Cлучайные неслучайности кларнетиста Фетисова

Однажды во время тренировки в секции дзюдо семилетний Никита Фетисов сломал руку и категорически отказался впредь выходить на татами. Поразмыслив немного, мальчик выбрал более безопасные для здоровья занятия музыкой — решил осваивать кларнет. Спустя пять лет после этого судьбоносного случая профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, народный артист России, уважаемый во всём мире кларнетист Иван Пантелеевич Мозговенко заверил юношу, что музыка обязательно должна стать его будущей профессией. Встретились они в Петрозаводске, на Международном конкурсе «Серебряные звуки», где 12-летний брянский кларнетист Никита Фетисов был удостоен звания лауреата I степени.

Правда, говорят, все случайности в жизни человека закономерны, и союз с музыкой у Никиты Фетисова рано или поздно всё равно бы случился. Хотя, как признаётся мама юного кларнетиста, музыкант по образованию, она никогда не настаивала на занятиях в школе искусств.

— Когда-то и сама я окончила Брянское музыкальное училище по классу хорового дирижирования. До рождения сына несколько лет работала по специальности, но ушла в декрет и навсегда оставила занятия музыкой, — рассказывает Наталья Фетисова. — Даже профессию поменяла, стала закройщиком. Решила: либо буду серьёзно заниматься воспитанием сына, либо продолжу собственное развитие в творческом плане. Сын оказался важнее. Когда он захотел попробовать свои силы в дзюдо, поддержала эту идею, стала водить ребёнка на занятия. А с музыкой всё довольно случайно получилось. После перелома Никита спросил: «Где руки не ломают?» Я пошутила:»В музыкальной школе». Так мы оказались на отчётном концерте в Детской школе искусств № 1 имени Т. П. Николаевой. Случай случаем, но я, как музыкант, понимала, что инструмент ребёнок должен выбирать сам. На отчётном концерте играл Арсений Беляев, который в тот год заканчивал первый класс, и, возможно, сам впервые вышел на сцену (историю юного флейтиста читайте в № 10 (60), 2012). Из всех представленных инструментов Никита выбрал именно флейту. Видимо, потому, что кларнетистов на том концерте не было…

Только увлечение флейтой закончилось, практически не начавшись. Во время вступительных экзаменов в школе искусств Никита познакомился со своим будущим преподавателем Василием Клюшинцевым, а тот, в свою очередь, показал мальчику кларнет.

— Если говорить о перспективах, кларнет выигрывает перед многими духовыми музыкальными инструментами, — открыл секрет педагог. — Во-первых, музыкантов-кларнетистов намного меньше, чем, скажем, флейтистов или саксофонистов. Во-вторых, кларнет, в том числе и на первых ролях, используется практически во всех оркестрах: духовом, симфоническом, джазовом. Хороший музыкант без работы никогда не останется. В-третьих, это очень сложный и потому практичный инструмент. Не каждый саксофонист сможет играть на кларнете, зато любой кларнетист легко освоит саксофон. Вот я, например, в Брянском губернаторском симфоническом оркестре играю на кларнете, а в квартете саксофонов Reeds Sax Quartet — на саксофоне. И хотя эти инструменты родственные, звукоизвлечение в кларнете намного сложнее.

И опять же случай стал причиной того, что Никита в первый год обучения по классу кларнета освоил (практически экстерном) блок-флейту. Дело было в характерном для всякого восьмилетнего подростка отсутствии одного из передних зубов. Оказывается, при отборе учеников для обучения игре на кларнете необходимо обращать внимание не только на хороший слух, но и на общее физическое развитие. У учеников должны быть средней длины пальцы, ровные зубы, не слишком тонкие губы, хорошая дикция, они должны быть достаточно выносливыми. Мундштук кларнета ставится на зубы. И чтобы не случилось неправильной постановки, решили подождать, пока вырастет недостающий резец. К слову сказать, блок-флейта и кларнет — не единственные инструменты, которыми владеет уникальный ребёнок: Никита неплохо играет на фортепиано, осваивает синтезатор.

— Чтобы добиться успеха на музыкальном поприще, необходим определённый склад ума, особые «музыкальные» мозги, — уверен Василий Клюшинцев. — В случае Никиты способности, видимо, передались на генном уровне. Мама его в прошлом прекрасный музыкант. Уже через полгода после начала занятий в школе у ребёнка обнаружились отличные музыкальные данные. И очень хорошо, что рядом родители, которые могут заставить играть на инструменте, когда их чаду так хочется побегать, погулять, поиграть в компьютерные игры. Осо-знанность в процессе обучения приходит в гораздо более позднем возрасте, и потому на первых порах так важна поддержка со стороны родителей. Говорят же, что не дети бросают занятия, а мамы и папы, которым надоедает просиживать часами в холлах музыкальных школ.

«А вы ноктюрн сыграть могли бы?»

Первый успех Никиты Фетисова состоялся в родном Брянске. И, как это часто водится, в рамках музыкального конкурса «Дебют» — традиционного первого выхода учащихся музыкальных школ на концертную сцену. Десятилетний на тот момент кларнетист исполнял ноктюрн Чайковского и занял почётное второе место.

