Почему Брянск позавидовал Карачеву

«Следует помнить одну забытую истину: в столицах живёт по преимуществу „население“. Народ же живёт в стране. В стране многих городов и сёл. Самое важное, что нужно сделать, возрождая культуру, это вернуть культурную жизнь в наши небольшие города».Эти слова академика Дмитрия Лихачёва как нельзя лучше иллюстрируют события декабря прошлого года, произошедшие в «небольшом городе» Карачеве, ставшем на один месяц культурной столицей Брянской области.

Бриллиант в железной оправе

Я смотрю на обшарпанную сцену Дома культуры «Спутник», который некогда был построен и принадлежал карачевскому заводу «Электродеталь», а сейчас числится на балансе Брянского филиала Орловского государственного университета, и у меня ощущение несовместимости «картинки». Среди декораций «Щелкунчика» порхают звёзды «Имперского русского балета». Того самого, которым руководит знаменитый Гедиминас Таранда. Балерина в безупречном фуэте, полёт в прыжке через всю сцену артиста, исполняющего роль принца, изумительная музыка Чайковского… Словно драгоценный камень в железной оправе. А через короткий антракт и вовсе невозможное — «Болеро» Равеля — визитная карточка труппы. Хотя, если подумать, где, как не в стенах заводского Дома культуры исполнять великое произведение, идея которого возникла у композитора после посещения крупного завода с его поточными линиями, мерным движением механики и грохотом машин.

А потом цветы, аплодисменты и несмелые крики «Браво!». Несмелые потому, что почти все те, кто замер от восхищения в зрительном зале, впервые увидели, что такое Балет. Именно так, с большой буквы. Не заезжая труппа-»клон», рассчитанная на такого вот неискушённого зрителя, а один из лучших балетных коллективов мира.

Первое впечатление нельзя произвести дважды, и как же прекрасно, что сотрудники завода «Электродеталь», их родные и друзья открыли дверь в большой мир искусства вместе с настоящими мастерами сцены. И так трогательно было слышать шёпот впереди сидящего мужчины: «Нет, не зря я сменами поменялся. Здорово ребята танцуют!»

«Когда я увидел сцену, был уверен: тут-то вы мои, дорогие, и сломаетесь! — смеётся Таранда, обращаясь к своим «звёздочкам». — Но нет! И репетицию успели провести и отработали замечательно. Всем огромное спасибо!» А потом поворачивается к гендиректору «Электродетали» и добавляет: «Знаешь, а ведь мы впервые танцевали „Болеро“ в декорациях «Щелкунчика»!»

«А в Брянске выступить, вы планируете?» — интересуюсь у Гедиминаса Леоновича. «Мы бы с удовольствием, но зарубежные гастроли… Времени ну совсем нет!», — разводит руками мастер.

Карачев довольно усмехается, Брянск завидует.

Детский смех в рублях не измеряется

Они хохочут до икоты и выкрикивают с мест названия любимых серий. Родители ностальгически улыбаются. На сцене — папа «Ералаша» Борис Грачевский.

Это вам не «Универ» с «Интернами» и прочими мыльными операми. «Ералаш» — явление в нашей телекультуре столь же самобытное, как игры КВН. Отечественные «звёзды» первой величины с удовольствием снимаются в этих коротких юмористических историях. Помните, как мы бежали к чёрно-белым «Горизонтам», «Рекордам» и «Рубинам», заслышав знакомую мелодию заставки? Как надеялись, что в кинотеатре перед сеансом фильма нам покажут именно «Ералаш», а не хронику достижений народного хозяйства?

В этом году «Ералаш» отпразднует сорок лет. Страны, в которой он родился, уже нет. Но мальчишки, девчонки, а так же их родители всё так же хотят посмотреть новые серии. А на просмотр всех выпусков, по словам Грачевского, понадобится почти 50 (!) часов.

Карачевские детишки увидели в тот вечер самые «горячие», только что отснятые сюжеты. И услышали много забавных историй из серии: «одна девочка (мальчик) снимался в „Ералаше“ и…» И даже конкурс юных талантов Борис Юрьевич тут же на сцене актового зала «Спутник» провёл. И подарками всех одарил. И автографы раздал. И даже пообещал непременно вернуться, чтобы снять что-нибудь этакое прямо на территории завода «Электродеталь».

