Любовь Казарновская: от первого лица

Сегодняшний концерт состоялся прежде всего благодаря усилиям директора карачевского завода «Электродеталь». Потому что руководитель предприятия понимает, каким должен быть вектор развития людей, работающих под его началом, чётко знает, ЧТО он им должен дать. Ведь он мог спокойненько пригласить какую-нибудь попсовую группу. Люди бы попрыгали под «бум-бум-бум», потом пошли бы отметить это дело… Вот после ТАКОГО концерта не хочется напиваться. Хочется продолжать работать душой. С такими людьми, как Виталий Александрович Явельский, можно многое сделать. Будем продолжать совместную работу. Идей и сил для этого предостаточно!

***

Когда великий Рихтер ехал на гастроли в Японию или в Корею, он объезжал все средние и маленькие города Дальнего Востока. Говорил: «Считаю это делом совести и чести». Он сравнивал Россию с вышивкой. Если мастерица будет вышивать только по центру, то целостной картины у неё не получится. Надо охватывать всю канву. До самых краёв. А наша огромная страна и есть такое полотно.

***

Энергетически и эмоционально концерт классической музыки можно сравнить с посещением храма. Одно дело, когда вы приходите в храм с историей, в намоленное место, и совсем другое — в новодел. Но когда-то и новодел может стать намоленным местом, если прихожане в него потянутся. Так и здесь: приходя к публике, которая привыкла бывать на концертах высокой музыки, исполнитель чувствует большую отдачу. Но и для неподготовленного слушателя музыканту, вокалисту, дирижёру надо выкладываться по полной, прилагать все свои силы, чтобы достучаться до него. Но какое же счастье, если это происходит!

***

В России много талантов. Получив образование, они разлетаются по миру. Они не видят здесь перспектив для себя. Таланты должны произрастать и приносить пользу собственной стране. Шаляпин выступал сегодня в Москве, завтра в Самаре… Растить таланты, чтобы они потом поехали и обслуживали среднеамериканский театр, обидно.

***

Фонд КПД СТО — это невероятный пассионарий. Люди, которых мы смогли объединить, вдохновлены идеей просветительства. То, что мы видим, то, что являет собой культурный срез нашей страны, совсем не радует. Потому что есть центр — Москва и Санкт-Петербург, где крутятся деньги и происходят какие-то события культурной жизни (хотя и к этим событиям есть много вопросов), и есть вся остальная большая Россия, в которой люди включают телевизор. А там с утра до ночи попсовая музыка, дешёвые сериалы… Как я называю, «прибитость к плинтусу». Без идеи, без мысли, без перспектив развития.

Россия всегда славилась тем, что в ней жили и трудились люди, которые понимали: завтра России складывается здесь и сейчас. Великие меценаты Морозов, Мамонтов, Стасов, Третьяков, Станиславский, ваша землячка Мария Тенишева вкладывали деньги не в новые дома для себя, а строили школы, открывали музеи… Потому что понимали свою ответственность за будущее Родины.

Я не хочу громких слов, но выступая с концертами в таких городах России, как Карачев, я стараюсь отодрать людей от этого плинтуса. И судя по многочисленным откликам, по письмам, которые я получаю, у меня это получается. На каждом выступлении я вижу, как люди в зале просыпаются. А вместе с ними просыпается и наша страна. Это для меня самое главное.

***

После прослушивания музыки Моцарта от депрессивного состояния избавляются до 75% людей. Это научно доказанный факт. Мой сын, будучи младенцем, несколько дней подряд изводил нас криками. И мы никак не могли его успокоить. Пока муж Роберт не сказал: «Сейчас я поставлю ему сороковую симфонию Моцарта». И, знаете, буквально при первых её звуках ребёнок сначала удивлённо замер, а потом умиротворённо заснул. С тех пор эта симфония стала практически его колыбельной.

