!
— Случались ли в вашей практике гениальные подделки, которые практически невозможно отличить от оригинала? И какое направление искусства в наибольшей степени склонно к гениальным фальсификациям?
— Думаю, живопись, но и мастер-фальсификатор должен быть очень высокого уровня. Ведь, создавая подделку, человек должен чётко осознавать цель: то ли это желание прославиться в среде таких же мошенников, повод для гордости, что именно его картина висит в музее на месте известного полотна, либо более прозаичная цель — деньги.
В моей практике встречались поддельные иконы, предметы прикладного и ювелирного искусства, живопись. Но уровень этих фальсификаций был достаточно низкий. Сказывалось желание побыстрее продать. Охотничья кружка явно выбивалась из этого списка.
— Какие живописные подделки оказывались на вашем экспертном столе?
— Некоторое время назад через пограничные посты Брянщины в Россию ввозилось несколько живописных полотен. К ним прилагались документы венгерского министерства культуры, где значилось, что это картины двух русских художников, написанные в определённые периоды жизни. На полотнах стояли автографы Константина Вещилова и Алексея Харламова. Холсты оказались подлинными, но по стилю и манере живопись была скорее ученической, хотя выполнена она была приблизительно в те же годы, когда создавали свои произведения художники Вещилов и Харламов, а именно в 30-е годы XX века. На холсте, состарившемся естественным образом, небрежно были поставлены «автографы» мастеров. Разумеется, ни о каком соответствии изображённого манере авторского письма не могло быть и речи! Но тот, кто никогда не видел удивительных раскатов волн кисти Вещилова, может принять за подлинник и такие грубые бирюзово-чёрные мазки. На это, видимо, и рассчитывали мошенники.
— А с какими подлинными предметами наиболее часто приходится сталкиваться при работе с таможней?
— В 90-х — начале нулевых очень часто вывозили иконы. Можно было встретить хороший XVIII–XIX век, даже XVII. Сегодня икон стало меньше. Зато активно идёт букинистика и нумизматика.
Среди редких книг, которые пришлось исследовать в последнее время, можно назвать и подарочное издание Н. В. Гоголя «Миргород» 1911 года, богато иллюстрированное рисунками, гравюрами и литографиями, а также многотомное исследование Н. К. Шильдера «Император Александр Первый» и «Император Павел Первый», вышедшие в издательстве А. С. Суворина в 1901–1904 годах. Такие книги, хоть и являются библиографической редкостью, но сохранились в достаточном количестве экземпляров — подделывать их нет смысла.
Весьма любопытная история связана с книгами, которые печатали старообрядцы на Брянщине или, точнее сказать, перепечатывали с дониконовских изданий XVII века. Книги эти были посвящены церковной тематике. Издавались неофициально, в подпольных типографиях. И если в церковных книгах официальной печати выходные данные содержались в колонтитулах (при каком царе и в каком году отпечатано, в каком городе и в какой типографии), то старообрядцы старались не указывать подлинную дату и место печати, и выглядело это приблизительно так: «Сия боговдохновенная книга напечатана в царствование царя Михаила Фёдоровича и отца его патриарха Филарета в типографии почаевской…» Но Почаев, знаменитая Почаевская лавра в Западной Украине, во времена издания старообрядческих книг на Брянщине была уже во владении униатов и не могла печатать православные труды. Так что упоминание почаевской типографии — это первый признак, что «сия книга» наша, брянская, и датируется XVIII или XIX веками.
Как «Мадонна на полумесяце» оказалась под Брянском
— Ирина Владимировна, а из редких иконографических сюжетов,
— Есть целый ряд сюжетов, редких для русской иконографии, но достаточно распространённых на Украине и в народной иконе Брянщины. Одни из них — «Христос — лоза истинная» (2). На иконе изображена лоза, которая произрастает из раны на теле Христа, обвивает крест и проливается виноградным соком из спелых гроздьев в потир в руках ангела. Эта иконография иллюстрирует слова одной из молитв, произносимых во время Божественной литургии. Что касается конкретного экземпляра, то иконописец, делая копию (или, по-научному, список), оказался малограмотным и дал иконе своё название: «Давление винограда». Отсюда и путаница.
Другая икона интересна тем, что ниточка вывела нас… в Иерусалим. Образ «Положение во гроб» (3) был написан греческими мастерами в 1888 году, на это указывали надписи и характерные особенности письма. С тыльной стороны сохранилась сургучовая печать, но данных о таких печатях нигде нет. Пришлось полностью восстанавливать изображённый на ней рисунок. Как оказалось, это была печать патриарха Иерусалимского, которая бытовала в строго определённый период времени, совпадающий с 1888 годом, обозначенным на иконе. На Иерусалим указывают и чётко прописанные в иконографии башенки древнего города, виднеющегося на горизонте. И ещё один интересный факт помог в этом «расследовании» — вместе с Иоанном Богословом и жёнами-мироносицами был изображён старец Никодим, который согласно библейской легенде предоставил свою пещеру для положений Христа во гроб.
