Стекло: нестандартный взгляд мастера

В свободное от основной работы время — ремонта счётно-вычислительной техники— инженер-конструктор по образованию и художник по призванию Игорь Куликов создаёт удивительные, по большей части философские и фантастические, работы из цветного стекла. И не просто работы, а полноценные предметы интерьера и ландшафтного дизайна: садовые инсталляции в технике Тиффани, интерьерные композиции с элементами арт-механики, оконные витражи, всевозможные светильники и многое другое. Мыслями о детском увлечении, переросшем в редкое направление творчества, народный мастер Брянской области поделился с «Брянской ТЕМОЙ».

Стекло как материал привлекало меня с детства. Помню, как в возрасте десяти лет пытался расплавить в духовке нашей городской квартиры осколки цветной стеклянной бутылки. Пока мама была на работе, включал духовку на полную мощь, посыпал стекло содой (знал, что она понижает температуру плавления) и ждал результата. Разумеется, ничего не получалось. Потом стал старше, знаний накопилось больше.

* * *

В детстве читал много фантастики. Любимые авторы — Клиффорд Саймак, Рэй Брэдбери, Айзек Азимов, Станислав Лем, братья Стругацкие и т. д. А ещё было много интересных журналов для любопытствующих юношей, например, «Моделист-конструктор», «Химия и жизнь», «Юный техник», «Техника молодёжи», «Наука и жизнь», «Знание — сила». Рисовать и конструировать начал ещё в школе. С тех пор в голове на стыке техники и искусства рождаются многие образы.

* * *

У меня была мечта стать архитектором, но так сложилось, что я окончил Северо-Западный политехнический институт по специальности инженер конструктор-технолог радиоаппаратуры. Но по жизни творчество всегда шагало рядом со мной.

Я экспериментирую в разных жанрах, стилях и с различными технологиями, стараюсь воплотить самые необычные идеи, будь то строительство дома, создание картины, инсталляции или светящиеся фантасмагории.

Первая «стеклянная» работа была довольно простой, примитивной: она представляла собой разрезанную бутылку в центре особой конструкции из деревянных планок и была похожа на мифический корабль «Летучий голландец». Сейчас ей уже более четверти века, но она до сих пор занимает почётное место в доме, притом что по уровню мастерства и задумке ей сложно тягаться с более поздними работами.

Цветное стекло — моё хобби. Очевидно, я и есть тот самый любитель — от слова любить.

* * *

Первые бутылки резал нихромовой проволокой. Оборачивал ею бутылку в нужном месте, пускал ток, проволока накалялась, поверхность нагревалась в течение одной-двух минут, затем я опускал стекло в холодную воду — получался красивый, ровный срез. Тогда я ещё не владел технологиями, у меня не было необходимых инструментов…

* * *

Изделия в технике Тиффани я увидел в середине 90-х годов прошлого века, когда вместе с женой Ольгой были в Америке. Авторские детали интерьера из стекла в технике Тиффани и фьюзинга особенно ценятся на Западе. И это понятно: взгляните практически на любую католическую церковь — окна обязательно будут декорированы витражами. Это часть их культуры, многовековая традиция, которая постепенно проникала и в домашний интерьер. Часто, оказываясь в домах наших новых американских друзей, я обращал внимание на предметы интерьера, в основном светильники и декор, выполненные в популярной технике Тиффани. Орнамент был довольно простым: растительные мотивы, стрекозы, бабочки. По внешнему виду сразу складывалось впечатление, что это фабричное изделие, штамповка, которую изготавливают из стекла с добавлением пластмассы. Стоят такие элементы декора недорого — чуть больше сотни долларов. Ручная авторская работа, разумеется, оценивается на порядок выше. Такие заказы могут позволить себе лишь обеспеченные люди и те, кто ценит искусство.

