Попечительские советы и пятидневка — реформа образования с минимумом затрат

Система образования Брянска давно нуждается в реформировании. Разумеется, повлиять на федеральные финансовые потоки обычный школьный коллектив не может. Но есть простые и не требующие вложений проекты, которые на сегодняшний день доступны каждому общеобразовательному учреждению, готовому к переходу на качественно новый уровень. Подробнее об этом мы поговорили с инициатором образовательной реформы, президентом ИФК «БинВест», руководителем фонда «Милосердие», депутатом Брянской областной Думы Алексеем Невструевым.

— Алексей Валерьевич, о каких обра- зовательных проектах идёт речь?

— У брянских школ появилась возможность повысить качество образования за счёт изменения технологий и, в первую очередь, повышения мотивации учителей. Не секрет, что обучением ребёнка на 90% занимается учитель. Школьные реформы последних 20–25 лет не способствовали повышению мотивации учителей. Значительно упал престиж этой важнейшей профессии — и в финансовом плане, и в отношении к школе детей и родителей. Всё это, так или иначе, негативно влияет на способности школьного учителя быть настоящим наставником для молодого человека, Учителем с большой буквы. Безусловно, решение многих проблем зависит от первых лиц, которые определяют порядок в системе образования. Многих, но не всех. Есть определённые меры, которые на уровне города, каждой школы, могут положительно повлиять на престиж профессии, на личную мотивацию учителя в процессе воспитания нового поколения.

Мы делаем то, что в наших силах. Одним нововведением закостенелую систему не изменить. Чтобы добиться успеха в будущем, начинать нужно с небольших, непротиворечивых мероприятий. В частности, это переход на 5-дневную учебную неделю — новый режим, одинаково привлека- тельный и для детей, и для учителей; а также изменение взаимоотношений семьи и школы в рамках создания попечительских советов.

18 школ Брянска выбрали пятидневку

— Проведённое вашей командой социологическое исследование показало: 84,7% родителей отдают предпочтение пятидневной системе обучения брянских школьников. В ходе работы круглого стола в городской администрации на «горячую» линию дозвонились 120 человек, из них 119 — однозначно выступили «за» введение пятидневки… Чем, на ваш взгляд, обусловлено такое желание и готовность перейти на новую систему?

— В последние годы во многих регионах нашей страны всё больше родителей ставят вопрос о переходе на пятидневку ребром. Например, свыше 90% общеобразовательных учреждений столицы уже перешли на пятидневную рабочую неделю. Переход на новый режим проходит в массовом порядке, включая элитные учебные заведения. Более того, большим открытием для меня стал тот факт, что огромное количество школ в районах нашей области давно перестроились на новую программу. Изучение этого незаурядного опыта показало: у пятидневной рабочей недели нет противопоказаний. Дети усваивают тот же, а порою и больший объём знаний, но учиться стало гораздо легче.

Статистические исследования сходятся в одном — при постоянной высокой нагрузке ребёнок хуже воспринимает информацию. Минимальное различие в учебных часах полностью компенсируется готовностью и повышенным желанием школьника получать новые знания. В силу своих возможностей мы начали заниматься популяризацией этой идеи.

— Какие спорные вопросы удалось ре- шить на законодательном уровне?

— При переходе на пятидневный учебный план, пусть и незначительно, сокращается количество учебных часов. Программа образовательного учреждения состоит из трёх компонентов: федерального, регионального и компонента образовательного учреждения. Последним и пришлось бы пожертвовать без изменений в нормативных документах. Это 2–3 учебных часа, за счёт которых формируется специализация школ и конкретных классов. По сути, это возможность формировать более глубокие знания по определённым предметам. Решить проблему удалось совместно с департаментом образования и науки Брянской области. Сохранить дополнительные часы удастся за счёт уменьшения регионального компонента.

