Татьяна Николаенкова: «Наука может быть рентабельной и чумовой»

Профессор в белом халате ставит на стол пробирку с бесцветной жидкостью. Затем просит помощника добавить туда ложечку сыпучего вещества, а потом ещё несколько капель другого — синего, тягучего. И вдруг в пробирке из ничего зарождаются (другого слова не подберёшь!) длинные полимерные черви. Дети хватают их в руки — морщат носы, но смеются. Детям такие эксперименты в удовольствие. Взрослые соглашаются: наука может быть интересной. В Брянске эту идею впервые стала тиражировать в своём шоу «Чумовая наука» Татьяна Николаенкова. Подробности в интервью «Брянской ТЕМЫ».

— Татьяна, твоё шоу «Чумовая наука» меньше чем за полгода покорило Брянск. Так кто ты, наконец, — химик или шоувумен?

— Шоумен, шоувумен… Наверное, этот вариант больше подходит, потому что в химии, если честно, не очень хорошо разбираюсь, да и в школе этот предмет был у меня в числе не самых любимых.

— А как же те невероятные опыты, которые ты делаешь в своём шоу: бурление в пробирках, взрывы, извержение крохотных вулканов и всё прочее?

— Я знаю только то, что нужно для моих опытов, в том числе для соблюдения техники безопасности. В остальное не лезу, а если и хочу попробовать что-то новое, обязательно советуюсь со своими консультантами из Москвы.

— Тогда расскажи, как всё начиналось…

— К тому времени, когда я открыла для себя «Чумовую науку», у меня был приличный стаж работы детским аниматором и арт-менеджером — иногда сама выходила развлекать гостей того агентства, в котором работала, но чаще организовывала праздники или проводила рекламные кампании. А вообще я с четырёх лет на сцене — именно в этом возрасте родители привели меня в театр «Взрослые и дети». В такой замечательной компании я провела все свои школьные и студенческие годы и очень благодарна за всё, что дал мне «ВиД». Играла в спектаклях «Сотворившая чудо» (одну из главных ролей), «Люблю», «Последний урок», в знаменитой постановке для детей «Гадкий утёнок». Меня всему научили в театре, и это было непросто. Правда, профессиональной актрисой стать никогда не мечтала. Для этого занятия нужен огромный талант. Решила поступить на филологический факультет БГУ, благополучно отучилась на преподавателя русского и литературы, и если бы не нашла сразу работу в праздничном агентстве, то, возможно, сейчас рассказывала о сложноподчинённых предложениях девятиклассникам какой-нибудь брянской школы. Но не сложилось, хотя профессия учителя мне нравится.

В общем, набравшись опыта в развлекательном бизнесе, я решила создать собственный продукт. Долго искала в Интернете подходящий вариант. И нашла две столичные компании, которые занимались тем, что демонстрировали научные опыты детям. И не просто опыты, а такие химические реакции, которые вызывали у детей восторг. Потом завязалась переписка с одной из фирм — её авторы поделились со мной брендом «Чумовая наука» и научили всем своим химическим трюкам. А дальше — дело техники.

Чумачечая весна «чумовой науки»

— Когда ты впервые продемонстрировала своё шоу в Брянске?

— Это был праздник 9 Мая — всего полгода назад. Мы напросились в парк Толстого — уговорили организаторов выделить нам площадку. Страшно было. Не обошлось и без форс-мажора: в первые же секунды у нас задымилась аппаратура, что-то в ней перегорело, микрофон и колонки перестали работать. Но, к счастью, мой продукт говорит сам за себя. Только я начала выставлять колбочки и пробирки, начали собираться дети. Конечно, с микрофоном мне, как ведущей, было бы легче, но и без него всё прошло ожидаемо хорошо.

Потом последовали два выступления на фестивале «Лучшее детям!», который был организован детским центром «Умчата», а дальше пошло-поехало. Сейчас работаем не только на частных детских праздниках, но и в школах, летом — в детских лагерях. А в определённый момент я заметила: нас стали узнавать, начали поступать приглашения…

— Работаешь одна?

— Что касается самого шоу, да. Но у меня есть помощник, мой друг, он и фотограф, и водитель, и звукорежиссёр по совместительству.

— Какие опыты детям нравятся больше всего?

— Фокус с сухим льдом: мы просим ребёнка добавить в воду пенящееся средство (это может быть пена для ванны или жидкое мыло), а потом добавляем сухой лёд. Происходит бурная реакция: мыльные пузыри надуваются сами с помощью углекислого газа, выделяемого при растворении сухого льда. Больше всего детям нравится, что внутри каждого пузырика создаётся снежная «вьюга», и если лопнуть эти маленькие шарики руками, пар разлетается. Получается очень эффектно!

