За ремонт. За стиль. За деконструктивизм!

2050 год. Продвинутые земляне высаживают на Луну человека-робота, чтобы он контролировал выкачивание какого-нибудь удивительного ископаемого из недр спутника. Живёт робот на только что выстроенной лунной базе. Какие интерьеры сразу представляются? Белые стены, ломаные конструкции, ультрасовременная мебель, восхищающая своими простыми и завораживающими формами, мягкая неоновая подсветка, абсолютная стерильность и гармония. Таково, к примеру, представление голливудских кинематографистов о недалёком будущем, которое, к слову, уже начинает проявлять себя в современных интерьерах, и флагманы в этом — стили деконструктивизм и параметризм. Пристегните покрепче ремни, вместе с дизайнером Катей Степановой мы отправляемся путешествовать… в будущее!

— Екатерина, про стили деконструктивизм и параметризм не скажешь, что они на слуху. Такие скромные или такие новые?

— Новые, молодые, я бы даже сказала зарождающиеся. Деконструктивизм в архитектуре начал формироваться только в 80-е годы прошлого века, всего-то тридцать лет назад, а в интерьерной моде стал проявлять себя и того позже. Временем рождения его младшего и более «мягкого» брата — параметризма, или биоморфизма, вообще принято считать начало двадцать первого века. Для сравнения, такой же молодой для российской действительности стиль loft деконструктивизму и параметризму годится в дедушки — идея использования заброшенных мануфактур под жильё и рабочие помещения возникла ещё в сороковых годах в фабричном районе Манхэттена. Тогда цены на землю в центре города поползли вверх — промышленные предприятия стали выводить на окраины. Освободившиеся площади охотно занимали и обживали люди искусства. Пройдя путь от мастерской до стильного помещения, к 1950-м годам лофты оказались за рубежом на пике моды. Так что если говорить о стилях, которые рождаются здесь и сейчас, то это как раз и есть деконструктивизм и параметризм. Многие дизайнеры уверены, что за ними будущее.

— Давайте начнём со старшего брата — деконструктивизма. Как бы вы описали этот стиль?

— Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, отказ от рациональной конструкции, неожиданные изломанные формы, криволинейные поверхности, наклонные стены, обратная перспектива, подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду — если речь ведётся об архитектуре. Этот стиль, собственно, и создавался для того, чтобы сломать стереотипы в архитектуре. Во второй половине двадцатого века, особенно в России, единовластвовал стиль конструктивизм. Это те самые дома-коробки, стандартные квартиры: пол, потолок, четыре стены. Естественно, в таком однообразии невозможно долго находиться — не только человеку, даже целой стране или эпохе.

Архитекторы — люди искусства и долгое время творить в условиях стандартизации не могут. Так, были сломаны стереотипы, и появился стиль деконструктивизм. Его теоретическая основа — рассуждения французского философа Жака Деррида о возможности архитектуры, которая вступает в конфликт, развенчивает и упраздняет саму себя. Знаковыми архитектурными объектами — своеобразными манифестами стиля — принято считать пожарную часть «Витра» в немецком городе Вайль-ам-Райн (архитектор Заха Хадид) и музей Гуггенхайма в центре испанского Бильбао (архитектор Фрэнк Гери). Например, пожарная часть «Витра», построенная Захой Хадид на месте сгоревшей мебельной фабрики, предусматривала, как и полагается, гараж, комнаты отдыха, диспетчерскую, столовую и прочие необходимые помещения — революционной оказалась форма. Создаётся впечатление, что у этого здания из неоштукатуренного железобетона нет ни единого прямого угла! Никаких декоративных элементов, кроме, пожалуй, металлических опор, поддерживающих железобетонный козырёк с внутренней стороны здания. Но какая геометрия! Она-то и позволяет говорить о «Витре» как о настоящем арт-объекте. Кстати, некоторое время назад пожарная часть переехала в другое здание, а «Витра» стала местом для проведения выставок и конференций.

