3D-ремонт: дизайнерский, добротный, с душой

Интерьерная мода не измеряется сезонами. Яркие идеи, революционные изобретения мировых дизайнеров проходят длительный путь от выставки-презентации до потребителя. Путь, который порой длится годами. «Брянская ТЕМА» на протяжении всего 2013 года старалась сделать так, чтобы вы, дорогие читатели, в числе первых узнавали о модных ноу-хау в мире ремонта. Ведь, как говорил ставший легендой Стив Джобс: «Инновации — вот что отличает лидера от его последователей». О ноу-хау, лидерах и их «интерьерных» изобретениях, ставших актуальными в уходящем году, мы поговорим с дизайнером Ольгой Василенковой.

— Ольга, как практик с богатым опытом работы, выделите стили в дизайне интерьера, которые оказались наиболее актуальными в уходящем 2013 году?

— Ответ на этот вопрос весьма и весьма субъективен. У каждого дизайнера свой неповторимый, уникальный почерк, по которому его, собственно, и узнают. Этому образу, почерку соответствуют и ожидания заказчика. Одни специализируются на классике, другие — на модерне, третьи создают прекрасные винтажные интерьеры, четвёртые работают с деконструктивизмом. И это при том, что профессиональному дизайнеру под силу воссоздать любой стиль, любое настроение, любую эпоху.

В моей же практике в минувшем году лидерами можно назвать модную классику и прованс. Коротко расскажу о каждом.

Модная классика в интерьере — это олицетворение сдержанности, изысканности. Такие дизайны выглядят очень красиво, и в то же время они удобны, практичны, многофункциональны. Это лёгкий стиль, он под стать моде: отчасти гламурный, но при этом лаконичный и сдержанный.

Чтобы стало понятно, что такое модная классика приведу один пример: дамасский рисунок на обоях — классика в интерьере. Многие столетия этот старинный узор считался атрибутом роскоши. Основная изюминка сирийского узора — усиленная декоративность растительных симметричных рисунков и неповторимый ритм кривых линий. Но если обои с дамасским орнаментом станут фоном для современной, стильной мебели — это будет уже модная классика. Или же основательный обеденный стол, за которым впору собираться большой семьёй, обладает классическими балясевидными ножками, но при этом он лакированный, по-современному белый, кофейный или фисташковый… Это тоже модная классика. Или карнизы, которые в данной стилистике, казалось бы, должны быть резными, с витиеватыми узорами, веточками и цветочками — вдруг гладкие и широкие… Идей непочатый край! Благо сегодня в тренде фьюжн, смешение стилей — многое позволительно, в том числе и подобная игра.

А вот прованс жители Брянска ценят за его элегантность, утончённую лёгкость и простоту, которые проявляются в патинированной, винтажной мебели, потёртых тканях. Прованс любят за милый, по-французски трогательный цветочный рисунок, за обилие коробочек, полочек, вазочек и светильников — всё это призвано создавать уют.

Гипсовое панно: назад в будущее

— Исходя из вашего опыта, к чему больше тяготеют жители Брянска: к новомодным течениям или к старине?

— Я часто посещаю ведущие интерьерные выставки в разных уголках Европы. И если, к примеру, говорить о мебели, то «старый мир» тяготеет к брутальной, добротной классике. И тут же рядом уверенно набирают «победные» баллы винтаж, прованс— современным европейцам нравятся вещи, несущие в себе отпечаток старины. Старушке Европе это близко.

Российский покупатель другой. У нас не так много солнца, как на лазурном берегу, в Италии или Испании. На нашей территории от века в век шли кровопролитные войны. В Великую Отечественную многие города и вовсе были практически разрушены…

Мы подсознательно так и не успели до конца насладиться всем новым, что появляется в нашей жизни, оттого так сильна тяга к красивым, модным, новым вещам, предметам, интерьерам. В Европе этим давно насытились, мы — нет. И, я считаю, это достойно уважения, когда у человека, у целого города или страны есть своё мнение.

— В чём же заключается, на ваш взгляд, самая большая потребность современного российского человека?

