Модный дом: взгляд архитектора Крымина

Писатели, именитые и не очень, частенько используют описания интерьеров в качестве социальной и психологической характеристики своих персонажей. К примеру, находим у Пушкина в «Евгении Онегине» перечисление того, что украшало «кабинет философа в осьмнадцать лет». В просторной комнате читатель — строка за строкой — обнаруживает «всё, чем для прихоти обильной торгует Лондон щепетильный» и «что в Париже вкус голодный… изобретает для забав, для роскоши, для неги модной». И мы вдруг понимаем, что г-н Онегин — человек в моде искушённый, он в курсе всех, как бы мы сейчас сказали, тенденций и трендов. Логичен вопрос: как сделать так, чтобы человек, зайдя в ваш дом, даже не обладая навыками поэтизировать действительность, сразу осознал: он находится в очень модном владении, созданном со вкусом и по всем архитектурным и дизайнерским правилам. Ответ на этот вопрос и попытался найти корреспондент «Брянской ТЕМЫ» в беседе с известным архитектором Владимиром Крыминым.

— Владимир Николаевич, мода — гражданка коварная, изменчивая: предугадать её предпочтения очень сложно, а дом строится пусть и не на века, но на десятилетия уж точно! Что, на ваш взгляд, означает понятие — модный дом? Где грань между мимолётностью тенденций и желанием заказчиков обладать интерьером на пике моды?

— В понятии «модный дом» много составляющих. И в первую очередь — это грамотно организованное пространство. Оно должно быть крайне удобным и психологически подходить человеку, который в нём находится: одни предпочитают студии, другие систему кабинетов и будуаров. И каждый по-своему прав. Получается, что модный дом — это жилое пространство, где сценарий грамотно выстраивается с учётом потребностей домовладельца, а также требований и правил современной архитектуры. Например, вы переступаете порог квартиры и попадаете в прихожую — это первое впечатление, где важны все детали, в том числе какой в помещении будет свет. Затем оказываетесь в гостиной, где царствует простор. Архитектор, дизайнер должен так выстроить пространство, чтобы происходила смена впечатлений, но не было резких контрастов. И это никакая не метафизика — всего лишь уверенная игра стилем и использование прописных истин дизайна.

Другая важная составляющая понятия «модный дом» — правильный выбор стиля интерьера, которому в идеале должно подчиняться всё: от мебели и настенных покрытий до пледа на диване, штор, аксессуаров. Модным всегда назывался тот дом, в котором до конца выдержан стиль. Даже если речь идёт об эклектике, смешении различных направлений, все детали и элементы интерьера обязательно должны гармонировать друг с другом.

На мой взгляд, понятие современной моды в интерьере не имеет привязанности к определённому времени. Так, к примеру, барокко зародилось в Европе в конце XVI века, но и современный дом, выполненный в этом стиле, до сих пор в тренде, даже если это будет точная копия, скажем, итальянского барокко XVII века. И такими же модными окажутся сверхсовременные параметризм, лофт, хай-тек. Но, согласитесь, создать такой интерьер самостоятельно очень сложно, а порой и вовсе невозможно. Поэтому, стоит предположить, что модный интерьер — это дизайн пространства, созданный руками профессионала.

Дизайнерский и стильный

— И всё же, наверняка, существуют стили в дизайне интерьера, с обустройством которых прекрасно справится и непрофессионал…

— Пожалуй, это в первую очередь классицизм, современное переосмысление классики. В журналах, посвящённых дизайну интерьера, можно обнаружить много интересных и простых для воплощения примеров. В специализированных магазинах легко найти детали: карнизы, колонны, капители. В мебельных салонах представлены целые коллекции в стиле классицизм. Многие компании производят лепнину из полиуретана. Такой интерьер собирается, словно конструктор, из разрозненных деталей. Ошибиться с ним сложно, и только профессионал с первого взгляда поймёт, что, к примеру, карнизы приклеены вверх ногами.

