Дизайн-проект: Ремонт «не миллион» в условиях кризиса

В прошлом году ремонт в своей 11-комнатной питерской квартире закончила актриса Анастасия Мельникова — та самая следователь Абдулова из сериала «Улицы разбитых фонарей». Процесс длился более 10 лет. «Нельзя женщине делать ремонт. Любой нормальный мужчина воспринимает женщину как идиотку, которую можно обмануть», — признавалась актриса журналистам. И действительно, то мешок цемента ей продавали по цене двух, то пришлось сменить три (!) бригады строителей, отличившихся в деле «лени и воровства». Как результат — катастрофические расходы, растраченные впустую нервы и упущенное время. О том, как избежать подобных неприятностей и сделать достойный ремонт, несмотря на растущий курс валют, «Брянской ТЕМЕ» рассказала известный дизайнер Елена Шеболаева.

— Кажется, что идеальный ремонт — это как в программе «Квартирный вопрос», когда владельцы жилища отправляются в незапланированный отпуск, наслаждаются общением с близкими людьми, а в это время профессиональный дизайнер и его команда занимаются обустройством и декорированием пространства. В принципе, роскошные интерьеры брянских квартир создавались похожим образом: дизайнер сочинял проект и вплотную занимался его воплощением. Елена, изменился ли подход к ремонту с оглядкой на текущую экономическую ситуацию?

— Я всегда была сторонником того, что коль уж человек обращается к услугам дизайнера, ведение проекта и авторский надзор он должен доверить профессионалу. Поэтому так важно выбрать именно своего дизайнера, как друга, психоаналитика, парикмахера. От психологической совместимости зависит 70% успеха в реализации проекта. Ведь наша цель — не просто создать шикарный интерьер, а сделать жизнь человека в нём комфортной, органичной и счастливой.

Каждый из нас индивидуален, каждый — целая вселенная, и интерьер просто обязан стать гармоничным продолжением личности. Однако всегда важно учитывать границы ответственности дизайнера и необходимого участия заказчика в процессе ремонта.

— Какие же существуют варианты?

— Если психологическое совпадение заказчика и дизайнера, а также схожесть взглядов на красоту, стиль и комфорт близится к 100%, это прекрасный пример того, что заказчику можно полностью избавить себя от «ремонтных» хлопот и жить в собственное удовольствие, ожидая скорого заселения в идеальную квартиру. Чтобы понять это, стоит ответить на один простой вопрос: «Хочет ли дизайнер самореализоваться благодаря участию в этом проекте или искренне желает применить все свои таланты и знания для создания интерьера, который поможет человеку раскрыться, отразит всю суть его натуры?» Если ответ на вторую часть этого альтернативного вопроса положительный, пожалуй, можно полностью довериться профессионалу.

Второй вариант тоже прекрасен: если имеешь дело с творческой личностью, одно удовольствие работать вместе с заказчиком! Когда у клиента нет желания полностью контролировать ремонт, но есть вполне оправданное стремление стать участником процесса сотворчества.

Не каждый домовладелец должен разбираться в тонкостях архитектуры, знать, как лучше сделать перепланировку или каким поставщикам мебели отдать предпочтение. Всё это прерогатива дизайнера, на вооружении которого опыт, знания, специальное образование, мастерство. Согласитесь, самому «интерьер, как с картинки» сделать непросто. Да и не нужно это!

К сожалению, мы совершенно утратили традицию создания жилья… Хотя наши давние предки такими знаниями обладали в совершенстве и обустраивали своё жилище согласно особым правилам, которые позволяли строить нечто уникальное и исключительно индивидуальное. Особое значение придавалось тому, где и из чего строить дом, когда закладывать первый камень в фундамент, а главное — с какими чувствами и мыслями. Чтобы нам вернуться к такому осознанному подходу, потребуются десятки, а то и сотни лет. Ведь в идеале человек сам должен творить среду, в которой ему предстоит жить, чтобы потом она смогла отплатить ему сто крат, поддерживая, защищая, вдохновляя. Хорошая практика: когда заказчик сам чувствует, какой результат он хочет получить, а дизайнер помогает, направляет, позволяет избежать грубых ошибок. Это реальное удовольствие для обоих!

