О, старый новый мир!

Однажды портниха французской королевы Марии-Антуанетты, скажем прямо, подсунула своей коронованной начальнице старое, но слегка обновлённое платье — в одном месте она пришила новый рюш, в другом — слегка изменила крой… Королеве платье понравилось. Так согласно легенде родилась известная фраза: «Всё новое — это хорошо забытое старое». В дизайне интерьера тоже полно подобных примеров: так, лепнину изобрели древнегреческие зодчие, идею подхватили и довели до совершенства мастера XVII века, а теперь активно используют дизайнеры века нынешнего. Всё также где-то   добавляются новые рюши, где-то   слегка меняется крой, да и особы по-прежнему довольны.

О том, как элементы исторических стилей: классицизма, барокко, рококо — превращаются в модные новинки современного интерьера, рассказывает молодой дизайнер Александр Завалов:

— Все стили в дизайне интерьера условно принято делить на три большие группы: исторические, современные и этнические (региональные). И если с одними стилями всё более или менее понятно (вряд ли кто-то   назовёт барокко, готику или ампир современными или этническими), то, например, модерн и ар-деко одни классификаторы считают историческими, другие — современными. Последней точки зрения, к слову, придерживаются и многие брянские дизайнеры. Или же английский стиль — это классика и этника в одном флаконе, скандинавский — этника и кантри…

«Брянская ТЕМА» не раз рассказывала о популярных современных стилях: эко, хай-теке, лофте, параметризме, деконструктивизме, винтаже, модерне — все эти направления наиболее точно отвечают главным требованиям нынешней моды и наиболее полно проявляют себя в современных интерьерах. Все эти модные тенденции с лёгкостью подхватывают мировые производители мебели, отделочных материалов, аксессуаров и декора, каминов и бытовой техники — с ними интересно работать, потому как здесь и сейчас они проходят очередной виток в своём развитии.

А вот исторические стили, которые рождались на протяжении веков, по сути давно сформировались в целостную систему. При этом они по-прежнему находят своё отражение в дизайне интерьера: не только полностью воспроизводятся в нём, но и обнаруживаются в отдельных элементах — материалах отделки, формах, деталях, аксессуарах. О том, как проявляют себя исторические стили в интерьерах XXI века, и поговорим.

Классика хорошего вкуса

Классический стиль всегда оставался вне времени и моды. Проверенная веками строгая красота античного искусства покоряет людей своей грациозностью и лаконичностью, создавая атмосферу утончённого лоска. Классицизм, ворвавшись на смену помпезному барокко и рококо, привнёс свойственную ему элегантность и строгость форм. Здесь нет каких-то бурных излишеств витиеватого рельефа, пышных и округлых элементов декора, зато торжествуют принципы классической античной архитектуры.

Роскошь, если хотите, некую присущую классическому интерьеру аристократичность, конечно, нельзя представить без использования достойных материалов. Натуральный мрамор, лепнина, ценные породы дерева, разнообразие ткани — обязательные черты этого стиля, они создают ощущение не только торжественности и богатства, но и тепла, домашнего уюта.

Цветовое решение интерьера в классицизме — это спокойные и благородные тона, сочетание светлых пастельных — кремовых, бледно-жёлтых, чуть зеленоватых стен с тёплыми коричневыми тонами паркета и мебели.

Подчеркнуть античные истоки стиля помогут колонны и арки, как и неотъемлемый элемент такого убранства — камин. Интересным акцентом может стать гризайль (монохромная живопись, выполняемая тональными градациями одного цвета, чаще всего оттенков сепии или серого), фреска или декоративная штукатурка. Чувство свободы — важный аспект стиля, поэтому высота потолков первостепенное требование. В общем, всё создано для того, чтобы подчеркнуть самодостаточность и утончённый вкус домовладельца. Что говорить — классика вечна.

При оформлении дома в классическом стиле не стоит забывать и о художественной ковке. Это могут быть витиеватые перила лестниц, декоративные перегородки, обрамление камина и другие необычные интерьерные объекты. Главное, чтобы дизайн кованых элементов соответствовал требованиям классического стиля.

А теперь о заимствованиях… Текстиль, занимая особое положение в любом интерьере, по праву считается одной из доминант классицизма. По образу отделки дворцовых помещений ниспадающими каскадами ткани современный классический стиль не обходится без пары-тройки складок материи. Использовать текстиль можно разными способами. Это могут быть в том числе и мягкие силуэты штор с ламбрекенами, которые подчёркивают атмосферу торжественности.