Бурю эмоций вызывает водородный взрыв. В колбе я смешиваю вещества, при взаимодействии которых выделяется водород. Это очень горючий газ. Не рекомендуется проводить подобные опыты в домашних условиях! В былые времена водородом наполняли дирижабли: газ считался относительно дешёвым, но очень взрывоопасным — малейшая искра могла вызвать взрыв. Оттого и пришлось отказаться от дирижаблей… Шарик, наполненный водородом, я пронзаю пламенем газовой горелки. Взрыв получается небольшим, но очень эффектным. Мы наполняем шарик газом из пробирки, дети думают, что это и есть опыт, а потом: «бах!». Зрители потом ещё несколько минут сидят с застывшими лицами, а после непременно кричат: «Ещё! Ещё!» А я потом периодически хожу с эффектом депиляции на руках…

Многие опыты интерактивны. Например, тот, что называется «Волшебная газировка» можно попробовать на вкус! Сухой лёд тает в воде и превращается в углекислый газ, из которого он в принципе и сделан. Этот газ я и даю «попробовать» детям. Так же и «Полимерные черви» — их можно потрогать и даже забрать на память! Или «Пачкаемся умело» — это опыт, в котором я брызгаю чернила на кого-нибудь из зрителей. Это особые чернила, которые исчезают от соприкосновения с воздухом, а если применить углекислый газ, процесс ускоряется в разы — чернила исчезают мгновенно. Детям очень нравится!

— Детям не боязно, что их испачкают и мама будет ругать?

— К тому моменту, когда проводится опыт «Пачкаемся умело», дети, кажется, уже на всё готовы — во всяком случае у зрителей есть уверенность, что испачканными их точно не оставят. Мы даже шутим: «Не хочешь пожаловаться родителям?» Ребёнок удивлённо расширяет глаза, но пятно всё-таки исчезает.

Газом буду!

— А как в целом дети реагируют на происходящее в шоу «Чумовая наука»?

— Малыши, а мы работаем с детьми от 4 лет, воспринимают живо, деткам постарше (возраст 5–8-го классов) интересно послушать, как это делается, старшеклассники наоборот стараются показать, что их происходящее не интересует, но все смотрят шоу с удовольствием и так же с удовольствием участвуют в нём.

Когда аудитория большая, интерактивную программу вести сложнее — естественно, меньше детей участвует в опытах. После одного из выступлений в школе ко мне подошла девочка и чуть не плача сказала: «Всё! Не люблю тебя больше! Ты не вызвала меня на сцену!» Я её успокоила, сказала, что в следующий раз обязательно проведём вместе опыт. А ещё автографы детки берут. Ведь если детям нравится что-то , кажется запредельным и далёким, они думают, что к ним приехали очень серьёзные люди и что обязательно нужен автограф.

Бывает, мальчишки 10–13 лет подходят после выступления и с помощью вопросов из категории «вокруг да около» пытаются разузнать, как и из чего сделать водородный взрыв в домашних условиях. Естественно, эту информацию я держу в тайне, чтобы огненный Змей Горыныч случайно не возник потом в родительской спальне таких сорванцов. Да и вообще для меня, как дипломированного педагога, техника безопасности на первом месте. А детям так отвечаю: «Вот придёшь в школу, обязательно задай этот вопрос учителю химии, он тебе всё расскажет!»

— Бывает ли, что что-то идёт не так?

— Да, но в незначительных деталях. Как-то мне попались бракованные воздушные шарики, которые я наполняю водородом. Купили их незадолго до шоу, и я не успела проверить всю партию. У этих шариков было очень узкое горлышко, и, наполняясь газом, они улетали. Газ их просто выталкивал! Кстати, дети думали, что это уже и есть химический «фокус»…

— Объясняешь детям, что происходит на сцене?

— Программа для выступлений в школах изначально включает большую познавательную часть. Доступным языком рассказываю, например, из чего делают сухой лёд, какова его температура, где его можно использовать, что происходит с этим веществом, если оно окажется в воде. Делюсь с детьми интересными фактами. Допустим, объясняю, что стенки мыльных пузырей в пять тысяч раз тоньше самого тонкого человеческого волоска. Дети запоминают то, что им интересно. Случается, что ребята оказываются на шоу во второй раз (например, первый раз видели в школе, а второй — в летнем лагере), и многие с удовольствием отвечают на вопросы, которые я задаю любознательной публике. Им нравится, что они в курсе всего происходящего. И, конечно же, когда завершаю шоу, спрашиваю, кем ребята хотят стать в будущем, многие отвечают: «Химиками!», «Учёными!».

