Модный свет: всем выйти из сумрака!

«Свет в окне», «…в конце туннеля», «борьба света и тьмы». Пожалуй, свет — это самое романтизированное понятие из физики. Хотя наука даёт ему вполне прагматичное определение и трактует воспетый поэтами и мифологами образ как «электромагнитное излучение, воспринимаемое человеческим глазом». И действительно, чтобы создать в доме идеальный сценарий освещения, знание основ оптики как одного из разделов физики будет не лишним. В этом корреспонденты «Брянской ТЕМЫ» убедились, пообщавшись с создателем студии света и декора «Инь и Ян» Ириной Саврухиной и светодизайнером Иваном Буториным.

— Вопрос поставим ребром: почему иногда висит красивая, большая и баснословно дорогая люстра, а света в помещении не хватает?

Ирина: Не будем долго распространяться о том, что в интерьере всё должно сочетаться: и стиль, и детали, и свет. Этот факт давно уже не вызывает споров. Однако часто в своём стремлении к роскоши человек забывает о функциональности. И это в первую очередь касается сценария освещения. Каждый из нас может понять, почему один диван удобный, а другая модель — нет. Со светом в интерьере всё гораздо сложнее: его не потрогаешь.

Прежде чем подойти к монтажу электротехнического оборудования важно чётко представлять, какую функцию будет выполнять то или иное помещение. Например, в холле важно создать тёплый, уютный свет, чтобы сразу стало понятно — посетителям здесь рады. Яркими можно сделать лишь некоторые зоны, скажем, возле зеркала. В этом и заключается функциональность сценария освещения: общее впечатление получается цельным, а все установленные приборы «работают» эффективно.

Иван: Световой поток измеряется в люменах. Как, например, масса измеряется в килограммах или рассто- яние — в метрах. Для каждого помещения существуют определённые стандарты, которые прописаны в нор- мах и правилах. Светодизайнеры просчитывают эти показатели в специальных программах с учётом всех функциональных зон помещения. Тогда получается и «дорого-богато», и практично.

— Светодизайнер… Неужели есть и такая профессия?

Иван: По сути это специалист, который разрабатывает и проектирует освещение пространства, в котором живёт или работает человек. В отличие от электрика, светодизайнера интересует в первую очередь эстетическая составляющая. Даже если это просто потолочные светильники для ванной — они должны не только выполнять свою функцию, но и быть частью дизайнерского замысла. Неудивительно, что профессия светодизайнера приобретает популярность: это интересная, престижная работа со значительным творческим потенциалом.

— Получается, что количество света в комнате зависит больше от объективных физических показателей, нежели от желания заказчика: «хочу люстру с хрусталём»?

Ирина: На самом деле здесь важно гармоничное сочетание требований и норм с личными представлениями домовладельца о комфорте: один и тот же сценарий освещения кому-то  покажется достаточным, а другому будет слишком светло или темно. Работая над проектами, мы всегда расспрашиваем заказчика о его предпочтениях. Ведь проект и делается для того, чтобы обитателям квартиры или дома было комфортно.

На краю света… и тени

— Какие знания из области светодизайна могут пригодиться каждому человеку, который озадачился вопросом ремонта?

Ирина: Таких нюансов очень много. Пожалуй, самая распространённая ошибка — размещать лампочку на потолке позади человека в прихожей перед зеркалом или рядом с рабочей поверхностью на кухне. В таком случае фигура, стоящая перед электрическим прибором, будет обязательно отбрасывать тень.

Неправильная подсветка может испортить весь эффект бритья или нанесения макияжа и даже исказить внешний вид.

Наиболее грамотным вариантом решения этой проблемы станет мягкий рассеянный свет, установленный с двух сторон от зеркала.

Иван: Не стоит устанавливать яркие лампочки»лучи» в натяжной потолок детской комнаты. Взрослый, разумеется, не станет долго смотреть на яркий свет, а ребёнок, особенно если это малыш в кроватке, может испортить себе зрение.