— Всё было нормально, я чувствовал себя уверенно, пока не заметил в зрительном зале маму, снимавшую меня на видеокамеру, — вспоминает Никита. — Я осо- знавал, что видео нужно не только для домашнего архива: просматривая кадры в спокойной обстановке можно проанализировать выступление, чтобы в будущем не допускать ошибок. Всё это я понимал, но чувствовал, что постоянный «надзор» камеры очень меня смущает. В тот день не удалось выступить на все сто. Второе место в городском конкурсе стало путёвкой в областной этап «Дебюта», и там я уверенно занял первое место!

С тех пор в биографии начинающего кларнетиста Фетисова не было ни одного творческого состязания, где он остался бы без диплома лауреата. Практически сразу последовало первое место в городском конкурсе современной музыки, первый выезд на международные соревнования в Киеве, где Никита стал лучшим среди исполнителей на духовых инструментах, конкурс «Окно в Европу», на котором жюри, состоящее из профессоров Санкт-Петербургской консерватории, присудило кларнетисту третье место в категории инструментов симфонического оркестра.

— Довольно трудным оказался 2013 год, когда Никита перешёл в следующую возрастную группу, — пояс-няет Наталья Фетисова. — Ситуацию можно сравнить со спортом высоких достижений: победить соперников, которые на год или два старше тебя, удаётся весьма и весьма непросто. А для учеников музыкальной школы год — это очень много! Даже в Брянске на конкурсе духовых и ударных инструментов «Волшебная флейта» не удалось подняться выше третьего места. А впереди был престижный Международный конкурс «Серебряные звуки» в Петрозаводске, который проводится всего один раз в два года…

— Было немного страшновато участвовать в конкурсе, — вспоминает наставник Никиты Василий Клюшинцев. — Это узкоспециализированное соревнование, в котором состязаются исключительно духовые и ударные инструменты. В жюри — все кларнетисты. В других конкурсах в лучшем случае один кларнетист или флейтист как представитель духовых инструментов. Дело в том, что звукоизвлечение у всех духовых инструментов разное. Судья-флейтист может не обратить внимания на тонкости и часто оценивает общие моменты. Для кларнетиста-судьи, как правило, важны мелочи — из них складывается общая картина. К тому же международную судейскую коллегию возглавлял профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, народный артист России, кларнетист с мировым именем Иван Пантелеевич Мозговенко. Но для этого и нужны серьёзные конкурсы: чтобы испытать себя, побороться с более сильными противниками, оценить свои возможности.

Большой концерт для маленького победителя

Конкурс «Серебряные звуки» состоял из двух этапов. В первом, техническом, туре нужно было сольно сыграть гаммы и этюды — а это одно из нелюбимых занятий для многих учеников музыкальных школ. Никита справился с заданием настолько безупречно, что по суммарным баллам занял второе место в рейтинге участников конкурса. Для сравнения: первое досталось 15-летней ученице профессора Мозговенко. Во втором туре предстояло сыграть обязательное произведение крупной формы и второе — на выбор. Участие в конкурсе приняли музыканты из российских городов, а также из Эстонии и Узбекистана. Никита оказался одним из самых младших конкурсантов.

— Три приятных момента подарил мне конкурс в Петрозаводске, — рассуждает юный кларнетист. — Первое — это победа и диплом лауреата I степени. Второе — встречу с Иваном Пантелеевичем. Профессор сказал, что со слухом у меня всё отлично и что занятие музыкой — правильный выбор будущей профессии. И третье — выступление в составе симфонического оркестра Петрозаводской государственной консерватории. Вместе со взрослыми музыкантами я исполнял «Маленький концерт» Дариуса Мийо.

— Мы уже знали о победе, ждали награждения и планировали небольшую экскурсию по столице Карелии, когда нам неожиданно сообщили, что Никита будет выступать на гала-концерте вместе с симфоническим оркестром! — пояснила Наталья Викторовна, которая вместе с концертмейстером Светланой Челяевой сопровождала сына на конкурсе. — Мы были уверены, что только взрослые исполнители — студенты консерватории, а также обладатели Гран-при будут удостоены этой чести, но, видимо, Никита настолько понравился жюри, что и его выступление решили включить в концерт. В Брянске он несколько раз играл с духовым оркестром на детских праздниках, а с симфоническим — впервые. Сыграл Никита хорошо, на репетиции ему удалось «подстроиться» под весь оркестр. Но знаете, что было самым удивительным? Рост дирижёра — почти два метра, и когда мой сын вышел на сцену, концертмейстер вдруг заметила: «Мы всё думаем про него большой, большой, а посмотрите, какой он на самом деле маленький…»

Вся жизнь — игра. А ещё хор, велосипед, «стрелялки»…

Жизнь 12-летнего кларнетиста Никиты Фетисова на протяжении последних пяти лет протекает в рамках строгого и довольно плотного расписания. Сразу же вспоминается старая как мир истина: гений — это один процент таланта и девяносто девять процентов труда. Трудиться действительно приходится много: шесть дней в неделю, включая воскресенье. В восемь утра подъём, затем следует завтрак, занятия кларнетом под неусыпным контролем всё успевающей мамы, в 10:30 — хоровая школа в ДК Медведева по чётным дням, кларнет в школе имени Николаевой — по нечётным, возвращение домой, обед, школа… В субботу — выходной. В воскресенье — детский духовой оркестр, Никита в нём солист.

