Скоро в школу!

Подготовка к школе — одна из самых волнующих и острых тем, особенно для тех родителей, чьим детям предстоит в ближайшее время идти в первый класс. Их волнение понятно, ведь поступление в школу — это переломный момент, кардинальным образом меняющий весь образ жизни ребёнка.

Надеюсь, что эта статья поможет папам и мамам будущих первоклассников.

Беспечные, беззаботные, наполненные играми деньки сменяются «взрослой» жизнью с множеством требований и ограничений. Теперь ребёнок должен систематически и напряжённо работать, чётко соблюдать режим дня, подчиняться строгим правилам школьной жизни, выполнять требования учителей, заниматься зачастую не тем, чем хочется, а тем, что определено школьной программой. Чтобы процесс подготовки к школе и будущая адаптация к школьной жизни протекали с наибольшей пользой для ребёнка, начинать эту работу надо заранее и вести её постепенно, учитывая особенности вашего малыша, ведь у каждого своя схема развития. Многие родители полагают, что для подготовки их чада к школе достаточно научить его основам математики, чтения и письма. Так ли это? «Быть готовым к школе не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе значит быть готовым всему этому научиться!» — считал детский психолог Александр Венгер. Это верно! Чтобы ребёнок правильно понимал и усваивал основы школьной премудрости, сначала необходимо развивать его мышление, память, внимание, воображение, восприятие и речь. Развитием познавательной сферы ребёнка нужно начинать заниматься как можно раньше. Если с детства мы будем воспитывать эрудированного, творческого человека, то в будущем, вероятнее всего, он таким и станет.

Отвечайте почемучкам

Самым лучшим способом совершенствования познавательных процессов являются развивающие упражнения, найти которые нетрудно в специальной литературе для родителей, издаваемой сегодня в достаточном количестве. Они помогут вам узнать, чем заниматься с дошкольником и как справиться с тем, что у него пока не получается. Вы можете дать волю своей фантазии, выполнять задания, предложенные педагогами, или придумывать свои — в любом случае ребёнок будет взрослеть, набираться жизненного опыта и уверенности в своих силах. Показателем интеллектуальной зрелости ребёнка можно считать уровень его общей осведомлённости, его кругозор и эрудицию. Поэтому не жалейте времени для бесед с ребёнком, отвечайте подробно на все его вопросы и задавайте свои.

Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух. По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать. Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

Ум на кончиках пальцев

Как можно больше читайте ребёнку сказок (и не сказок тоже)! Их полезно именно читать, а не смотреть — так развивается образное мышление. Обязательно обсуждайте прочитанное. Попытайтесь выяснить, как ребёнок понял содержание сказки или рассказа, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет. Важный показатель, на который обязательно обратит внимание ваш будущий учитель — это развитие речи. Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребёнка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать. Очень полезно учить ребёнка строить несложные рассуждения, делать выводы из прочитанного, увиденного, услышанного, используя выражения: «потому, что»; «если, то»; «поэтому». «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев», — так говорил замечательный педагог Василий Сухомлинский. Развитие мелкой моторики не менее важно, чем развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Развитие тонких движений кисти руки напрямую связано с развитием больших полушарий головного мозга, а значит, чем точнее и тоньше движения руки, тем лучше развивается мозг. Развить мелкую моторику помогут лепка, работа с ножницами, конструктор с мелкими деталями, паззлы, аппликация, рисование, вязание, мозаика, пальчиковые игры. Полезно предлагать ребёнку задания на дорисовывание предметов, на обведение намеченного точками изображения, штриховки. Проявите фантазию, но не перестарайтесь, не перегрузите ребёнка — и обучение точным движениям карандашом по бумаге превратится в увлекательную игру. Очень важным качеством будущего школьника является произвольность, т. е. способность выполнять достаточно длительное время не очень интересное для него задание. К началу систематического обучения дети уже должны уметь сознательно подчинять свои действия правилам, ориентироваться на школьные требования (делать не только то, что хочется, но и то, что требует учитель). Развить у ребёнка произвольное внимание помогут детские журналы и книжки, в которых много заданий типа: «Найди отличия между картинками», «Запутанные дорожки», «Что здесь лишнее», «Что перепутал художник», «Найди недостающие детали» и т. п. Они интересны детям и очень полезны для развития произвольности. Главное, чтобы задания соответствовали возможностям вашего ребёнка.

Давайте жить дружно

Зрелость эмоционально-волевой сферы также подразумевает способность ребёнка справляться со своими отрицательными эмоциями. Понаблюдайте за тем, как ведёт себя ваше дитятко во время игры со сверстниками или со взрослыми. Проявляет ли тревожность или раздражительность? Как реагирует на критику его действий? Продолжает ли игру, если у него что-то не получается? Проявляет ли чрезмерные эмоции, если проигрывает? Умение слушаться, умение следовать определённым правилам проще всего вырабатывается в процессе игры. Вам помогут всем известные игры: «Дочки-матери», «Съедобное- несъедобное», «Море волнуется», а также настольные игры. Ведь в них заложена необходимость действовать так, как определено правилами. Не менее важно для будущего первоклассника и умение общаться со сверстниками и взрослыми. Стремится ли малыш к общению, умеет ли договариваться, уступать в игре, мирно выходить из конфликтных ситуаций? Помогите ему советом или личным примером, если возникают проб- лемы в общении. Ведь в школе ему предстоит самому устанавливать контакты с одноклассниками и учителем.

Не «хочу», а «надо»!

Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребёнка соответствующих мотивов обучения: т. е. отношение к учёбе как к важному, значимому делу. Давно известно, что заставить ребёнка учиться невозможно, если он сам этого не захочет, ведь всегда приятнее что-то делать по собственному желанию. Мотивационная готовность к школе начинается с хорошего отношения ребёнка к самому себе и веры в возможность быть лучше. Большое влияние на мотивацию оказывает и то, что и как говорят родители о школе, что поощряют в поведении ребёнка. Главное, что могут и должны родители, — это верить в своего ребёнка, хвалить даже за самые маленькие победы, поддерживать и помогать в случае неудач. Побольше искренности и оптимизма! Малыш всегда видит, насколько приятно и интересно взрослому общаться с ним. А ощутив безразличие, он перестанет проявлять какую-либо активность. Почаще говорите ребёнку, что у него всё получится, но для этого надо приложить старания. А вы всегда будете рядом. И даже если у него что-то будет выходить не так, то обязательно получится потом. Последовательно, шаг за шагом ваш малыш будет получать жизненный опыт и приобретёт уверенность в своих силах. Если рядом взрослые, которые не жалеют времени для ребёнка, с развитием всё будет в порядке. Подготовка ребёнка к школе — задача не из лёгких. И от того, как вы эту задачу решите, будет зависеть, какой станет для ребёнка эта неизвестная и загадочная, заманчивая и трудная школьная жизнь.

Я желаю вам решить эту задачу на пять!

Татьяна ПАЛЯНИЧКА, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», г. Брянск Фото Михаила ФЁДОРОВА

1854