Ещё один яркий пример деконструктивизма — здание королевского музея «Онтарио» в Торонто (Канада), а точнее, не так давно пристроенное к нему крыло с названием «Кристалл Ли Чин» (по имени промышленника-мецената, выделившего средства на его возведение). Это сооружение, состоящее из 75% алюминия и 25% стекла, обладает характерной нарочитой внешней усложнённостью, ломаными формами, провозглашает отказ от традиционных архитектурных приёмов и принципов (равновесия, тектоники, горизонталей, вертикалей и т. д.). Название «Кристалл» здание получило из-за внешнего сходства с этим геологическим образованием. В основе архитектурной концепции лежит необычное пересечение 5 объёмных конструкций сложной формы, расположенных таким образом, что возникает впечатление, будто бы кристалл вырос прямо из земли сквозь главное, неороманское, здание Королевского музея «Онтарио».

Естественно, что и интерьеры внутри этих строений также пропагандируют отказ от привычных, конструктивистских форм. Так, постепенно стиль заимствовался по всему свету, и сегодня уже можно говорить о деконструктивизме в дизайне интерьера.

— Выделите основные черты этого стиля.

— В названии есть приставка «де» — со значением отрицания, противоположности. С этого и начнём. Представьте обычную комнату, в которой пол и стены, потолок и стены, стены между собой образуют прямые углы. Наверняка, вы сейчас находитесь именно в таком помещении. Оглядитесь вокруг: что может сломать подобную геометрию? Например, можно убрать границу между стенами и потолком, соорудив, скажем, дополнительную перегородку под углом 45 градусов. И не одну, а несколько. Сделать потолок многогранным, как бриллиант. Дополнительной перегородкой «срезать» угол, образующийся при пересечении двух стен, и получить пять стенвместо четырёх и трапецию вместо бывшего прямого угла в линии потолка. Пространство «ломается» не одной линией, не одной плоскостью — многими плоскостями. Помещение в стиле деконструктивизм — это комната, у которой вроде бы есть всё: и пол, и потолок, и стены. Но пространство так организовано, что абсолютно непонятно, какая у комнаты геометрия. При этом должна быть гармония, а не ощущение, непонятно зачем поставленных перегородок, помещение должно восприниматься как арт-объект, а не как царство беспорядка.

Перечислим некоторые черты стиля. Это, как мы уже отметили выше, визуальная усложнённость, отказ от рациональной конструкции, неожиданные изломанные формы, криволинейные поверхности, наклонные стены — всё это перекочевало из сферы архитектуры в дизайн интерьера. Основные цвета — белый и древесный, которые разбавляются в акцентах контрастными: от привычного красного до хаки. Возможны золотые, серебряные включения. Основные геометрические фигуры — треугольник и трапеция. Важными остаются функциональность и эргономичность помещения, в почёте — чёткие формы, чистые линии и цвета.

Кресло — человек, диван — язык, стол — глыба

— Какие материалы применяются при создании интерьера в стиле деконструктивизм?

— Давайте по порядку. Тот же пол может быть любым. Дело не в материалах, а в организации пространства, в его геометрии. Это могут быть комбинированные полы: например, треугольный выступ на потолке, подчёркнутый такой же геометрической фигурой на полу. Фигура эта может быть выложена из плитки, контрастной по цвету остальному напольному покрытию. Или же это может быть сочетание плитки и дерева. Главное, чего не приемлет стиль деконструктивизм, — мелкую плитку (за исключением мозаики), штучный паркет. Модные сейчас 3D-полы тоже не подойдут, потому что это декоративный вариант отделки, более подходящий для исторических стилей.

Стены в деконструктивизме не должны создавать впечатление ровной поверхности. Необходимо это для того, чтобы сломать конструктивные вертикаль и горизонталь. Достигается это за счёт перегородок. Известные мировые дизайнеры, работая со знаковыми проектами, предпочитают монтировать разного рода конструкции из искусственного камня. Но это безумно дорого. В реалиях нашей действительности приходится использовать гипсокартон. Или, в том случае если мы не переделываем старое помещение, а строим здание с нуля, можно выстроить перегородки, колонны и выступы из кирпича, чтобы затем оштукатурить и покрасить их. Ровными остаются только те стены, на фоне которых разместится мебель, например, диван или кухонный гарнитур. Там же можно поиграть и с отделочными материалами: в кухонной зоне применить крупноформатную декоративную плитку, рельефные стеновые панели.

