«Дружбе» — 50!

Подарочное издание с одноимённым названием готовится к выходу в канун полувекового юбилея магистральных нефтепроводов «Дружба».

В своём приветственном слове, открывающем книгу, президент ОАО «АК „Транснефть“ Николай Токарев поздравил трудовой коллектив и ветеранов ОАО «МН „Дружба“ с 50-летием и отметил: «Вы держите в руках книгу, которая рассказывает о полувековой истории нефтепровода „Дружба“. Это уникальное издание, вобравшее в себя бесценные архивные фотоматериалы, а также свидетельства тех, кто стоял у истоков легендарного нефтепровода — когда-то  Всесоюзной ударной комсомольской стройки, а ныне дочернего предприятия компании «Транснефть».

Николай Петрович подчеркнул, что «Дружба» — это не только тысячи километров нефтепроводов. Это прежде всего люди, которые связали свою судьбу с нелёгкой профессией нефтепроводчика. Каждый из них внёс свой вклад в то, чтобы название «Магистральные нефтепроводы „Дружба“ стало синонимом высокого профессионализма, самоотверженного труда и самых высоких стандартов качества.

Давая свою оценку сегодняшней работе, президент ОАО «АК „Транснефть“ особо отметил: «Дружба» постоянно растёт и развивается, являясь передовым предприятием отрасли не только в нашей стране, но и за её пределами. Благодаря коллективу и ветеранам МН «Дружба» остаётся кузницей высококвалифицированных кадров, участвует в реализации масштабных проектов, полноценно исполняет социальные обязательства, ведёт активную благотворительную деятельность».

Полвека — в фотографиях и воспоминаниях

В чём же уникальность книги «Дружбе» — 50»? Прежде всего в том, что под одной обложкой собраны воспоминания ветеранов, архивные документы, заметки из газет, уникальные фотографии, иллюстрирующие полувековой путь становления и развития ОАО «Магистральные нефтепроводы „Дружба“ — одного из старейших предприятий системы ОАО «АК „Транснефть“.

Каждое слово, каждый фотоснимок и воспоминание — живое свидетельство трудовых свершений и славных дел нефтепроводчиков. Это история о людях легендарной магистрали, об их неоценимом вкладе в развитие техники и технологии перекачки нефти, отраслевой науки, теории и практики нефтяного дела, в укрепление экономической безопасности России.

В исторических главах подробно изложена история становления известного во всём мире нефтепровода, рассказано о замечательных людях, связавших свою судьбу с уникальной нефтяной магистралью. Это те, для кого строительство и обслуживание нефтепровода стало делом жизни.

В книге подробно рассказывается о структуре предприятия, о его основных звеньях — районных управлениях, о наиболее значимых событиях в пятидесятилетней биографии нефтепровода, о личном вкладе в историю «Дружбы» первых генеральных директоров.

Ну и конечно, немалое место занимает повествование о сегодняшнем дне магистральных нефтепроводов «Дружба», которые реконструируются и технически перевооружаются. Продолжая славные традиции, на предприятии реализуются масштабные проекты.

Генеральный директор ОАО «Магистральные нефтепроводы „Дружба“ Олег Богомолов, обращаясь к читателям книги, рассказывает: «Труд нефтепроводчиков нелёгок. Мне иногда жалуется молодёжь на сложность и большой объём работы. И я всегда привожу в пример наших ветеранов: они часто вспоминают, как полвека назад зимовали в неотапливаемых строительных вагончиках, сутками работали в холод и зной на трассе строящегося нефтепровода. Сразу кажутся мелкими наши нынешние трудности и проблемы».

От первого лица

Мы хотим приоткрыть для вас дверь в огромный мир полувековой истории ОАО МН «Дружба» и познакомить с наиболее интересными воспоминаниями ветеранов — документальным свидетельством того, как огромный трудовой коллектив, объединённый единой целью, создал предприятие, которое по праву стало гордостью нашей страны.

Мария Сергеевна Ванюкова (трудовой стаж — 38 лет):

— Начало моей трудовой деятельности совпало с ярким событием, когда была доставлена первая нефть на НПС «Броды» 25 декабря 1961 года.

Чуть ранее, 16 ноября того же года, молодым дипломированным специалистом техником-электриком я прибыла в конечный пункт распределения НПС «Козево». Так далеко за всю жизнь не уезжала. На Урале остались родители, друзья, знакомые. Впереди ждала романтика незнакомых мест, интересная работа, новые впечатления. Можно было остаться работать поближе к дому, но разве возможно в двадцать с небольшим не мечтать о новой и непременно удивительной жизни! Поэтому заявление в учебную часть было написано по собственной воле, и три ближайших года мне предстояло провести на Украине, в Карпатах.

