Ольга Долгая: «Настоящее искусство заставляет сердце биться сильнее»
Быть художником-реалистом сегодня крайне немодно. Оказывается, такая творческая позиция не выгодна в коммерческом плане: сложно поставить на поток академически прописанные натюрморты, над которыми мастер работает по нескольку месяцев, а то и целый год. Хорошо продаются другие картины — усреднённые, адаптированные под запросы зрителя, простые, резкие, эпатажные. Но разве главное достоинство истинного искусства — быть продаваемым? Об этом и не только на страницах «Брянской ТЕМЫ» рассуждает художник-реалист Ольга Долгая.
Художник-реалист — самый честный в творчестве человек: перед собой, перед зрителем, перед Богом. Ничего не придумывает. Пишет так, как видит действительность глаз любого здорового человека. И если реалист талантливый, он умудрится сделать работу такой, что она запомнится, западёт в душу.
* * *
Я живу по своим принципам, идеалам, считаю, что занимаюсь правильным делом, иду верной дорогой. Но, оказывается, для некоторых моя живопись является конъюнктурой, отстоем.
Меня иногда спрашивают: «Зачем вы всё так детально прописываете?» Ощущения складываются такие, как если бы
Хотя что такое импрессионизм по сути? Тот же реализм, одно из его направлений. Взять хотя бы Эдуарда Мане, Эдгара Дега — они имели классическую школу и в новом течении оказались как сыр в масле: так легко играли формой! А их последователи, которые ничего не умели, всего лишь нашли удобную лазейку и до сих пор ею пользуются. Это, говорят, искусство, тут понимать надо! А если разобраться: искусство ли? а надо ли понимать?
* * *
Мы с Сашей, моим мужем,
* * *
Реализм — это создание образа реальности на холсте, перенос, но не буквальный, фотографический, а переосмысленный автором. Взгляните на полотна Яна Вермеера — ну фото же! Подходишь ближе и вдруг видишь, что это всё — мазки.
Однажды меня обвиняли, что я пишу по принту с фотографии. Оказалось, не верится некоторым, что можно так писать с натуры. Будто фотографирую натюрморт, распечатываю на холсте и сверху слегка прохожусь кисточкой, а то и вовсе покрываю принт специальным лачком. С тех пор делаю фото всех этапов работы. Писать по принту для художника профессионального уровня это нонсенс. Это несвобода, ты становишься рабом напечатанного на холсте изображения. Не говоря уже о том, что выдавать такую работу за живопись — просто мошенничество.
* * *
Художник Константин Коровин ставил перед собой три серых холста, совсем немного отличавшихся друг от друга по тону и цвету. И он искал эту разницу. В карандашном рисунке добивался такой точности тона, что, глядя на изображение, можно было понять, какого цвета предметы. Мне этот подход нравится, здесь я нахожусь в своей стихии.
* * *
Интернет-сообщество иногда обвиняет меня в том, что я «гламурю» свои натюрморты: использую в них красивые предметы. Приговаривают: «Нет бы, взять стакан! Селёдку!» Мне писать простые натюрморты скучно. Но у каждого художника свои склонности и предпочтения. К тому же красивые предметы намного сложнее написать искусно, чем простые. Ведь простой предмет трудно испортить, а красивый может быть «убит» одной ошибкой.
Однако некоторым художникам нравится искать красоту в простом и иногда рождаются истинные шедевры.
Вильям Николсон написал замечательный натюрморт «Серебряная урна и красный сундучок, обтянутый красной кожей». Буквально три-четыре предмета и получился шедевр. Я глаз не могла оторвать: как можно увидеть и написать такую красоту!
* * *
Когда я училась в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, ни у кого не возникало претензий к академизму работ. Потому что таким было всё окружение. И вдруг я попала в совершенно иную среду, где академизм в живописи считается работой на конъюнктуру, коммерцией. Мысль о том, что ты просто любишь академическую живопись, у людей почему-то даже не возникает.
* * *
«Коммерческая» живопись — та, которая должна понравиться потенциальному покупателю. Такие работы изначально делаются с расчётом, что их купят. Главный стимул — деньги. Сюжеты одни и те же: обнажённые женщины в позах спиной к зрителю, якобы виртуозные цветы и натюрморты в лихой манере. Тренд такой — куда ни кинь, он всюду…
Ещё во времена импрессионистов люди догадались, что на картинах можно хорошо зарабатывать, если писать по нескольку работ в день. С тех пор постепенно формировался конвейер раскрутки имён и стилей. Теперь и Поллок искусство, и Мунк.