Текстиль используется и в декоре стен. Удобным и современным аналогом такой отделки являются текстильные обои. На основу из бумаги или флизелина накладывается шёлк, хлопок, полиэстер, лён или джут. Безусловно, используют как натуральные ткани, так и синтетические составы. Такое настенное покрытие характеризуется хорошими тепло- и шумоизоляционными свойствами, обладает отличными эстетическими качествами и придаёт интерьеру необходимую дороговизну. Однако красота требует жертв, точнее специфического ухода — в идеале регулярной сухой чистки. Но и этот недостаток предусмотрели современные производители — хорошие тканевые обои зачастую обрабатываются эффективными антистатическими составами.

Из Рима с любовью

Штукатурка в отделке стен — ещё одно модное заимствование из классического интерьера. Её история берёт начало в Древнем Риме. Пыль, которая оставалась после обработки мрамора, использовалась в производстве смеси, названной впоследствии штукатуркой. В смесь добавлялись растительные красители, что позволяло древним мастерам давать волю своей фантазии во время отделочных работ.

В эпоху Возрождения, благодаря венецианским мастерам, этот материал пережил своё второе рождение. Затем в наши дни в этот процесс включились и новейшие технологии: были разработаны новые составы, техники нанесения и обработки — благодаря им рождается настоящее ощущение застывшего на стене мрамора.

Современный состав «венецианки» включает в себя множество разных компонентов. В основе лежат связующие элементы, такие как, например, акрил и полимер — они наиболее экологичны и подходят для отделки внутренних помещений.

Наполнителем, в зависимости от необходимых качеств получаемой фактуры, является крошка различных видов: гранитная, мраморная или кварцевая. Её размер влияет на рельефность и эстетику внешнего вида: начиная от шероховатой поверхности и заканчивая имитацией практически гладкого глянцевого мрамора. Декоративная штукатурка также включает в себя антисептики, консерванты, загустители и многие другие компоненты.

Помимо стен такая штукатурка может быть использована для украшения колонн, карнизов и потолка. Это интересный облицовочный материал, который можно применять не только для интерьера, но и для экстерьера, придавая стенам истинно благородный вид. Однако, чтобы это было действительно так, не экономьте на специалистах, которые будут выполнять отделочные работы. Важен не только их опыт в технике нанесения, но и творческий подход к делу.

Антикварное отражение истории

За что ещё мы должны поблагодарить классицизм? За строгость форм, чёткость линий и симметрию, с которой нынче, скажем прямо, начали активно бороться архимодные деконструктивизм и параметризм. А ещё за колонны, камины, арки, роспись стен… Как не вспомнить здесь известную поговорку про всё новое и хорошо забытое старое!

Состаренная мебель, предметы интерьера, «антикварные» зеркала считаются одной из последних новинок в модном интерьерном дизайне. При этом техникой состаривания зеркал пользовались ещё при короле Людовике XIV (1643–1715). Бытовал даже такой миф, что если состарить зеркало, то можно продлить себе молодость.

Как и раньше, так и сейчас с внешней стороны состаренное зеркало не содержит никаких трещин, царапин, дефектов и механических повреждений. Антикварный эффект достигается тем, что роспись и декоративные элементы размещаются внутри зеркального полотна. Варианты состаренных зеркал могут быть самыми различными, такими как: эффект потёртости, художественная роспись; бронзовое, золотое или серебряное покрытие внутри зеркала. Такой предмет интерьера может стать эксклюзивным и уникальным произведением искусства.

Во времена классицизма зародился и очень модный нынче вариант напольного покрытия премиум-класса — художественный паркет. Известно, что ещё в эпоху Возрождения в Италии были мастера, способные составлять искусные рисунки из деревянных панелей на полу. И всё же настоящими законодателями мод в этом направлении стали французы. Первый «напольный» паркет был создан ими в середине XVI века — во дворце Fontainbleau (Франция) — и считается самым старым сохранившимся оригинальным художественным паркетом в мире. Сто лет спустя Версаль, украшенный декоративными деревянными полами, сыграл немаловажную роль в популяризации художественного паркета не только во Франции, но и во всём мире. Французские дворяне и иностранные гости, побывав в знаменитом дворце, начинали копировать интерьеры в своих поместьях. Сам Пётр I, вернувшись из путешествия по Европе, приказал выстроить Петергофский ансамбль, дворцы которого, как и французский Версаль, были устланы декоративным деревянным полом.