Реальность, как всегда, оказалась невероятно суровой. Снега по голову, грязь и холод. На неотапливаемой станции жили целый год.

О платье и модельных туфельках вспоминали очень редко, в моде был универсальный стиль одежды, непременным атрибутом которого считались валенки, ватные штаны и фуфайка.

Жутко скучали по родителям и непременно бы сбежали, если бы руководство предусмотрительно не отобрало по приезду диплом. Деваться было некуда, работы много, друг перед другом старались не ударить в грязь лицом, и все вместе осваивали совершенно новое дело, которое на всю жизнь связало судьбу с неф- тепроводом.

Киповцы рассказывали электрикам о приборах, электрики в свою очередь об электричестве, читали много специальной литературы (на дежурствах запрещалось читать художественную литературу, приходилось изучать научную). Как отца родного чтили начальника станции. Из всех развлечений для молодёжи организовали настольный теннис. Получился он на экстремальный лад, по-закарпатски, то есть играть в него можно было только в валенках.

Был ещё старый радиоприемник «Сокол» на батарейках. Через три года я не мыслила себе другой жизни, кроме как на нефтепроводе. Трудности быта компенсировало необъяснимое чувство единения, братства, настоящей дружбы. Поверьте, это не высокие слова. Спросите у любого ветерана, я уверена, что каждый отметит эту особенность. У нас не было бизнеса — было огромное увлечение работой на уникальном по тем временам техническом сооружении.

Горжусь тем, что начинала работать со ставшими впоследствии легендарными нефтепроводчиками, сегодня уже ветеранами, такими как Анатолий Анатольевич Андреев, Александр Викторович Матвиенко, Владимир Фёдорович Дикмаров, Анатолий Андреевич Обыденный. «Дружба» для многих из нас была как родной дом.

Александр Иванович Пейганович, с 1989 года до января 2006 года руководил ОАО «Магистральные нефтепроводы „Дружба“:

— Мне выпала великая честь более трёх десятилетий работать на нефтепроводе «Дружба», рядом с настоящими людьми, многие из которых сегодня носят почётное звание ветеранов. Благодарности достойны те, кто с самого начала трудился на одном из крупнейших в мире нефтепроводов. Это их умом и талантом достигается надёжность системы, выполняется главная задача, стоящая перед коллективом «Дружбы» — обеспечение бесперебойной транспортировки нефти, безопасности производства, исправная работа всех составляющих звеньев сложного технологического процесса. До сих пор люди говорят с уважением о первом начальнике «Дружбы» Витольде Рудольфовиче Райсе, о втором руководителе Петре Павловиче Белянинове, о таких высококлассных специалистах, как Василий Харитонович Галюк, Любомир Владимирович Пристай, Владимир Фёдорович Дикмаров, Николай Григорьевич Сухарев и других.

В самом деле молодыми специалистами пришли на «Дружбу» и стали здесь руководителями важнейших участков производства Анатолий Анатольевич Андреев, Геннадий Николаевич Русаков, Александр Викторович Матвиенко, Виктор Александрович Лизунов, Юрий Иванович Нестеров, Эдуард Николаевич Скачков, Анатолий Андреевич Обыденный, Александр Николаевич Братский и многие другие. Потомкам, судьям беспристрастным, ещё предстоит оценить то, что сделано ими.

За время работы случалось всякое: конечно же, приходилось участвовать в ликвидации последствий аварий на трубе… К примеру, возглавлял работы по ликвидации аварии на реке Даугава под Ригой. Это кошмар, который не дай Бог увидеть в самом страшном сне. Специальных механизмов тогда не было, ставили боновые ограждения с использованием соломы и проволоки с линий электропередач, вычерпывали мазут из реки вручную, остатки поджигали. Лично для меня это стало предостережением на всю жизнь. Мы создали службу спасателей, учили людей на курсах, организовали учения. Запаслись различными механизмами, аварийными средствами на случай беды. И всячески стремились её предотвратить. Ведь, что ни говори, труба пролежала в агрессивной среде десятки лет. Металл ржавеет, расслаивается. Устраняли дефекты методами монтажа маслонаполненных муфт, галтелных хомутов, приварки заплат, заплавки каверн и заменой трубы. В сезон восстановительных работ многие участки магистрали были похожи на гигантский муравейник.

