Брянский завод и Преображенский храм

20 июня 1873 года Высочайшим Указом Государя Императора Александра II было учреждено Акционерное Общество Брянского рельсопрокатного, сталелитейного, железоделательного и механического завода. Строительство завода развернулось в шести верстах от уездного города Брянска на широком лугу, у слияния рек Десны и Болвы.

К тому времени в этих местах уже имелись маленькие поселения рабочих, трудившихся на заводах Владимира Крахта и Петра Губонина. Строительство нового рельсопрокатного завода привлекло сюда небывалое количество крестьян из Орловской, Смоленской, Калужской, Могилёвской и Минской губерний. В маленьком тихом местечке, которое в то время ничем не напоминало нынешнюю Бежицу, жизнь забила ключом. Полным ходом строились новые мастерские, современные цеха, прибывал и прибывал рабочий люд. Жизнь диктовала свои требования: нужны были больница, школа, жильё для рабочих и их семей.

Народный храм

Однако в числе первых задач, решавшихся администрацией завода, было устройство православного храма. Обсуждение этого вопроса было вызвано «выраженным рабочими желанием иметь при заводе для отправления религиозных треб собственный храм». Нужно сказать, что одновременно с основанием завода была выстроена часовня, а в 1878 году — на средства рабочих — молитвенный дом, который позднее, в июне 1882 года, был перестроен в храм св. ап. Петра и Павла. Будучи небольшим по площади, он мог вместить только самую малую часть бежичан. Поэтому в августе 1880 года состоялась закладка нового храма, внушительного по размерам и уникального по архитектуре. Заказчиками этого строительства стали акционеры Брянского рельсопрокатного завода: князь В. Н. Т енишев, господа П. И. Губонин, В. Ф. Крахт и другие. Строительство планировалось вести на средства акционерного общества. Однако денежный вклад простых рабочих тоже был значительный. Для образования церковного капитала была собрана сумма в 32360 руб. 03 коп. «доброхотными взносами рабочих и заводского населения». Возведение такого величественного и редкого по архитектуре сооружения было для бежичан событием очень значимым. Несомненно, храм должен был украсить посёлок и упорядочить духовную жизнь людей.

В отчёте о деятельности завода за 1883 г. так говорится об этом периоде: «Церковь вся железная, замаскированная снаружи и внутри деревянной отделкой. Строится уже третий год в обширном размере и ныне приходит к окончанию. Находится она близь парка, вне заводского поселения. Одного железа при постройке её затрачено около 40000 пудов, а стоимость церковной утвари дошла уже до 9720 руб. 42 коп. Иконостас пожертвован П. И. Губониным. Певческий хор из рабочих и служащих».

23 сентября 1884 года новый храм освятили в честь Преображения Господня. Нужно отметить, что бежицкий храм очень быстро попал в число видных. Он находился в местечке с многотысячным населением (большинство которого было православным), соответственно имел большой приход. Бежичане с любовью и заботой относились к храму, поэтому и пожертвования были немалые, и рук, готовых потрудиться на благо Церкви, было достаточно. Кроме того, огромную роль в благоустройстве и процветании храма играло постоянное внимание и попечение о нём заводского начальства. Важным было и то, что храм располагался в непосредственной близости к Брянску, где было много хорошо устроенных приходов, и к старейшим обителям края. Всё это, безусловно, влияло на формирование приходской жизни и вводило Преображенский храм в эпицентр духовной жизни уезда.

Велика была роль храма и опекавшего его завода не только в духовной, но и в социальной жизни бежицкого общества. При храме имелась богадельня, была открыта церковно-приходская школа, на попечении церкви был детский приют.

С заботой о больных и немощных

Бежицкая богадельня была местом пристанища для всех больных и инвалидов. В ней находились рабочие, получившие на заводе увечья, не имевшие кому о них позаботиться, и престарелые люди, по каким-либо причинам нуждавшиеся в постоянном уходе. Все обитатели содержались на полном пансионе. В богадельне поддерживались порядок и чистота, за этим тщательно следили. В стенах богадельни постоянно можно было видеть кого-то из причта или церковного старосту. Располагалась бежицкая богадельня недалеко от заводских 7-х проходных, у платформы железной дороги, которая ныне носит название Красный Профинтерн, а также в непосредственной близости к самому храму и, таким образом, всегда была на виду. Это получилось не случайно, а задумывалось при её создании. Устроителям богадельни хотелось, чтобы чьи-то беды и нужды были близки всем жителям посёлка, чтобы не оставалось равнодушных.