Этот занимательный факт имеет в основе реальные исторические предпосылки. Дело в том, что российская аристократия тех времён желала созидать свои родовые гнёзда модно, хорошо и современно. Однако в середине XVII века помпезность и колоссальные затраты на строительство стали отходить на второй план — пришло время рациональности и… классицизма с его канонами безупречной красоты и лаконичности. Выходит, что упрощение стиля в России (переход от барокко и рококо к классицизму) было в угоду и экономике, и моде.

Амур, ещё амур!

Философы утверждают, что история развивается по спирали. То же самое можно сказать и о судьбе лепных украшений. Родоначальники этого искусства — античные зодчие, которые во всём стремились добиться безупречной гармонии: в архитектуре, рисунке, ваянии, декоре. Такими же безупречно выверенными оказывались и их лепные рельефы с изображением богов и мифических героев. Это искусство было позаимствовано затем и другими эпохами. В период Возрождения лепные декоры изготавливались из гипса с добавлением мраморной или гранитной крошки. Вообще по орнаменту лепнины легко определить не только стиль, но также время создания интерьера.

В России искусство лепнины достигло своего расцвета в начале XVIII века благодаря итальянскому архитектору Бартоломео Растрелли, спроектировавшему дворцы Петербурга, Царского Села и Петергофа. В этих дворцах представлена белая лепнина на позолоченной поверхности потолков в виде гирлянд, раковин, львиных голов… Это была эпоха барокко с причудливыми формами и ломаными линиями. Лепнина в виде различных белоснежных ангелочков и гирлянд из роз выглядела очень нарядно на фоне светло-зелёных или нежно-розовых потолков.

В эпоху классицизма лепной декор исполняли плоским рельефом, потолочные панно обводили лепными или резными обрамлениями. Наиболее частые мотивы лепнины эпохи классицизма: медальоны, факел Гименея, головы сатиров, амуры, сфинксы, гирлянды.

Потолки с лепниной до сих пор пользуются заслуженной популярностью. В настоящее время этот вид отделки продаётся в виде отдельных модулей и элементов, из которых дизайнер собирает композицию в стиле единого интерьера. А относительно бюджетным вариантом лепного декора стала пена полиуретан. К слову, формы современной лепнины производители позаимствовали у античных зодчих.

Почём фунт золота?

Страсть к украшению жилища золотом тоже имеет под собой историческую основу. К этому тяготели такие стили, как рококо, барокко и даже строгий и лаконичный классицизм. А теперь полистайте новейшие каталоги итальянской мебели — блеск да и только! Значит, до сих пор востребовано, до сих пор актуально. А всё потому, что ничто так не подчёркивает роскошь и шик интерьера, как драгоценное сияние золота.

Изобилие драгоценных металлов всегда являлось неотъемлемой частью дворцовых интерьеров. Уникальная работа мастеров сусального золочения всегда ценилась высоко. Этот сложный процесс заключается в покрытии разнообразных поверхностей тончайшими драгоценными листочками, которые носят название сусальное золото. Они выпускаются книжечками, где каждый лист имеет толщину всего несколько микрон и переложен папиросной бумагой.

Руками к листочкам прикасаться нельзя, поэтому многие мастера работают в хлопчатобумажных перчатках. Золотой лист извлекают из книжки при помощи лёгкого дуновения, заворачивают на специальный нож, которым и переносят на кожаную подушечку, где разрезают на требуемые части. Затем вырезанную часть наносят на подготовленную поверхность, покрытую клейким составом. Для золочения требуется влажная основа, поэтому смачивают только ту часть поверхности, которую можно покрыть металлом за один раз. Для каждой отдельной операции у позолотчика имеется специальная кисть — лампемзель. С её помощью осуществляется перенос листа на поверхность, предназначенную для золочения. Затем лист осторожно и тщательно разглаживается посредством ватного тампона или колонковой кисти и оставляется до полного высыхания.

Само по себе золочение бывает нескольких видов, благодаря чему можно достичь разных эффектов: от глянца до матовости, от блеска до старины. Кроме самого цве-
та золота существуют и другие варианты, позволяющие имитировать серебро и прочие блестящие поверхности.

