Ирина Тель: Ведический взгял на брянский народный костюм

Учёными-этнографами установлен факт: древние русские женщины владели особой обереговой магией — вышивая костюмы для себя, супруга или подрастающих деток, они вплетали в орнамент на ткани магические знаки-обереги. Схожие символы можно найти практически во всех сохранившихся народных костюмах, и при этом нет ни одного наряда, похожего на другие, — свои традиции были не только в каждом уезде или селе, но и в семье, роду. Подробности о магической силе брянского этнического костюма, а также о его уникальных особенностях «Брянская ТЕМА» выяснила у мастерицы-реконструктора Ирины Тель.

— Ирина, как получилось, что всю вашу семью объединил интерес к возрождению русского народного костюма: вы — шьёте этническую одежду, изучаете орнаментальную символику, ваша дочь Дарья — занимается ткачеством, ваш отец — разрабатывает и собирает ткацкие станки. Выходит, традиция передавалась из поколения в поколение?

— Вовсе нет, нашему общему увлечению всего-то два года. Отправной точкой стал праздник Купалы, на котором я вместе с мужем и дочкой побывала несколько лет назад. Не христианский Иванов день, а праздник Купалы, который отмечается в честь языческого божества и приходится на день летнего солн- цестояния. Масштабное празднество проходило в Подмосковье — там ежегодно собираются несколько тысяч людей, увлечённых древней славянской, языческой культурой. Тогда, во время подготовки к главному действу, мужчины и женщины разделились. Правнуки Перуна отправилась мастерить обрядовые сооружения, в том числе ритуальные костры — купалицы. Мы же оказались на женской половине и занимались одной из лучших женских энергетических практик — пением. Импровизированный хор состоял по меньшей мере из ста пятидесяти человек, а руководила им обрядодей из Рязани, этнограф, влюблённая в исконную русскую культуру женщина Светлана. И, что поразительно, она буквально за пять минут пробудила в нас с Дашей умение петь. А ведь пение — и есть одна из составляющих женской обрядовой магии, одно из важных сакральных действий — способ выражения себя и взаимодействия с окружающим миром. Что-то подобное затем случилось и с созданием народного костюма: видимо, открылась некая генетическая память, что-то   дремавшее долго внутри и проснувшееся от соприкосновения с родной культурой…

Некоторое время спустя я пригласила Светлану в Брянск, она провела несколько семинаров по энергетической практике пения, а потом на один из мастер-классов привезла приспособление для ручного ткачества — бердо, и показала самую простую технику, называется «перетыка». Даша сразу же увлеклась этим рукоделием, быстро освоила ткачество на бердо, причём самую сложную его разновидность — брань. Это когда каждая ниточка берётся отдельно согласно рисунку.

— А дедушку как удалось подключить к общему делу?

— Мой отец Юрий Васильевич — человек из разряда русских кудесников. По профессии он инженер, многие годы работал в городском водоканале да и сейчас по долгу службы занимается рационализаторской деятельностью. Его изобретения можно встретить по всему городу, например, в 90-е годы стали пропадать крышки люков, их, очевидно, воровали, чтобы сдать на металлолом, и папа придумал специальные защёлки, оберегавшие люки от покушений воришек. А один из его «частных» проектов — дом на колёсах, переоборудованный из обычной автомашины. Другими словами, когда мы обратились к отцу с просьбой смастерить станок, он только обрадовался этой идее.

Я нашла немецкий интернет-магазин, где продавались ткацкие станки: работают они по традиционному принципу, но более технологичны, более современны. Не зная языка, отец лишь по одним видеоинструкциям разработал чертежи и полностью собрал сложнейший 6-ремезный (с шестью рамами, куда крепятся нитки) ткацкий станок. Теперь осталось заказать в Германии недостающие комплектующие, и пора начинать осваивать новое производство. К слову, только первое бердо, тоже своего рода мини-станок, мы покупали, остальное — дело рук папы.