Прост в исполнении и современный стиль модернизм. Не путать с классическим модерном! Когда-то это был стиль неожиданный для своего времени: когда вокруг сплошь и рядом классика и барокко — и вдруг появляются творения Антонио Гауди в архитектуре, полотна Альфонса Мухи и Густава Климдта — в живописи. Так и повелось называть этот стиль французским словом moderne ( «современный») или art nouveau ( «новое искусство»).

Если же говорить о модернизме, авангардном стиле нашего времени, то его отличительные черты — свобода (отсюда, наверное, и любовь к квартирам-студиям), лёгкость, использование современных материалов.

Однако, повторюсь, в идеальном интерьере всё должно быть подчинено общему сценарию. Верно говорят: деталь — душа архитектуры. И, не обладая специальными знаниями, можно, например, неверно использовать цвет в оформлении пространства. Скажем, кухня в синих тонах — это моветон. Лучше использовать другие цвета, более тёплые, вызывающие хороший аппетит и стимулирующие к приятной беседе во время вечерних посиделок. Существует и такое понятие, как психология цвета. Так, для оформления детской лучше отдать предпочтение оттенкам зелёного, этот цвет умиротворяет, настраивает на спокойный лад. Или же сама природа подсказала идеальное сочетание для ванной: голубой и золото, море и песчаный пляж.

— А какие стили, наоборот, сложно реализовать самостоятельно? О наличии каких подводных камней невозможно узнать из модных журналов?

— Таких стилей, прямо скажем, большинство. Возьмём, к примеру, хай-тек. Суть его заключается в том, что технические элементы становятся деталями интерьера. Трубы, вентиляционные шахты не скрываются, а напротив, облагораживаются, вписываются в интерьер. Чтобы такой декор «заиграл», а не выглядел инородно, нужно обладать развитым природным чутьём, вкусом. А вот профессиональный дизайнер сразу поймёт, почему под потолком нужны две трубы, а не одна, почему важна парность в конкретном пространстве. Секрет в том, что на вооружении у специалиста есть знания о шаге, ритме, метре и других критериях, по которым выстраивается пространство.

В лофте важно видеть и подчёркивать контрасты. Непрофессионал может не почувствовать разницы, почему именно металл сочетается с «рваным» камнем. Даже в минимализме непросто сделать практически пустое пространство уютным: чтобы не было ничего лишнего, и при этом пребывание в такой среде оказалось комфортным для жильцов. В минимализме важно грамотно подобрать малейшие оттенки цвета, играть плоскостями, пропорциями стен и проёмов. И мебель годится только «правильная»: из стекла, пластика, металла, дерева. Всё должно быть очень лаконично! Это, знаете, как нарисовать идеальный круг без использования специальных инструментов. Расскажу одну историю, которая произошла несколько сотен лет назад с великим итальянским художником Джотто. Римский папа пожелал украсить самыми прекрасными фресками базилику Святого Петра. Папа послал своего придворного искать лучшего в Италии художника. Многие живописцы показывали придворному свои картины, иные просто расхваливали сами себя. Но придворный, боясь гнева римского папы, всё искал и искал необыкновенного художника. Когда он приехал во Флоренцию, явился к Джотто и рассказал ему о папском поручении. «Сейчас я покажу вам, как я пишу!» — ответил Джотто. Он взял лист бумаги, кистью нарисовал на нём совершенно правильный, безукоризненный круг и вручил лист изумлённому посланцу понтифика. Когда римский владыка увидел круг и услышал рассказ придворного, то спросил: «Неужели это сделано без циркуля?» — «Джотто при мне делал это рукой!» — был ответ придворного. Папа покачал головой и, наконец, вымолвил: «Ну, значит, Джотто самый ловкий и талантливый художник. Мы поручим ему расписывать стены базилики Святого Петра». Говорят, когда другой европейский живописец Альбрехт Дюрер услышал эту историю из уст своего учителя, он помолчал, нервно пошевелил пальцами правой руки, а потом вдруг извлёк из ящика большой лист бумаги, угольный карандаш и быстро круговым движением провёл по бумаге. Круг оказался идеально ровным. Это и называется мастерство!