Так, складывая маленькие факты, я пришла к выводу, что икона эта написана в греческой иконописной мастерской монастыря святого Никодима в Иерусалиме. Скорее всего, специально для русских паломников, посещавших Иерусалим. В результате у иконы появилась «биография», которую в музейных кругах принято называть легендой, а в антикварных — провенансом.
— Известно, что иконография интересует вас не только как искусствоведа-практика, но и как человека науки. Расскажите о ваших научных открытиях, которые вам удалось совершить, работая над кандидатской диссертацией, а в будущем, возможно, и книгой «Чудотворные иконы Брянского края и их списки. Проблемы бытования и иконография».
— Открытия эти специфические, историко-искусствоведческие. Например, всегда считалось, что чудотворную икону «Троеручицу» принесли в Белобережскую пустынь в 1661 году. Хотя факты, обнаруженные в ходе научной работы, указывают на более позднюю дату — 1721 год.
На Брянщине существует много икон, названия которых образованы от топонима по месту прославления: Балыкинская, Трубчевская, Картушинская, Печеникская икона Божией Матери. Зачастую за местными названиями скрывается распространённая иконография. Например, Ченстоховская икона Божией Матери, особо почитаемая поляками, известная в наших краях как Суражская, Новодворская, Каменно-Успенская и «Умягчение злых сердец».
Широко известная Корсунская икона Божией Матери прославляется на малороссийских землях под местными названиями — Леньковская, Мельниковская, Печеникская, Горбаневская. А называется икона, скажем, Горбаневскою по фамилии казака Горбаня, основавшего село, расположенное близ Полтавы, которое получило название Горбанёвка. По историческим сведениям, явление Горбаневской иконы относится к первой половине XVIII столетия. В то время село Горбанёвка было не заселено и окружено лесом. В этой местности жил только казак Горбань. Однажды он косил на своей пасеке траву, и вдруг коса его переломилась. Наклонившись, он увидел икону Пресвятой Богородицы и тут же заметил, что конец косы ранил лик Божией Матери под правым глазом, из которого покатилась слеза. С благоговейным трепетом Горбань отнёс икону в свой дом и заявил о случившемся духовному начальству…
Вспомним ещё один интересный факт. На Балыкинской иконе Божией Матери изображён полуобнажённый младенец с яблоком в руках, а сама Богоматерь — с распущенными волосами, в короне и одеждах европейского типа. В конечном итоге удалось установить, что в основе сюжета лежит гравюра голландского мастера — «Мадонна на полумесяце». Правда, у иностранных художников Мадонна изображена в окружении ангелов и облаков (русские иконописцы от них отказались), в полный рост (на Балыкинской иконе Богоматерь изображена по колени) и под ногами у неё — огромный полумесяц. Этот сюжет некогда был распространён в Голландии и Германии, в том числе с него делали гравюры, которые поставлялись в Россию через территорию Малороссии, через Стародубщину. Некоторая часть гравюр, естественно, оседала в наших краях. Отсюда и такой необычный сюжет в народной иконографии.
Антиквариат: от пианино до сливочника
— Бывает, что на экспертизу попадают предметы бытовые, из частной жизни людей, но связанные с какой-нибудь интересной легендой?
— Не так давно на экспертизе было фортепиано фабрики «Десна» (10), с которым связана совершенно фантастическая история. Во время войны в Бежице был лагерь для немецких военнопленных. В 1945 году совсем молодым мальчиком туда попал Рудольф Штрасснер, будущий немецкий композитор, весьма именитый. В лагере был организован оркестр, в котором Штрасснер был ведущим музыкантом. И это, по его словам, спасло ему жизнь. Когда немец, будучи уже пожилым, приехал в Брянск, ему удалось разыскать здание, в котором проходили репетиции. И даже старое пианино, на котором Штрасснер играл в те четыре года заточения, обнаружилось стоящим на прежнем месте. Когда бывший военнопленный его увидел, он заплакал и со словами «Это пианино спасло мне жизнь» бросился к инструменту. В результате компания, которая его сюда привезла, решила сделать ему подарок — пианино «Десна», которое мне и пришлось оформлять.
— А среди мелкой всякой всячины, интерьерных украшений и предметов быта, есть ли антиквариат, способный поразить и профессионала, и неспециалиста?
— Красивые и редкие вещи попадаются среди фарфоровых статуэток. Вот, например, фарфоровый конь (9) с маркой (так называются клейма на изделиях из фарфора) и миниатюрной этикеткой магазина. Кожаная конская сбруя была воссоздана в мельчайших подробностях. Можно было бы ограничиться сухими фактами в заключении, что это фарфоровая статуэтка произведена в Великобритании на фабрике Melba Ware с 1967 по 1984 годы. Но изящество и высокий уровень предмета всегда являются стимулом в дальнейших поисках, в ходе которых удалось выяснить, что эта фабрика выпустила целую серию фарфоро-
вых лошадей, и та, что пересекла российскую границу в ручной клади, судя по экстерьеру (белым чулочкам, горбатому носу и острым ушам), оказалась английским ширским тяжеловозом.
