Дубовый автопарк мастера Касулицкого

Тяжёлое детство — деревянные игрушки… Похоже, современные горожане больше так не шутят. С приходом моды на «био» и «эко» игрушки из дерева активно набирают популярность. Психологи поясняют: натуральные материалы передают правдивую информацию о мире. Большой пластмассовый кубик весит очень мало и тем самым искажает представление ребёнка о соответствии веса и объёма. Предметы же из натуральных материалов, как правило, гармоничны: чем он больше, тем тяжелее. И, конечно же, игрушка серийного производства не сравнится с изделием, созданным настоящим мастером-краснодеревщиком.

Николая Семёновича Касулицкого с его «живыми» (кленовыми, дубовыми, ясеневыми!) машинками и паровозами, лошадками и котиками на колёсах можно встретить по субботам в центральном городском парке имени А. К. Толстого. «Брянская ТЕМА» попыталась разузнать у мастера из чего создаются экопаровозы, какие игрушки предпочитают городские ребятишки и как брянский пенсионер в одиночку решился бросить вызов китайской игрушечной промышленности.

— Николай Семёнович, созданные вами игрушки очень уж похожи на любимые деревянные забавы малышей начала прошлого века: когда на ёлки вешали конфеты и орехи вместо стеклянных шаров, а лошадки укомплектовывались платформой с колёсами, чтобы удобно было катать их по паркетному полу… Наверное, вы с такими в детстве играли?

— Не было у меня в детстве игрушек. Родился я в лесной деревеньке в Навлинском районе. Недавно выяснил — нет уже той деревни. Семья была большая, восемь детей. Мать родила меня в 1936 году. В сорок первом, когда пришли немцы, мне было всего пять лет. Не набалуешься тут. Да и после войны игрушек у нас не водилось. Мастерили их своими руками, из подручных материалов: девчушки — подобие кукол из соломы, мальчишки — военное снаряжение из палок. А так по улице в основном бегали.

— Тогда откуда у вас такое влечение к созданию игрушек?

— Призвание, значит, есть. Я ведь мастер-краснодеревщик по профессии, всю жизнь этому делу отдал. А когда человек любит свою работу, когда есть сильное влечение, он дело своё никогда не бросит.

«Когда-то Брянск заканчивался на «мечте»…»

— Известные брянские дизайнеры уверены, что в начале XXI века, когда в России стали популярными экостиль, кантри, этнические направления в дизайне интерьера, снова оказывается востребованной работа краснодеревщиков. Вот вы, например, могли бы создавать элитные резные шкафы и комоды, но всё же мастерите игрушки… Почему?

— Старый я уже. Восьмой десяток разменял, да и характер не тот, чтобы за «элитой» и прибыльностью гоняться. Хотя было время, когда шикарные паркетные полы в квартирах многих брянских директоров и начальников делал. Такие рисунки на паркете создавал, которые до сих пор в нашем городе никто не делает, да и тогда не делали.

Я начал работать с деревом ещё в школьные годы. Первые мои поделки — рамочки для фотографий, которые заказывали соседские бабули. Потом школу окончил, пошёл на производство. Недалеко от нашей деревни располагался участок навлинского лесхоза, где в бондарном цехе изготавливали сосновые бочки для живицы. На станке я выпиливал клёпки для этих бочек. Тогда впервые и полюбил работать с деревом. Через некоторое время по воле случая переехал жить в Трубчевск, поступил на работу в промкомбинат. В большом столярном цеху комбината делали деревянную мебель: ученические парты, табуретки, шкафы — всё из сосны. Мебель из цехов поставлялась в местный магазин. Многие тогда эту мебель покупали, потому что другой не было. В Трубчевске я женился, прожил какое-то время и вместе с семьёй переехал в Брянск. Дети — это радость Божья. У меня, как и у моих родителей, тоже восемь сыновей и дочек.

Город — он из деревень весь собран. Изо всех районов сюда люди ехали! И жилья тогда много строилось. Мы продали домик в Трубчевске и поселились в кооперативной квартире в Бежице. Я сразу устроился в брянский трест домостроения.

— Чем занимались, работая в известном тресте? Расскажите о том времени, когда строился наш Брянск.

— Тогда, в 60–70-е годы, на месте Новостройки был пустырь, в Бежице город заканчивался на «Мечте», только-только началась застройка бывшей территории старого аэропорта. Повсеместно в Брянске трест возводил свои дома, в основном панельные — нужно было как можно быстрее расселить возрастающее население города. Лепили их быстро-быстро, трудились по две смены.

