Юрий Соловьёв: «Старый город…» — первая несоветская история Брянска»
380 страниц «вкусной» полиграфии европейского качества, масса уникальных героических, трагичных, а порой забавных исторических фактов, которые ранее не публиковались. Описание посещения Брянска Александром I, история первого городского троллейбуса, рассказ о том, как броненосцы Русского Императорского Флота, прославляющие имена брянских героев Куликовской битвы, — «Пересвет» и «Ослябя» — Нью-Йорк спасли, раскрытые тайны строительства дамб по проспекту Ленина, история гибели кинотеатра «Октябрь»… Всё это и многое другое вы найдёте в новом прекрасно иллюстрированном издании «Старый город и новый Брянск».
Впервые издание об истории нашего города печаталось за границей, а именно в Чехии. В канун нового, 2014 года издательский дом «Город 32» выпустил, пожалуй, самую ожидаемую в Брянске книгу — «Старый город и новый Брянск». Авторы Юрий Соловьёв и Наталья Реброва, редактор-составитель Анна Иванина проделали серьёзную работу по сбору и обработке материалов о наиболее ярких событиях тысячелетней истории Брянска. Впервые краеведческая книга оказалась абсолютно не политизированной: не на стороне белых или красных, а на стороне живой истории…
Подробнее о том, чем способен удивить читателей «Старый город и новый Брянск», рассказывает соавтор книги и её редактор-рецензент, историк-краевед, кандидат филологических наук Юрий Соловьёв.
— Юрий Павлович, два года прошло с момента выхода книги «Старый город. Новый Брянск» — сборника очерков об истории Брянска, вызвавшего живой интерес широкого круга читателей не только в нашем городе, но и за его пределами. Теперь готово обновлённое издание, изрядно переработанное и дополненное уникальными фотоматериалами, фактами-открытиями, новыми главами. Расскажите, как возникла идея создания этой книги?
— В книге «Старый город. Новый Брянск» многие главы были написаны по мотивам телевизионной программы журналистки Натальи Ребровой «Старый город», в которых я принимал участие, как источник ряда исторических сведений. Когда готовилась в печать первая книга, я, собственно, вошёл в проект на последнем этапе и мой вклад в неё был не столь велик.
Однако тот «Старый город…» оказался не только краеведческим изданием, но и имиджевым: в книгу вошёл ряд статей, написанных по заказу представителей власти города. Ясно, что спросом пользовалась историческая часть. Но и споров было достаточно много:
Продолжить работу с историческим материалом для книги меня подстегнуло и то обстоятельство, что глава издательского дома «Город 32» Наталья Тимченко и редакторсоставитель проекта Анна Иванина, которая к тому же выполнила дизайн книги, решили сделать самостоятельный проект.
Наша задача была, во?первых, расширить книгу (она увеличилась на 60 страниц, а после того как современный идеологический материал был заменён на исторический, то и на все 100!). Во-вторых, исправить замеченные неточности и дополнить факты сведениями, до которых удалось докопаться за минувшие два года. Ну и, конечно, обнародовать в отличном полиграфическом качестве уникальные фотоматериалы, до сих пор скрытые от широкой аудитории. При всём при этом, когда я начал писать новые главы книги, темы для некоторых из них подсказали… именно читатели первого «Старого города…»!
— Например?
— В процессе общения с людьми, которые листали «Старый город…» и хотели бы глубже узнать историю Брянска, выяснилось, что некоторые сюжеты их очень волнуют. Например, как, когда и зачем в нашем городе появились дамбы через Судки в центре Брянска? Какова история разрушенных и «обезглавленных» в советский период храмов? Сохранились ли фотопортреты Могилевцевых помимо тех, что растиражированы во всех изданиях? Кто из российских императоров посещал наш город? И многие другие. Некоторым темам мы уделили целые главы, для раскрытия других ограничились тематическими вставками. Подробности возведения мостов и дамб удалось обнаружить в газетах прежних времён, там же обнаружились фотографии этого масштабного строительства, которые мы публикуем в книге.
Что же касается истории с портретами Могилевцевых, то мне посчастливилось по время своих изысканий обнаружить статью о Павле Семёновиче Могилевцеве, опубликованную ровно 100 лет назад, в 1914 году, в большой книге, посвящённой 300-летию Дома Романовых, где были представлены люди, совершившие те или иные выдающиеся поступки. Там был размещён и портрет Павла Семёновича. Теперь этот раритетный снимок украшает главу книги «Старый город и новый Брянск» о братьяхеценатах. Там же мы разместили фото первой и, наверное, единственной начальницы гимназии имени Могилевцевых — Анны Викторовны Слоновской, а также коллективные фотографии гимназисток и гимназистов.