— Работая с такой познавательной программой, наверное, и сам многое познаёшь…

— Конечно! Недавно делали дома ремонт, и среди стопок старых книг нашла одну, называлась то ли «Сто тысяч почему», то ли «Тысяча ответов на вопросы» или нечто в этом роде. Зачиталась! Мне самой стало интересно: бывает ли железо прозрачным и отбрасывает ли огонь тень. Кстати, факт про мыльный пузырь тоже оттуда.

О добре, деньгах и фокусах из пробирок

— Где в нашем городе найти пробирки-мензурки, реагенты? И почему нельзя проводить опыты, используя обычные стеклянные стаканы и баночки из-под варенья?

— Все приборы, в которых проводятся опыты, — это обычное медицинское оборудование, закупаю его в специализированных магазинах и на оптовых складах. А банка из-под варенья не подойдёт по той простой причине, что во время опыта она может лопнуть. К тому же опыт с банкой будет не таким зрелищным: пробирки и мензурки в этом плане более привлекательны.

Сейчас всё больше производится посуды для шоу, подобных «Чумовой науке». Такая посуда более изящная, более безопасная и очищенная. Но и стоит дороже.

Некоторые вещи для опытов берём из окружающего быта. Так, у нас «работают» сумка-холодильник (в ней храним сухой лёд), спиртовые таблетки (их ещё используют в походах для разжигания костра), воздушные шарики, сантехническая труба (нужна для наполнения углекислым газом мыльных пузырей).

— Столько всего нужно для каждого шоу! Насколько оно рентабельно?

— В минус по итогам каждого месяца ещё ни разу не выходили. Я работаю под общим флагом одного брянского рекламно-полиграфического и одновременно праздничного агентства. Для меня так удобнее, хотя продвигаю свой продукт сама. Правда, в этом есть небольшие сложности: с одной стороны, «Чумовая наука» в Брянске — эксклюзивный продукт, а с другой — новое, необычное всегда немного пугает заказчиков. Выручает сарафанное радио.

— В благотворительных программах участвуешь?

— Недавно устраивала шоу для подопечных благотворительного фонда помощи детям «Добрый журавлик». Меня пригласили, я согласилась. Очень волновалась поначалу, а потом мы с ребятами так увлеклись процессом, что все страхи улетучились.

А вообще-то нечего стесняться благотворительности. Если вам есть чем помочь, помогайте. На том мероприятии мне попалась на глаза статья Чулпан Хаматовой о сути благотворительности. Говорят, что благотворительность сегодня делается ради пиара и что акты добра зачастую преследуют некие корыстные цели. И что благотворительность в сегодняшней России воспринимается как нечто исключительное, хотя всё должно быть зеркально наоборот. Вы ведь не делаете подвига из того, что уступите место бабушке в троллейбусе или пропустите пешехода на «зебре». Вы ведь не думаете в это время, что делаете что-то особенное. Добро, в том числе и благотворительность, должны стать делом
естественным. Зачем? В таком обществе всем легче жить!

— Что главное почерпнут люди, если придут на твоё шоу?

— Я надеюсь, что мои опыты интересны и детям, и взрослым. Интерес этот уже многого стоит. Многие родители сейчас занимаются развитием своих чад. Одни психологи рекомендуют разрешать детям бить посуду, чтобы таким образом постигать суть окружающих предметов, другие рекомендуют рассматривать жучков и гусениц в траве, чтобы ребёнок видел все стороны живого мира. Всё самое интересное в детстве легко усваивается и впитывается. Процесс познания и каждодневные открытия — это самое главное для ребёнка. Возможно, кто-то заинтересуется наукой и станет в будущем (в случае интереса к химии) талантливым врачом или учёным. И ещё, безусловно, шоу подарит вам отличное настроение и массу положительных эмоций!

Я сама не поверила бы, если полгода назад мне сказали, что я открою своё дело и буду работать с собственной программой. Но в определённый момент, я поняла, что любую проблему, которая возникает на пути, можно решить. И всё можно найти, если очень хочется, и деньги, и возможности. А всё потому, что мне самой очень помогает это шоу. Я от него не устаю. Особенно когда детям нравится, особенно когда они от души смеются!

Фото Анны ИВАНИНОЙ и из личного архива Татьяны НИКОЛАЕНКОВОЙ
Александра САВЕЛЬКИНА

2622

Добавить комментарий

Имя
Комментарий
Показать другое число
Код с картинки*