И тогда, участвуя в создании интерьера, человек находит в этом драйв, получает наслаждение, насыщая пространство собственной энергией.

Это истинная радость творческого процесса, в который превращается рутинный ремонт!

— Третий вариант, следует понимать, антикризисный…

— Прежде в своей практике я не прибегала к созданию дизайн-проектов без последующего их ведения. Но время подсказывает, что такой вариант взаимодействия всё же займёт свою нишу на рынке услуг. Подобные проекты, как правило, невероятно подробные. Расписано всё: материалы поверхностей, коллекции мебели и предметов интерьера, ткани. Всё с указанием названий фирм-поставщиков, цен и т. д. И если заказчик готов собирать свой интерьер, словно по чётко прописанной формуле, уверяю, когда он повесит последнюю картину, будет доволен результатом.

— Почему возникла необходимость в создании проектов, не предусматривающих участия дизайнера в их воплощении?

— Потому что многое, что мы могли позволить себе вчера, сегодня с нестабильным курсом валют и экономики в целом выходит за рамки запланированного бюджета, а то, что доступно сегодня, может оказаться недоступным завтра. Работая по этой схеме, человек будет чувствовать себя спокойнее. Он сам будет оценивать свои возможности, определять последовательность этапов ремонта, распределять средства. Над ним не будут довлеть определённые временные рамки, которые с дизайнером всё-таки существуют.

Однако нельзя сказать, что дизайнер отдаёт проект на руки и полностью устраняется. Нет! Остаётся возможность консультаций. Время от времени.

Ошибка, превратившаяся в удачу

— О каких подводных камнях в деле ремонта заказчик узнает только в тот момент, когда самостоятельно начнёт создавать интерьер? Как сделать так, чтобы расходы на переделку не превысили потенциальный гонорар дизайнера за ведение проекта?

— Вопрос этот очень серьёзный. В первую очередь заказчиков подводит незнание рынка. Но здесь нужно сказать, что бизнесмен, учёный или владелец завода не должен разбираться, какие коллекции мебели или настенных покрытий выпустили известные фабрики по всему миру. Их попросту сотни!

Когда дизайнер начинает планировать наполнение интерьера мебелью и декором, не нужно бояться высоких цен на тот или иной объект, запланированный в проекте — это оправданный ход. Как говорил американский архитектор-новатор начала прошлого века Фрэнк Ллойд Райт, «сначала покупайте роскошные вещи, необходимые позаботятся о себе сами». Первое, что вы должны сделать, пойти и купить себе предмет искусства или интерьера, который будет по-настоящему ценным и вдохновляющим вас, как первая бусинка в ожерелье. В конце проекта вы обязательно найдёте средства на посудомоечную машину или пылесос, но вначале нужно удовлетворить свою душу, зажечь её! Например, заказчик решил для себя, что готов проститься, скажем, с тремя миллионами рублей. И вдруг мы смотрим каталог и обнаруживаем там идеальную консоль за 300 тысяч. Напомню, что это десятая часть всех расходов. Клиент не доволен выбором, и его можно понять, он не желает выйти за рамки бюджета. Приходится объяснять, что при создании интерьера порой достаточно сделать всего три-четыре «статусных» акцента: поставить в гостиной потрясающее кресло, повесить картину и заказать кухню, стоимость которой составляет 30% бюджета. Остальное наполнение пространства может стоить смешных денег, если, конечно же, есть цель сэкономить. Интересные вещи можно найти, например, и в «Икеа». Правда, в большинстве случаев именно профессионал на нескольких тысячах квадратных метров способен обнаружить действительно интересные и достойные вашего интерьера предметы. При грамотном их использовании ценовая категория уйдёт на второй план.

— Чего ещё может не знать владелец жилища?

— Создание интерьера — творческий процесс. Но это и процесс коллективный. Только при наличии профессиональной команды можно рассчитывать на высококлассный результат! Дизайнер выступает в роли вдохновителя, организатора и генератора идей, но воплощают идею в реальность строители, художники, мастера-столяры, кузнецы и т. д. Это искусство, которое создаётся не одним человеком. В этом основная сложность.

