«Стихи над городом»: Как превратить поэзию в мейнстрим

«В Брянске стало меньше стихов. Мы постараемся это исправить!» —такое смелое заявление опубликовали на своей страничке в соцсетях создатели проекта «Стихи над городом». И ведь действительно начали исправлять: пригласили людей, предложили почитать перед камерой произведения любимых поэтов, а после выложили ролики в Интернете. Что из этого получилось и как можно измерить лирику в масштабах областного центра, читайте в материале «Брянской ТЕМЫ». 

Видеопродакшнстудия «творческое объединение» была создана в Брянске тремя выпускниками филфака, молодыми журналистами, успевшими суммарно поработать практически на всех региональных тВ-каналах, причём на разных ролях — и операторами, и корреспондентами. а теперь все трое — Виталий Угримов, алексей смирнов и иван самошенков — задумали провернуть в Брянске культурную революцию: предложили местным поэтам, актёрам, известным людям, а также всем, кому небезразлична поэзия, прочитать на камеру любимые стихотворения. Жителям областного центра идея понравилась: за год существования проекта стихи «над городом» успели почитать более 150 брянцев. Вместе с участниками «творческого объединения»мы попытались разобраться, где заканчивается физика современного шоу-бизнеса и начинается бескорыстная и неподкупная лирика.

— В наш век видеоблогерства и хипстерских тусовок стало модно читать перед публикой собственные стихотворные опусы, причём независимо от их качества и культурной ценности. А вы вот начали с классиков…

Смирнов: Мы никого не ограничивали в выборе стихотворения. читать, собственно, можно всё: и классиков, и современников, и авторскую лирику. Главное — от души.

Угримов: Существует всего два критерия отбора участников. первый — умение декламировать, хотя бы минимальное. Второй — размер стихотворного произведения: прочтение не должно занимать более полутора минут, иначе путь на радио для проекта закрыт.

— А если, как в «Приключениях Незнайки», к вам придёт юный поэт, который с гордостью рифмует слова «палка — селёдка» и «пакля — шмакля»? Понятное дело, такое произведение наберёт в Сети гораздо меньше восторженных отзывов, чем, скажем, лирика Бродского.

Смирнов: Стараемся никому не отказывать. Не столь важно, что прочитает человек, важен сам факт обращения к поэзии, которая, безусловно, украшает нашу жизнь, облагораживает, затрагивает тонкие струны души. стихи— это своего рода гурманство.

Угримов: Я бы сравнил поэзию с дорогим, выдержанным вином, которое нельзя пить бутылками, нужно смаковать, наслаждаться тонким вкусом. и, как оказалось, «смаковать» люди предпочитают всё же проверенные временем произведения.

— На страничке проекта в соцсетях обозначено довольно смелое заявление: «В Брянске стало меньше стихов». Откуда такая убеждённость? Неужели поэзию можно как-то  измерить?

Смирнов: Нам часто задают этот вопрос. отшучиваемся: «измерить невозможно, но после проекта „стихи над городом“ поэзии однозначно станет больше!»

Самошенков: Разумеется, никто стихи не считал. мы — представители молодого поколения — знаем, о чём разговаривают наши сверстники, какие паблики предпочитают в соцсетях. считайте, что это просто наблюдение трёх выпускников филфака, но даже в этой среде стихов практически нет. разве что временами появляется кое-где Вера полозкова и «пирожки» —жанр, рождённый на просторах рунета, четырёхстрочные стишки без рифмы. мы решили этот пробел восполнить.

Пролить свет… на лирику!

— Как идея — сделать так, чтобы стихов в Брянске стало больше, — нашла своё материальное воплощение? Как родился замысел проекта?

Самошенков: Мы всегда хотели, чтобы у нас в студии был хороший свет. однажды зимой купили в москве комплект студийного света, решили опробовать — воткнули фонари в снег у меня в саду, сделали пробную запись. интересовала техническая сторона, качество видеосъёмки. я попросил лёшу поговорить на камеру. он поговорил — прочитал стихотворение Шарля Бодлера. таким был первый опыт. Затем записали пилот, выложили в сети, за три дня ролик посмотрели 800 человек. тогда мы поняли, что наш проект нужен городу.

Угримов: Это сейчас мы воспринимаем чтение стихов как культурный феномен, а всего несколько десятилетий назад стихотворения рождественского, Вознесенского, евтушенко были мейнстримом, частью массовой культуры. поэты собирали толпы людей у памятников, целые Дома культуры и актовые залы политехнических институтов. В какой-то момент нам показалось, что на современном рынке медиаконтента как раз такого проекта и не хватает. и действительно созрело молодое поколение, которое готово на ура воспринимать лирику, читать и учить наизусть стихи. почему бы на этой волне не сделать поэзию мейнстримом? Хотя бы попытаться. пусть даже в масштабах региона.

— Кого из поэтов предпочитают в Брянске?