Чем музей «срамных» болезней не угодил брянским властям
— Известно, что «Старый город и новый Брянск» откроет своим читателям доселе неизвестные исторические факты о нашем городе. Многие из них — чистой воды эксклюзив. Когда было сделано последнее по времени открытие в работе над книгой?
— Когда редактор-составитель Анна Иванина буквально вносила последнюю правку в макет книги. Непонятно по какой причине, автором первого памятника Ленину в Брянске считали известного скульптора Сергея Дмитриевича Меркурова. В процессе работы над книгой я выяснил, что это не соответствует исторической правде. Так, в справочнике «Весь СССР» за 1930 год приведены, в числе прочего, все основные данные о Брянске. В нашем городе на ту пору было всего два советских памятника — Игнату Фокину и Владимиру Ленину, и в справочнике были упомянуты их авторы. Причём автором монумента Ильичу оказался… скульптор Матвей Яковлевич Харламов. Кто такой Харламов? К тому времени достаточно пожилой человек, скульптор с дореволюционным прошлым. Он был одним из первых, кто поставил производство памятников Ленину на поток. При этом у него был свой «фирменный знак» — вождь указывал рукой не вперёд, а… назад. Известно, что местные власти сначала хотели отлить Ленина из бронзы, но потом, видимо из-за нехватки денег, сделали из чугуна. Поэтому, когда в годы войны немцы сбрасывали Ленина с постамента, рука и голова памятника сразу откололись. Это уникальное фото «поверженного вождя» можно увидеть в нашей книге!
— Известного краеведа с богатым опытом, очевидно, трудно
— Каждый выявленный факт по-своему интересен. Например, среди литературоведов до сих пор популярно мнение, что писатель Леонид Добычин изображал в своих рассказах какой-то условный город.
Однако крупнейший специалист по творчеству этого автора Эльвира Степановна Голубева доказала вполне детально, что это именно Брянск рубежа 1920–1930-х годов. По ходу написания главы о Добычине для «Старого города…» мне попался материал, подтверждающий ещё одну брянскую деталь в добычинских рассказах. В частности, там описывается странный музей, в котором выставлялись чучела американских гангстеров-анархистов Сакко и Ванцетти. Оказалось, такой музей-балаган действительно был на территории брянского базара на набережной! Один из его залов был посвящён венерическим заболеваниям, другой — профессиональным, а третий — МОПРу (Международной организации помощи революционерам), где и можно было увидеть чучела Сакко и Ванцетти, сидящих на электрических стульях. Надо сказать, когда брянские власти добрались до этого музея, они были очень возмущены. По этому поводу в 1930 году в «Брянском рабочем» была опубликована заметка, информация из которой составила основу для
нашего «исторического открытия».
Каждая тема дорога по-своему. Один из сюжетов, который, к слову, был недостаточно освещён в предыдущем издании, — приезд в Брянск императора Александра I в 1823 году. Событие тем более знаменательно, что сохранился его материальный след — церковь Рождества Пресвятой Богородицы на территории современного парка имени А. К. Толстого, выстроенная человеком, в доме которого останавливался император. Удалось весьма детально восстановить обстоятельства визита: путь следования государя, кто его встречал и сопровождал. Для этого пришлось отыскать в Москве один довольно редкий журнал, выходивший в начале XIX века, где были опубликованы, в частности, воспоминания одного из брянских жителей об этом визите.
В книге также нашли место новые подробности событий времён немецкой оккупации и последовавшего затем прихода Красной армии в Брянск в 1943–1944 годах. Мы рассказываем, в частности, и о том, что Брянск на протяжении двух лет (с ноября 1941-го по сентябрь 1943-го) подвергался жёсткой бомбардировке советской авиации. Потом все разрушения списали на немцев…
— К таким историческим фактам так сразу трудно привыкнуть. Наверняка найдутся несогласные с этой точкой зрения… Какие документы её подтверждают?
— Мне попались воспоминания командующего дальней авиацией в 1942 году маршала авиации Скрипко, где он детально описывает, как его лётчики бомбили Брянск, именно бомбили. Скажем, на железнодорожном узле советская авиация использовала сверхмощную на тот момент фугасную двухтонную авиабомбу ФАП-2000. Да и то обстоятельство, что от Брянска почти ничего не осталось, наверное, тоже следует списать на эти бомбёжки. Более того, газета «Красная звезда» — печатный орган наркомата обороны — в 1943 году регулярно публиковала сообщения о бомбёжках русских городов советской авиацией, и Брянск там фигурирует постоянно. Мы даже воспроизводим сканированное изображение одной из таких заметок в «Старом городе…».
