«Джем»: уличные танцы для «домашних» детей
Готовим «Джем» по рецепту брянских хореографов Максима Сарамуда и Натальи Морозовой. Берём в равных пропорциях современные танцы и направления: хип-хоп, R'N'B, new style, диско, техно, хаус, танцевальное шоу, streetshow — тщательно перемешиваем их, добавляем в каждый изюминку и… бегом на танцпол!
О современных танцах и уличной культуре, о хип-хопе и не только, о стереотипах и маленьких революциях мы поговорили с создателями и хореографами известного в Брянске танцевального клуба «Джем».
— Начнём с названия, почему именно «Джем»?
Наталья Морозова: Мы долго ломали голову, как назвать коллектив. Вариантов было множество, но остановились на слове «Джем». Разумеется, к варенью оно никакого отношения не имеет.
Джем — это дружеское состязание между танцорами — в сквере, на летней площадке, на улице. Это развлечение, тусовка и одновременно способ показать мастерство владения собственным телом.
Максим Сарамуд: К тому же мы преподаём многие современные стили и направления танца. Cоединили их в рамках одного коллектива, одной школы. И в этом тоже есть свой jam!
— Как руководители клуба современного танца, расскажите о своём личном хореографическом опыте.
Максим: Мы оба начинали с традиционной школы танца: я семнадцать лет занимался бальными танцами, Наташа— народница. Когда-то мне не хватило одного очка, чтобы стать мастером спорта по существовавшей тогда системе. На этой стадии я и завершил свою «бальную» карьеру. Понял однажды, что хочу попробовать нечто новое, хотя в последние годы занимался в очень известном у нас в городе коллективе — студии спортивного танца «Гранд» у Александра и Аллы Кокотовых.
Наталья: А я выпускница образцового ансамбля танца «Россияне». Мы познакомились с Максимом в колледже искусств и культуры — именно в тот момент, когда нас обоих потянуло в эксперименты…
От мечты до её реализации — всего один шаг. Мы вступили в Московскую общероссийскую танцевальную организацию, посетили множество мастер-классов с преподавателями из Франции, Чехии, других европейских стран, изучили многие направления современного танца, получили судейские категории и, кстати, теперь судим чемпионаты как в Брянске, так и за его пределами.
А потом однажды оказались на Всемирной танцевальной олимпиаде, которая проводилась в Москве. Это такой десятидневный танцевальный переполох, где были представлены все направления: от народного до хип-хопа.
Начинались выступления в 10 утра и заканчивались в 11 вечера. Мы отсняли сотни часов видеоматериала и, что самое главное, вдохновились на создание собственного коллектива.
Максим: Я заметил такую тенденцию: сейчас очень многие коллективы переквалифицировались в преподавателей диско, хип-хопа, техно, хауса. Уличная культура, которая развивается сама по себе и не починяется никаким законам, кроме закона гармонии, привлекает тех, кто долгое время вынужден был тренироваться в рамках строгих правил.
— Но первую школу вы открывали не в Брянске…
Наталья: В Выгоничах, в местной школе искусств. Каждый день в течение семи лет мы ездили туда на работу, потому что аренда помещения в Брянске была для нас непосильной.
И тогда, кстати, я поняла, что не бывает плохих учеников, бывают плохие преподаватели.
К нам ведь ребята прибегали, что называется, прямо с огорода — в спортивных штанах с отвисшими коленками, в дырявых носках. Приходилось прививать эстетику танца, культуру, традиции.
Даже самое простое — чтобы девочки приходили на занятия в лосинах и купальниках, имели балетки и джазовки, волосы заплетали в косу или пучок… в общем, непростое было испытание для старта. Зато теперь, когда «Джем» переехал в Брянск, у нас занимаются ребята из Выгоничей: и те, кто с нами с момента основания коллектива, и те, кто присоединился совсем недавно. Одна из мам специально отпрашивается с работы на несколько часов, чтобы отвозить ребёнка на занятия. Такие родители на вес золота!
Максим: Кстати, первого апреля исполнилось пять лет, как «Джем» переехал в Брянск — базируемся в ДК имени Кравцова.
От 3,5 до бесконечности
— Как много ребят занимается в «Джеме»?