Здание богадельни возведено в 1911 году по проекту брянского архитектора Н. А. Лебедева. Ему бежичане обязаны несколькими нарядными, радующими глаз постройками. Они всем известны и входят в число архитектурных памятников Бежицы. Тем печальнее представляется участь богадельни, превращённой в наши дни в склад, совершенно позабытой и заброшенной, доведённой до крайне запущенного состояния.

Детский вопрос

Трудно сказать, когда именно была открыта церковно-приходская школа в Бежице, но известно, что в 1894 г. она получила новое, специально выстроенное деревянное здание, которое находилось в парковой зоне недалеко от Преображенской церкви.

Заведовали школой и преподавали Закон Божий, как правило, священники храма или кто-либо  из причта, утверждённый на эту должность епархиальным начальством. Кроме того, школа имела попечителей, обычно в лице руководителей рельсопрокатного завода. Одно время церковным старостой и попечителем школы был директор завода Николай Николаевич Ильин. Он очень много сделал для их устройства и процветания, за что в 1898 г. получил благословение Святейшего Правительствующего Синода. Что касается именно церковно-приходской школы, то господин Ильин изыскивал немалые средства для её содержания и оплаты учителей, которые «получали его стараниями по 400 рублей в год». ля сравнения: известная меценатка и благотворительница княгиня Тенишева платила учительнице 240 рублей в год, а средняя зарплата учителей по уезду в конце 90-х годов XIX века составляла от 120 до 200 рублей в год. Приведём тогдашние цены на местном рынке: мешок картофеля — 18–22 копейки, мешок яблок — от 80 копеек пуд (16 кг), муки — 65 копеек, сотня яиц — 1 рубль 30 копеек, пуд мёда — от 4 рублей, фунт (400 г) сливочного масла — 25–30 копеек, свиная туша — от 2 рублей 70 копеек до 3 рублей 40 копеек за пуд. Свиное сало — от 4 рублей за пуд.

Школа была укомплектована учебниками и учебными пособиями, имела необходимое оборудование. Среди учителей не было случайных лиц. Неоднократно церковно-приходская школа Преображенского храма Бежицы упоминается в «Орловских епархиальных ведомостях» как «заслуживающая особого внимания по своему благоустройству».

Бежицкий детский приют возник из необходимости помогать детям — сиротам, родители которых погибли на заводе во время аварии или несчастного случая.

В 1904 г. в центре Бежицы на Елецкой улице было выстроено нарядное одноэтажное здание из красного и белого кирпича, в котором сразу угадывался почерк архитектора Лебедева (ныне это Детская школа искусств имени Т. П. Николаевой). Здесь находились дети с младенчества до 14 лет. Их воспитанием занимались не только преподаватели и вспомогательный персонал. Важную роль в этом вопросе играло священство, окормляя и утешая маленьких христиан.

Центр духовной жизни

В тихом посёлке, каким тогда была Бежица, не много имелось мест, где собирались все слои населения, куда стремились бы и которые по-настоящему любили. Однако Преображенский храм был именно таким. Тут венчались, крестились, молились в скорби и благодарили в радости, встречали праздники. Вся жизнь была связана с Церковью. Здесь, у стен храма, на большой территории, называвшейся Преображенской площадью, просто гуляли, отдыхали. Бежичане любили свой храм.

В августе 1914 г. началась Первая мировая война, не имевшая в то время аналогов по кровопролитию и жестокости. Россия была вынуждена вступить в эту войну. В тот период многие отмечали усиление патриотических настроений в стране. Люди хотели быть полезными, хотели хоть чем-то  послужить царю и Отечеству.

Первое, что сделали жители Бежицы, узнав о войне,— собрались вместе на молебен, прося у Господа милости для России и победы русскому оружию. Многотысячная толпа коленопреклоненно прямо под открытым небом молилась «единым сердцем и едиными усты». Это ли не грандиознейший акт выражения любви к Родине?! Чтобы не быть голословными, приведём строки из рапорта ротмистра Брянского завода начальнику Орловского губернского управления «о настроениях жителей с. Бежицы в связи с начавшейся войной»: «В понедельник 21 июня на Брянском заводе в с. Бежице по случаю объявления войны с Германией был отслужен молебен и произошли шумные патриотические манифестации, в которых участвовало более 15 тысяч человек. Произносились речи о верноподданническом чувстве и готовности всех принять участие в этой войне…» Действительно, люди не остались равнодушными. Церковь же была объединяющей и направляющей силой в делах милосердия. Притч храма активно сотрудничал и помогал сбором средств Красному Кресту, собирались вещевые подарки и переправлялись в действующую армию, с благословения священства дамы из общества и барышни-гимназистки шли работать сёстрами милосердия в больницу и лазарет.