В определённый момент пространство само начинает подсказывать, как эффектнее его обустроить, и дизайнер, как дирижёр, должен уловить этот момент. Например, недавний случай: проект подразумевал наличие объединённой гостиной и столовой. Стены в гостиной предполагалось декорировать обоями, а в столовой — выкрасить фактурной краской. Технику эту прежде применяли много раз, а тут ни в какую! Несколько раз перекрашивали стены, а нужного эффекта не удавалось достигнуть. И тогда, посоветовавшись с заказчиком, мы приняли смелое решение — использовать орнаментальную роспись стен, повторяющую отчасти мотивы рисунка на обоях. Капризный интерьер удалось спасти!

Иногда ошибки превращаются в удачные решения. В детской комнате были поклеены обои, постелены полы и смонтированы балки на потолке. Оставалось только дождаться итальянскую мебель. И вдруг мы обнаруживаем, что по нелепой ошибке вся готовая к отправке мебель выкрашена не в тот цвет, что указан в заказе. Нужно было срочно принять решение: оставить существующий колер или написать итальянцам, чтобы снимали слой краски и наносили новый. Все расходы сторона-изготовитель брала на себя. Я приехала в квартиру, где продолжался ремонт, стала размышлять, обдумывать сложившееся положение и поняла, что нужно оставить всё, как есть. Новый цвет мебели отлично вписывался в интерьер, хотя и прежний нам казался идеальным.

Кстати, это нередкий случай, когда планируешь определённую расстановку мебели и насыщение пространства предметами, а в ходе работы что-то  меняется. Скажем, просится непредусмотренный проектом рабочий стол, потому что интерьер подсказывает: именно в этом месте комфортно будет сосредоточиться на важных делах. Делается это не по правилам, а по наитию. Ведь не мы созданы для интерьера, а интерьер — для нас!

— А технические тонкости?

— Таких примеров много, но всё это частные случаи. Один из наиболее распространённых — трудности, связанные с покраской стен. Тот колер, который мы видим на стенде в салоне или цветовой раскладке в магазине, и цвет, который получится на стене гостиной, — это совершенно разные вещи. Здесь многое зависит от обилия света, размера помещения, мастерства рабочих-маляров. Как известно, детали решают всё, и цвет стены иногда может сыграть злую шутку с целым интерьером!

Проблемы могут возникнуть, если заказчику не удаётся сразу найти опытную бригаду отделочников или он пытается сэкономить на услугах строителей, электриков и т. д. Такое стремление понятно, но иногда «эконом-бригады» уходят с объекта лишь потому, что… закончилась виза. Подобная рокировка не приносит пользы интерьеру. Иногда случается, что электрические провода внутри стен прокладывала одна бригада, а розетки монтирует новый электрик, и из-за этого схема освещения меняется практически на треть. И если к делу не подключится профессионал, то изменения могут негативно повлиять на общую картину. Это будет очередной шаг в сторону от идеального интерьера. К слову, когда начинаешь работать с новыми людьми — специалистами в сфере строительства и ремонта, все советы дизайнера отделочники воспринимают скептически и зачастую делают всё по-своему. Приходится настаивать, убеждать, спорить, чтобы добиться желаемого результата. А теперь представьте, что все эти непростые, нервозные переговоры предстоит вести самому владельцу квартиры. Поэтому разумно найти грамотного дизайнера, который приведёт с собой проверенную временем команду, что позволит избежать ненужной потери средств и сил.

Не секрет, что и переговоры с поставщиками мебели, дверей и т. д. тоже придётся вести самостоятельно. Для этого нужно прекрасно разбираться в предмете беседы. А подводных камней здесь великое множество. Особенно, если речь идёт об импортной мебели и отделочных материалах. Хотя и с нашими производителями бывает очень непросто согласовать все детали. Человеческий фактор никто не отменял, и только достаточный опыт сотрудничества с поставщиками позволяет уйти от ошибок и накладок, хотя исключить их совершенно невозможно. Дополнительная ответственность — это лишние проблемы в ходе ремонта, который, повторюсь, должен доставлять удовлетворение и дарить радость от предвкушения нового в жизни.