Максим: Более ста. Текучка кадров есть, но незначительная. Всё как обычно: подростков в определённом возрасте начинает одолевать лень, а родителям после первого полугодия надоедает возить детей на занятия.
— С детьми какого возраста работаете?
Наталья: Начиная от трёх с половиной лет…
Максим: И не только с детьми! К нам на занятия ходят и взрослые люди. Например, однажды пришёл мужчина солидного возраста и попросил научить его современным танцам. Говорит: «Вот приходим с друзьями в ночной клуб, все танцуют, а у меня не получается. А так хочется…» И не просто хочется, а чтобы было красиво. Он даже группу единомышленников себе набрал, чтобы веселее было на занятиях.
Или, к примеру, мы можем подготовить старшеклассников к поступлению в институт культуры, в том числе и на отделение народного и классического танца. И это тоже возможно, почему бы нет. Потому как главная наша цель — научить владеть собой, своим слухом и телом. Современные танцы для этой цели подходят идеально.
Наталья: Вся наша система преподавания на этом построена. Вначале на уровне бэби-класса мы даём основы танца — в самом широком смысле, учим слышать музыку и двигаться в такт с ней.
В первом классе постепенно добавляем конкретные направления, а затем помогаем детям сделать выбор в пользу одного из них. Главный критерий — у кого что лучше получается. При этом все они универсальные танцоры, знают всё: классику, стрит-шоу, техно, хаус и т. д.
— Какие танцы наиболее популярны среди детей и их родителей?
Наталья: Дети любят хип-хоп, подростки — техно и хаус, родители диско.
Максим: Понятно, что танцевальное шоу и диско выбирают немногие — нужна хорошая растяжка, гимнастическая гибкость, знание акробатических приёмов и трюков. На такое не каждый способен, и не каждый склонен к этому. Хотя, как говорится, научить можно всему.
— Как организуется расписание при таком большом наборе стилей и возрастов?
Максим: Два раза в неделю хип-хоп, два раза— техно, два раза — диско.
Наталья: Что касается продолжительности занятий, то малыши детсадовского возраста, так называемый бэби-класс, занимаются дважды в неделю по 45 минут. Причём мы разрешаем родителям присутствовать непосредственно на занятиях. И это очень полезно, когда родители вникают в то, чем занимаются их чада.
Дети среднего возраста имеют три урока в неделю по часу каждый. Старшие ученики занимаются 3–4 раза в неделю по полтора-два часа. И если
Максим: Единственная причина, по которой дети могут быть не допущены в зал, это плохие отметки в дневнике. Их я проверяю лично. И, знаете ли, дорабатывают, исправляются.
А ещё люблю повторять цитату некого известного танцора. Он говорил, обращаясь к своим ученикам: «Если не занимаюсь один день, я знаю, что я плохой танцор, если не занимаюсь два дня — вы знаете, что я плохой танцор, если не занимаюсь три дня — все это знают…»
R'N'B, Swarovski и прочий гламур
— Хип-хоп, R'N'B, диско, техно, хаус, танцевальное шоу, streetshow… Давайте-ка разберёмся, насколько обучение современным танцам отличается от классического или народного. Начнём с самого затратного для родителей — с костюма. Какова цена вопроса?
Максим: Как правило, на год хватает одного-двух концертных костюмов. Стоимость — в пределах пяти тысяч рублей. В современных танцах они достаточно просты: не расшиты бисером и несложные по крою, не требуют каких-то дополнительных элементов. В некоторых случаях это могут быть вообще джинсы или лосины плюс футболка. Ведь главное — это искусство владения телом, умение держать ритм.
Наталья: Дорогим может оказаться костюм для соревнований в стиле диско. Там и стразы Swarovski, и роскошный декор. Но опять же диско не всем под силу.
— Говорят ещё, что традиционные танцы отбирают у школьников много сил. А современные?
Максим: Нагрузки у нас больше. К примеру, в других танцевальных направлениях существуют определённые элементы, которые постоянно оттачиваются, и, пока танцоры не достигнут совершенства, новые элементы не вводятся. В современных танцах мы постоянно добавляем
— Ну а мальчики в старшем возрасте по-прежнему на вес золота?
Максим: Да, в старших группах не хватает. Но это проблема практически всех танцевальных коллективов.
