Красота! По-американски…

«Американец — это Дон Кихот здравого смысла, ибо практичен до такой степени, что совершенно оторван от действительности», — сказал однажды известный британский эстет Оскар Уайльд. Слова эти идеально подходят для описания заокеанского интерьера с единственным исключением: такой интерьер и есть действительность, о которой мечтает весь мир. Об американской мечте, воплощённой в дизайне жилого пространства, «Брянская ТЕМА» поговорила с nativespeaker центра английского языка «Лингвист» Шоном Болчем родом из Далласа, штат Техас, США.

— Шон, «Брянской ТЕМЕ» стало известно о вашем опыте работы в мебельном магазине одного крупного американского производителя. Расскажите об этом подробнее: зачем вам необходима такая практика?

— Новый опыт всегда интересен. Моя основная работа — преподавание английского языка иностранным студентам, в настоящее время — российским. Сам я с удовольствием учу другие языки, погружаясь в культуру той или иной страны. Два года осваивал технику массажа, в том числе и лечебного. Пробовал себя в качестве личного стилиста, когда-то увлекался бальными танцами и даже занимал достойные места на межшкольных соревнованиях, был барабанщиком в оркестре и сейчас с удовольствием могу постучать палочками по «тарелкам», когда собираемся вместе с друзьями. Также однажды был директором аттракциона — спуска по канатной дороге между деревьями…

Говорят: интересно всё интересное. В 2010 году я познакомился с известным брянским дизайнером Еленой Шеболаевой. В то время ей предстояла учёба в Лондоне, и она обратилась ко мне, чтобы помог освоить необходимые термины на английском, специальную лексику. Елена показала мне свои проекты: ресторанов, жилых помещений — квартир и домов. Проекты мне очень понравились, и я живо увлёкся этой темой. Тем более что в Америке у меня был опыт строительства домов. Вместе со своими друзьями, членами одной благотворительной организации, мы помогали возводить дома для бедных людей: по 3–4 в год. Практически всё делали сами: от сооружения фундамента до монтажа проводки.

Но особенно меня поразила винтажная мебель, которую дизайнер использовала при создании своих интерьеров. Вернувшись в Штаты, я решил устроиться на работу в мебельный магазин, который мне посоветовали друзья и Интернет. Недолго думая, я отправил туда свою анкету…

Наверное, сложно было устроиться в авторитетную компанию?

— В моём родном Далласе работает три магазина этой торговой марки, а всего в США их около 150, каждый год они открывают новые офисы по всей стране. В общем-то работы для желающих хватает, но руководство компании всегда проводит строгий конкурс при отборе новичков.

Меня пригласили на интервью, в российских реалиях это называется собеседованием. Менеджер по персоналу спросил, почему я хочу работать в мебельном бизнесе. Я честно рассказал про своего друга-дизайнера из России, про термины, которые мы вместе учили, про её проекты и своё желание во всём как следует разобраться. Помог также и мой диплом бизнес-менеджера: руководство салона было заинтересовано в профессиональных, мотивированных кадрах.

На работу я устроился всего на пару месяцев: декабрь и январь. Забегая вперёд, скажу, что по окончании сезона, мне предложили остаться, но мне не терпелось поскорее вернуться в Россию!

«Гвозди бы делать из этих людей…»

— Как думаете, что делает популярной мебель того или иного производителя, с точки зрения американского покупателя?

— Как и в современной России, ценится, чтобы новый предмет мебели обладал собственной историей. Например, стол, созданный из кусков древесины, найденных при разборе какого-нибудь старинного европейского замка. Американцам нравятся уникальные вещи. В этом плане логична соревновательность: ты купил модное кресло? Ок! Я куплю диван, потому что он… по размерам больше, чем кресло!

В цене творческий подход дизайнеров к созданию предметов интерьера, полёт фантазии, воплощённый в конкретной вещи. Так, путешествуя, скажем, по Греции, дизайнер вдохновляется древними колоннами, а затем, словно художник, создаёт каменное подстолье в этом стиле. И это тоже своеобразная история. Моим соотечественникам нравится, когда тонкая работа делается вручную: будь то патинация, или потёртости, или же стежки на льняном диванном чехле. Кстати, чтобы бельгийский лён стал более модным в интерьере, его состаривают. Техника проста: многократные машинные стирки!

А ещё хорошие производители мебели стараются как можно меньше использовать гвозди. Соответственно изготавливается меньше деталей, а вся конструкция в идеале соединяется «паз в паз», что само по себе увеличивает степень надёжности мебели.

И, конечно же, чтобы легко было передавать такие предметы интерьера из поколения в поколение, американские фабриканты придумали… сменные чехлы!

«Односпальная» квартира

— Какие черты в целом характерны для американского интерьера?