Смирнов: На сегодняшний день на вершине рейтинга — представители золотого века советской поэзии: рождественский, евтушенко, Бродский, Заболоцкий. Даже подростки редко читают произведения из школьной программы, стараются подобрать что-нибудь  неизбитое, интересное.

— В чём измерялся успех проекта?

Смирнов: После того как мы поместили приглашение в соцсетях и на сайте областной библиотеки с призывом — приходите, ребята, читайте, на первом сеансе записи собралось более 30 человек. и это в понедельник, в пять часов вечера!

Угримов: Самые большие рейтинги у стихотворения «Пилигримы» Бродского, которое читал я. Видеозапись опубликовали в группе любителей поэта, в которой числится более 60 000 подписчиков. После этого, что само по себе любопытный факт, мне написали товарищи из Астаны, отметили, что проект интересный и хотели бы запустить его в Казахстане. Поинтересовались, сколько стоит франшиза. Помню, ответил тогда: «Вам что, франшиза на творчество поэтов нужна?» — естественно, мы не станем брать за это денег.

«Не важно, кто читает, важно как как…»

«Стихи над городом» — некоммерческий проект? Это своего рода арт-волонтёрство?

Угримов: Единственная коммерческая выгода, которую мы получили,— это специальный приз областного творческого конкурса журналистов, от которого после выплаты подоходного налога осталось 8700 рублей. Этих средств как раз хватило, чтобы окупить расходы на бензин.

Самошенков: На одну из последних записей опоздала девчонка, которая очень хотела читать стихи. ради неё мы заново собрали всю аппаратуру. Было уже поздно, и она подарила нам… козинаки! Больше никаких заработков не было.

Смирнов: Когда мы задумывали «стихи над городом», была мысль поставить программу на коммерческие рельсы, но когда записали первую партию роликов, поняли, что ошибались. и вовсе не расстроились по этому поводу. В любом случае наградой каждому можно считать моральное удовлетворение от полученного результата. кстати, «стихи» на бесплатной основе до сих пор крутят на канале «Брянская губерния». а ведь были варианты — заплатить за эфирное время…

— Из числа известных людей Брянска в проекте приняли участие актёр ТЮЗа, народный артист РФ Владимир Аверин, поэт Людмила Ашеко, автор «Капитана Селёдки» Сергей Непша, певица Сандра Лиманская…

Угримов: Практически все они сами выразили желание присоединиться к нашей команде чтецов. Мы не стараемся заполнить проект звёздными героями, просто даём возможность высказаться всем без исключения. Смирнов: Наш проект как раз тем и интересен, что в нём могут принять участие простые люди, искренне влюблённые в поэзию. Не артисты, не известности, а тот, кто умеет читать с душой. Иногда школьники, подростки, приходят на проект ради видео в соцсетях. И «Стихи» удовлетворяют эту потребность — высказаться, а с другой стороны — быть услышанным.

Самошенков: Раньше с экранов телевизоров стихи декламировали бородатые, заслуженные дядьки, а теперь — мальчики и девочки. Однажды мы записывали известного в молодёжных кругах столичного поэта — Диму Птицами, он был с гастролями в Брянске. Что говорить, прочитал качественно, профессионально, ролик соберёт много лайков. А была и другая история — мы поехали в дарковичский дом инвалидов и делали там сюжеты. Одна женщина читала стихи, которые, видимо, выучила ещё в детском саду, про Ленина, и получилось так искренне. И я не могу сказать, кто из них круче — Птицами или та женщина.

— Расскажите подробнее об этой истории…

Угримов: На старте проект «Стихи над городом» активно поддерживал департамент культуры Брянской области, на презентацию были приглашены актёры ТЮЗа, представители музеев, библиотек. Собралось порядка 40 руководителей различных культурных заведений не только города, но и области. После той встречи к нам подошёл представитель Дарковичского дома-интерната для престарелых и инвалидов, посетовал, что хотелось бы тоже почитать стихи, но вряд ли их подопечные смогут приехать на запись в областную библиотеку. При первой же возможности мы отправились в Дарковичи. Записали очень много и впервые сделали исключение: оставляли при монтаже то, что обычно вырезаем, — предисловия к прочтению.

Смирнов: практически каждый делал к своему стихотворению подводку. один мужчина читал сонет Шекспира и так это объяснил: «с высоты прожитых лет я смотрю на свою жизнь. У меня было много литературных предпочтений, а сейчас больше всего подходит Шекспир…» а другой так сказал: «я начну с великого поэта есенина, а потом, меня тут попросили, почитаю немножко своих стихотворений…» люди говорили настолько искренне, настолько непосредственно, что мы не смогли это обрезать при монтаже. я вот думаю, есть сейчас множество видеоблогеров, которые мелят на камеру чушь своими кривыми, картавыми языками. и есть люди в возрасте, одинокие, оставленные своими родными,— и говорят прекрасно, умно. Вот их бы я слушал бесконечно!