Что касается Брянска, уже взятого Красной армией, есть свои интересные моменты, открывшиеся буквально в последний месяц работы над книгой. Брянские архивисты недавно издали сборник писем, написанных участниками разных войн — от русско-японской до афганской. Называется он «Сборник, написанный войной». Среди прочего там обнаружился блок совершенно удивительных материалов, посвящённых Брянску постоккупационного периода. Коренной брянский житель, инженер-майор Памфилов в самом начале ноября 1943 года оказался в Смоленске и решил проведать родной город. Он приехал сюда буквально через два месяца после освобождения территории от фашистов. Будучи с одной стороны инженером, а с другой фронтовиком, знавшим, до какой степени разрушены другие города, он (в письмах сестре и матери) очень предметно, детально описал центр Брянска с перспективами его восстановления. Мы воспользовались этими материалами не для того, чтобы в очередной раз спекулировать на болезненной теме разрушений времён войны, а чтобы показать, как это было на самом деле. Лучшее доказательство в этом плане, разумеется, взгляд очевидца.
Продаётся собор. Под снос…
— В книге, как вы уже успели рассказать, разоблачаются некоторые исторические заблуждения. Назовите ещё примеры, если таковые имеются.
— В Брянске довольно распространена ошибочная точка зрения, что родильный приют на Авиловской улице (теперь это улица Горького, а на месте приюта — медицинский колледж) был основан доктором Никодимом Степановичем Полянским. На самом деле инициатива создания родильного приюта исходила от брянского общества врачей — общественной организации, созданной в городе в конце XIX века. В состав общества врачей в качестве почётных членов, как благотворители, построившие к тому времени не одну больницу, входили и братья Могилевцевы. В какой-то момент они предложили на своём земельном участке выстроить и родильный приют. Врачи обрадовались, активно консультировали это строительство, но, когда работы были завершены, Могилевцевы заявили, что руководство приюта и врачей они будут назначать по собственному усмотрению. Тогда общество отказалось сотрудничать с меценатами, а те, в свою очередь, пригласили в качестве руководителей приюта двух земских врачей. Один из них, Георгий Лавров, приходился им племянником, а вторым стал Никодим Полянский. Директором приюта был назначен, естественно, Лавров. А уж после революции Полянский, как человек, имеющий революционное прошлое, сделался директором приюта. Таким образом, мы развенчали ещё одно краеведческое заблуждение.
— История на страницах «Старого города и нового Брянска» живая, динамичная, в чём-то даже репортёрская — настолько иногда поражают детали. Как удалось их отыскать?
— Скажем, обстоятельства взрыва собора на набережной мы узнаём из заметки журналиста, присланного из «Брянского рабочего», чтобы детально описать это мероприятие. Покровский собор, один из символов города, был взорван в ночь с 20 на 21 июля 1968 года.
Ещё один пример… Для того чтобы написать биографию архитектора Лебедева, который выстроил значительную часть старого Брянска, нужно было всего лишь зайти в государственный архив Брянской области и отыскать в фонде «Арсенала» послужной список штатного архитектора завода Лебедева. Там информация о том, что у него
было шестеро детей, что к 1915 году Лебедев стал вдовцом, что он носил гражданский чин коллежского советника равный полковнику. А вместе с тем оказалось, что один из сыновей Лебедева дружил с будущим профессором Брянского лесотехнического института Владимиром Петровичем Разумовым. Владимир Петрович бывал в доме Лебедева, в своих (до сих пор неопубликованных!) мемуарах он описал и сам дом, и обстановку, не забыл упомянуть и о гостеприимстве семьи…
Источник информации о катастрофе в кинотеатре «Октябрь» — записки следователя КГБ, который вёл это дело и опубликовал свои воспоминания — без домыслов, чётко, сухо. Сюжетность истории добавили фотографии из частных архивов. Оказывается, аварийное здание «Октября» снимали довольно часто. Фотография с трещинами по фасаду и деревянными подпорками, сделанная, очевидно, незадолго до обрушения, есть теперь на страницах нашей книги.
— Вы часто упоминаете в качестве источника информации «Брянский рабочий» — газету, которая выходила ежедневно. Как из такого огромного объёма газетных полос выудить по-настоящему ценные факты?
— Как правило, автор изучает темы, которые ему интересны. Газеты позволяют увидеть взгляд современников на событие, уточнить, как на самом деле всё происходило. При этом стоит помнить, что на 1931–1932 годы приходится серьёзная перестройка советской прессы: газеты перестают давать информацию в чистом виде. Бытовала известная поговорка: в «Известиях» нет правды, а в «Правде» нет известий. Зато в двадцатые годы как минимум последняя страница газеты, где размещались местные известия и объявления, даёт массу информации о реальной жизни людей. В «Брянском рабочем» эта часть является самой интересной и, надо сказать, наиболее страшной. Встречаются, например, объявления, где человек отказывается от своих родителей… Пример подобных «страшных находок» в «Брянском рабочем» — объявление о продаже под снос бывшего собора Белобережской пустыни, в комплекте с которым продавалась колокольня и пара сломанных станков. Эту заметку 1929 года также удалось воспроизвести на страницах книги.