С особой тщательностью работали на опасных в экологическом отношении участках нефтепроводов: переходы через реки, ручьи, овраги, железные и автомобильные дороги под неусыпным контролем, неисправности устраняли незамедлительно.

Говорят, что в философии человека труд занимает важнейшее место. Всё человечество живёт трудом: трудом мысли, трудом мускулов, трудом взаимопонимания, и взаимоотношении. Именно кропотливый, самоотверженный труд каждого положительно сказывался на результатах работы всего коллектива «Дружбы».

Такие заметные успехи не были бы возможны без опыта, накопленного целым поколением славных тружеников-ветеранов. Многие из них и сегодня, оставаясь в строю, служат примером добросовестного отношения к делу, отличаются как наставники молодёжи.

В жизни я достиг того, чего хотел, и чисто по-человечески радуюсь этому. Хотя в техническом плане, как говорится, нет предела совершенствованию. Потому и на заслуженном отдыхе постигаю неизведанное. Такова сущность человека — изобретать вечный двигатель. Или вечную трубу…

Я всегда старался помогать людям: в годовом бюджете нашего предприятия была оговорена сумма на благотворительные цели — чуть больше 2 млн. рублей. Помогали школам, больницам, детским садам. Реконструировали детский дом, в котором живут более ста сирот. Не забывали ветеранов войны. В общем, нам не стыдно за прожитое время…

Без лишней скромности скажу, что все мы верили в высокое предназначение «Дружбы» и были искренни в порыве всеобщего трудового энтузиазма.

Эдуард Николаевич Скачков, первый начальник Брянского районного управления, ныне председатель совета ветеранов ОАО «МН „Дружба“

— В ноябре 1964-го молодым специалистом я пришёл устраиваться на работу, и мне сразу же дали ключи от квартиры — так нужны тогда были здесь молодые кадры.

Мало кто знает, чем занималась тогда эта организация. Её специалисты были золотыми кадрами нового во всех отношениях нефтепровода. То есть современное оборудование — от задвижек, систем регулирования давления до телемеханики и систем защиты от волн давления при отключении НПС — проходило обкатку и ввод в эксплуатацию этими людьми. На многие станции пришли вчерашние сельские механизаторы. Им надо было показать, объяснить, как работает оборудование, как выполнять сложные технологические операции.

Пуско-наладку всех нефтеперекачивающих станций «Дружбы» делали с участием наших специалистов, вместе с нами учились и работали ставшие в дальнейшем руководителями Геннадий Николаевич Русаков, Александр Викторович Матвиенко и другие. Позже наш опыт пригодился, и специалисты комплексной лаборатории активно помогали в наладке оборудования на многих станциях в Сибири, Приволжском регионе и Краснодарском крае. С окончанием пуско-наладочных работ нашу лабораторию реорганизовали в специализированное управление по предупреждению и ликвидации аварий (СУПЛАВ). Некоторое время его возглавлял Николай Васильевич Мокеев, а затем руководителем назначили меня.

То, что НПС «Высокое» быстро стала российской станцией, есть и моя заслуга… Когда в период развала СССР разваливалась и «Дружба», нужно было получить согласие коллектива станции на переход под российскую юрисдикцию. В то время станция принадлежала Гомельскому районному управлению. И кадры больше тяготели к Белоруссии. Привыкли люди. Руководство во главе с начальником Григорием Гавриловичем Вороницким упрашивало, и они склонны были проголосовать за то, чтобы остаться в составе Гомельского управления. И тогда я пришёл на профсоюзное собрание. Говорил, убеждал, как умел.

Люди слушали, многие сомневались, но я убедил их, и коллектив проголосовал за присоединение к российской части нефтепровода (а в то время главным было решение общего собрания). С готовыми документами срочно выехал в Москву, в главк. А он тоже разваливался, доживая последний час.

«Давайте скорее ваши документы, а то мы сдаём печать» — сказала мне секретарша. Документы подписали, заверили печатью. Позже в Брянске окончательно оформили акт приёма-передачи, и станция стала российской.

На наш счёт после этого поступили первые рубли. Люди стали получать вовремя зарплату, начался новейший период в истории Брянского районного управления, которое я первым тогда и возглавил. Новое молодое управление набиралось сил, опыта. И, когда уходил на пенсию, оно передано Александру Николаевичу Савину в лучшем виде, подстать всей легендарной «Дружбе».