* * *

Серьёзно заниматься стеклом я начал с 2006 года. Когда в Брянск пришёл «нормальный» Интернет, продвигаться в творчестве стало намного легче. Один знакомый как-то  посоветовал найти в Сети мастер-классы и статьи, посвящённые технике Тиффани. Нашёл и понял, что самое главное достоинство этой техники — она пластична и даёт возможность создавать объёмные образы любой сложности. Это было именно то, что мне и нужно. И уже спустя несколько дней поехал в Москву за цветными стеклянными листами для витражей и специальной фольгой, придуманной некогда американским дизайнером Луисом Комфортом Тиффани.

Первая работа, выполненная в этой технике, — люстра Windows с изображением известного символа семейства операционных систем корпорации Microsoft. Это был подарок для сына, который с детства был увлечён компами.

* * *

Постепенно стал осваивать и другие техники: фьюзинг, склейка. Слово «фьюзинг» пришло из английского языка и переводится как «спекание, плавка». Стекло спекается в печи при высокой температуре и становится однородным, кусочки вплавляются друг в друга. «Фабричные» элементы фьюзинга, например, часто применяются для декора межкомнатных перегородок или раздвижных дверей в помещении.

* * *

Если фьюзинг близок к витражной технике, то склейка — несколько иное направление работы со стеклом. Нарезанные заранее кусочки склеиваются слоями: получаются объёмные конструкции. В своих работах я использую все три метода, часто их комбинирую. Однако метод — не главное. Важна мысль, идея. Как возникают идеи? Фильмы, книги, жизненные ситуации, в которые попадаешь, — вот источник вдохновения.

* * *

Изготовление декора из стекла — долгая и кропотливая работа. Ели речь идёт о технике Тиффани, то с каждым элементом необходимо проделать минимум 10–12 операций: расплавление в муфельной печи, чистка, обёртывание специальной фольгой, обкатка, затем детали собираются в конструкцию, их нужно спаять припоем, обработать специальным патинирующим составом. И таких деталей в изделии может быть более 500!

Я сам разрабатываю технологию, схемы и чертежи. Мельчайшие детали и форма — всё работает на общую идею. Поэтому каждая работа эксклюзивна, многопланова. Это не только предмет интерьера, но и концептуальная композиция. Дочь, наблюдая и часто помогая мне, тоже увлеклась стеклом, стала делать украшения и бижутерию, используя технику Тиффани и фьюзинг. На мой взгляд, у неё получаются интересные работы. Каждый день уделяю любимому занятию два-три часа.

* * *

Вещи из стекла могут быть очень практичными. Например, в нашем большом доме нет ни одного светильника фабричного производства, окно русской баньки украшает витраж, из бутылок изготовлены «горшки» для комнатных цветов, стеклом декорирован камин и, конечно же, в интерьере много инсталляций. Радующие глаз и приятные на ощупь, они украшают и создают уют. Всякое окружающее их пространство приобретает неповторимые романтические черты.

* * *

Мне интересно «оживлять» свои работы. В некоторых произведениях из стекла использую механику, которая реагирует на датчики движения. Одна такая объёмная работа — «Рыба Павлин» — стоит у меня в саду. При появлении гостей светящаяся в темноте рыба открывала свой зубастый рот. Но вскоре пришлось отключить датчик: люди попросту пугались.

В моих инсталляциях, картинах, предметах интерьера — часто повторяется образ рыбы. Это и фонтанчик «Рыба с зонтиком», и светильник «Рымантики» — рыбки, любующиеся звёздным небом, и движущаяся «Рыбка в очках». Это естественно: жена по гороскопу Рыбы, а я — Овен, упёртый и настырный. Поэтому, очевидно, нет ни одного произведения, которое я не закончил бы, а идеи подсказывает сама жизнь!