Иногда по ряду причин ремонт начинается до завершения проектной части, и я вас уверяю, таких случаев половина! В этой ситуации дизайнер вносит порядок в жизнь человека, который пребывает в полной растерянности. Например, строители только-только начали возводить стены, а уже требуют информацию о том, какой запланирован декор. Ведь подготовка стен разная: под обои, покраску и т. д. Или же электрик прокладывает проводку, и вам нужно решить, где через год у вас будет стоять диван, а рядом с ним — торшер. Всё это вносит нервозность в процесс ремонта. А все негативные эмоции интерьер… впитывает как губка. Без преувеличения сказать, скандалы портят атмосферу жилища!

«Квартира — психолог, который всегда с тобой»

— А как же известные выражения: «Всё перемелется, мука будет» или «Всё проходит, и это пройдёт»?

— Интерьер не назовёшь живым организмом, как, например, дерево. Но нечто общее в этом есть. Когда вы что-либо  создаёте, не важно, интерьер, картину, пишете роман, — это является отражением вас. И никак по-другому!

Поэтому те эмоции, мысли и чувства, которые вы испытываете во время создания, в нашем случае дома, отразятся в каждом уголке, созидаемого вами пространства. Казалось бы, все художники используют одни и те же краски, музыканты — ноты, писатели — слова, а результат совершенно разный. Без искреннего и чистого желания приумножить красоту, без стремления сделать жизнь конкретного человека лучше, не стоит даже начинать. Нужно почувствовать интерьер, только тогда получится достичь или хотя бы приблизиться к совершенной гармонии.

Я знаю несколько историй, когда квартира удерживала человека как костыль в определённых жизненных ситуациях. Квартира — это психолог, который всегда с тобой. Как понять, хорош ли он? Хорош, когда хочется возвращаться домой! Согласитесь, при создании интерьера в первую очередь мы вкладываем эмоции, а не деньги.

— А если ремонт растягивается на три года, как избежать растраты душевных сил?

— Действительно прописанные в подробном проекте детали интерьера, отделочные материалы, двери, текстиль, мебель могут исчезнуть из коллекций фабрик, либо существенно подорожать, что нынче особенно актуально. Ситуацию предугадать невозможно. Для этого и предусмотрена возможность консультироваться с разработчиками проекта. Могу заверить, что для дизайнера, который в курсе всех модных тенденций, прекрасно знаком с текущими коллекциями фабрик, найти адекватную замену окажется несложным делом. Что касается интерьера, незаменимых вещей нет.

— Случалось ли вам доводить до ума незавершённые интерьеры?

— Такого в моей практике не было, хотя однажды я переделывала интерьер, созданный по задумке самой владелицы квартиры — творческой, талантливой девушки, которая прекрасно понимала, каким желает видеть жилое пространство. Заказчица надеялась, что называется, обойтись малой кровью. В итоге квартира изменилась до неузнаваемости. А хозяйка, натура увлекающаяся, до сих пор получает удовольствие, доводя интерьер до совершенства! Как сказал однажды один из моих любимых заказчиков: «Процесс дизайна и декора, когда он приносит удовольствие и вдохновляет, — как хорошая книга: чем ближе к концу, тем меньше хочется перелистнуть последнюю страницу…»

— Получается, неплохим декоратором может быть каждый человек, обладающий вкусом?

— Декорирование — интересная статья дохода. Теперь этим занимаются многие фирмы: пришёл, расставил красивые акценты, получил гонорар. Но я перфекционист. Я понимаю, чего не хватает этому конкретному зеркалу и почему именно здесь должно стоять винтажное вольтеровское кресло. От этого зависит результат: скажете вы своё восторженное «ах!», войдя в квартиру, или нет.

— Согласитесь, квартира начинается… с подъезда, общего впечатления о доме, в котором она расположена. Насколько важна индивидуальность в архитектуре?