Американизация в действии

«Стихи над городом» — не единственный медийный продукт «Творческого объединения» в Брянске. С каким багажом вы приступили к его созданию? 

Угримов: совместно с региональным отделением изборского клуба мы работали над созданием цикла «имя Брянщины»: подготовили 20 видеороликов об известных личностях нашей области, в частности об александре пересвете, анастасии Вяльцевой, Дмитрии емлютине. В настоящее время продолжаем реализовывать проект «Герой нашей улицы» совместно с фондом поддержки гражданских инициатив. Это цикл документальных фильмов о брянских ребятах, погибших в чечне и афганистане. олег Визнюк (Брянск), Витя скобликов (Дятьково), лёша парычев (село тёплое, карачевский район) стали героями первых передач. а ведь биография одного лишь олега Визнюка достойна полного метра. просто пришло понимание того, что если сейчас мы не возьмём интервью у родственников этих героев, навсегда упустим целый исторический пласт. 133 брянца погибли в афганистане, 139 — в чечне. физически тяжело сделать фильм о каждом, а ещё сложнее найти финансирование, ведь каждая серия снимается на средства меценатов.

Мы столкнулись сейчас с редким культурным явлением: теле- и кинопродюсер александр роднянский привёл в своей книге «Выходит продюсер» такие данные: в 2009 году 50% всего мирового медиаконтента производилось соединёнными Штатами америки. Это фильмы, мультфильмы, сериалы, тВ-программы. как следствие, 50% образов, идеалов, героев — популяризируют во всём мире американскую культуру. и правда, кто они, герои нашего времени? стив Джобс, марк Цукерберг, капитан америка, человек-паук…

Что касается наших некоммерческих проектов, можно назвать полемическое шоу «серьёзные тёрки» и фестиваль живого и свободного творчества Rockerrovka, сопродюсером которого я являюсь.

Самошенков: На записи «серьёзных тёрок» собираются по 50–70 человек, ровно столько, сколько вмещает зал. мы стараемся выбирать нетривиальные темы. В студии, а затем в интернете проводится голосование. Недавний пример: обсуждалась тема «Ночные клубы: проблемы культурного отдыха или культурный отдых без проблем». оппонентами стали руководитель аппарата государственного антинаркотического комитета Брянской области максим Диордиев и александр алёшин, известный в городе, как DJ ICE. В независимом голосовании с отрывом почти в 200 голосов победил Диордиев. мы, если честно, даже немного удивились.

Смирнов: Результатом работы со «стихами» стала первая в Брянске ночь поэзии. В ноябре 2013 года мы решили выйти из интерактива — пригласили поэтов, фотографов, мастериц и музыкантов на вечер, а точнее, ночь поэзии в тЮЗ. До конца не были уверены, что событие вызовет интерес. В театре нам выделили одного гардеробщика и маленький уголок с вешалками. Но уже в самом начале вечера стало понятно, что этого недостаточно: число гостей на входе превысило 300 человек! Вечер получился атмосферным: выступали два джазовых оркестра, в том числе Брянский диксиленд. многие спрашивали, почему нет продолжения у этого события. согласитесь, нельзя за час прочитать стихотворный сборник. Для этого нужно время. Вот и нам не хочется «перекормить» поэзией город. иначе возникнет перенасыщение.

— Кто поддержал ваш проект?

Угримов: Отдельное спасибо хочется сказать директору департамента культуры Брянской области Наталье сомовой, директору Брянской областной научной библиотеки светлане Дедюля, а также нашему непосредственному куратору, специалисту библиотеки — ольге константиновой, а также всем тем, кто принимает непосредственное участие и поддерживает наш проект.

— Вы предлагаете жителям Брянска почитать их любимые стихи. Поделитесь и своими поэтическими предпочтениями.

Смирнов: Как поэт мне близок Уолт Уитмен, есть несколько любимых стихотворений из философской лирики тютчева, маяковского.

Самошенков: Мандельштам и его «паденье — неизменный спутник страха». особенно люблю финал: «Немногие для вечности живут,/ Но если ты мгновенным озабочен, /твой жребий страшен и твой дом непрочен!»

Угримов: Мой ответ — макаревич, и в частности, одно его коротенькое произведение: «Наконец-то я не моден!/сбросив груз и слов, и дел,/Наконец-то я свободен/от всего, чего хотел!/и никто костьми не ляжет/ На алтарь моей души,/и никто уж не прикажет:/ „Ну-ка, филька, чёрт, пляши!“/Дивный возраст! слава Богу,/что поспели пироги,/что ещё люблю дорогу/и уже раздал долги./Годы — пташки. люди — мошки./по проторенной дорожке/Не зовите — не пойду:/я играю на гармошке/У прохожих на виду».

Александра САВЕЛЬКИНА
Фото Михаила ФЁДОРОВА и из личного архива Виталия УгРИМОВА

6115