Я работал столяром-отделочником, столяром-краснодеревщиком. У нас в тресте домостроения было несколько бригад плотников, несколько бригад столяров, маляров, штукатуров. Как сделают «коробку», хоть кирпичную, хоть панельную, запускали отделочников — маляров и штукатуров, и только затем нас, столяров. Кстати, полы и двери, которые мы тогда монтировали, у некоторых стоят до сих пор!

В нашей бригаде было 15 человек, я один из самых примерных был — не прогуливал, не пьянствовал, работу выполнял с душой. Если ожидалась комиссия на объекте, мне доверяли выполнение всех образцово-показательных работ. Потом один из первых в тресте начал осваивать укладку паркета. Такие полы мы делали в институтах, в кабинетах директоров детских садов, в администрациях различного уровня.

От паркета до кабриолета

— Что самое сложное было в освоении профессии?

— Это зависит от способностей человека. Для меня всё легко было. Бывало, на картинку посмотрю и сам не хуже сделаю. Тем более паркет готовый был, в цехах его заготавливали. Хотя и сам я могу делать любые рисунки на паркете. Вскоре стали поступать частные заказы — ушёл из треста, начал трудиться по договору. Подключил старших сыновей, сам их всему выучил.

— Что предпочитали заказчики. Очевидно же, что не «ёлочку» или «корзинку»…

— Всем хочется, чтобы было необычно, красиво, да и сам я простых узоров не люблю. Даже если укладывали паркет «ёлочкой», чередовали более тёмную дубовую древесину с более светлой. Хотя чаще заказчики хотели видеть у себя в квартирах художественный паркет. Близкий к художественному вариант укладки — «ромбы», когда планки штучного паркета ориентируются в трёх направлениях и рисунок благодаря этому кажется объёмным — выглядит как уложенные друг за другом кубы. Или паркет, похожий своим рисунком на… богатый персидский ковёр!

Приблизительно в то же время, когда я начал работать с заказчиками, в Брянске появилась фирма по изготовлению паркета. На импортном оборудовании они изготавливали идеальный по размерам паркет. Тогда это казалось диковинкой, потому что прежде каждую планку нужно было подогнать рубанком.

— А первую деревянную игрушку для кого сделали?

— Для внуков. Решил, вместо того чтоб в магазине китайский хлам покупать, лучше сам сделаю. И увлёкся — три года назад начал делать игрушки для продажи. Сам создаю, и сам же продаю.

— Как думаете, жителям Брянска нравятся ваши деревянные игрушки?

— Нравятся. Подходят, спрашивают, покупают — всюду, куда ни выйду, где ни сяду. Обычно выбираю места, где народу побольше, например, в Бежице возле БУМа, в городском парке имени А. К. Толстого. Подходят люди всех возрастов: и пожилые, и молодые. Некоторые берут в качестве сувенира, другие — на день рождения подарить. Бабушка одна покупала, говорит: «Поставлю на сервант, буду любоваться». Мне нравится, когда люди подходят, берут в руки игрушки, спрашивают. Стараюсь делать с душой, чтобы самому нравилось. А если сам доволен работой, то и люди оценят.

— Блогер, журналист и друг «Брянской ТЕМЫ» Дмитрий Кузнецов так написал о ваших работах на своей страничке в соцсети: «Николай Семёнович имеет слабость к американскому автопрому начала XX века, к 30-м его годам. Всё сделанное своими руками он время от времени продаёт на остановках: прям вот так ставит их на сырую землю и ждёт покупателей…» Кстати, а почему именно американский автопром?

— Я эти модели не выбирал, всё сам конструирую, из головы. Некоторые, конечно, делал по картинкам. Но картинка — дело слепое: нужно заново восстанавливать длину машины, размеры, все деталюшки… Всё продумать надо. Это вам не на скорую руку сляпать!

Многое сам придумываю. Возьмём для примера деревянный паровоз. Такие ходили у нас по железным дорогам при коммунистах, а потом появились электровозы. Когда я стал делать эту модельку, всё по памяти восстанавливал: и котёл, и будку, и колёсики… А потом как-то оказался на железнодорожном вокзале Брянск-1, где стоит паровозпамятник, и удивился, как это мне удалось всё точно воспроизвести. Но усложнять тоже не хотелось, всё-таки это детская игрушка, а не точная копия.

Красное дерево… на дрова!

— С какими породами дерева любите работать?

— Машинки чаще делаю из твёрдых пород древесины, а вообще с любым деревом работаю с удовольствием. Всё это наши, брянские, породы: ясень, клён, дуб. Есть у меня небольшой запас и красного дерева — ещё при коммунистах в Брянск привозили с Кубы толстые (метровые в диаметре!) брёвна для изготовления шпона для ДСП. От этого производства оставались отходы, люди выписывали их себе как дрова на растопку бани. Так и у меня запас появился, до сих пор колёсики из красного дерева делаю!

