Трубчевский образовательный феномен

Трубчевскому аграрному колледжу, единственному в своём роде на Брянщине, досталось солидное наследство, родом из советских времён. В 1970 году учебное заведение было преобразовано в совхоз-техникум. С этого момента начинается период его расцвета. Параллельно создавалась инфраструктура хозяйства: Дом культуры, комплекс КРС, детский сад и другие социальные объекты, а также база самого техникума: пополнялись экспонатами музеи, строились новые учебные корпуса, расширялся и креп педагогический коллектив. И именно эта часть наследства досталась аграрному колледжу после распада Союза. Как руководству учебного заведения удалось грамотно им распорядиться, чтобы выжить в новой экономической ситуации, и попытались выяснить корреспонденты «Брянской ТЕМЫ».

Наличие практической основы, а именно собственно растениеводческого и животноводческого хозяйства, позволило Трубчевскому совхозу-техникуму крепко стать на ноги уже к концу 70-х годов. Из года в год повышалось качество обучения и бытовые условия преподавателей и учащихся, а месторасположение учебных корпусов и жилых зданий образовали хорошо ухоженный современный агрогородок.И до сих пор отлично продуманная система зданий, ухоженные аллеи и цветники, расставленные повсеместно бетонные скульптуры доярок с натруженными руками и прочих сельскохозяйственных специалистов создают приятное впечатление порядка. По одной из таких аллей и отправляемся в патанатомический музей, который некогда создавали студенты и преподаватели совхоза-техникума.

О редких собраниях и удивительных людях

Коллекция музея, прямо скажем, не для слабонерв- ных. Обычный зритель имеет полное право сравнить собрание экспонатов с кунсткамерой, зато для будущих профессионалов заспиртованные в банках зародыши животных, различные аномалии и патологии — ценное наглядное пособие, которое служит этой роли уже более трёх десятков лет.

— Прежде на базе нашего учебного заведения работали кружки по анатомии и физиологии животных, — пояс-няет лаборант Юлия Силкина. — После занятий студенты мастерили чучела, спиртовали биологический материал, который сами же собирали по колхозам и совхозам. Ведь прежде в округе было столько скота! Рождался, скажем, двухголовый телёнок или умирало от болезни животное — студенты отправлялись в хозяйство и забирали материал, чтобы впоследствии превратить его в наглядное пособие. Своими трофеями делились местные охотники. Отсюда — такая большая коллекция чучел, сделанных руками студентов. В середине 90-х коллекция музея перестала пополняться. Да и надо ли это теперь? Дети совсем другими стали. Всю информацию находят в Интернете. Но в музей всё равно многие посещают с интересом.

В этом же здании, этажом выше, с сохранившейся лепниной на потолке, но довольно скромным современным ремонтом — ещё один музей колледжа, исторический. Самый ценный экспонат в нём — Трудовое Красное знамя, награда за «успехи, достигнутые в подготовке специалистов сельского хозяйства, развитие сельскохозяйственного производства, выполнение планов 9-й пятилетки по производству и продаже государству продуктов земледелия и животноводства».

— 19 февраля 1976 года Указом Президиума Верховного Совета СССР наш совхоз-техникум был награждён орденом Трудового Красного знамени, — словно по написанному рассказывает смотритель музея, преподаватель общественных дисциплин Александр Регеда. — Из 28 подобных учебных заведений Брянской области только два были удостоены столь высокой награды: кокинский и трубческий техникумы.

Оказывается, в 1975 году совхозу-техникуму удалось получить беспрецедентный по тем временам урожай пшеницы — 40 ц/га. Ни одному другому хозяйству в регионе не удавалось прежде превысить этот показатель.

Смотритель музея перечисляет имена знаменитых выпускников разных лет: «1950 год — Николай Фёдорович Кукарекин, долгие годы возглавлял областное управление ветеринарии. В 1953-м наш техникум окончил Егор Павлович Ващекин, первый ректор БГСХА…»

— Что касается выпускников недавних лет, большинство из них с успехом трудятся в крупных сельскохозяйственных предприятиях Брянщины, окончили колледж и многие руководители районных сельхоз- управлений, — присоединяется к беседе заместитель директора по практическому обучению и трудоустройству студентов Светлана Пиреева.