Древнерусский фэн-шуй

— Какие открытия вы для себя сделали, когда начали изучать историю народного костюма?

— Древняя русская традиция в том виде, в котором она дошла до нас, — это остатки древней магии. Нет, не подумайте, наши предки не разговаривали с лягушками на болотах и не катали по блюдцу наливные яблоки. Магия была обрядовой: с помощью системы оберегов люди защищали себя и своих близких, дом и хозяйство от негативной энергии.

Наши предки точно знали, с какой песней, в какой день и час начинать работать в поле, где должна находиться та или иная вещь в доме (эдакий древнерусский фэн-шуй!), какой орнамент должен быть на костюме женщины из конкретной деревни, определённого возраста и социального положения. Отсюда берёт свои корни ведическая культура, которая стала популярна в наши дни. Веды охватывают все сферы человеческой деятельности: от устройства космоса и божественных иерархий до того, как хлеб печь. Да и само слово «ведать» — синоним слова «знать». Видимо, наши предки знали побольше нашего и умели этими знаниями пользоваться…

— И какую роль в этой системе знаний играл русский этнический наряд?

— Одежда — часть нашей традиции, часть обрядовой магии. Главная функ- ция костюма — защитная. От грязи и холода она оберегала в последнюю очередь — с помощь специальных знаков, орнаментов, красной нити, особого кроя наши предки защищались от злых сил, неприятностей, бед.

Народный костюм сам по себе — вещь энергетически сильная. В процессе создания тканого полотна принимали «участие» практически все основные стихии. В рамках духовного туризма мы побывали на Мезмае, что в Краснодарском крае, и там познакомились с женщиной: она переехала в домик у горы из большого города и сейчас занимается возрождением русских традиций ткачества. Она сама выращивает лён и коноплю, отбивает снопы, делает пряжу, выбеливает её на снегу, сушит на солнце и только потом ткёт полотно. Я держала в руках такую домотканину: от одного соприкосновения по рукам бегут заряды!

Древняя технология ткачества тоже представляла собой магический обряд взаимодействия челнока, утка, нитки. А ещё это народная медитативная техника: когда женщина ткёт, она впадает в определённое, как бы мы сейчас сказали, трансовое состояние. И это позволяет по максимуму вплести в полотно позитивные мыслеформы: для мужа — богатства, для деток — здоровья, для девицы — любви, для воина — храбрости в бою.

В русской языческой традиции есть популярная богиня Макошь. Её образ связывают с прядением и ткачеством, а также с судьбой и ремёслами. Считается, что именно эта богиня плетёт полотно жизни каждого человека. Так и каждая древняя женщина, создавая полотно, старалась «вплести» в него счастливую судьбу для близких людей.

Женщины с комлепксами

— Ирина, в вашей коллекции этнических костюмов есть, например, мужская брянская рубаха. Какой исторический наряд был взят за основу этой реконструкции?

— Оригинал я обнаружила в хранилище Брянского краеведческого музея. Просто однажды пришла в это учреждение, объяснила, что шью костюмы, и мне позволили взглянуть на этнические наряды, собранные на территории нашего региона. Я очень благодарна сотрудникам музея за то, что разрешили поработать с коллекцией. Там же я нашла рубашку, которую впоследствии реконструировала, сделала точную копию.

— Насколько богатый материал хранится в краеведческом музее?

— Вопрос сложный. Во-первых, все элементы костюма датируются XIX–XX веками и это очень поздние работы. Многие обереговые элементы со временем изменили своё значение, а то и вовсе его утратили. Например, узор «дерево жизни» изначально содержал полную информацию о семье женщины, костюм которой это древо украшало. Можно было понять, сколько у неё живых и умерших родственников, проследить генеалогию вглубь на несколько коленей. А в более поздние века этот важный информационный и обереговый символ превратился в обычный симметричный цветочек.

