Вышла в свет новая монография профессора Николая Патова
С 2004 по 2011 год Николай Патов опубликовал 7 крупных монографий. За собственные научные труды проректор МПСУ в декабре 2011 года был избран действительным членом Государственной академии наук, а годом позже стал лауреатом премии Правительства РФ в области образования и науки. Новая книга Николая Александровича, как и многие прежние, посвящена формированию российской культурно-интеллектуальной элиты и впервые — максимально адаптирована для широкого круга читателей.
Новая, восьмая монография «Формирование культурно-интеллектуальной элиты в российских университетах» стала продолжением цикла крупных научных публикаций профессора Николая Патова. В 2005 году учёный защитил докторскую диссертацию, посвящённую мировоззренческой подготовке студентов на рубежеXIX — XX веков. А годом ранее вышла в свет первая книга цикла научно-теоретических работ, посвящённых проблемам формирования духовно-нравственного мировоззрения растущего человека — «История становления системы мировоззренческой подготовки студентов в отечественных университетах». Исследование этой темы продолжилось и нашло своё отражение в последующих работах учёного. Очевиден здесь и практический интерес Николая Патова: с 1999 года он является директором Брянского филиала Московского психолого-социального университета (МПСУ) и, по сути, сам на протяжении пятнадцати лет занимается формированием в Брянске культурно-интеллектуальных элит.
Новая монография посвящена вопросам формирования культурной элиты России в период, длящийся с началаXVII по началоXX века. Именно в этот период в стране появилось и окрепло университетское образование. И потому главное внимание в книге уделено тому, как влияли университеты на становление той культурной элиты, которая составила гордость страны в досоветский период её развития. Большое место в монографии отведено осмыслению феномена русский интеллигентности, которая в значительной мере есть порождение отечественного высшего образования.
В сегодняшней российской действительности все эти вопросы особенно актуальны. В 90-е годы страна переживала не только финансовый кризис, но и духовный, интеллектуальный. Это период страшного безвременья, когда людям некогда было задумываться о формировании интеллектуальных «сливок» общества: необходимо было просто выжить, прокормить семьи. Возможно, именно поэтому родились понятия «поколение 90-х», «потерянное поколение». Всего за десятилетие в нашей стране пошатнулись трёхвековые университетские традиции. В настоящее время учёное сообщество активно занимается их возрождением. Российское образование вновь переживает период укрепления и развития. Тем и интересна новая монография Николая Патова. Учёный осмысливает всё хорошее, чем была богата система российского образования, и показывает читателям возможность перенести эту действенную модель в реалии современной России.
Книга окажется интересна для представителей университетского педагогического сообщества независимо от сферы деятельности благодаря широкому взгляду академика на вопросы становления отечественного образования. Среди героев монографии — учёные, профессура, выдающиеся личности, проявившие таланты в разных областях знаний. Но главное, что всех их объединяет,— это те люди, которые и сами были частью интеллектуальной элиты страны и которые эту элиту формировали.
Логично задать вопрос: как научная монография, написанная соответствующим языком и в строго определённом стиле, не допускающем образные «заигрывания» с аудиторией, окажется интересной широкому кругу читателей, в том числе и студентам? Учёному Николаю Патову удалось найти ответ: в книге, к примеру, представлены главы, посвящённые неформальной жизни российских студентов разных времён и эпох, а также подборка во многом уникальных фотоматериалов.
Это и неизвестные портреты учёных, студенческие снимки, фото университетских лабораторий и т.д. Каждый студент, погрузившись в уникальное полотно новой книги, сможет найти для себя главный ответ: для чего стоит учиться в университете и что он сам желает получить от этого процесса.
Монография вышла в свет в конце мая, а первая апробация педагогических открытий учёного состоится в начале нового учебного года в рамках конференций, организованных Брянским филиалом МПСУ.
Софья ТРОФИМОВА
1849
Добавить комментарий