— В качестве жизни. Только планка, разумеется, у каждого своя. Если же сопоставить эту мысль с дизайном интерьера, напрашивается один интересный пример: в Европе, Америке люди проще относятся к швам на обоях, воспринимают их как должное, потому как обои — шовный материал. Российский покупатель относится к этой детали трепетно: оттого и востребованы в премиум-классе настенные покрытия с минимумом швом. Уж если делать ремонт, пусть он будет идеальным — такова потребность нашей нации. Всё большую популярность у брянских почитателей изысканных интерьерных решений набирают декоративные краски и штукатурки. Пластичные, роскошные фактуры, переливающиеся изысканные тона придают стенам дворцовый шик. Но наибольшая ценность этого вида отделки стен в том, что каждый штрих уникален и хранит одухотворённость ручной работы мастера. Это сильно отличает декоративные покрытия от любых, даже самых дорогих обоев, произведённых с помощью печатного станка.

Работая над созданием элитных материалов для всех этапов покрытия стен, производители уделяют особое внимание их экологичности. В основном используется водная основа, натуральные колеры. Жить в доме, который отделан декоративной штукатуркой или фактурными красками, — это и наслаждение высокой эстетикой, и спокойствие за здоровье любимых домочадцев.

Что же касается тенденций в сфере дизайнерских решений, то брянские поклонники элитных стеновых покрытий предпочитают классические фактуры в самых разных интерпретациях, а вот ультрамодное покрытие с эффектом бетона — в Брянске пока редкость.

— Ноу-хау, инновационные решения, модные тенденции — следование им тоже в какой-то мере определяет качество жизни. Какие интерьерные новинки 2013 года выделите в первую очередь?

— То, что стало особенно популярным в уходящем году, не всегда можно назвать новинкой. Например, мозаика — история этого материала насчитывает столетия. В Брянске же этот вариант отделки переживает очередной виток моды. Как и крупноформатная керамическая плитка — тоже не новый материал. Однако с недавних пор гранитные, каменные, мраморные плиты начинают завоёвывать частные интерьеры. Выглядит смело, основательно, брутально.

Иногда в дизайне по-новому используется известный прежде материал. Необычное решение — стена из оникса с подсветкой (когда внутри стены скрывается светодиодная лента). Цвет оникса становится насыщенным, ярким и может служить в качестве дополнительного освещения помещения. Прекрасно смотрится как в стандартной по величине кухне, так и в просторном холле офиса большой компании. Ониксом облицовываются различные предметы интерьера: камины, лестницы, элементы кухонь и ванных комнат.

Претерпел новый виток моды ещё один важный арт-объект интерьера — двери. Здесь образовались две крайности. В отличие от невидимых люков, которые уже широкими шагами устремились в брянские коттеджи, квартиры и торговые центры, невидимые двери — настоящая новинка. Они полезны, когда надо спрятать, например, кладовую. Такую дверь можно отделывать как угодно, даже обклеить обоями заподлицо со стеной. Останется только едва заметная щель стыка полотна с проёмом. Коробка у таких дверей тоже специфическая. Монтировать невидимую дверь необходимо на этапе оштукатуривания, чтобы идеально сровнять дверное полотно со стеной. Противоположность этому виду дверей — эффектные полотна размером от пола до потолка. Причём это могут быть как классические, так и современные двери. Как и в случае с невидимыми дверьми, спланировать установку дверей высотой во всю стену необходимо на стадии проектирования, так как проёмы потребуют специфической подготовки под монтаж. Главная цель изобретателей такого оформления дверных проёмов — заставить вас удивляться, любоваться, восхищаться каждый раз, когда вы будете открывать свою необычайно высокую дверь и впускать в комнату непривычно много света. Двери во всю стену открывают, расширяют пространство, делают его воздушным, подчёркивают красоту и богатство интерьеров. И ещё они не терпят одиночества — все двери в доме должны быть одинаковыми, от пола до потолка.