Во-вторых, большинство костюмов в коллекции слабо описаны. Каждая губерния, уезд, деревня, имели свой вариант костюма; задачей одежды также было и отражение определённых жизненных процессов. Так, наряды замужней женщины, девушки и старушки, праздничные и будничные костюмы существенно отличались. К сожалению, этой информации не сохранилось, брянские костюмы не разложены по коллекциям, часть элементов либо утеряна, либо перемешана. Нет у нас такого: костюм Орловской губернии, Трубчевского уезда, села Жирятино, принадлежал семье N. Всё перемешано, всё имеет одно название — брянский костюм.

И, в‑третьих, наши внуки могут не увидеть 200-летних рубах и понёв. В музее нет специального помещения, где поддерживалась бы определённая температура, оттого народный костюм кое-где начинает покрывать чёрная гниль, разъедая ткань и рисунок на ней. Причём работники музея делают всё, что в их силах, пытаясь сохранить редкий исторический материал, и всё же не хватает ни средств, ни людских ресурсов…

— Какие особенности брянского народного костюма вы для себя отметили?

— Крестьянский костюм представлял собой традиционный набор элементов. Каждый элемент имел своё значение, символику и выстраивался в определённый комплекс. На Руси их было два: сарафанный и понёвный. На территории современной Брянщины преобладал второй тип.

— Из каких элементов состоял понёвный комплекс?

— Первое место среди элементов одежды крестьянок занимали рубахи: нижняя исподняя — «чёрная» и верхняя нарядная — «красная». Рубахи были предметом, используемым в магических обрядах и ритуалах, от рождения человека до его смерти. В нарядном костюме очень важную роль играл передник — запон ( «завеса»). Он не столько предохранял от загрязнения рубаху, сколько украшал женщину. Передник дополнял одежду крестьянки и являлся самой декоративной и богато украшенной частью русского костюма. Символом зрелости, физической активности служила набедренная одежда — понёва. Понёвы являлись прообразом будущей юбки, имели тёмную расцветку с преобладанием клетчатых тканей с учётом возраста (чем старше была женщина, тем темнее понёва).

На территории современной Брянщины известен самый древний вид понёвы — распашной. На поясе она укреплялась шнуром «гашником», по швам и по низу —обязательно украшалась вышивкой, кружевом, блёстками. Степень отделки вышивкой, ткачеством и другими материалами зависела от назначения понёвы. Повседневная украшалась значительно скромнее, воскресная — наряднее, праздничная была самой нарядной, её готовили долго и хранили всю жизнь. Случалось, что вес праздничных понёв достигал 5–7 килограммов, а весь комплекс включал до 40 различных элементов!

«У-У-УХ» и «А-А-АХ» по-брянски

— Какие орнаменты имели широкое распространение на территории современной Брянщины?

— Узоры вышивок и узорного ткачества берут своё начало в далёких языческих временах. «Городчатые ромбы», «лучеголовые всадники на конях», «ёлочки», волнистые и сплошные линии — и есть знаки-обереги. Их назначение — оберегать человека от злых сил, от «дурного глаза». Поэтому и украшали древние русичи те части одежды, которые были на виду: рукава рубах, передник, низ понёв, лобные повязки. Например, защитой для человека являлось вспаханное, засеянное и огороженное поле. Его изображение — косопоставленный «квадрат» с ответвлениями, разделённый внутри поля линиями, а точки внутри каждой ячейки — зёрна. Этот мотив так почитаем в Брянском крае, что присутствует во всех вышивках и узорах. Другой излюбленный мотив вышивки брянцев — символ «дерево жизни», символ продолжения рода человеческого. Удивительно, что многие орнаменты народных костюмов представляют собой диковинных птиц и животных, а порой даже нечто наподобие нашего представления о космических кораблях. Что это: плод воображения древних художников или отражённая ими реальность? Может быть, и впрямь гуляли по земле птицы дивные, которые в более поздние времена трансформировались в узорах в курочек и уточек…

— Каким орнаментам: стилизованным или архаичным отдаёте предпочтение при создании костюма?