Из собственных увлечений подающий большие на- дежды кларнетист отмечает компьютерные игры (но не более одного часа в день!), подводное плавание, велопрогулки с родителями или друзьями, походы на премьеры в кино. Школьные предметы легко даются нашему герою. Результат: экзамен по математике — на 95 баллов, по русскому языку — на 90! Кое-где, правда, проскакивают четвёрки. Фетисовы поясняют: это всё из-за пропусков — то в Петрозаводск надо отпрашиваться на международный конкурс, то на Олимпиаду в Сочи.

— Никита учится в хоровой школе в ДК Медведева, поёт в хоре школы искусств, участвует в конкурсах и фестивалях патриотической песни, — продолжает список творческих занятий своего сына Наталья Фетисова. — В прошлом году, например, мы ездили на межрегиональный конкурс «Орлик», в Орёл. Привезли два диплома по разным номинациям: вокальной и инструментальной.

— Спрашиваете, не мешает ли одно другому? — опережает вопрос корреспондентов «Брянской ТЕМЫ» преподаватель Василий Клюшинцев. — Наоборот, помогает! Занятия вокалом развивают слух. «Настройка» голоса позволяет лучше чувствовать инструмент. И мне, как преподавателю, не обидно: я знаю, что основные ставки сделаны на кларнет. Ведь голос такая штука — сегодня есть, завтра нет. А инструмент будет всегда!

— Сейчас мы на время приостановили сольную вокальную деятельность, — продолжает Наталья Викторовна. — Решили пожалеть ребёнка. И так слишком много событий произошло в его жизни. Он даже успел побывать в Сочи — в составе сводного «тысячного» хора Валерия Гергиева Никита выступал на церемонии закрытия Олимпиады.

Хоровое пение… на глазах у всего мира

— Первое прослушивание проходило в Брянске, — рассказывает историю своего участия в церемонии закрытия Олимпийских игр хорист Фетисов. — Делегацию участников «тысячного» хора от Брянской области выбирал художественный руководитель и главный дирижёр Государственной академической хоровой капеллы России, профессор Российской академии имени Гнесиных Геннадий Александрович Дмитряк. Меня отобрали сразу. Всего из Брянска в Сочи должны были поехать десять человек, плюс двое запасных — на случай, если кто-нибудь    заболеет. 1 января 2014 года брянская делегация хористов дружно загрузилась в петербургский поезд, нам предстояло выступление на рождественском концерте в Мариинском театре! Это было первое выступление сводного хора. И мой первый в жизни опыт путешествия без родителей. Потом я вернулся в Брянск, самостоятельно учил партитуры для выступления на закрытии Игр. Но в последний момент организаторы изменили произведение, пришлось разучивать его уже в Сочи, куда мы отправились 14 февраля. Город мы, в общем-то, толком не видели — очень много репетировали перед церемонией. Жили в санатории в пригороде столицы Олимпиады, всюду ходили организованно, строем. Ещё бы: три тысячи детей, тысяча — хор и ещё две — участники танцевальной группы. Финальное выступление проходило на стадионе «Фишт». Это было несложно. Каждый хорист имел порядковый номер, и мы точно знали, какую позицию занять на арене. А когда зажглись софиты, мы и вовсе забыли, что предстоит петь на глазах у многотысячной аудитории — мы даже зрителей не видели. Когда поёшь в коллективе, страха нет. Другое дело, когда ты один на сцене. Но и с этим чувством я научился справляться.

Корреспонденты «Брянской ТЕМЫ», конечно же, задали и традиционный для июньского номера вопрос: «От чего стоит защищать детей?».

— От негативного влияния улицы, от плохо воспитанного общества, от наркотиков и вредных привычек. Я уверена, что в дурные ситуации дети попадают от безделья, — ответила мама.

— Музыка прививает любовь к прекрасному, воспитывает сильные качества, формирует характер и тем самым по-своему защищает от всего плохого, что есть в нашем мире, — ответил наставник.

Так считают взрослые. Мы решили проверить, а согласен ли сам ребёнок так защищаться: имея строгое расписание, жёсткий график и всего час в день, отведённый для любимых сверстниками компьютерных игр. Оставшись наедине с Никитой, пока взрослые отправились искать свободное помещение для фотосессии, задали и ему этот, в меру провокационный, вопрос.

— Многие мои ровесники часто страдают от того, что им нечего делать, что иногда становится скучно, а жизнь — однообразна, — серьёзным тоном заверил нас Никита. — У меня таких проблем нет. Я всегда точно знаю, чем буду занят сегодня, завтра и послезавтра. Скучать не приходится. А это главное.

Александра САВЕЛЬКИНА
Фото Михаила ФЁДОРОВА и из личного архива семьи ФЕТИСОВЫХ

6074