— Американский стиль возник под воздействием разных культур. Основным его отличием является особая, максимально комфортная расстановка мебели и планировка комнат, большое количество раздвижных дверей, ниш, арок, а также преобладание дерева и светлых тонов в интерьере.

Известно, что жителями Америки стали переселенцы из многих стран мира. И каждый из них, обзаведясь собственным домом в Штатах, стремился обставить и оформить его в соответствии с интерьерными тенденциями своей страны. Нужно учитывать менталитет тех самых переселенцев — людей активных, способных на многочисленные переезды и смену обстановки. Они легко воспринимали всё новое и постепенно стали вносить в свои интерьеры черты других стилей. Возникало стилевое смешение, называемое эклектикой. Эклектичные интерьеры домов жителей США постепенно обрели некую упорядоченность, что дало возможность условно выделить особую разновидность интерьерного стиля — американского.

Не слишком церемонятся жители Америки с выбором предметов декора. Они много путешествуют, проникаются любовью к той или иной культуре и нередко привносят её элементы в свой и без того смешанный интерьер.

— Расскажите об эксклюзивных интерьерных изобретениях своей нации.

— Американцы придумали лофт. Он сейчас очень популярен во всём мире! Ещё одно наше изобретение — квартира-студия: совмещённая гостиная и кухня.

В самом начале квартиры-студии были придуманы как жилье эконом-класса для молодых специалистов и людей творческих профессий. Как правило, там отсутствуют сплошные перегородки между гостиной, кухней, холлом и даже столовой. При этом холлы-прихожие обычно выглядят максимально парадно. В этой зоне ставят удобную мягкую мебель и столики, чтобы удержать гостя именно здесь, не приглашая без особой на то необходимости в другие помещения дома или квартиры.

— Что особенного есть в американских интерьерах, обустройстве квартир и домов из того, что в России сейчас большая редкость?

— Если говорить о частностях, то это, например, кровати с высоким деревянным изножьем и ещё более высоким изголовьем, кровати с четырьмя стройными, сужающимися колоннами по углам… Оттого и спальня в американском стиле подразумевает довольно просторное помещение, а сама кровать настолько высока и широка, что сразу навевает воспоминания о колониальном прошлом Америки.

В моей стране также принято использовать два матраса вместо одного: первый — более твёрдый, с деревянным каркасом и пружинами внутри, второй — мягкий, эргономичный, комфортный. Для России, как мне кажется, это пока не типичный пример. Немаловажный момент: за редким исключением все заокеанские матрасы разработаны для сохранения здоровья спины и крепкого сна.

Существенная разница между американским и русским домом — мы редко используем отдельно стоящие шкафы для хранения вещей. Их с успехом заменяют маленькие или большие гардеробные комнаты. Популярный предмет интерьера в США — комод. Главное, чтобы он был практичным и красивым одновременно.

На юге страны используются не кондиционеры, а потолочные вентиляторы с широкими лопастями. А если установлен кондиционер, то это будет централизованная система, по которой воздух раздаётся во все помещения по вентиляционным каналам.

Когда человек покупает квартиру в России, то ему, как правило, достаются только пустые стены. В Америке же недвижимость продаётся (или арендуется) минимум — с ремонтом, максимум — с полным комплектом мебели. Второй случай, к слову, более распространён.

В России размер квартиры определяется количеством комнат, в США — количеством спален. Например, здесь мы скажем «двухкомнатная квартира», а на моей родине в отношении жилья таких же размеров заметим: «односпальная квартира». Моя квартира в Брянске — односпальная.

О пользе российских батарей

— Поделитесь и другими наблюдениями о различии в понятиях: американский дом — русский дом…

— В каждой российской квартире, где я бывал, в гостиной стоит шкаф, где за прозрачными стёклами выставлена посуда: бокалы, фужеры, сервизы. Мне сказали, что называется это «стенка». У некоторых стенку заменяют серванты. В Америке же не принято выставлять посуду напоказ.

В каждом доме и во многих квартирах имеются специально оборудованные продуктовые кладовки, где хранятся запас продуктов, посуда. А вот в России, как я заметил, в кладовых принято держать веники, тряпки, пустые банки, лыжи…

Красивый буфет возможен в столовой, а выставить туда можно, скажем, дорогой коллекционный фарфоровый сервиз. Иначе, зачем лишний шкаф?

В Брянске, к моему огромному сожалению, не принято устанавливать в домах и квартирах автоматические сушильные машины. В Америке же бельё на верёвках давным-давно не сушат… Американец подумает: «Мне нужны эти брюки и футболка. О, они грязные? Ничего страшного! Это дело одного часа!» Мы стираем одежду и тут же сушим её в автоматической машине. Бельё получается сухое и практически не мятое — гладить не нужно.