Позолоченные детали можно также встретить в отделке мебели премиум-класса. Золотом и серебром украшены роскошные люстры в классическом исполнении. Пожалуй, самая известная позолоченная люстра в России украшает зал Большого театра. Дополнительную славу этому роскошному произведению искусства (иначе не назовёшь!) добавили начавшиеся в 2006 году реставрационные работы. Мастерам пришлось полностью расчистить сохранившуюся позолоту. Предшествующий анализ состояния люстры показал, что слои позолоты были исполнены в различных техниках и отличались использованными материалами. Если первый слой был выполнен масляным золочением «на мордан» (когда золотой лист наклеивается на масляный лак, называемый иногда ещё лаком морданом), то в последующее время применялось творёное золото или порошок на основе медного сплава. Детали из латуни во время последующих реставраций не золотили, а полировали. Во многом это было связано с тем, что последующие реставрационные
работы часто проводились с несоблюдением технологического цикла. В общем работа мастерам-позолотчикам предстояла весьма непростая, но им всё же удалось вернуть историческую роскошь главной люстре Большого театра.

В настоящее время мода на огромные, сияющие золотом, хрустальные люстры пришла и в Брянск. Убедиться в этом можно, посетив экспозиции ведущих салонов города, работающих в этом направлении. Восхищение представленными там экземплярами гарантировано!

К слову, многоуровневые потолки — это тоже своего рода привет из барокко. Барочные потолки расписывались искусными живописцами. Художники использовали эффект перетекания пространства в «заоблачную даль» — это придавало интерьеру подчёркнутую театральность. Добавим, что сейчас работу художника может заменить… печать на специальных принтерах.

Когда сундук уступил место комоду?

И, конечно же, мода на исторические стили особенно чётко прослеживается в классических коллекциях мебели, где можно найти отражение и классицизма, и барокко, и рококо, и ампира. К примеру, один из предметов мебели, за который мы должны поблагодарить барокко, — это кушетка канапе. Даже принимая посетителей в гостиной, хозяева любили делать это лёжа, именно так кресло превратилось в удобную кушетку. Вот и получились — изящно изогнутая спинка, удлинённое сиденье и море комфорта. Также в эпоху барокко сундуки, в которых хранили вещи, уступили место комодам — именно барокко дало комоду такое широкое распространение.

В эпоху французского рококо в европейских интерьерах появились такие новые виды мебельных объектов, как секретер на ножках с наклонно расположенной откидной доской-столешницей, глубокое кресло, так называемый бержер (от фр. bergere), разнообразные кушетки и шезлонги, диван в форме соединённых двух-трёх кресел, ширмы, этажерки и др.

Причудливые и витиеватые формы рококо перешли в ясный, гармоничный и логически уравновешенный классицизм. Здесь ценится функциональное значение формы предмета, подчёркиваются опорные конструкции и несущие элементы. Большое значение при изготовлении мебели приобрела фактура дерева, которая становится самостоятельным элементом декора, возможно, сдержанным, но однозначно благородным. Для получения оригинального рисунка использовались ценные породы древесины: красное и эбеновое дерево, палисандр, дуб, ясень. В обивке мягкой мебели ценились натуральные материалы и употреблялись специальные штучные полотна — гобелены или вышитые ткани.

Классическая мебель многое взяла из античных форм, ножки стола, например, могут приобрести вид колонн, капителью (от лат. caput — голова) которых будет место сочленения этой ножки с корпусом изделия. Орнаменты, которые широко использовались для украшения мебели, также сохраняют античные мотивы: римские и древнегреческие узоры, цветочные и лавровые гирлянды, нити жемчуга, листы аканта.

Разумеется, для создания современного классического интерьера не обязательно использовать антикварную мебель. На сегодняшний день дизайнеры располагают огромным выбором реплик оригинальной исторической мебели, лидером в сфере которой считаются ведущие итальянские фабрики. Вообще, таких примеров заимствования можно обнаружить множество. Элементы барокко, рококо, ампира и классицизма переосмысливаются современными дизайнерами, находят своё воплощение в изысканных, роскошных интерьерах. Всё это и называется в обиходе классическим стилем в современной интерпретации. И не столь важно барочные ножки у кресла или нет — в любом случае это будет барокко, адаптированное к потребностям модного дизайна XXI века.

Наше архитектурное наследие — это большое зеркало многогранной мировой истории, в которой одна эпоха сменяла другую, придавая дизайну новые границы, открывая новые возможности. Всё это можно успешно воплотить в современном интерьере. И главное скажу: классику можно любить или не любить, но не восхищаться ею невозможно!

Фото Маши ШАМАШ
и из архива Александра ЗАВАЛОВА
Владимир ПАВЛОВ

4198

Добавить комментарий

Имя
Комментарий