Иногда, послушав электриков или же в целях экономии, в ванной комнате устанавливаются обычные светильники. Но, послушайте, это же вопрос безопасности! В настоящее время в продаже имеется огромный выбор пылевлагозащищённых светильников, специально разработанных для этих целей. Хотя в больших по площади ванных комнатах допустимо устанавливать даже красивые люстры. Размещаться они должны на определённом расстоянии от сантехники и душевых кабин. К тому же в просторных ванных зачастую есть большое окно, следовательно, и влажность помещения будет несколько иная.

Ирина: Многие из нас привыкли красиво освещать гостиную, кухню и некоторые другие комнаты, куда могут заглядывать посетители и визитёры. А на себе хозяин жилища почему-то соглашается экономить. Порой в помещениях особого назначения, в том же спортзале, можно увидеть обычные лампочки. И потом, качая на полу пресс, человек «ловит зайчиков». Это неправильный подход. Сценарий освещения таких комнат может быть одновременно и грамотным, и экономным. Иногда достаточно обычных люми- несцентных ламп с рассеянным светом, чтобы забота о здоровье и красоте своего тела приносила удовольствие.

— Какие ошибки и вовсе можно считать дурным тоном?

Иван: Галогеновые лампочки во встраиваемых светильниках. Помимо большого потребления энергии они способствуют опущению потолка на 7 и более сантиметров. На смену им пришли диодные лампы.

Дурной тон, на мой взгляд, вешать уличные светильники вверх ногами. Непрофессионал не заметит ошибки, да и светильник хуже работать не станет, но если вы перфекционист, на эту деталь тоже стоит обратить внимание. При этом в некоторых случаях, если задумка дизайнера поддержана и другими предметами интерьера, можно решиться на смелый эксперимент. Например, в одном питерском кафе меня удивили напольные светильники… закреплённые на потолке!

Ирина: Света в помещении должно быть много. Если это, разумеется, не винный погреб или бильярдная. Однако не стоит злоупотреблять количеством люме- нов и приборов. А то, случается, домовладелец желает применить у себя в интерьере сразу все новинки: несколько видов лампочек, светодиодную ленту, люстры, бра, торшеры… Всего должно быть в меру!

Важно также учитывать высоту потолка. В случае с низкими потолками следует избегать низко опущенных светильников. Исключение составляют лишь приборы, освещающие стол, барную стойку и другие аналогичные зоны.

И, конечно же, всегда нужно понимать: каждому интерьеру нужен свой сценарий. Согласитесь, в классическом кабинете цветная подсветка совершенно не уместна.

Абажур из картона, металла, бетона

— Предлагаем сделать небольшой обзор модных тенденций: какие формы, материалы люстр и бра нынче в тренде?

Иван: Начнём с общих моментов. Прежде было достаточно повесить люстру из чешского хрусталя, и интерьер сразу же претендовал на привилегированный статус. Ещё бы, попробуй достать такую! Но времена дефицита прошли, изменились и представления о стиле интерьера. Не стремитесь обеспечить всю необходимую освещённость комнаты одной люстрой. Используйте поддерживающий свет — бра, торшеры, настенные светильники. Это даст вам возможность варьировать освещённость, расставлять акценты и в ряде случаев экономить электроэнергию.

Кроме того, раньше было принято устанавливать 5-рожковую люстру с двумя клавишами выключателя: для трёх лампочек и для двух. Создавалось впечатление, будто пара выключенных лампочек перегорела. Сейчас принято управлять светом с помощью диммера, одновременно понижая или повышая мощность всех ламп.

Ирина: Если же говорить о форме светильников и материалах, из которых они изготовлены, популярностью пользуются абажуры их металла, предназначенные для домашних интерьеров.

Замысловатые абажуры из нарезанного на станках картона излучают потрясающий, «тёплый» свет. Не- смотря на то что сделан такой прибор буквально из бумаги, он совершенно безопасен в использовании. В горшки-плафоны европейские дизайнеры помещают живые растения. Комфортная температура для мини- атюрных «клумб» достигается за счёт использования диодных ламп.