В Брянск я впервые приехал летом: одежду сушил на балконе. Как и осенью, впрочем. Но пришла моя первая российская зима. По привычке я повесил в мороз свитер на балкон, а когда пришёл снимать его, обнаружил совершенно заледенелый кусок ткани с растопыренными рукавами! Его даже можно было поставить на стол в таком виде! Я посоветовался с друзьями, что мне делать, и единственный выход, который мы нашли после долгого обсуждения, — это использование батареи вместо сушилки. Единственный плюс от этого — в квартире долго пахнет свежевыстиранным бельём. Но для меня, привыкшего к сушильной машине, это было крайне неудобно.

— В нашей стране, в том числе и в Брянске, стал популярен тренд «американская мебель». Но, наверняка, есть мебель «американская» и «американская для русских». Помогите разобраться!

— В русской «американской» мебели присутствует слишком много ярких цветов, когда на самом деле жители Штатов предпочитают в интерьере глубокие, неяркие, но очень красивые цвета. Американская мебель — это лаконичная красота, дорогая, с интересными дизайнерскими находками, а не обилие резьбы и ярких цветов, золотого блеска.

«Бетон для американца — дорогое удовольствие»

— А теперь блиц-опрос от «Брянской ТЕМЫ» по поводу того, какие материалы наиболее популярны в отделке помещений на вашей родине. Начнём со стен…

— Самый популярный вариант — покрасить и забыть. Многие уважающие себя мебельные фабрики выпускают собственные коллекции красок. Красить дешевле. Переезжая в новую квартиру (а мы помним, насколько американцы мобильны!), можно выбрать цвета «под себя».

Зато обои — редкость. Встретить такое покрытие можно в основном в старых домах. Или же в детских комнатах, где обоями декорируется не вся стена, а используются лишь элементы этого покрытия, например, бордюры с сюжетными рисунками: сценками из американского футбола, милые девчачьи рисунки…

— Что скажете о напольных покрытиях?

— Американцы очень любят устилать помещения вплоть до лестниц ковролином. Исключениями в этом плане можно считать кухню, ванную комнату, столовую. Альтернатива ковровому покрытию — натуральный камень и натуральное дерево.

Ламинат— большая редкость. Вообще мы любим, когда мебель, напольное покрытие сделаны из натурального дерева. Тем более что дерево в США, по сравнению с российскими ценами на него, стоит относительно недорого. Бетон — вот по-настоящему дорогое удовольствие. Оттого и частные дома у нас строятся на основе деревянных каркасов, а не из кирпича и бетона.

— …о потолке?

— Белый, ровный потолок — обычное дело. Потолок жители Штатов тоже красят. Часто используется такой вариант: берём тот цвет, которым декорированы стены, разбавляем его белым один к одному — получается цвет на тон светлее. Оттого что краска на стене выглядит светлее из-за преломления света, стены и потолок кажутся одинаковыми.

— …о роли двери в интерьере?

— Цвет межкомнатных дверей в американском интерьере подбирается не под полы и не под мебель, как это принято в России. Дверь — это самодостаточный объект интерьера, поэтому она может вообще ни с чем не сочетаться. Цвет двери поддерживается такого же оттенка наличниками и плинтусами, которые обрамляют и дверную коробку, и всё помещение по периметру.

— …о люстрах?

— В американских интерьерах редко используется потолочное освещение. Как правило, люстры вешаются лишь в просторных столовых и гостиных. В основном же применяется комбинирование настенных, напольных и настольных светильников, которые позволяют к тому же зонировать пространство. Популярны прожекторы и споты.

…о декоре окон?

— Американские хозяева, как правило, отказываются от массивных тканевых штор. Взамен устанавливают жалюзи, римские (тканевые) шторы. Нет у нас и такого понятия, как тюль. Зато практически в каждом доме имеются шторы «блэкаут» (blackout) — светонепроницаемая двухслойная ткань. Особенная технология производства наделяет ткани «блэкаут» уникальной способностью задерживать даже самый яркий наружный солнечный свет. При этом полотно не теряет мягкости и позволяет создавать красивые драпировки. Такие шторы вывешиваются по мере необходимости.

— …и, конечно же, о камине!

— Трудно представить дом в Америке без камина. Даже в квартирах широко используются газовые или декоративные модели. Чем дороже интерьер, тем «натуральнее» должен быть огонь. Как же без камина? Куда же тогда Санта положит свои подарки, если не будет каминной полки, с развешанными на ней разноцветными носками?! Возникнув в своё время как колониальный, американский стиль вобрал в себя культуру многих стран. В его основе находится английский стиль, ведь большинство местных переселенцев вышло из старой Англии. В нём сочетается простота и универсальность. В оформлении интерьера мы пытаемся подчеркнуть свой менталитет и почитание традиций, стремление к комфорту и надёжности — в общем, реализовать свою американскую мечту.

Фото Михаила ФЁДОРОВА и из архива Шона БОЛЧА
Александра САВЕЛЬКИНА

5818