Экологичный и технологичный

— Владимир Николаевич, а какая техническая начинка должна быть у модного дома? Есть ли минимальный набор бытовой техники, сантехники, элект- роники, которым обязательно должно оснащаться подобное жильё? Скажем, домашний кинотеатр в отдельном помещении, система «умный дом», гидромассажная ванна определённого размера и с определёнными функциями…

— Конечно же, такого списка быть не должно. Каждый наполняет свой дом техникой, исходя из собственных желаний и предпочтений. Но есть детали, которые придают помещению уют. Например, электрокамин — очаг, работающий от электросети. Наилучшее решение для тех, кто не желает бороться с гарью и думать, куда выходит дым. Электрокамины горят ярко, выглядят как настоящие и очень удобны в эксплуатации. Плюс для здоровья хорошо: электрический очаг — это прекрасный увлажнитель воздуха, т. к. роль живого пламени в нём играет подсвеченный водяной пар.

— Поговаривают, что в перестроечный период богатыми интерьерами принято было считать дома, где кровать — обязательно с золотыми вензелями, диван — в коже, а хозяин — в малиновом пиджаке. Можно ли сказать, что в нашей стране этим давно переболели?

— Да, но и сегодня «золотая» кровать может стать роскошным украшением модного дома, если вписать её в интерьер стиля ар-деко или барокко. Кстати, ар-деко — сложный, интересный стиль. Здесь важно правильно расставить акценты, когда, например, на фоне шершавой штукатурки может возникнуть шикарная рама с вензелями, вмещающая в себя огромное зеркало или портрет домовладельца.

Что касается кожи, то этот материал до сих пор является символом респектабельности, состоятельности хозяина жилища. Проще говоря, если интерьер должен выглядеть на миллион в валютном исчислении, тут уже без кожи не обойдёшься. Однако всё чаще жители современных городов отдают предпочтение другим, более практичным, удобным материалам. Хороший вариант в этом плане — стильные льняные чехлы для мебели.

Натуральные материалы преобладают и в корпусной мебели, изготовлении полов, настенных покрытий, кухонных гарнитуров и дверей. Возглавляют список натуральный камень, цельная древесина, и, наоборот, пластик, ПВХ уходят на второй план. Даже белорусские производители мебели полки и внутренние перегородки в шкафах изготавливают из цельной древесины сосны, декорированной сверху шпоном.

Хотя иногда искусственные материалы вполне могут конкурировать с натуральными. Например, искусственный камень. В основном его используют в отделке фасадов, но в последнее время всё чаще применяют и для украшения внутреннего убранства дома. Скажем, когда технически нельзя использовать натуральные материалы, имитация кирпичиков успешно справляется с задачей декорации стен. Лёгкий сам по себе и очень простой в укладке этот материал даёт возможность воплотить любую дизайнерскую задумку. А разнообразие фактур, форм и широкая цветовая гамма позволяют применить его в интерьерах, выполненных в самых разнообразных стилях.

— К слову, какие новинки предлагают производители настенных и напольных покрытий, потолков?

— Уникальных новинок не так уж и много. Все материалы для отделки интерьеров давно придуманы, совершенствуется лишь технология изготовления, расширяется ассортиментный ряд. Так, в отделке полов используется натуральный камень, паркетная доска, кожа, плитка со всевозможными принтами, наливные полы — всё это есть в магазинах Брянска. Желающим получить эксклюзив остаётся лишь первыми обнаружить новые коллекции на стеллажах и в каталогах. А если что-то появляется новое, хорошие продавцы, точно знающие предпочтения своей аудитории, стараются поскорее представить продукт на суд истинных ценителей. Но, ещё раз повторю, даже самая очаровательная плитка или великолепные английские обои могут затеряться в интерьере, если обустройством пространства займётся непрофессионал.

— А двери? Существуют ли универсальные требования моды в этом направлении?

— Всё опять же зависит от стиля. Если он современный, созданный в квартире студийного типа, то это вообще могут быть раздвижные перегородки из матового стекла. Доходит до того, что спальня, ванная и туалет объединяются в одно помещение с помощью стеклянных дверей. Главное, правильно оборудовать мощную вытяжку, чтобы излишки влаги не попадали в жилое пространство спальни.

