Новые тарифы ОСАГО уже не за горами!

В нашей стране споры вокруг автострахования идут ровно столько же, сколько существует «автогражданка». Страховщики постоянно жалуются на убыточность ОСАГО, периодически продавливая в Думе новые ставки. Автомобилисты, наоборот, недоумевают, за что они платят, если при нынешней системе адекватную компенсацию получить можно по большей части только через суд, а отведённый максимум не компенсирует серьёзный ремонт даже средней иномарки. И вот совсем недавно начались новые шевеления вокруг этого вопроса, которые должны вылиться в глобальные изменения автострахования.

Дело в том, что не так давно депутаты в первом чтении приняли ряд поправок в закон об ОСАГО, которые предполагают, что с 1 июня максимальные выплаты по имуществу вырастут с 120 000 до 400 000 руб. А с 1 июля 2015 г. увеличатся максимальные выплаты за причинение вреда здоровью с 180 000 до 500 000 руб. Таким образом, выплаты увеличатся примерно в 2,5 раза. Ввиду новых поправок, ЦБ заказал у британской компании Towers Watson расчёт обоснованности тарифов. И те посчитали, что при таких изменениях в законе полисы ОСАГО должны подорожать на 26–31%. Эти данные были направлены депутатам перед вторым чтением. Но у вопроса на самом деле более длинная предыстория.

Естественно, никто не думал, что выплаты по страховке можно повысить без увеличения стоимости тарифов. Поэтому за последние полгода были предложены и рассмотрены самые разные вариантов изменения стоимости ОСАГО. ЦБ предлагал повысить территориальные коэффициенты в 31 регионе или базовый тариф на 23% в 2014 г. и ещё на 18–20% в 2015 г. Российский союз автостраховщиков (РСА) просил более решительных мер — увеличить тариф на 40%.В своих предложениях Союз страховщиков опирался на расчёты Независимого актуарного информационно-аналитического центра (НААЦ).Выступали со своими предложениями и представители нижней палаты парламента. Так, ещё в апреле некоторые депутаты агитировали коллег и вовсе отказаться от индексации тарифа. Но, обсуждая новые поправки, Наталья Бурыкина, председатель комитета Госдумы по финансовому рынку, отказалась давать ход новому проекту без расчётов ЦБ. Таким образом, на данный момент предложения всех участвующих сторон оказались без ответа.

Однако, чтобы не откладывать законопроект в долгий ящик, в ЦБ взяли расчеты НААЦ и попросили английских экспертов проверить их обоснованность. Если перейти от процентных отношений к конкретным цифрам, то, по расчётам российских финансистов, средний полис ОСАГО должен стоить в 2014–2015 гг. 3617 руб. Этого хватит, чтобы покрыть убытки страховых компаний, но только в случае если размеры выплат останутся на сегодняшнем уровне и не будут повышены.

Тем не менее коллеги из Towers Watson, к которым и обратился ЦБ, пришли к немного меньшей сумме — 3430 руб. в среднем за полис ОСАГО. Это как раз и есть те самые 26–31%, о которых мы говорили раннее. Разница в 10% между данными отечественных и британских экс- пертов кроется в самих расчётах. Отличаются они прежде всего в оценке инфляции среднего убытка. На это делают особый акцент в Towers Watson, где учитывали будущую инфляцию в 7,1% в год и считают, что в 2013 г. был достигнут исторический пик убытков. Т.е., говоря простым языком, худшие времена для страховщиков позади и нет никакого смысла так сильно поднимать ставки. Машин больше, лошадей в них тоже, водителей-новичков меньше не становится да и безопасность на дорогах потихоньку растёт — отсюда и рост стоимости среднего полиса. Последний вывод подтверждает статистика РСА: в I квартале этого года впервые за 11 лет существования ОСАГО на 10,7% сократилось количество заявленных и урегулированных страховых случаев. При этом сборы растут быстрее выплат: в январе — марте 2014 г. сборы по ОСАГО выросли на 8,9% (до 28,5 млрд. руб.), а выплаты только на 7,2% (18,7 млрд. руб.). Средняя цена полиса выросла за год с 3140 до 3329 руб. В общем, глобальных поводов для серьёзного беспокойства нет, но всё-таки изменения назрели, и от этого никуда не деться.

Итог. ЦБ поддерживает изменения законодательства об ОСАГО и соответствующее им изменение тарифа, о чём заявил директор департамента страхового надзора ЦБ Игорь Жук. Многие эксперты также согласны с выводами Towers Watson и считают, что, если тариф вырастет на 11,8%, а средняя стоимость увеличится на 26–31%, это поможет рынку справиться с убыточностью. На фоне этого депутаты заявляют, что будут детально знакомиться со всеми расчётами и даже, возможно, запрашивать новые, чтобы сделать какие-то выводы и начать движение к конкретным решениям, найдя приемлемый компромисс как для бизнеса, так и для автовладельцев.

Евгений МОСИН

2375