Но и на пенсии долго не усидел. Товарищи по работе избрали председателем совета ветеранов ОАО «МН „Дружба“.

Эта общественная работа не только ответственная, но и весьма хлопотная. Нужно заботиться о своих товарищах по ветеранскому корпусу, помогать и словом, и делом. Оценка моей работы видна в том, что недавно меня снова переизбрали председателем совета ветеранов предприятия.

Анатолий Анатольевич Андреев, бывший главный инженер «Дружбы», ветеран ОАО:

— На предприятие я попал по приглашению Витольда Рудольфовича Райса — первого руководителя нефтепровода «Дружба». Прибыл на НПС «Жулино» Львовского нефтепроводного управления. В 1964 году стал вторым в истории Мичуринского РНУ главным инженером после Александра Ивановича Кукушкина, который был назначен начальником управления. В этом же году на головную НПС «Никольское» поступила первая нефть. Это событие, значение которого трудно переоценить, было очень радостным для нас нефтепроводчиков.

В связи с пуском станции забот у нового главного инженера было множество, с решением каждой очередной производственной задачи возрастал опыт — участвовал в строительстве и вводе в эксплуатацию НПС «Лубна», «Становая» (Липецкая область), «Верховье» (Орловская область), «Аксинино» (Брянская область). На некоторых объектах, как например, при пуске НПС «Соседка», руководство «Дружбы» находилось безвыездно по 2–3 месяца.

Самое лучшее время для меня — это годы строительства нефтепроводов и начало эксплуатации «Дружбы-1», а затем «Дружбы-2». Было нелегко, но интересно. Темпы строительства поражали — в год сдавали по тысяче километров нефтепроводов, вводили в строй по девять НПС.

Люди, одухотворённые единой целью, трудились с небывалым энтузиазмом. Работали не за деньги, а за идею — просто не могли подвести товарищей, бригаду, страну…

Мы принимали нестандартные инженерные решения. И, чего греха таить, иногда не предусмотренные проектами. Вот тогда и пригодились институтские знания — и гидравлика, и сопромат, и черчение.

У меня до сих пор целы тонкие тетрадки с расчётами и от руки составленными чертежами будущих объектов. Всё выполнял в двух экземплярах — один отдавал для пользования специалистам в работу, а второй хранил как проектную документацию. Мы были молоды, стойко выносили нагоняи от начальства и часто действовали по своему усмотрению, старались делать всё возможное, чтобы система работала надёжно.

Геннадий Николаевич Русаков, бывшей заместитель генерального директора по товарно-коммерческой деятельности ОАО «Магистральные нефтепроводы „Дружба“:

— Когда меня спрашивают о том, как я сделал такую прекрасную карьеру, я всегда отвечаю: я не делал карьеру, я делал работу. Хорошо делал. Когда был молодым, не было понятия втереться в доверие, прославиться. В то время вводились новые и новые станции. Нужно было внедрять автомеханику и телемеханику, и мы это делали. Спать было некогда в 5.30 — на объект, в 21.00 — с объекта. И так всегда.

Говорят, что нефтепроводчик — профессия интересная, не пыльная… Но воду в ступе толочь, тоже дело не пыльное: Средневековье у монахов было такое наказание. И многие не выдерживали, с ума сходили. Пыли у нефтяников действительно нет, тем не менее проблем множество.

Но я всегда предпочитал работать ради работы, а не ради абстрактной цели. Главнее в жизни, чтобы была крепкая семья и чтобы второй семьёй был коллектив… Даже для нас — ветеранов на заслуженном отдыхе. Прихожу на «Дружбу» и вижу: здесь мне искренне рады. И на душе легко!

Нефтепровод «Дружба» был и остаётся одним из грандиознейших проектов в истории нашей страны. Предприятие сумело сохранить свой технический и кад- ровый потенциал даже в сложных условиях рынка. Выпущенная накануне 50-летия «Дружбы» книга адресована людям, присягнувшим магистрали, чьи имена сохранятся в памяти современников и в истории отечественного нефтепроводного транспорта.

Сегодня ОАО «Магистральные нефтепроводы „Дружба“ — это современное высокотехнологичное предприятие, которое уверенно идёт курсом инновационного развития, активно внедряет передовые технологии, применяет новейшее оборудование и методы работы, участвует в реализации важнейших социальных и экономических проектов.

Наталья ТИМЧЕНКО

1906