В отделке стен преобладает штукатурка, которая может быть в том числе и фактурной. Фактура может быть любой, а вот цвет должен быть один — без примесей и вкраплений. Обои с рисунком применяются крайне редко, а вот белые или цвета дерева, однотонные или с мелким, не слишком активным узором настенные покрытия вполне возможны. Впрочем, как и отделка стен деревом, выкрашенным в белый цвет. Сейчас это очень модно!

В качестве элемента отделки стен в стиле деконструктивизм часто применяются зеркала благодаря их способности ломать геометрию пространства. Зеркала вырезаются в форме треугольников, трапеций, монтируются под разными углами в конструкциях на стенах и потолке. Получается дополнительная загадка для мозга.

Листы металла также используются для декора стен — только не грубые, нарочито необработанные, как в лофте, а благородные, например, латунь. Можно декорировать часть стены камнем: идеальный вариант — панели из оникса.

— Какая мебель достойна стать гармоничным продолжением этого стиля?

— Что касается мебели, то современные технологии позволяют не противопоставлять два понятия: удобство и соответствие выбранному дизайну интерьера. Сегодня производители способны создать мебель любой формы, и при этом она будет оставаться удобной. В частности, те элементы мебели, которые играют функциональную роль, остаются стандартной формы, например, сиденье дивана. Остальное же по форме и размеру адаптируется для конкретного стиля. Это могут быть пластиковые диваны, похожие на вытянутый изогнутый язык, или, напротив, массивные — а-ля глыба или метеорит. Но в любом случае — монолитные. Хотя не обязательно, чтобы форма была изощрённой. Разумеется, классический (в нашем понимании) диван в деконструктивизме будет смотреться инородно, а вот минималистичный, геометричный диван без ножек и излишнего декора вполне сгодится. Как правило, мебель делают по цвету акцентной: например, в белом, древесном интерьере — чёрной, серой или даже хаки!

Что касается шкафов и систем хранения, то они должны быть закрытыми, не акцентирующими на себе внимания. Например, это могут быть встроенные системы хранения или же шкафы ассиметричной, неправильной формы, закреплённые на стене, с фасадами без ручек, открывающимися нажатием (система Push-to-open).

В обеденной группе прекрасно смотрятся креслаpanton (по имени их создателя Вернера Пантона) — цельнолитые, пластиковые, яркие, интересной формы. Отличное дополнение к столу с прозрачной столешницей!

Новые «измы» в интерьере

— В модерне дверь несёт явный смысловой акцент, в классических дверях по-своему интерпретируются некоторые базисные элементы стиля… Должны ли привлекать к себе внимание двери, лестницы в стиле деконструктивизм?

— Раз уж мы рассматриваем комнату как целостный арт-объект, то двери и лестницы должны стать логическим продолжением выбранной концепции. Это могут быть, к примеру, белые ступени, вырастающие из стены — без перил и балясин. В целом же в отделке ступеней подойдут и сверхпрочное современное стекло, и камень.

Если мы используем много дерева в напольных покрытиях, то и двери могут быть деревянными. В идеале это светлое дерево а-ля дуб, без излишней красноты, рыжины, серости. Предпочтительны простые модели с плоскими наличниками, а в идеале — и вообще без них. Петли желательно тоже скрыть. Беспроигрышное решение — раздвижные перегородки, которые при открывании прячутся внутри стены. Иногда такую дверь не сразу и найдёшь… Но это тоже плюс в подобном интерьере!

— Екатерина, позвольте спросить: как же в такой стерильности жить-то?! За счёт чего в таком «де»-интерьере создаётся уют?

— Деконструктивизм в интерьере — это привилегия абсолютно свободных людей, которые готовы сбросить с себя груз стереотипов и избавиться от всего того хлама, которым и без того переполнена жизнь современного человека. Это привилегия людей творческих, оттого и уют здесь особенный. Допустим, яркой деталью интерьера станет картина художника-абстракциониста в самой обычной стальной раме. А вот полочки с милыми статуэтками, привезёнными из путешествий, семейными фотографиями и подсвечниками окажутся неуместными. Тем более, по законам дизайна, маленькие элементы с большими пространствами спорят. Основной декор в деконструктивизме (картины, статуэтки) должен быть крупным и необычным. Почти как у месье Филиппа Старка, пожалуй, самого известного дизайнера в мире, — лампы, сделанные в виде автоматов Калашникова, спинки диванов, украшенные мрачными черепами с воровских татуировок… Если вы решили поразить гостей нестандартным интерьером, то и аксессуары должны быть соответствующими!