«Мы возвращаем из небытия замечательных людей»
— На каком моменте заканчивается в книге повествование об истории Брянска?
— Пожалуй, на воспоминаниях о постройках 1980-х годов. Мы намеренно не касались современных проектов за редким исключением: чудовищный уровень сохранности, варварское разрушение исторического Брянска. В «Старом городе и новом Брянске» опубликованы снимки, на которых запечатлено умирание исторических зданий на бульваре Гагарина. Смотреть на них без боли невозможно!
— Чем, на ваш взгляд, современному Брянску и его жителям окажется полезной книга «Старый город и новый Брянск»?
— Работа Натальи Ребровой и моя, как авторов книги, в том, чтобы из небытия возвращать к жизни имена реальных людей, выяснять обстоятельства их биографий, на их примере рисовать картинки из прошлого, учиться отношению к жизни, к своей родине, к семье.
Многие люди, попавшие на страницы книги, выглядят героями, хотя большинство из них громких поступков не совершало. Так, полковой священник Каширского полка отец Пётр (Разумов), имея право вернуться домой, когда часть его полка попала в плен, остался, в плену заразился тяжёлой болезнью и умер. Человек до конца исполнил свой долг. Таких примеров в книге немало.
В образе жизни людей старого, дореволюционного города поражает их удивительная инициативность, необычайная самостоятельность в тех или иных начинаниях. Скажем, Брянск пережил несколько серьёзных наводнений — в 1877 и 1908 годах. Горожане с последствиями этих бедствий боролись самостоятельно. В 1877 году наводнение снесло железнодорожный мост через Болву. Мастер участка, по всей видимости, мужик безграмотный, но отважный, совершил подвиг. Ветер задул пламя фонаря, и мастер сорвал голос, но криком сумел остановить поезд с пассажирами и тем самым спас десятки жизней людей! А в 1908 году особо пострадала пойменная часть города, в частности Зарецкая слобода, жители которой не смогли из-за этого вовремя отметить Пасху. Люди дождались, пока вода сойдёт, и первым делом отремонтировали не
В общем, главный посыл для читателей «Старого города…» — постарайтесь взглянуть на наш с вами город непредвзято. Без всяческих идеологий, без проклятий и сетований, но и без розовых очков. На мой взгляд, «Старый город и новый Брянск» — это первая попытка написать не советскую, а живую историю нашего города. А насколько она удачна и интересна — судить вам.
В следующем номере «Брянской ТЕМЫ» читайте о презентации книги «Старый город и новый Брянск» 31 января в Брянской областной научной универсальной библиотеке имени Ф. И. Тютчева. Страничка книги «Старый город и новый Брянск» по адресу: knigabryansk.com
Заказ книги по телефону: 8–903–644–68–85
Владимир ПАВЛОВ
В тему!
Наталья Реброва, журналист, соавтор книги «Старый город и новый Брянск»:
— Работая над проектом, изначально телевизионным, я ставила перед собой цель сделать историю Брянска доступной для широкого круга людей: чтобы она не только увлекала специалистов, которые по роду своей деятельности читают краеведческую литературу, но была бы интересной горожанам вне зависимости от возраста, профессии и общей
эрудиции. В моих публикациях, собранных в книге, присутствует некий авторский вымысел: порой городские легенды переплетаются с историческими фактами. Но
это как раз то, что вызывает интерес, делает историю живой…
Одновременно хотелось, чтобы проект пробудил массовое сознание брянских жителей, чувство ответственности за свой город. Простой пример: в центре Брянска исчезают исторические здания, стирается уникальный облик города, архитектурные объекты заменяются безликими пластмассовыми строениями, и борьба с этим разрушением, увы, ограничивается лишь словесными перепалками в Интернете. И, что самое страшное, большинство принимает этот процесс, как обыденность, мы привыкли не обращать внимания на развалины. И, если на защиту истории Брянска выйдет краевед, такая акция наверняка останется незамеченной, но, когда многие горожане выскажут своё мнение в защиту умирающего старого города, возможно,
Книга «Старый город и новый Брянск» — это труд, за который не стыдно. В нём представлены уникальные материалы, собранные краеведом Юрием Соловьёвым, другими историками и неравнодушными к прошлому Брянска людьми. А аккуратное оформление и структуризация этого ценного материала — безусловная заслуга редактора-составителя Анны Иваниной. Это команда, с которой было приятно работать!
8224
Добавить комментарий