— Индивидуальность прекрасна во всём! В идеальном случае под «нестандартным» мы понимаем удачное, интересное, может быть, неожиданное архитектурное, ландшафтное или дизайнерское решение. И если вы готовы назвать его красивым, стильным, элегантным, а не эпатажным любой ценой, вам повезло, что вы нашли такой дом и можете позволить себе там жить. И это не обязательно вопрос статусности. Скорее — вопрос эстетики.

Если вы визуал и для вас зрительное восприятие — самое важное чувство, посредством которого вы воспринимаете мир, тем самым вы элементарно расширяете границы своего пространства и прибавляете к своей жизни минуты, часы, которые вы проводите в прекрасном окружении. Для нашей российской градостроительной действительности такие примеры — это пока ещё островки архитектурных удач. Ведь согласитесь, гармоничной среду наших городов назвать сложно…

Хочется верить (и хочется к этому стремиться!), что люди, объединённые общей тягой к прекрасному, живущие в одном доме, легче найдут общий язык и возродят замечательную русскую традицию соседствования, с её теплотой общения, радостью встреч, взаимопомощью. Я догадываюсь, как заулыбались сейчас многие, но мечтать бывает очень полезно. И я об этом мечтаю!

— Понимаю, что это банальный вопрос, но всё же почему так важно, чтобы квартира излучала ауру благополучия, приятных воспоминаний и эмоций?

— Потому что в доме мы проводим большую часть своей жизни. Если интерьер транслирует светлые эмоции, обладает положительной, доброй энергией, в нём сложно проявить агрессию, сложно думать о плохом. Хочется созидать, мечтать, становиться лучше, развиваться.

Квартира не должна быть захламлена, не должна отвлекать человека от мыслей о важном, духовном, прекрасном. Здесь уместно вспомнить работы бельгийского дизайнера, специалиста по антиквариату с мировым именем Акселя Вервордта, проповедника, так называемого, бельгийского стиля в интерьере. Сам он видит суть своего мастерства в умении распознавать выдающиеся предметы и не ставит себе чётких ограничений: этого человека интересуют самые разные культуры и направления. На протяжении многих лет он успешно проектирует жилые пространства, в каждом оставляя свой уникальный почерк: его интерьеры имеют в основе одно или несколько произведений искусства, вокруг которых «выстраивается» остальная обстановка. Простые, на первый взгляд, помещения на деле продуманы до мелочей: Вервордт уделяет серьёзное внимание материалам, габаритам, отделке, освещению. Как истинный художник, он понимает, что это не просто комната в гостиной, а место, где человек проводит половину своей жизни. Его произведения часто называют интерьерами для молитвы, настолько они медитативны!

Мне тоже близка эта философия. На фоне происходящих событий становится очевидным, что человечество идёт не в ту сторону, а чтобы осознать, куда идти, нужно остановиться. Важно, чтобы было место, где можно «притормозить» и подумать. В идеале человек должен быть счастлив, должен радоваться каждому дню, заниматься творчеством, восхищать других и себя результатом сотворённого. Наверное, когда-то  мы именно так и жили. И теперь необходимо построить мост, который приведёт нас в те благополучные времена. Искусство — и есть этот мост. Всё, что мы делаем, должно служить потребностям нашей души. Дизайнер преломляет внутренний мир человека сквозь призму своего творчества и транслирует этот результат в материальный мир. Чтобы, придя домой, мы нашли там умиротворение, гармонию, уют. Согласитесь, как здорово ощущать атмосферу сакральности, магии, чувствовать вибрации по-настоящему живого интерьера. Я верю, что возможности человека безграничны, силой своей мысли и мечты он способен менять мир. Поэтому каждое материальное воплощение наших мыслей — это очень ответственно. Мы влияем на мир, а потом он влияет на нас.

И, наконец, создавая интерьер — с дизайнером или без, помните главное: придавайте материальной стороне вашей жизни ровно столько значения, сколько она заслуживает. И не более того!

Текст: Софья Трофимова
Фото: Влада Сафронова

2227