— И ещё один стереотип, только уже касающийся современных танцев. Например, говорим «хип-хоп» и представляется такой человек в спущенных почти до колен широких штанах, в кепке, из-под которой лица не видно…
Максим: Нет, это не про нас! Наши ребята могут танцевать хип-хоп в строгих мужских костюмах с бабочкой или в нарядах мифических подружек Бабы-яги, а может быть, даже египетских мумий. Всё возможно! И в плане музыки тоже… это может быть Pitbull, Эминем или Ванесса Мэй и Жанна Агузарова. Главное у нас танец, движения, ритм, а не в чём и под какую композицию.
В прошлом году на стыке трёх республик каждому коллективу-участнику праздничной программы было предложено сделать свой вариант финального танца под музыку Гимна молодёжи. Режиссёр выбрал наш вариант, и мы учили своим танцам других.
— А чем кардинально отличаются современные танцы от классических?
Наталья: Своей внутренней скоростью. Происходит очень быстрая смена рисунка: пока другие исполняют один танцевальный рисунок, исполнители современных танцев успевают двадцать раз перестроиться, хотя каноны перестроения те же. Скоростью, ритмом, элементами… В общем, почти тем же, чем айфон отличается от матрёшки.
— Где в Брянске можно увидеть выступления «Джема»?
Наталья: Мы постоянные участники отчётных и праздничных концертов в ДК Кравцова. К примеру, на этой сцене мы показывали нашу 40-минутную танцевальную сказку — стрит-шоу «Белоснежка и семь гномов». Выступаем на городских мероприятиях, участвуем в благотворительных концертах.
«Уличный» значит свободный
— В международных соревнованиях участвуете?
Наталья: … и побеждаем! В прошлом году техно-дуэт Алины Адриановой и Дианы Власовой занял первое место в чемпионате мира, который проводился в Москве. Их основными соперниками были пары из Украины, Белоруссии, Латвии, Франции. Правда, в этом году девчонки стали вторыми, уступив украинкам. Теперь усиленно тренируются, чтобы осенью на танцевальной олимпиаде в Украине вернуть себя звание победителей. В личном первенстве девочки не сдают своих позиций, и первые места остаются за ними! Уже два года подряд гимн России на чемпионате мира играет в нашу честь.
Максим: Наш коллектив состоит в общероссийской танцевальной организации, а также в IDO — Международной танцевальной организации. Что касается соревнований, то это могут быть чемпионаты мира и Кубки мира, первенства Европы и первенства мира или же межклубные баттлы. Каждый уикенд в каком-нибудь городе обязательно проводятся состязания по уличным танцам.
Вся уличная культура сегодня стала социальной, она популяризируется — в фильмах, клипах знаменитостей, в рамках фестивалей уличной культуры. Российские родители с удовольствием отдают детей в школы хип-хопа, о которых сами в юности только мечтали. Ведь раньше чем ограничивались знания о хип-хопе: верхний и нижний брейкинг…
В девяностые найти видеокассету с записью выступлений известных брейкеров было очень сложно, а сейчас всё в широком доступе. Даже мастер-класс со знаменитостью организовать не проблема. Настолько это сейчас популярно!
— Где в будущем могут применить свои таланты ваши выпускники?
Максим: Вот подумываем о совместном проекте с одним из продюсерских центров Брянска, чтобы готовить шоу-балеты для приезжих артистов и цирков. Для ребят это станет полезным опытом.
Наталья: В будущем они могут стать хореографами, получить высшее образования в московских вузах (теперь там тоже есть отделения современного танца!), пройти кастинг в постоянный шоу-балет известного артиста, сниматься в кино или клипах. Масса возможностей!
— И, наконец, ваш весомый аргумент для родителей в пользу «Джема» при выборе танцевальной школы для ребёнка.
Максим: «Джем» — это современно, актуально, меньше по затратам, помогает раскрепостить детей. Мы используем всё в процессе обучения: от классики до гимнастики. Просто наши дети мыслят по-другому. В танце без границ мы воспитываем свободных людей!
Александра САВЕЛЬКИНА
Фото Михаила ФЁДОРОВА
и из архива танцевального клуба «Джем»
5767
Добавить комментарий