Чистой воды новинка последних лет — гипсовые панели с эффектом 3D. Трёхмерные панели для стен выполнены из специального гипса, армированного стекловолокном. При изготовлении применяется 100% экологически чистое негорючее сырьё, не содержащее химических добавок. За счёт большого разнообразия форм (от привычных волн и квадратов до эффекта мятой бумаги и «движущихся» рисунков) гипсовые панели с эффектом 3D всё чаще используются дизайнерами интерьеров при работе как над жилыми, так и коммерческими помещениями. Свидетельство этому — частая реклама этого материала в программах о «переделке» на разных ТВ-каналах. А в Брянске, пожалуй, самое известное помещение, отделанное 3D-панелями — недавно отремонтированный Хрустальный зал в здании областной администрации.

Отчасти это можно назвать возвращением к прошлому: вспомните, в былые времена холлы многих Дворцов культуры были отделаны белыми гипсовыми панелями…

Обои: избранная коллекция

— Ольга, вы — признанный в Брянске эксперт по настенным покрытиям. Расскажите подробно о модных тенденциях и инновационных решениях в этом направлении.

— Мир настенных покрытий развивается одновременно в двух противоположных направлениях: одни фабрики возрождают традиционные, исторические рисунки и фактуры настенных покрытий, другие используют всю мощь современных технологий, чтобы создать нечто качественно новое. Конечно же, интерес всегда вызывает ноу-хау.

Начнём с варианта, который не первый год существует на рынке товаров премиум-класса: настенные покрытия с кварцевым, вермикулитовым, бисерным нанесением. С каждым годом они становятся всё более совершенными. Тот же бисер — сегодня он способен преломлять свет на стене, играть светом, «звенеть»! Благодаря такому развитию ценовая категория материалов становится чуть ниже, чем это было прежде. Изначально обои с бисерным напылением продавались погонными метрами — сейчас их стоимость измеряется рулонами.

Как ни парадоксально, текстильные обои на флизелиновой основе клеятся на стену легче, чем все остальные известные нам покрытия. Производители заботятся о том, чтобы дорогостоящие новинки имели самые лучшие монтажные качества, и текстильные обои в этом плане — самый благодарный материал. Хотя в Европе всё же продолжают работать фабрики, которые изготавливают такие покрытия по традиционной технологии: текстиль на текстильной же основе. Однако технологии настолько далеко шагнули вперёд, что не воспользоваться ими в современном мире просто невозможно. Оттого и ткань будто бы светится изнутри. Мастерам прошлого века оставалось бы только позавидовать такому безупречному уровню качества.

— Какие мировые фабрики на сегодняшний день способны создавать впечатляющие, инновационные коллекции настенных покрытий? Давайте выдадим нашим читателям их имена, пароли, явки…

— Вышитыми полотнами на муаровых шелках славится бельгийское дизайн-бюро Arte. Коллекция Camouflage была создана дизайнерами бюро, вдохновлёнными восхитительным эффектом муара. Французское слово «муар» означает особый вид шёлка, характеризующийся волнообразным переливающимся рисунком. Именно эффект муара позволяет достичь текстильным обоям неповторимой оптической иллюзии постоянно меняющегося пространства. Муаровый перелив настенных покрытий обманывает, подобно замысловатым узорам поп-арта 60-х. Даже если на обоях создать тень, муар всегда переливается, подобно морской волне. Ритм движения рисунка постоянно меняется, делая коллекцию уникальной. Покрытие разворачивается на стене единым полотном всего лишь с одним швом. Ноу-хау — трафаретная выработка с трёхмерным эффектом: рисунок словно играет на стене!

Текстильными обоями из благородного бархата славится итальянская фабрика Giardini — изысканные коллекции бархатных настенных покрытий выполнены с применением… лазерных технологий! Объёмный рисунок словно «выстригается» лазером. Одна из актуальных коллекций —Venezia 1508. Специально для её выпуска специалисты переработали старинный исторический дизайн. Из-за сложности процесса производства, некоторые элементы были созданы вручную высококвалифицированными мастерами. Сочетание старинных методов печати и современных инновационных технологий позволило создать продукт уникальный по своим свойствам и качеству.

Немаловажный момент: нынче производители трудятся не только над созданием модных, востребованных, интересных дизайнов и рисунков, но и над качеством самого материала, чтобы дорогие, деликатные покрытия становились удобными и практичными в быту. С недавних пор запущено производство текстильных обоев с тефлоновым напылением. Вы только представьте: на белые тканевые обои попадают брызги кофе, а убрать их без следа можно обычной влажной тряпкой.