— Стараемся воспроизводить музейные экспонаты, ищем среди них более древние, с геометрическими узорами, в которых сокрыт истинный сакральный смысл. Так, орнаменты для поясов Даша выбирает геометрические, более ранние. Каноны, обряды дошли до нас в искажённом виде, эти основы мы сейчас и пытаемся осмыслить. Стараемся не просто вышивать курицу на полотне, а соблюдать древнюю технику, цветовую гамму, место расположения на одежде, количество крестов в клюве и т. д.

— Существуют ли региональные особенности кроя у брянского костюма?

— Брянская традиция ярко выражена и в этнографии в целом. Например, есть своя особенность у обрядовой песни — в конце добавлять протяжное «у-у-ух!» или «а-а-ах!». Как диалектные слова это нам кажется привычным и вполне распространённым, а, оказывается, это наша древняя особенность! Что касается костюма, то его отличает от других наличие цельнокройного рукава, в то время как в других регионах бытовали рубахи с прямыми и косыми поликами. Современным «правнуком» цельнокройного рукава можно считать реглан, при котором рукав выкраивается вместе с плечевой частью переда (полочки) и спинки изделия.

— Крой одежды тоже имел обереговые свойства?

— Разумеется! Например, самые первые, архаичные рубахи из бесценного льняного или конопляного полотна были крестообразными: ткань попросту перегибалась пополам, прорезалась дырка для головы, обшивались рукава. Кроили ткань по минимуму, ширина рубахи составляла в среднем 4 полотна, размер которого в свою очередь зависел от ширины станка (а это 35–42 сантиметра). Получается, что русская рубаха — свободная и широкая. Сейчас люди этого не понимают: нас загнали в рамки кроеной одежды. А ведь наши предки каждый разрез на ткани считали местом потери энергии: нарушение целостности полотна влекло за собой нарушение мыслеформы, которую мастерица в него закладывала. Потому каждый разрез обрабатывали швом из красной нитки; красным был непременно оторочен подол и манжеты рукавов. Горловины в народном костюме были узкими — всего 35 сантиметров. Я поначалу отступала от правила, увеличивала этот объём при крое, а потом узнала, что узкая горловина закрывает 7-й шейный позвонок. Для женщины это важно, потому что там, говоря современным языком, находится эмоциональная чакра. Я считаю, что изучая знания наших предков, осмысливая их и осознанно применяя в ежедневной жизни, мы развиваемся, строим своё будущее в гармонии с природой.

— Создаёте ли вы украшения в русском этническом стиле?

— Даша ткёт герданы — грудные украшения в виде плетёной узорчатой полосы из бисера с геометрическим узором, завершающиеся бахромой. А ещё дочка изучает фольклор, поёт русские народные песни и при этом успевает учиться в столичном институте!

— Какие обереговые свойства костюма интересуют ваших заказчиков?

— Молодые женщины (которые составляют подавляющее большинство покупателей) интересуются элементами костюма с символами плодородия. А от мужчины, например, был заказ на обрядовую рубаху: он готовил себя в жрецы, ритуалы он проводит с помощью двух богов и ему нужны были орнаменты для привлечения божественных сил.

— Выступая как реконструктор народного костюма, добавляете ли вы в него собственные, авторские элементы?

— В 2012 году вместо конца света наступила эра Волка по славянскому календарю. Это время нарастающей мощи и силы, время информации и духовной нравственности. Цвет эры Волка — фиолетовый, русской обрядовой вышивке совершенно несвойственный. Но я иногда добавляю его в свои орнаменты. Уверена, древним женщинам, ведавшим толк в мироздании, эта идея бы понравилась!

Александра САВЕЛЬКИНА
Фото Михаила ФЁДОРОВА

7757