* * *

Садовые скульптуры украшают наш цветник (все они светятся вечером!), каждый прохожий обращает внимание. Одна из первых работ, которая была установлена, — «Птичка кулик-сорока». Это наш домашний талисман. Девичья фамилия жены Сорокина, моя — Куликов. Однажды я узнал, что на Дальнем Востоке живёт редкая птица кулик-сорока. Конечно же, я сделал стеклянный символ нашего союза, поставил длинноногую птицу в саду. Ландшафтные инсталляции не боятся ни дождя, ни холода. Единственный вредитель, как оказалось, — человек. Её украли! Пришлось делать копию…

* * *

Одно из моих любимых творений «Мнимое доминирование». Это дерево из стекла, на котором «растут» пять яблок. Три символизируют искусство музыки, литературы, театра, одно — 3D-изображение (так я назвал союз графических искусств, живописи и скульптуры), и одно — воспитание. Всё это необходимо современному человеку для полноценного восприятия окружающей действительности. Яблоки на дереве смотрятся очень гармонично. Из центра дерева, как бы доминируя над ним, вырывается вверх похожая на старые ТВ-антенны жёсткая конструкция — «дерево» логики, рационализма, символизирующее науку, прогресс, технику. Но и на нём начинает прорастать маленькое яблоко искусства. Считаю, что художественное, творческое начало есть даже в самой прагматичной сфере человеческой деятельности.

* * *

Стекло — удивительный материал с тысячелетней историей, его находят в раскопках древних городов и селений. Оно долговечное и прозрачное, легко принимает любую форму и цвет. Знаете ли вы, что заслуга Тиффани не столько в том, что он придумал особую ленту — фольгу для соединения элементов, а в том, что создал широкий ассортимент цветных стёкол, огромное количество оттенков и рисунков. Он даже добавлял в состав стекла кости животных, в которых содержится фосфор, известный своей способностью светиться в темноте. Однако оригинальные стёкла Тиффани стоят немало: цена за квадратный метр достигает 20 тысяч рублей.

* * *

Трэш-арт (от английского trash — «мусор») — это направление в современном искусстве, где задействован старый хлам, испорченные или использованные вещи, которые люди отправляют на свалку. Основателем этого стиля справедливо назвать немца Курта Швиттерса из Ганновера, который в 1918 году начал эксперименты в области абстрактного искусства, наклеивая на поверхность произведения обёртки от папирос, обрывки билетов и другие клочки бумаги с текстом, заменявшие обычные краски.

В наше время trash-art — это «альтернативное искусство», что-то  вроде протеста против шаблонов и правил. Достаточно популярное сегодня направление.

В 2011году я познакомился вплотную с этим искусством в Бостоне (США) на Openstudio ( «Открытая студия» — место, где художники разных направлений и стилей представляют свои работы, проводят выставки и мастер-классы). Полёт фантазии современных дизайнеров и художников этого направления увлекли меня. А формой для воплощения стала обыкновенная бутылка из зелёного стекла.

Правда, в Америке сложно найти пустые бутылки. На улице, как у нас, они не валяются. Приходя в гости, мы с женой просили хозяев отдать нам пустую стеклянную тару. И они относились с пониманием, ценили, что из их мусора может получиться арт-объект. Результатом стала выставка «Прогуливаясь по Бостону», которая была организована в Симонс-колледже. С помощью произведений из бутылок мы передали наши бостонские впечатления.

* * *

В каждой работе в стиле трэш-арт воплощена определённая идея. Приведу лишь несколько примеров. «Переходный возраст»: из бутылки вырастает цветок, разрушая своими корнями основание. Дети — цветы жизни. Согласно диалектическому закону «отрицание отрицания», они, вырастая, разрушают оболочки и устои, созданные предыдущим поколением.

«Не пара» — старый башмак мечтает об изящной туфельке, силуэт которой нарисован в его воображении и в воспоминаниях.

«Трудный период» — стеклянная рыба проходит сквозь бутылку, обнажающую, словно рентгеновский снимок, её скелет. Бутылка — символ жизненных испытаний, их преодоление накладывает свой отпечаток на внешний и внутренний мир личности. Такой сложной ситуацией может стать тюрьма, наркотики, алкоголизм и др. И существо, переживая трудный период, приобретает черты той системы, в которой пришлось побывать. А после выходит из испытания обновлённым. Такие периоды есть у каждого человека.