Британским производителям из года в год удаются эксперименты с бумажными обоями. Сами европейцы любят использовать такие покрытия в детских комнатах. Из недостатков — материал требует лучшей подготовки стен перед поклейкой, чем в случае с флизелиновыми покрытиями (более жёсткими должны быть шпаклёвочные материалы). Сюжеты, принты на таких обоях умиляют: сцены охоты, корабли времён королевств и пиратов, гравюры, винтажные этикетки от старинных товаров… Главные их отличия — непревзойдённое качество и способность передавать ощущения в полутонах с помощью тончайших линий.

Бумажные обои требуют бережного к себе отношения. Однако сегодня сфера их применения не ограничена гостиной, детской, спальней. Их можно использовать в ванной комнате (например, декорировать одну из стен) или на кухне. На сегодняшний день придумано специальное средство — без цвета, блеска, запаха — защищающее бумажные покрытия от воздействия влаги.

Коллекция обоев Chance (от французской фабрики Еlitis) — новый виток в развитии объёмных обоев. Эти полотна, выполненные с применением новейших технических разработок, способны преобразить любое пространство. Покрытие мягкое на ощупь, способно поглощать шум, применяется как утеплитель. Свойства эти достигаются за счёт того, что между основой и верхним рельефным слоем прокладывается… поролон. И это не кажущийся, а настоящий объём. К слову, во Франции в одном из магазинов бренда Hugo Boss стены отделаны объёмными обоями от Еlitis.

«Дизайн — это своего рода история…»

— Как часто фабрики готовы презентовать миру новые коллекции настенных покрытий?

— Пожалуй, это довольно редкое событие. К примеру, известные производители могут ежегодно выпускать новые интерпретации, скажем, бархатных покрытий: в сочетании с новыми материалами, с новыми рисунками, в новой подаче. И при этом лишь раз в пять лет являть миру свои революционные разработки. Как это было с известной немецкой фабрикой Marburg: приблизительно пять лет назад вышла их инновационная коллекция настенных покрытий, где впервые применялись 3D-эффекты, а также впервые использовались декоративные крепления для обоев. Над той легендарной коллекцией работал непререкаемый авторитет в мире дизайна — Луиджи Колани, к слову, автор концепт-каров для Porsche, Mazda, Mercedes-Benz, Ferrari, Ford. В то время 3D-эффекты в настенных покрытиях только создавались — он сам их создавал в классе «премиум +», сочетая бархат с другими материалами, используя краски-хамелеоны и т. д.

— Почему такой долгий перерыв между коллекциями? Неужели товар не востребован на рынке?

— Рождение инновационной коллекции — длительный, трудоёмкий процесс. А в конкретном случае с фабрикой Marburg в дело вмешалась необходимость завоевания новых рынков. Для этого немцы выпустили несколько коллекций виниловых обоев среднего ценового класса под брендом именитых дизайнеров. Идея удалась — коллекции ушли в массы. Однако в них не было ничего нового, напротив, многие идеи были скопированы из предшествующих собраний. Так что с нетерпением ждём чего-нибудь эдакого от Marburg. Возможно, уже в следующем году. Пора бы уже…

Зато интересными новинками сегодня может порадовать британский дизайнер Карл Робинсон. Обратите внимание на эффект гофрированной бумаги, ткани с декоративными строчками, ручную печать на пробке, использование металлической фольги и других нетрадиционных материалов в коллекциях фабрики Carl Robinson. Дизайнер в третьем поколении так формулирует свой секрет успеха: «Как и для моего отца и моего деда, создание обоев стало для меня средством выражения своего внутреннего творческого потенциала, а также средством отражения той реальности, в которой я живу сейчас. Дизайн рождается из идей о том, кто мы, как мы живём, откуда мы… Другими словами, это тоже своего рода история».

Пол — не слабый, пол — прозрачный

— Мы продолжаем разговор о модных интерьерах уходящего года. На какие покрытия для пола и потолка, появившиеся сравнительно недавно, стоит обратить внимание?