— Может ли красивая резная дверь стать самостоятельным элементом в интерьере? Другими словами, должна ли она привлекать к себе внимание?

— Иногда этого требует стиль — восточный, индийский, колониальный. Но такой смелый шаг всегда должен быть осмысленным. Ведь функция двери весьма утилитарна: доступ воздуха, защита от нежелательного вторжения, ограничение входа в помещение. Витраж в этом случае может быть уместен, а витиеватая резьба хороша, только когда это оправдано. Например, в доме есть кабинет, где владелец жилища хранит какую-нибудь уникальную коллекцию предметов, для него очень ценных. Тогда дверь становится символическим обозначением своеобразной сокровищницы. Но если это всего лишь вход в ванную или кухню, зачем измываться над дверью?

Эксклюзивный и фантазийный

— Во всём мире стало модным разбирать старинные здания, судоверфи и даже винные бочки, чтобы сделать, к примеру, из вековых досок дорогущую винтажную мебель или уникальные напольные покрытия. В вашей практике случались подобные проекты?

— Для одного дома в викторианском стиле специально из Великобритании заказывали кирпич, оставшийся после разборки старинного дома. Контейнер ждали более полугода. Облицовочный кирпич с «историей» обошёлся заказчику в круглую сумму, но это того стоило! Мы получили истинное творение времени — старый, обшарпанный, с отколами кирпич. Ни одного ровного края! Но, чтобы он гармонично смотрелся на фасаде, пришлось даже придумать особую кладку, словно это паркет, уложенный по-советски ёлочкой. Кстати, потом этот метод, правда, уже с использованием имитации я применил при реконструкции ресторана «Челси» в Брянске.

— Обязательно ли модный интерьер должен состоять из элементов импортного производства? Есть ли в России фабрики и мастерские, способные конкурировать со своими иностранными коллегами?

— На сегодняшний день великолепную мебель производит брянская фабрика «Катюша», больше известная как «DMI Дятьково», которая по качеству и исполнению может запросто потягаться с иностранными брендами. Сегодня это один из лидеров российского рынка, хорошо известный за пределами нашего региона. И это всего лишь один из примеров…

Если поставить перед собой задачу — создать модный дом из отечественных материалов — как минимум на пятьдесят процентов реализовать эту задумку у вас получится. Исключения составляют, наверное, только декоративные покрытия, краски, настенные покрытия. В этом направлении российские фабрики пока отстают, зато в крупных магазинах рядом с чешским хрусталём развешаны превосходные люстры от небольших российских фабрик, двери и полы наши фабриканты научились делать давно, а отечественная мебель и потолки и вовсе способны перещеголять зарубежных коллег. Смело могу заверить: иностранным материалам можно найти достойные российские аналоги.

— А каким был самый необычный аксессуар, который вы предложили своим заказчикам в качестве завершающего штриха?

— Как раз недавно одну такую интересную деталь удалось изготовить. Заказчик пожелал видеть в интерьере полуметровый барельеф из натурального камня — изображение Тауэрского моста. В качестве материала был выбран песчаник, только брянские мастера, к сожалению, не справились с поставленной задачей, пришлось обращаться к столичным специалистам.

А ещё раньше, около двенадцати лет назад, мне предстояло придумать начало для лестничной композиции в классическом интерьере. Поначалу я поставил на вакантное место традиционную скульптуру Венеры. Так бы и осталась в интерьере древнеримская богиня, если бы не выход в прокат очередной части кинотрилогии «Матрица». В том фильме была лестница, которая начиналась с двух огромных скульптур, плавно переходящих в перила. Вдохновился, Венеру убрал. Но чем заменить? Долго думал, а потом как-то попросил одну из работниц на стройке, штукатура-маляра, немного попозировать: посадил, выбрали нужную позу, затем соорудили из куска целлофановой плёнки накидку, свободный край которой обвивал перила. Затем с разных ракурсов сфотографировал живую скульптуру и передал снимки в мастерскую. Скульпторы, недолго думая, пригласили «модель» к себе, сделали необходимые слепки и изготовили истинный шедевр. Получилось, что у края лестницы сидит стройная полуобнажённая девушка, накидка развивается на ветру, а край «ткани» нежно обвивает перила.