А Вермеер, живший в XVII веке, за всю свою жизнь написал около сорока картин, из которых найдено только 35. Много его на аукционе продашь? А Рембрандта?
Вообще, как ни странно, и у художников, и у около художественной публики самый главный вопрос сейчас — деньги. Мне иногда говорят, что я тоже поставила работу на поток. Но постойте, какой конвейер, когда рождается всего одна-две-три картины в год?! Например, одну из своих последних— натюрморт «Рисующая на воде» — писала 9 месяцев. Это как ребёнка выносить.
* * *
Я долго его ставила, две недели, всё сидела и смотрела на предметы, не зная, что с ними делать, а озарение никак не посещало. Предметы красивые, все как на подбор, всё хочется написать, а втиснуть в один натюрморт, естественно, не получится, да и не нужно. Глаза разбегаются, а отбор делать надо. И вот, в какой-то момент я просто изменила положение одного предмета — и всё стало вырисовываться, и очень быстро нашлось решение.
* * *
Чем больше рассматривала натюрморт, тем явственнее проявлялся его смысл, хотя, казалось бы, должно быть наоборот — сначала идея, потом постановка. Стало понятно, что предметы создают сказочное действо, где главное действующее лицо — кукла, восточная красавица. Для неё веер стал лодкой, стол, покрытый стеклом — поверхностью воды, складки полосатой ткани — волнами и разводами на воде, остающимися от плывущей лодки. Головки цветов превратились в кувшинки, вазы виднелись, как сказочные башни, слон стал верным другом и слугой для своей госпожи, и всё это на фоне ночного неба со звёздами и созвез- диями. Так для меня натюрморт превратился в композицию-сказку…
При первом взгляде на работу мы видим фрагмент антикварной лавки с довольно вычурными восточными предметами, цветами, куклой на фоне тёмного тюля с золотистым узором — здесь нет никаких лодок, кувшинок, воды и неба в звёздах. Ощущение какой-то внутренней жизни должно возникать само, если она, конечно, есть в натюрморте. И это уже решать зрителю, что именно он тут увидит.
* * *
Сложность многослойной живописи в том, что ты не можешь сразу взять в полную силу и цвет, и тон. Для этого всегда сначала пишется этюд. А на картине в процессе работы всё находится в промежуточном состоянии и приходится просчитывать, что и в какой последовательности будет меняться и как это в итоге должно выглядеть. Нельзя «перетемнить» и лучше не «пересветлять», нельзя «перецветить» или уйти в грязь и монохром. Перед глазами — лишь полуфабрикат, который ты представляешь в готовом виде и всё время сравниваешь с тем, что есть на данном этапе. В каждом предмете всегда есть своя «заковырка», надо её обязательно понять, иначе результатом не будешь доволен. А девизом картины стала старая китайская муд- рость: кому суждено рисовать, тот будет рисовать, даже ложкой на воде.
* * *
Из всех моих работ самая памятная для меня — «Натюрморт с самоваром», написанный в 1997-м, в студенческие годы.
Писался он в маленькой комнате общежития, во время летних каникул методом проб и ошибок. Сколько открытий было сделано тогда! До сих пор пользуюсь этим опытом и наработками. Я так выложилась, что даже заболела. Пришлось лечь в больницу. В итоге не успела сделать задание по композиции, и мне пришлось вместо него выставлять на просмотр этот натюрморт. Мы часто гадаем, а что было бы, если бы мы поступили иначе? Изменилась бы цепь событий: и хороших, и плохих? Наверное, я сделала глупость. Натюрморт в качестве задания по композиции не прошёл. Мне поставили двойку, лишили стипендии и, забрав работу, поместили её… в музей академии. Потом пришлось пересдавать композицию…
* * *
Ещё одной этапной работой для меня стала «Свенская ярмарка». Мы тогда жили в однокомнатной квартире, а работа была шириной больше двух метров. Я, когда писала её, огораживала себя всяческими коробками, чтобы мой полуторагодовалый сынишка Егорка не мог ко мне пролезть, так он был под присмотром и одновременно не мешал работать. А он карабкался по этим коробкам, но ничего не поделаешь — надо писать.