* * *

Биографию любого автора можно проследить в его творениях. Я увлекаюсь шахматами, дважды в неделю на протяжении многих лет встречаюсь с приятелем за шахматной доской. В шахматах есть такое понятие — цейт- нот, это когда не хватает времени. Идея одноимённой работы такова: игра поглощает, но в условиях ограниченности ресурсов: времени, средств, интеллекта, выдержки — может разрушить планы и надежды на победу.

«Скрипка Эйнштейна» — это ассоциативная метафора гармоничного соединения науки и искусства, полупрозрачная интерьерная инсталляция, выполненная в технике склейки. Альберт Эйнштейн был прекрасным скрипачом. Иногда на затянувшихся симпозиумах он говорил своим коллегам-учёным: «Хватит заседать, давайте я лучше сыграю вам на скрипке!»

* * *

Мы переживаем революционный момент перехода огромных массивов информации с бумажного носителя на электронный. Люди, разумеется, замечают это, но порой не осознают всей значимости происходящего. Скоро не станет бумаги в таком количестве, как сейчас. Традиционные книги станут раритетом, новые издания окажутся слишком дорогими для читателей. А электронная книга и цифровая информация уже стали нормой современной жизни. Этой идее посвящена инсталляция «Волнующий момент»: бумажная книга, как гребень океанской волны, выносит человечеству послание — бутылку с флешкой, где на цифровом носителе хранятся мегабайты информации.

* * *

Работ у меня около восьмидесяти. Часть из них находится в частных коллекциях в России и за рубежом, во Франции и США, на Украине и в Белоруссии. Стараюсь принимать участие в областных выставках и мероприятиях (Свенская ярмарка, фестиваль «Славянское единство»), организовал персональные выставки в Брянске, в Москве (Центр культуры и творчества «Нега», 2012 год), в Гомеле (областная библиотека, 2013 год). Сейчас проходит выставка в Музее дятьковского хрусталя.

Принимал участие в фестивале «Дни славянской культуры» в Русском доме в Берлине (2013), в выставках ARTWEEK в Москве (2012, 2013) и Санкт-Петербурге (2013), «Работа года» и «Образ Средневековья» (Санкт-Петербург, 2013, 2014). Приятно, что мои изделия привлекают внимание публики и профессионалов, удостоены дипломов победителя выставок ARTWEEK в Москве (2012, 2013) и Санкт-Петербурга (2013), Санкт-Петербургского творческого союза художников (2013, 2014).

* * *

В середине прошлого века в Германии в связи с началом всемирного угольного кризиса одна за другой начали закрываться шахты Рурского каменноугольного бассейна и работу потеряли десятки тысяч человек. В одном из шахтёрских посёлков люди стали заниматься различными видами творчества, начали организовывать открытые студии, устраивать фестивали и праздники. Это привлекло туристов, и жители этой деревни стали зарабатывать больше, чем во времена работы на шахте. Когда у нас закончатся ресурсы, придётся и нам взяться за креатив.

* * *

После возвращения из Америки мы организовали в Брянске открытую студию «ГРУША» (ГРУППА+ШАНС) по типу тех, которые проводятся в американских городах. Открытая студия — это общественная инициатива, которая позволяет непрофессиональным художникам, дизайнерам, фотографам заявить о себе и представить своё творчество. Открытая студия — это пространство для самовыражения и экспериментальная площадка для творческих людей. Хорошо, что наш Брянск становится более креативным городом, и каждый может внести свою лепту в этот процесс.

* * *

Идеи, которые меня увлекли в разные годы, материализовались в моих творениях. С их помощью я вступаю со зрителем в диалог: «Не всё так очевидно…». Предлагаю не только созерцать, но и вглядываться, чтобы разгадать идею, воплощённую, закодированную в той или иной работе. Мне нравится, когда задумываю одно, а получается гораздо глубже и интереснее. Есть в этом какая-то интрига, загадка, тайна. А если знать всё наперёд, жить становится скучно.

Александра САВЕЛЬКИНА
Фото Михаила ФЁДОРОВА и из семейного архива КУЛИКОВЫХ

6629

Добавить комментарий

Имя
Комментарий
Показать другое число
Код с картинки*