Что год грядущий нам готовит?

— Владимир Николаевич, совсем скоро наступит Новый год, а это, как известно, лучшее время подводить итоги. Чем в профессиональном плане вас порадовал уходящий 2014-й?

— Начнём с того, что в настоящее время ведётся активное строительство важного для меня объекта — дома в редком по нынешним меркам стиле барокко в пригороде Брянска. Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развёрнутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, колонны, пилястры, виньетки, медальоны, лепные, переплетающиеся карнизы. Большинство старинных зданий в Вене, Праге, Мюнхене, входящих в туристические маршруты, построены именно в этом стиле. Два года я работал только над эскизами для этого проекта. В отделке не будет никаких штукатурок — только натуральный камень. На прилегающем участке в полтора гектара расположится система каналов и фонтан, увенчанный скульптурами, появятся мощные въездные ворота и соответствующий ландшафтный дизайн. Работая над воплощением этого архитектурного замысла, я открыл для себя новый материал — фасадный фибробетон. Из него по моим чертежам в мастерской изготавливали сандрики (небольшие лепные карнизы), колонны, розетки, балясины. Фибра — это микроарматура, равномерно армирующая бетон во всех плоскостях, повышая его прочность, ударостойкость. Толщина стенки фасадной лепнины — около 3 сантиметров, притом что конструкция получается очень крепкой. Прежде деталь по индивидуальному эскизу можно было изготовить только из гипса, но это не лучший фасадный материал — тяжёлый, много впитывает влаги. Так что тоже интересное получилось открытие!

И наконец 2014-й год порадовал появлением в Брянске новых специализированных салонов. Один из них — клуб любителей керамики «Ильинъ». Его создателям удаётся подбирать свежие, неизбитые коллекции. К слову, интересные варианты обнаруживаются не в классических линейках, а в современной интерпретации покрытий: крупноформатная плитка, напольный декор, имитирующий «мятое» зеркало, ржавый металл, кожу.

— Киноманы ожидают в новом году выхода очередной части полюбившегося фильма, читатели — нового романа известного писателя, владельцы бутиков — модных коллекций от именитых дизайнеров. А что ждёт от нового года архитектор?

— Архитектора, конечно же, порадуют новые интересные объекты. Надеюсь, удастся реализовать задумку — кафе в восточном стиле. В настоящее время ведутся переговоры с заказчиками. Хочется, чтобы это было отдельно стоящее здание, словно перенесённое в Брянск из древнего Самарканда, — с резным камнем и цветной плиткой в отделке фасада, с традиционными для Востока вытянутыми окнами, толстыми стенами, куполом на крыше, через который будет поступать свет, угловыми башнями, также увенчанными куполами. Что ж, частичку настоящей Германии нам удалось привнести в Брянск, когда в городе появился ресторан «Августин». Уверен, что и восточная сказка горожанам тоже придётся по вкусу.

— Интернет рекомендует встречать год козы таким образом: украсить дом в бирюзовых, пастельных, бежевых, чуть искрящихся тонах; обязательно повесить у входа колокольчик, чтобы привлечь удачу; поставить в различных уголках квартиры деревянные скульптурки, а в процессе приготовления праздничных блюд обязательно использовать зелень. Поделитесь и вы своим рецептом, как правильно встретить Новый год.

— Давайте поразмыслим логически. Коза даёт пух. Из нежнейшего козьего пуха вяжут платки — знаменитые оренбургские или урюпинские, откуда я родом. Возьмите красивую кружевную шаль из бабушкиного сундука, натяните на подрамник и получится превосходный декоративный элемент для украшения дома к празднику! Дорогие друзья, счастья и удачи вам в Новом году!

Софья ТРОФИМОВА
Фото Михаила ФЁДОРОВА и из архива Владимира КРЫМИНА

4177