Выбор светильников (от недорогих до элитных) настолько богат, что иногда не сразу поймёшь, что перед тобой — осветительный прибор или арт-объект. Так, гардеробную можно украсить люстрой из металлических красных туфель на шпильках, а гостиную в стиле хай-тек или минимализм — светильником, напоминающим ртутные капли.

— Какие стили, судя по продажам, популярны в Брянске?

Ирина: Я не раскрою тайны, если скажу, что в моде — эклектика, смешение стилей. Хорошо продаются люстры, бра, торшеры в стиле прованс, а также «хайтечные» осветительные приборы, в том числе брутальные, нарочито индустриальные прожекторы, а также красиво состаренные светильники в винтажном стиле.

— На какие технические новинки стоит обратить внимание?

Иван: Технологи хорошо поработали над совершенствованием диодных ламп. Если прежде цвет был либо тёплым, либо холодным, то сейчас принято регулировать теплоту освещения пультом. Управлять системой освещения теперь можно и посредством специальной программы, установленной на айфон.

Прогресс не стоит на месте. Благодаря новым изобретениям стали популярны встроенные в пол светильники. Они перестали быть громоздкими и выдерживают вес до 300 килограмм. Вмонтировать такие приборы можно практически в любое покрытие: от натурального дерева до ковролина.

— Чем товары российских производителей технически и по дизайну изделий отличаются от продукции своих иностранных коллег?

Ирина: Уважением брянских домовладельцев пользуются светильники с керамическими патронами. Их включают в комплектацию некоторые московские фабрики. Импортные производители давно перешли на плафоны из особо прочного пластика. Но это, скорее, не дань моде, а привычка: кажется, что керамика надёжнее синтетических материалов. Если же говорить об оригинальных решениях с «русским» акцентом, одна из пермских фабрик выпустила коллекцию подвесов в стиле павловопосадских платков. Но и цена у них, к слову, не самая низкая.

Физика для лириков

— На каком этапе ремонта необходимо заняться разработкой сценария освещения?

Иван: Чем раньше, тем лучше! А лучше всего, при нулевой отделке квартиры, буквально с бетонными стенами. Представьте, что ваш дизайн-проект подразумевает установку трёх бра в шахматном порядке, а помещение уже обшито гипсокартонном…

Разные варианты освещения возможны и при обустройстве лестницы. Сделать это можно со ступенек, со стены, с потолка. И только когда вы остановитесь на наиболее предпочтительном интерьерном решении, прокладывается проводка.

Ирина: Зачастую домовладельцы забывают про естественное освещение. Его тоже можно успешно использовать. Например, если окно маленькое, предпочтительнее декорировать его жалюзи вместо штор. Или сочетать дневной свет с электрическим. Но помните: последний должен обладать нейтральным свечением, а не жёлтым.

— Для каждого помещения прописывается своя схема?

Ирина: Конечно! Существует усреднённый показатель — 20 ватт на квадратный метр. Для получения представления о том, сколько ламп необходимо для освещения конкретной комнаты, вам нужно умножить площадь комнаты (в квадратных метрах) на 20 ватт. Далее в ряде случаев необходимо внести соответствующие поправки. Если высота потолков в комнате более 3 метров, общее число необходимых ватт нужно умножить минимум на 1,5. Если стены комнаты и мебель выдержаны в тёмных тонах с матовым характером поверхности, количество света также нужно брать не по норме, а с запасом и т.д.

— Какие детали интерьера логично подчеркнуть световым пятном?

Иван: Грамотно подобранными светильниками можно эффектно выделить акценты в интерьере: картину, или постер; подчеркнуть необычную фактуру настенного покрытия.

Ирина: Светом удобно трансформировать помещение в соответствии с ситуацией: смотрите ли вы телевизор или принимаете гостей — вам всегда будет комфортно!