«Дама в реверансе» (4). С первого взгляда может показаться, что её юбки сшиты из тончайшего кружева. Так и есть. Только не сшиты вовсе — а отлиты из фарфора! При изготовлении фарфорового «кружева» используется кружево настоящее — его вымачивают в фарфоровой массе, которая запекается при высочайшей температуре. Настоящее кружево сгорает, а фарфоровое остается и украшает платья юных прелестниц. Экспертиза показала, что «Дама в реверансе» создана на германской мануфактуре Volkstedt в конце XIX — начале XX века. Она настолько изящна, настолько очаровательна! Правда, после войны в России оказалось немало подобных статуэток, они сейчас не редкость.
Эксклюзивной вещицей оказалась фарфоровая «Танцовщица канкана в цилиндре» (5), расписанная вручную. Одни только цветы анютины глазки на её платье — это целое произведение искусства и явный признак того, что над созданием статуэтки работал мастер. Дальнейшая экспертиза показала, что родом наша «Танцовщица» из Вены, создана в период ар-деко, судя по марке, около 1930 года. Её создатель — один из выдающихся скульпторов периода ар-деко, австрийский керамист Йозеф Лоренцель (1892–1950). И, несмотря на то что это первая половина двадцатого века, «Танцовщица» — очень редкая авторская вещь с автографом мастера.
До сих пор не может окончательно обрести свою судьбу старый солдат (6) 1804–1814 годов «рождения». По национальности он француз, создан на Императорской фабрике в Севре, пригороде Парижа. Он ровесник наполеоновских деяний в Европе и Отечественной войны 1812 года — в России. Не удалось только установить войсковую принадлежность его обмундирования, даже реконструкторы, специализирующиеся на войне 1812 года, не смогли мне в этом помочь. Что ж, ищем!
— Забавные находки случаются?
— Конечно, бывают антикварные вещи, которые даже экспертов заставляют поломать голову. Например, латунная шкатулочка (8) с двумя отделениями и цветком подсолнечника на крышке. Дно внутренних отделений шкатулки имеет покатую форму. Для чего нужна такая вещица? Оказалось — для хранения почтовых марок. А дно покатое, чтобы доставать было удобнее.
Вещица эта иностранного производства, хотя и российский антиквариат иногда заставляет изрядно потрудиться. Например, крючок для шнуровки корсета или пат «Помпадур» (
Удивила одна коллекция, а точнее набор ввозимых в Россию вещей. Перечислю лишь некоторые из них: часы, картина, панно, шелкография в бронзовой раме (11), мужской маникюрный набор, сумка из кожи ящерицы, зеркальце и щётка для волос, куклы в национальных нарядах, вилки-ложки, оловянный сливочник, декоративная пушка-термометр, строительный уровень, изготовленный в Бирмингеме, миниатюрный чайный набор для детских забав…
В числе прочих попалась чугунная копилка в виде головы негра (7), глотающего монеты (называлась она Nigger Bank). Монета вкладывается в руку афроамериканца, за плечом фигуры находится рычажок, рука поднимается, рот открывается, глаза закатываются, монета проваливается. Глотает монеты всех стран и народов, включая рубли. Копилка чугунная, сборная, первых годов выпуска (в дальнейшем их делали цельнолитыми) и раскрашена вручную. Редкая вещица, и цена у такой копилки соответствующая.
«У каждой вещи есть своя биография!»
— Бывает ли, что нечто подобное — редкое и эксклюзивное — находят на обычных брянских чердаках?
— Находят и серебряные шкатулки, и иконы с редким сюжетом, и монеты, но всё-таки чаще приходится разочаровывать людей. Иногда кажется, что продажа предмета старины поможет решить финансовые проблемы, а на деле оказывается, что он и не редкость вовсе. Хотя любой антиквариат имеет свою цену. Другой вопрос, какой она окажется.
— Ценности — возможно ли их создавать в настоящем, чтобы обеспечить будущее потомков?
— Люди, которые создавали ценности, наверняка над этим не задумывались. И кустарное производство (а ведь даже иконы могут быть таковыми), и уникальная авторская работа — отвечают потребностям сиюминутным. Либо это желание заработать на хлеб насущный, либо стремление выразить своё мироощущение в камне, металле, на холсте. Сегодня мы научились ценить кустарные работы, научилась видеть в народной иконе или в палехских шкатулках глубокие традиции русского народного искусства. Такие традиции тоже стоит беречь, чтобы совсем не остаться без корней.
— Ну а если всё же имеется некая семейная реликвия, которая передаётся от поколения к поколению, и просто хочется узнать её историю, происхождение…
— В любом случае вы обязательно откроете для себя
Александра САВЕЛЬКИНА
Фото Михаила ФЁДОРОВА и из личного архива Ирины ЗЛОТНИКОВОЙ
г. Брянск, ул. Фокина, 4/6, оф. 202 тел. +7 (980) 334-55-55
3603
Добавить комментарий