— Так, неплохих успехов в карьере добился выпускник техникума — главный агроном «Брянской мясной компании» Виктор Ланцев, — тут же приводит пример заместитель директора по воспитательной работе Ольга Долгорукова и добавляет: — В настоящее время в колледже обучается более пятисот студентов с учётом заочного образования. Можно с уверенностью утверждать, что все ребята, которые решат остаться в профессии, — будут востребованы как специалисты в сельском хозяйстве.

С чёрно-белых портретов в витринах музея за ходом беседы внимательно следят производственники, преподаватели, заслуженные учителя СССР, авторы книг по трубчевскому краеведению и другие не менее достойные люди.

— На производстве прежде трудилось много ветеранов, — продолжает Александр Регеда. — Вот один из первых директоров техникума — Иван Иванович Хорошутин. Во время войны был главным ветеринарным врачом полка, участвовал в Ленинградской битве, дошёл до Берлина…

К слову, и сегодня коллектив аграрного техникума — это влюблённые в свою профессию люди, готовые тратить собственные силы и время на то, чтобы воспитать достойное поколение молодых ветеринаров, кинологов, агрономов.

Специальности новые — проблемы старые

Разговор о перспективах и возможностях колледжа вскоре продолжается в кабинете директора — почётного работника сферы молодёжной политики РФ, награждённого орденом Трудового Красного знамени, тремя медалями ВДНХ, в прошлом народного депутата СССР и главы администрации Трубчевского района Валентина Парачева.

— Валентин Петрович, какими достижениями отмечена деятельность вашего педагогического коллектива за последние годы?

— В первую очередь нам удалось сохранить учебное заведение сельскохозяйственного профиля, а также профессиональный педагогический коллектив во главе с завучем — заслуженным учителем РФ Лилией Данченко. Колледж имеет 3 учебно-лабораторных корпуса, 75 кабинетов и лабораторий, ветеринарную клинику, учебно-дрессировочную площадку, питомник для собак, стадион, современный автодром, спортзал, актовый зал, три компьютерных класса, библиотеку с читальным залом, два общежития, столовую на 100 посадочных мест, фельд- шерский пункт.

За это время мы дополнительно освоили и обучаем студентов по пяти новым специальностям. К ветеринарии и агрономии добавились кинология, охотоведение и звероводство, информационные системы, экономика и бухгалтерский учёт, земельно-имущественные отношения. Последняя — включена в общий перечень в этом году. Не секрет, что в районах остро стоит вопрос нехватки кадастровых инженеров, которые по идее должны быть в каждом сельском поселении. Сегодня люди по полгода стоят в очереди на проведение процедуры оценки земель и имущества. Со временем, благодаря появлению новой специальности, планируем восполнить этот пробел.

Дополнительно мы открыли 22 рабочие специальности. Наряду с основным образованием, которое получают наши студенты, можно выбрать любое дополнительное: водитель, тракторист, электрогазосварщик, оператор ЭВМ и т. д. Единственное, чего нам не хватает, — это инженерные специальности. Например, механик по ремонту и эксплуатации автомобильного транспорта, техник-электрик. Но нет средств, чтобы создать адекватную материальную базу для обучения по этим направлениям, хотя государством поставлена цель — выпускать специалистов среднего звена и профессиональной подготовки.

— Расскажите о довольно необычных профессиях, которым можно научиться в трубчевском колледже, — кинолог, охотовед…

— Как я уже сказал, мы располагаем собственной ветеринарной клиникой, учебно-дрессировочной площадкой и породами собак, необходимых для процесса обучения. А начиная со второго курса, каждый будущий кинолог заводит собственного четвероногого «напарника». Ежегодно на адрес колледжа приходит масса благодарственных писем из Вооружённых сил нашей страны, пограничных войск, пенитенциарных учреждений. Наши специалисты-кинологи в цене!

Есть и другая статистика: прежде образование имели не более 2–3% охотоведов региона, а с тех пор как открылась специальность, большинство из них прошли обучение в нашем колледже.

— Достаточно ли хорошо развивается ваша материально-техническая база, чтобы соответствовать уровню оснащения современных ветеринарных клиник, передовых хозяйств, где на «Белорусах» давно уже не пашут?..

— Клиники оборудованы хорошими операционными столами, аппаратами УЗИ, современными электронными микроскопами. У нас всего этого, к сожалению, нет. Но есть другое преимущество: в больших городах студенты постигают азы ветеринарии на манекенах, а у нас в распоряжении собственная клиника, где содержатся различные виды животных.