По крупицам собирала материал, какие костюмы могли быть у гостей этого большого торгового фестиваля, какие нравы. Вычитала даже
Большое спасибо моему наставнику, преподавателю художественной школы Валерию Васильевичу Комарову. Он отвёл меня в краеведческий музей и даже
Эта работа стала настоящим экспериментом для меня. Хотелось, чтобы красный цвет доминировал, играл. Против всех технических правил я использовала в качестве подкладки флуоресцентный акрил. Хотя и великий Рембрандт толок хрусталь и добавлял его в крас- ку, чтобы добиться эффекта сияния…
Я писала «Ярмарку» полтора года. Заказчик хватался за сердце: почему так долго?! А ведь побыстрее — это без поиска. Побыстрее — это исключительно ради денег. Но постойте, а работа с натурщиками? А костюмы? Сбор материала, композиционные поиски? Иногда приходится объяснять, что я медленно пишу, я тихоход и надо подождать.
* * *
Я пишу в основном натюрморты, это моя любовь и страсть. Не могу спокойно пройти мимо красивых предметов или посуды. Надо сказать, что профессия натюрмортиста довольно затратная. Не хочется, чтобы одни и те же предметы кочевали из одной работы в другую. Поэтому приходится себя периодически «баловать» покупкой дорогой посуды и прочими совершенно не нужными в повседневной жизни безделушками. А сколько живых цветов я сгубила! Как-то купили азалии, очень дорогие, пока ставила натюрморт, цветы завяли. Пришлось нести из магазина новое растение, а параллельно разбираться, как подольше сохранить ему жизнь. Даже льдом обкладывали, и всё равно ещё пару цветов пришлось прикупить…
* * *
Я всегда знала, что стану или маляром, или художником. В детстве рассматривала карандашные рисунки в альбомах моих дядюшек и мамы. Они не были профессиональными художниками, рисовали исключительно для души. Мама собирала книги по искусству, с репродукциями Серова, Репина, Васнецова, были в домашней коллекции и галереи нескольких музеев. Чудесной рукодельницей слыла в округе моя бабушка, которая всерьёз занималась вышиванием и, наверное, передала мне свою усидчивость. Так по наследству ко мне перешла и любовь к искусству.
С малых лет точно знала, что буду учиться в художественной школе, затем поступлю в училище, а когда поступила туда, знала, что поеду учиться в Москву. Так, словно по накатанной, и вышло.
* * *
Чтобы стать учеником художественной школы, в те времена полагалось выдержать серьёзные экзамены. Вступительные испытания я прошла, но особых успехов в живописи поначалу у меня не было. И только в училище
* * *
Очень важно для ребёнка, какой человек будет его первым педагогом. Мне в этом смысле очень повезло. В художественной школе моими первыми учителями, оказавшими на меня наибольшее влияние и заложившими фундамент того, что я из себя представляю сегодня, были Владимир Викторович Храменков и Валерий Васильевич Комаров. Хотя, надо отдать должное, что в нашей Брянской художественной школе вообще уникальный преподавательский состав. Тот редкий случай, когда под одной крышей собираются люди беззаветно преданные своему делу и по-настоящему любящие детей.
И в училище мне в этом смысле тоже очень повезло. Там я попала под крыло к двум замечательным педагогам — Николаю Ивановичу Надеину и Евгению Николаевичу Антонову, благодаря неусыпному вниманию и муд- рому руководству которых моё пребывание в училище было одним из самых счастливых периодов в жизни. И даже после окончания школы и училища наши отношения никогда не прерывались, я всегда могла рассчитывать на их поддержку и совет в трудных ситуациях. Этих людей я могу назвать своими вторыми родителями в искусстве.
* * *
Мне нравятся разные направления в искусстве, не только реализм. Бывает, смотришь на картину и понимаешь, что работа хорошая, художник талантливый, композиция выстроена правильно, вроде всё благополучно, но… она оставляет тебя равнодушным. А вот если при взгляде на картину сердце начинает биться сильнее, то это и есть настоящее искусство!
Александра САВЕЛЬКИНА
Фото Михаила ФЁДОРОВА и из архива Ольги ДОЛГОЙ
7281
Комментарии
Добавить комментарий
татьяна 14.08.2022 19:23:54