Карачев замер в предвкушении. Брянск сам себе сказал, что зависть — плохое чувство.

«Я — это я. И я на сцене Карачева!»

Такими словами приветствовала зрителей Любовь Казарновская. По залу районного Дома культуры прокатился облегчённый выдох. В то, что Карачев с концертной программой «Дорогами любви» посетит примадонна оперной сцены, мало кто верил. Хотя билеты по 350 (!) рублей раскупили в мгновение ока. В проф-коме завода «Электродеталь» телефон едва не расплавился — звонили поклонники таланта Казарновской из Брянска, умоляли продать билет. Переспрашивали: «Три пятьсот?» Но сначала билеты получили все желающие заводчане и только потом немногочисленные везунчики из Брянска.

Каждый номер Любовь Юрьевна начинала с краткого вступления, рассказывая историю создания того или иного произведения. Так что получалась мини-лекция по мировой музыкальной классике. А с первыми аккордами старенького рояля Казарновская преображалась в героинь из великих опер. Её недаром называют самым эротичным сопрано мира. В каждую партию примадонна вкладывает не только свой неподражаемый голос, но и актёрский талант. «Я — поющая актриса», говорит про себя Казарновская, а зрительный зал купается в её сумасшедшей энергетике. До тех самых «пупырчатых мурашек».

Нежданным подарком стало выступление молодого, но уже именитого баритона Данила Сайфуллина, который вот уже десять лет живёт между Испанией и Россией. Данил не только профессиональный певец и пианист, но и организатор различных музыкальных проектов и фестивалей, за что даже удостоился личного признания президента Каталонии. Вместе с Любовью Юрьевной они исполнили несколько романсов.

Это был настоящий подарок городу. Несмотря на холодный зал, который не в силах были протопить тепловые пушки, несмотря на отчаянно расстроенный рояль, на котором аккомпаниатор буквально совершала подвиг мастерства, несмотря на разбитые кресла зрительного зала и пятна сырости на его стенах. Два часа волшебной атмосферы классической музыки и русского романса, два часа радости и сопричастности таланту и высокому искусству.

Уже после концерта Любовь Юрьевна на вопрос, как ей показалась здешняя публика, ответит: «Знаете, ко мне подошёл парнишка со словами: „Сейчас приду домой и скачаю из Интернета все знаменитые оперы. А то слушаю фигню какую-то!“

Карачев прикоснулся к вечному. Брянск забыл, что завидовать нехорошо.

КПД сто — вечный двигатель культуры

Звучит, как технический термин, а переводится как «Культурно-просветительское движение „Содействие творческому образованию“. Фонду всего полтора года, но за это время сделано очень многое. Достаточно зайти на сайт kpdsto.ru, чтобы в этом убедиться. А основная идея работы — в самом названии и в абсолютной созвучности словам академика Лихачёва, с которых начинается эта статья.

Создатель и президент КПД СТО Сергей Морозов сумел объединить общей идеей культурного просвещения многих известных личностей. Среди лидеров движения не только Казарновская и Таранда, но и режиссёр Вячеслав Спесивцев, музыкант, бас-гитарист группы «Любэ» Павел Усанов, русский богатырь Александр Муромцев, актёр Андрей Мерзликин и актриса Поля Полякова. И у всех единая важная и непростая задача — повышать культурно-образовательный уровень жителей нашей страны, вызывая гордость и уважение к национальному культурному достоянию.

Фонд существует на пожертвования российских бизнесменов-благотворителей, и в этом факте — ответ на вопрос, вынесенный в заголовок. Дело в том, что один из попечителей КПД СТО — генеральный директор ОАО «Карачевский завод „Электродеталь“ Виталий Явельский. Именно благодаря ему заводчане, а вместе с ними и другие жители Карачева с завидной регулярностью получают такие вот замечательные подарки в виде концертов и творческих встреч.

А что же Брянск, в котором немало крупных промышленных предприятий и их гендиректоров? Думаю, что пора перестать завидовать. И начинать брать пример.

Наталья ТИМЧЕНКО
Фото Полины МАЛЫГИНОЙ (КПД СТО) и Анастасии ХРУСЛОВСКОЙ

5415