***

Ко мне приходит много талантливых ребят, чем могу, помогаю: вожу на прослушивания, даю мастер-классы, предлагаю их на концерты. Самостоятельно им очень трудно пробиться. Потому что, повторюсь, побеждают те, у кого пиар и тугой кошелёк, у кого продюсер, или папик, или характер такой, что танком по родной маме может проехать… У кого есть совесть, им, конечно, трудно. Всегда так было и сейчас особенно.

***

Я читаю книгу «Великие пророки о судьбе России». Там предсказания о том, что Россия пройдёт через горнило. Сейчас время апокалипсиса, это совершенно ясно. Стёрты в душах границы добра и зла, и нарушена гармония. А ведь русский народ — невероятно нравственная нация. Россия до революции кормила весь мир и хлебом, и духом. Россия была тем дыхательным аппаратом, через который вся планета дышала.

***

Мы рабы рампы. В этом смысле наша профессия сволочная. Но она и самая прекрасная, какая только есть. Когда ты трудишься, пашешь и знаешь ради чего, то это не просто пахота для длинных и зелёных, а это творческий процесс, который тебя не оставляет ни на секунду, который даёт тебе движение, толкает тебя, говорит тебе: «Вот этот пласт ты ещё совсем не знаешь, дорогая, ну-ка давай, пробуй голосом, эмоциями, мыслями».

***

Проработав столько лет на сцене, сделав себе имя, я могу выбирать то, что мне действительно нравится, тот материал, с которым мне интересно работать. Собственно говоря, без внутренней свободы, свободы проявления творческих возможностей нет настоящего артиста. И я считаю, что за тридцать лет своей оперной и концертной жизни свою свободу я заслужила.

***

Сегодня так много имитаторов — деятелей от музыки. Они бесконечно устраивают разные фестивали в честь себя любимых с приглашением на участие в них таких же деятелей, как они, друзей-имитаторов, таким образом создав в классической музыке тусовку подобно попсовой.

И всё это на федеральные деньги! Другими словами, если ты не в их команде, не «пилишь» бюджет, не обласкан властно-олигархическими структурами, тебе (молодому певцу) просто перекрывают вентиль. Что значит для молодого таланта — барахтайся как хочешь. Это страшно. Поэтому большинство талантов ищут своё счастье за рубежом.

***

В сегодняшней культурной политике мне очень непонятна позиция Москвы. Готовится День города. Мы предложили сделать классическую страницу в этой программе. Москва претендует на звание музыкальной столицы мира. Но московское правительство поддерживает выступление только поп-звёзд. На эти фестивали идёт молодёжь, возбуждённая пивом. Это деньги, выпущенные в пустоту. А для людей, которые хотят прикоснуться к прекрасному, нет доступа к достижениям мировой культуры. В Вене, например, рок-музыка звучит в местах отдыха трудящихся только… ночью. И несколько раз в году.

***

В профессии я лидер. Я не позволю себе выйти на сцену неготовой, не уверенной в себе на сто процентов. Понятно, мы носим свой Страдивари в себе. Если я несу сырой товар, публика это считывает. Я должна в нём купаться, должна быть абсолютно свободна. Здесь я лидер и перфекционист.

***

Когда меня объявляют на некоторых концертах как народную артистку Советского Союза, я поправляю: у меня нет вообще никакого звания. «Не может быть! Вы — народная артистка». Вот это для меня намного ценнее. А быть народной рядом с теми людьми, которые, простите меня, сегодня получили эти звания… Мне приятней быть артисткой, которую знает и любит народ.

***

Посмотрите, сколько стоит абонемент в филармонию, абонементы Большого зала консерватории — многие ли настоящие ценители способны приобрести их за такие деньги? Всё это следствия государственной политики, которую мы наблюдаем уже многие годы. Должна быть воля государства, необходимо создать программу по отбору и поддержке по-настоящему талантливой молодёжи. Сейчас этого нет. У нас все ищут национальную идею. Но без возвышения человеческого духа, без возвышения человеческой личности, умения разглядеть талант и дать ему настоящий ход мы никогда ничего не добьёмся. Интерес в первую очередь должен быть именно к личности, а не к деньгам!

5608