— Всегда актуальны полы из натуральных материалов: дерева (особенно редких пород!), камня, близкого к нему по свойствам керамогранита.

Из новинок отмечу полы с декоративной подсветкой. При монтаже такого «прозрачного», сияющего изнутри пола используется особый ударопрочный стеклопластик. Это действительно шедевр, который впечатляет своей оригинальностью и необычностью. Прозрачный пол с подсветкой может быть исполнен в ванной, гостиной, прихожей, спальне, на кухне. Более доступная и менее затратная альтернатива — наливные полы с эффектом 3D.

Что касается отделки потолков, то очевидная новинка — кессонные потолки из пластичного гипса, окрашенного в цвет дерева. Автор разработки — американская компания Pearlworks. Область применения пластичного гипса обширна: это и оформление интерьеров (проёмы, камины, колонны, потолки), а также использование в качестве элементов декора при производстве мебели. Изделия (а их сейчас у фабрики более 1200!) можно окрашивать в любой цвет и прикреплять к любым материалам. Выглядит — как натуральное дерево благородных пород, на деле — крепкое и надёжное.

Поскольку лепнина такого типа может быть изогнута в нескольких плоскостях (что само по себе является достаточно редким преимуществом), она часто используется в процессе обрамления проёмов сложной формы, декорирования мебели, а также при оформлении, которое требует использования гибких материалов. И, конечно же, бесспорное преимущество пластичного гипса — возможность создавать уникальные, тончайшие архитектурные украшения: если это голова льва, размером в 5 сантиметров, то и на ней будет видна каждая царственная волосинка.

— Какую роль играет люстра в дизайне интерьера?

— Сегодня люстру всё чаще принято воспринимать как арт-объект, потому что основную роль по освещению пространства взяли на себя точечные светильники, дополнительная подсветка. Люстра же украшает, создаёт ощущение торжественности, уюта.

В минувшем году наиболее часто у разных производителей люстр встречалась роза как элемент декора. Многие фабрики выпускали серии с текстильными плафонами: от миниатюрных до огромных.

На мой взгляд, подлинные произведения искусства — современные итальянские светильники. У этих люстр очень разный характер. Есть такие, которые поражают нежностью пастельных полутонов, сочетанием хрусталя, розовой арматуры и эмали на крыльях бабочек, буквально усеявших рожки люстры. Это сочетание кажется удивительно гармоничным. В другой модели вместо бабочек, окруживших маленькие (фирменные!) плафончики, неожиданно появляются смеющиеся гламурные черепа. Третья, в которой элегантная чёрная арматура сочетается с ажурными, чётко вырезанными лазерной резкой элементами. Четвёртая — украшена сверкающими шарами, похожими на ёлочные игрушки. У пятой — лампочки-свечи. И так можно до бесконечности!

— Какие аксессуары обязательно стоит взять в новый год из года 2013-го?

— Настольные лампы и торшеры. Особенно необычные. Например, торшер с лаконичным, состоящим из строгих линий плафоном, на интересной ножке: металлической, хромированной, из белого патинированного дерева.

Ваза в форме бокала или кубка (кстати, отличный подарок к Новому году!), декоративные фонарики, подсвечники, канделябры — всё это пригодится практически в любом интерьере. Актуальными остаются высокие напольные вазы (высотой от метра и более), декоративные кашпо для цветов и, конечно же, зеркала — в раме или декорированные в стену.

— Ольга, а что может вдохнуть ощущение Нового года, Рождества в интерьер?

— Ёлка! Живая, ароматная ёлка. Уже сейчас займитесь поиском интересных украшений: можно достать бабушкины старинные игрушки с чердака, а можно отправиться с магазин и купить там милых ангелочков, кукол с длинными ногами, сверкающие шары…

Кстати, будет повод в очередной раз попробовать себя в качестве дизайнера и создать свой уникальный рождественский арт-объект! С наступающим Новым годом!

Фото Геннадия САМОХВАЛОВА и из архива Ольги ВАСИЛЕНКОВОЙ
Софья ТРОФИМОВА

4805

Добавить комментарий

Имя
Комментарий
Показать другое число
Код с картинки*