Государев визит

В этот сложный для России период Государь Император Николай Александрович предпринял ряд поездок по стране, в том числе и для того, чтобы посетить некоторые заводы, выполнявшие государственный военный заказ. В числе этих заводов был и Брянский рельсопрокатный.

20 апреля 1915 года в 9 часов утра государь Император прибыл в Бежицу (подробнее о визите читайте в «Брянской ТЕМЕ» № 9 (35) за 2010 год). Государь Император Николай Александрович увидел Преображенский храм в самом его расцвете. Благоустроена была не только сама церковь, но и прилегающая к ней территория. Из воспоминаний: «Несказанно красив бывал храм в Великий праздник — Пасху (посещение Государем Преображенской церкви пришлось как раз на 2-ю седмицу по Пасхе.— Прим. автора). Само здание красиво иллюминировано. В этом была заслуга администрации завода и его электростанции. Вдоль аллей и дорожек в маленьких плошках горели фитильки. Звон большого колокола был слышен даже в Людиново». Глядя на сохранившиеся фотографии, понимаешь, с каким усердием и любовью устраивался внешний вид храма, благоустраивался интерьер. В Брянском областном архиве сохранились документы, позволяющие судить о великолепии его убранства. На следующем развороте мы привели краткое его описание.

Снаружи стены украшены роскошным деревянным орнаментом. Храм пятикупольный. На главном куполе в восьми полукругах написаны 12 апостолов. В западной башне помещена колокольня с семью колоколами. На главном, весом 124 пуда 20 фунтов,— памятные надписи: «Благовестите день от дне спасение Бога нашего», «Ко храму Преображения Господня, что при Брянском рельсопрокатном заводе, отлит сей колокол в лето по Р. Х. 1884 месяца июля в 12 день в царствование Императора Александра III при священнике Алексии Александровиче Золотове и церковном старосте Петре Ивановиче Кучкине иждивением Общества завода». Кроме того, в Преображенском храме, в одном из немногих, было устроено новое по тем временам паровое отопление.

Подвести итог можно словами известного брянского краеведа Ф. С. И сайчикова о том, что Преображенская церковь своим благолепием даже «превосходила городской собор Брянска».

Единая судьба

Как мы видим, в истории Бежицы пути становления Брянского рельсопрокатного завода и Преображенского храма оказались почти неразделимы. В первую очередь их связали между собой общие судьбы православных людей, которые, помолившись, шли работать, а в свободное от работы время — в воскресные и праздничные дни, собирались на молитву.

Пользу такого близкого соседства прекрасно понимала администрация. И такие видные деятели завода, как Петр Ионович Губонин, кн. Вячеслав Николаевич Тенишев, Виктор Фёдорович Голубев, внесли личный вклад в строительство храма и его благоукрашение. В этой связи надо сказать, что не только на этапе строительства, но и в дальнейшем заводское руководство не переставало опекать детище всех бежичан — Преображенский храм. Даже в архитектурном плане храм был устроен заводским начальством таким образом, что кресты на его куполах были видны почти с любой точки завода.

А завод, в свою очередь, имел духовную поддержку от храма. Твёрдые установки на трезвый образ жизни, на благочестивое устроение семей, сглаживание различных конфликтов не могли не сказываться положительно на поддержании трудовой дисциплины в цехах и общественного порядка вне заводских стен. Недаром Бежица считалась образцовым рабочим посёлком и выгодно отличалась от подобных селений. Завод и храм были центрами трудовой и духовной жизни общества.
Они это общество сплотили, спаяли в единый монолитный организм. Это единение было нарушено только тогда, когда людей искусственно поделили на два враждебных лагеря: «прогрессивных, революционных» и «несознательных верующих». В те годы храм и завод вместе переживали одни и те же трудности. Мирная жизнь маленькой Бежицы была нарушена…

Денис ТИТКИН
Использованы фото из архивов храма в честь Преображения Господня, музея БМЗ, Георгия Шмерина и РГАКФД

4052

Добавить комментарий

Имя
Комментарий