Второй, не менее важный вопрос,— действующее в области законодательство о межбюджетных отношениях в некоторой степени ставило финансирование учебного заведения в зависимость от учебного плана. Вопрос был вынесен на обсуждение коллег-депутатов областной Думы. В итоге дифференциация исключена на законодательном уровне. В законе закреплено, что размер финансирования школы при пяти- дневке остаётся таким же, как и при шестидневке.

— И каковы первые результаты?

— В наши планы входило опробовать новую систему в 3–4 учебных заведениях Брянска. Но в результате широкого обсуждения 18 школ города высказались за переход с сентября этого года на режим 5-дневной учеб- ной программы. Сейчас мы понимаем, что их будет гораздо больше.

Преобразовательная система

 — Абсолютно новое явления для школ Брянска — создание попечительских советов. Какой видите их основную функцию?

— Второй образовательный проект, который мы попытаемся реализовать, — это изменение взаимоотношений родителей и учеников со школой. С моей точки зрения, это возможно, прежде всего, благодаря созданию эффективно работающих попечительских советов.

Интересная статистика: многие школы некоторых бедных штатов США и небольших европейских го- родов до 50% финансируются за счёт средств попечительских советов — объединений людей, которые неравнодушны к будущему конкретного учебного заведения. Бесспорно, определённая категория бывших выпускников и родители учеников помогают школам Брянска. Другой вопрос: до сих пор такая помощь не носила системного характера.

— Почему для вас это так важно — реформа школьного образования?

— Я сам отец двоих детей, мои сыновья — лицеисты. Глубоко убеждён, что в современном обществе образованный и всесторонне развитый человек имеет больше шансов на успех: кто выше поднялся в гору, тот больше видит. От того, какое образование получат молодые люди, насколько гармоничными они окажутся личностями, во многом зависит, какие люди будут определять будущее Брянска через 15–20 лет. Те изменения в образовании, которые мы предлагаем, ничего не стоят для государства. Но возможно, именно такие шаги постепенно позволят качественно изменить всю систему.

Владимир Оборотов, директор департамента образования и науки Брянской области:

Государство в лице департамента образования и науки Брянской области предоставляет школам право выбирать между пятидневкой и шестидневной рабочей неделей. Базисные учебные планы разработаны для каждой из систем.

Родители опасались, что, получив дополнительный выходной, ребёнок будет предоставлен сам себе. Хотя в законе «Об образовании» есть два базовых понятия: образование и воспитание. Они поставлены на один уровень. И воспитательный компонент может быть сконцентрирован именно в субботу. Это могут быть встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, классные часы, дополнительные занятия, кружки — ребёнок будет посещать их с удовольствием, потому что это его личный выбор, то, что ему самому нравится. И задача школы кардинально перестроить свою работу, воспользоваться этой дополнительной возможностью для создания уникальной среды, которая формирует, воспитывает молодого человека.

Людмила Ганичева, директор школы № 14 города Брянска, почётный работник образования РФ:

— В нашей школе 1–4-е классы уже три года обучаются на пятидневке. По результатам мониторинга, ни один из родителей не высказался против. Все отмечают, что дополнительный выходной день — это возможность спланировать семейный досуг, пообщаться с детьми. Переход на пятидневку одобрили и 72% родителей старшеклассников. Поразительно, основным аргументов «против» была фраза: «Мы учились 6 дней, пусть и наши дети учатся…» Разумеется, при принятии решений мы не могли основываться на таком ненаучном подходе. Характерно, что и все учителя выступили за переход на новую систему. Не секрет, что многие современные школьники страдают различного рода хроническими заболеваниями, в том числе опорнодвигательной системы. По данным Минздрава, виной всему сидячий образ жизни. Подсчитано, что при шестидневке приблизительная недельная нагрузка на ученика может достигать 70–90 часов, когда взрослые работают всего 40… Нагрузки не проходят даром — дети не высыпаются, ухудшается зрение, а в последнее время наблюдается рост и неврологических заболеваний. Пожалуй, это был один из сильных аргументов, который повлиял на наш выбор. Ведь для нас важно — взрастить здоровое во всех отношениях поколение.

1426