— Случалось, чтобы ваши игрушки покупали иностранцы?

— Как-то американцы приобретали, а потом один раз голландцы. В американской паре муж по-русски совсем не говорил, а жена неплохо разговаривала. Она-то и призналась, что такая машинка станет хорошим подарком для их друзей в США.

— В вашем модельном ряду есть кошки, лошади, паровозы, автомобили. А дети что чаще выбирают?

— Девочки кошечек выбирают, коников, а мальчики, конечно же, авто. Но и девочки авто охотно берут.

— А родителям что нравится в ваших игрушках?

— Женщины частенько так заявляют: «Мой разобьёт любую…» А какую любую? Китайскую! Это я и сам знаю, что мальчикам китайской игрушки хватает на 2–3 дня, а потом всё — рассыпается. Тогда, чтобы развеять сомнения, я беру любую игрушку (а они так и стоят у меня на тротуарной плитке!) и с силой бросаю оземь. Машинка только катится. «О-о-о, — говорят, — тогда возьмём!»

Как-то мужчину встретил, который признался, что купил у меня машинку для внука три года назад — внук уже подрос, в школу ходит, а машинка до сих пор цела.

— Психологи считают, что натуральные материалы, в отличие от синтетических, передают правдивую информацию о мире. А вы что думаете о пользе деревянных игрушек?

— Они надёжные, экологически чистые. В прошлом году женщины-покупательницы рассказывали, что некачественные игрушки из магазина вызвали у их детей сильную аллергию. Дети трогают руками вещи, потом суют пальцы в рот, а там краска, химия. У нас квартиры забиты дешёвыми куклами и машинками, мешками их выбрасываем, оттого и ценность таких игрушек нулевая: поиграл и в мусорный бак! Нет у детей представления о надёжности, долговечности, оттого и не умеют впоследствии многие взрослые бережно обращаться с вещами. Да и не только с вещами — с другими людьми. Потому как с детства привыкают ко всему ненадёжному, временному… Об этом я постоянно своим покупателям рассказываю.

— Сколько времени уходит на производство одной игрушки?

— Я выбираю определённую модель и заготавливаю детали, скажем, на 50 авто: 50 поддонов, 50 маленьких рулей, 50 кузовов и 200 колёс, а потом всё собираю. Такое вот серийное производство.

— И не надоедает вам эта кропотливая, тонкая, требующая усидчивости и терпения работа?

— Знаете, мастера разные бывают. Был у нас в бригаде столяр, всё делал «лишь бы сляпать». Ему замечания делали: почему не закончил работу? А он всегда отвечал: «А потом…» Так и прозвали его — Потом. А есть такие, кто работу свою любит, с удовольствием трудится. А когда любишь своё дело, тогда и процесс приносит радость. А если самому радостно, то и людям нравится!

Фото Михаила ФЁДОРОВА
Александра САВЕЛЬКИНА

В тему!

Лариса Котова, детский психолог, методист МБОУ «МУК № 1» г. Брянска:

— На сегодняшний день психологи и педагоги обеспокоены тем, что у детей упал интерес к игре. Считается, что во многом виноваты в лучшем случае неинтересные, в худшем — просто опасные игрушки. Специалисты уверены: нужно воспитывать родителей, объяснять, что такое детская игра, как она важна для развития ребёнка, становления его психики и какими должны быть его игрушки.

В первую очередь это, конечно, безопасность. В современной педагогике делается большой упор на экологию детской игрушки. Дерево, с данной точки зрения, является лучшим материалом. Дело обстоит не только в экологической чистоте, но и в той положительной, доброй энергии, которую несут в себе предметы, изготовленные из дерева. Деревянные детали таких игрушек приятно держать в руках, они всегда тёплые на ощупь, а их шероховатая поверхность отлично развивает тактильную чувствительность детских ручек. Для полноценного развития малыша не следует приобретать детские игрушки, которые могут самостоятельно перемещаться, ходить и разговаривать — лучше выбрать те, которые дают ребёнку полёт фантазии. Такой подарок необходимо выбирать с любовью, чётко осознавая, что нового он привнесёт в его мир.

Важно думать, зачем вы покупаете ту или иную игрушку, ведь образ и информация, которую она несёт в себе, воздействуют на сознание ребёнка. Она может нести доброту, а может и агрессию, может уравновесить состояние малыша, а может разрушить покой и гармонию души. Именно поэтому что может быть лучше игрушки, сделанной руками доброго и милого человека!

2862

Добавить комментарий

Имя
Комментарий
Показать другое число
Код с картинки*