А вот уют создаётся за счёт преломления света на ломаных поверхностях. Освещение в таком интерьере точечное. Гармонична неоновая подсветка некоторых зон в вечернее время. Если используются прожекторы, то не такие индустриальные как в лофте, а лаконичные, пластиковые. Люстры в деконструктивизме — большая редкость. Исключение — экземпляры, напоминающие собой произведения современного искусства.

В декоре помещения присутствуют ткани, что тоже служит созданию атмосферы уюта. Например, окно можно декорировать прозрачным тюлем, прямыми льняными шторами «в пол». К слову, с формой окна тоже стоит поиграть, сделать его, скажем, в форме трапеции.

Если и этого не хватает для уюта, поселите в комнате огонь — пусть это будет камин необычной формы, возможно, в центре комнаты или же в центре… кофейногостолика из искусственного камня или закалённого стекла!

— Деконструктивизм в публичной зоне, в той же в гостиной, скажем, ещё можно представить, зато в приватных помещениях — спальне, ванной — его безумная геометрия представляется с трудом…

— По классическим принципам дизайна, мы должны оформлять 80% всего помещения — квартиры, дома — в одном стиле. Нельзя в одной комнате создать классику, в другой деконструктивизм, в третьей японский стиль —это дурной тон. Единственное правильное решение в нашем случае — публичные зоны сделать деконструктивистскими, в приватных — разбавить этот стиль.

Сейчас не сложно подобрать ванну соответствующей формы, напоминающую сверху трапецию, или же купить нестандартный умывальник. Компьютерные технологии позволяют создавать плитку, способную воспроизвести объёмный рисунок, например, в технике оригами. Вроде бы и не переборщим с геометрическими излишествами, но и стиль сможем выдержать. Чтобы, перешагнув из коридора в ванную, случайно не перешагнуть в другой стиль или эпоху!

В кабинете, конечно, придётся отказаться от обилия дерева и традиционных шкафов-библиотек во всю стену. Книжные полки предлагаю скрыть за глянцевыми фасадами замысловатых форм. Приоритетные цвета — серебристый, чёрный, белый. Рабочий стол, к слову, также должен быть максимально простым, сохранив при этом свою основательность. А вот для спальни рекомендую параметризм. Если конструктивизм в приватных зонах всё-таки ищет какие-то компромиссы, то параметризм (или биоморфизм) одинаково прекрасен и в приватных, и в публичных помещениях.

К слову, при создании интерьера в стиле параметризм особое внимание следует обратить на малые мебельные формы. В такой интерьер идеально впишутся разработки европейских и американских дизайнеров. Кресло-шар (Ball Chair) финского дизайнера Ээро Аарнио — это одно из самых замечательных кресел в истории мебели двадцатого столетия. Каждый, кому когда-либо  доводилось сидеть в кресле-шаре, мог почувствовать себя защищённым тонкой оболочкой, позволяющей побыть наедине с собой и своими мыслями даже в эпицентре шумной компании.

Существует также и кресло-пузырь — подвесной вариант Ball Chair. Удивительная особенность данного кресла — ни с чем несравнимая акустика внутри него. Эта модель используется при съёмках музыкальных клипов, рекламных роликов, для фотосессий в модных журналах.

Стиль, рождённый в начале 2000-х!

— В чём же достоинства параметризма?

— По сути это эстетика сложных природных форм и конструкций. Параметризм в двадцать первом веке позиционируется как наиболее комфортный и эргономичный стиль для формирования среды человека. Приверженцы этого стиля из числа дизайнеров и архитекторов черпают вдохновение у природы, заимствуя у неё обтекаемые естественные формы и рационально внедряя их в архитектуру и обустройство помещений.