— То есть одна живая корова может стать тренировочным манекеном для пары десятков студентов в день?

— Нет, конечно же! Тренироваться они будут потом, на практике в хозяйствах. У нас же регулярно организуются занятия в клинике, где можно увидеть практически всех сельскохозяйственных животных. Был и такой случай: перевелась к нам одна студентка из Москвы, будущий кинолог. Полгода отучилась в столичном техникуме, а собаки ни разу не видела — всё на макетах.

— В одном только Трубчевске — 4 средних специальных учебных заведения: автомеханический, политехнический, педагогический и аграрный колледжи. Для вас это не проблема?

— У всех этих бюджетных учебных заведений есть две одинаковые специальности, связанные с экономикой и информационными технологиями. В перспективе, на- деемся, этот вопрос будет решён на уровне областного департамента образования и специальности будут переданы одному из колледжей. В регионе и так слишком много учебных заведений. Дети из материально обеспеченных семей, а также наиболее талантливые выпускники школ имеют возможность получать высшее образование в прес- тижных вузах. Мы же производим приём, как оказалось, на самые непопулярные среди абитуриентов специальности — агронома и зоотехника. Конкурс на них предельно низкий, и это, безусловно, негативно сказывается на естественном отборе студентов: зачислять приходится всех желающих. Хотя профессии эти, особенно в сельскохозяйственной Брянской области, очень ответственные и требуют высокой подготовки специалистов.

Наша главная задача — не разбрасывать по региону специалистов среднего звена, а готовить их для того, чтобы они могли поступить в сельскохозяйственную академию, получить в дальнейшем высшее образование. И те ребята, которые прошли нашу школу подготовки, ценятся вузами вдвойне.

Профессия по принципу «два в одном»

— А что делаете, чтобы привлечь талантливых студентов в свои ряды?

— Развиваем инфраструктуру, вводим новые актуальные специальности и дополнительные образовательные услуги. Например, в этом году завершили строительство современного автодрома, который соответствует всем новейшим требованиям. Теперь он единственный такой во всём районе.

Все наши специальности, в том числе экономические, предусматривают наличие в образовательной программе основ определённой рабочей профессии. Например, это может быть продавец непродовольственных товаров, кассир торгового зала, тракторист, оператор машинного доения, ветеринар-санитар…

— Что нравится вам в современных студентах?

— Прекрасно владеют компьютером, умеют самостоятельно находить информацию, легко осваивают технику, с удовольствием проходят практику на лучших фермах региона, потому что находят там новейшие технологии. Это им интересно!

— Валентин Петрович, а как для себя выбрали аграрную профессию?

— Для меня природа и деревня всегда были основой жизни. Пока учился в курском сельскохозяйственном институте, старался каждый месяц приезжать в родное село, чтобы вкусить той романтики, которая впоследствии и привела меня в колхоз. Работал поначалу агрономом, затем главным агрономом, а после получил предложение возглавить колхоз имени Ульянова. В арсенале предприятия на тот момент было всего 4 механизатора, одна разбитая машина и два гусеничных трактора. Спустя годы нам удалось достичь уровня опытного экспериментального хозяйства, на базе которого нередко проводились всесоюзные, областные и районные семинары.

— А педагогическая деятельность, отмеченная впоследствии госнаградами, как появилась в вашей био- графии?

— Когда у хозяйства появился статус экспериментального, у нас была организована собственная лаборатория, где работали учёные и аспиранты сельхоз- университета. Мы осваивали новые методы и технологии, например, впервые опробовали бригадно-семейный подряд. Тогда и началась для меня работа со студентами…

Со временем я защитил кандидатскую диссертацию на тему «Урожай и качество зерна озимой пшеницы в зависимости от крупности семян, сроков и доз внесения минеральных удобрений в услових Брянской области». Впервые было доказано, что в наших условиях можно получать пшеницу высоких хлебопекарных качеств с содержанием клейковины более 30%, когда прежде этот показатель не превышал 15–20%.

И сегодня мы делаем всё возможное, чтобы подготовить прекрасных молодых специалистов, способных, как и мы когда-то , к новым трудовым свершениям и покореннию вершин в непростой сфере сельского хозяйства.

Софья ТРОФИМОВА
Фото Михаила ФЁДОРОВА и из архива Трубчевского аграрного колледжа

5967