— Почему параметризм и деконструктивизм следует рассматривать в единой связке?

— Оба они созданы в противовес конструктивизму. В них есть общие черты — приоритет белого в колористике, нестандартные формы, цельные объекты, высокотехнологичные материалы. Известные дизайнеры, которые начинали как деконструктивисты (самый яркий пример — Заха Хадид), нынче перенаправили свою творческую энергию в русло параметризма.

— В чём тогда главное различие этих стилей?

— Деконструктивизм — геометричный, угловатый, ломаный; параметризм — плавный, округлый, замысловатый. Границы параметризм также ломает, но делает это при помощи мягких линий и… всё того же гипсокартона. Излюбленные формы параметризма — гнутый листок, галька. Есть одно «но»: в интерьерах биоморфизм используется нечасто — всё больше в архитектуре. Скажем, дело молодое: интерьерный параметризм получил распространение только в начале двухтысячных.

— Насколько важна работа дизайнера при создании новых интерьерных стилей?

— Самому интуитивно воссоздать эти стили очень сложно. Я бы даже сказала, практически невозможно, потому как всё упирается в базовые архитектурные знания. Да, новые стили созданы в противовес конструктивизму, его порядкам и нормам, но золотое сечение и прочие тонкости ещё никто не отменял. И если мы налепим перегородки абы как, то они такими и будут выглядеть — получится хаос вместо гармонии, нагромождение конструкций вместо чистоты линий.

— И всё-таки создаётся впечатление, что и деконструктивизм и параметризм остаются непонятными для большинства — трудно представить, как в таких интерьерах будет обустраиваться в дальнейшем быт семьи. Есть ли здесь место компромиссу?

— Если человек дорос до чего-то  нового, но не решается на всяческие «измы», я бы посоветовала сделать ремонт в современном стиле, с использованием дерева, окрашенного в белый цвет или штукатуреными стенами. Пожить в интерьере с минимумом мелочей и простыми формами… И, если понравится, тогда уже будем менять геометрию! Сама, кстати, подумываю сделать собственную квартиру в стиле деконструктивизм и параллельно работаю над несколькими подобными проектами.

— Вот на вашем примере давайте и разберёмся, какие люди предпочитают деконструктивизм и параметризм! Расскажите немного о себе.

— Я художник в третьем поколении. Мой дедушка был художником-самоучкой, рисовать начал в довольно зрелом возрасте. Прежде, видимо, было не до этого —семья, работа. А трудился он обычным фрезеровщиком на заводе. Зато многое умел делать руками — начиная от штучного паркета и заканчивая мебелью из ДСП. На втором этаже дачи у него была небольшая мастерская. Там всегда пахло свежим лаком и деревом! А потом он начал рисовать и даже оформлял витрины городских аптек. Помню, как он садился вечерами в своё кресло и рисовал в блокноте обычной ручкой лошадей, людей. Наверное, потому до сих пор испытываю благоговение перед архитекторами, которые рисуют скетчи от руки!

В более зрелом возрасте дедушка увлёкся живописью маслом. Как и моя мама. По образованию она художник-оформитель, окончила брянское художественное училище. Лет 15 проработала по специальности, а потом её профессия с приходом новых печатных технологий потеряла актуальность. Мама продолжила писать картины, но уже для себя. Оба они — реалисты в творчестве, шишкинцы, любители прорисовывать детали. Я не могу так — мне ближе авангардизм. К слову, сама рисую с четырёх лет.

Если же говорить о новых стилях, то ими я заразилась в процессе самосовершенствования. Как дизайнер я работаю более восьми лет. Стараюсь постоянно посещать мастер-классы, семинары, тематические выставки, где топовые персоны в мире современного дизайна, такие как, например, Сергей Эстрин, заражают своих слушателей нестандартными идеями. Вот и я однажды заразилась деконструктивизмом. И теперь реализую этиидеи (а порой даже и пропагандирую новое искусство!) в своих дизайнерских проектах.

Александра САВЕЛЬКИНА
Фото Михаила ФЁДОРОВА и из архива Кати Степановой

7559

Добавить комментарий

Имя
Комментарий
Показать другое число
Код с картинки*