Любое помещение делится на зоны. Иногда эту функцию выполняют осветительные приборы. Многие предпочитают квартиры студийного типа, с совмещённой кухней и гостиной. Идея такого совмещения не нова, уже десятки лет ею прекрасно пользуются европейские, средиземноморские, американские и другие дизайнеры. Над островом, разделяющим зоны, логично повеситьнесколько низко опущенных и в меру декоративных светильников, которые дополнительно помогут разграничить пространство.

— Поделитесь самыми необычными сценариями освеще- ния, которые вы реализовывали в своей практике?

Иван: Один из любимых проектов — светящийся потолок в спальне частного интерьера, без люстр и точечных светильников. В Брянске такой мы делали впервые. По сути это множество диодов, спрятанных под полотном натяжного потолка. При желании можно было изменить цвет свечения благодаря RGB диодам. Аббревиатура RGB обозначает первые буквы названий основных цветов на английском языке (Red, Green, Blue — красный, зелёный, синий). С помощью этих трёх цветов можно получить любой цвет путём их смешения. Такой принцип объясняется особенностя- ми восприятия цвета сетчаткой человеческого глаза.

Лампочка как защита от грабителей

— Свет в ландшафтном дизайне — отдельная большая тема. А весна — самое подходящее время для обустройства сада…

Ирина: Каждый сад, красивый днём, должен быть красив и ночью. Особенно это актуально, если учесть, что большую часть своего времени современный человек проводит на работе — нет возможности созерцать свой дивный сад в течение светового дня.

В зависимости от назначения, искусственное ландшафтное освещение можно разделить на несколько видов. Прожекторы заливающего света, как правило, используются для освещения объектов и территорий хозяйственного назначения. Конструкция прожектора зачастую предполагает наличие детектора движения. В том случае когда он направлен на ворота гаража и подъездную дорогу, фонарь будет автоматически включаться при приближении автомобиля.

Высокие, венчающие светильники целесообразно использовать для садового освещения. Как правило, они располагаются по периметрам дорожек и зон отдыха, у беседок и соответствуют по стилю общему оформлению участка.

Маркировочное освещение применяется для того, чтобы обозначить границы площадок, дорожек, парковок и создавать светящиеся указатели и другие оптические эффекты.

Иван: При установке наружного освещения решаются три основные задачи. Первая — освещение площадок и функциональных зон. Для того чтобы ваши домочадцы могли в вечернее и ночное время удобно передвигаться по участку, необходимо осветить все зоны передвижения во дворе. Этими зонами являются крыльцо дома, тропинки, площадка у гаражных ворот, бассейн, терраса, беседка и так далее. Любителям ужинать во дворе дома или в саду необходимо обустроить ландшафтное освещение в этих зонах.

Вторая — защита от проникновения на участок. Многие психологи считают, что яркие светильники, расположенные по периметру участка, отпугивают злоумышленников. Достаточно расположить светильники в каждом углу забора и вдоль его сторон, и желание перелезть через ваш забор у посторонних лиц отпадёт.

Третья — украшение участка. Декоративный свет превратит любой двор в волшебную сказку. Сейчас очень популярным стало освещать фасад дома или гостевого домика, устраивать подсветку кустарников и деревьев, водоёмов, садовых скульптур и всевозможных архитектурных форм. Декоративные светильники, к слову, могут быть как электрическими, так и оснащёнными солнечной батареей.

— И, наконец, как любой из наших читателей может убедиться на практике, что верно подобранный сценарий освещения — это не прихоть или дань моде, а необходимость?

Иван: Вспомните себя в примерочной крупного сетевого магазина одежды. Иногда кажется, что, глядя на себя в зеркало, вы видите совершенно другого человека — с некрасивой кожей (хотя у вас всё в порядке!), уставшим лицом и необычно широкими порами. Когда в очередной раз окажетесь в подобной ситуации, поднимите голову вверх и взгляните, какая на потолке лампа. Если это растровый светильник «4 на 4», будьте спокойны — ваше лицо в норме. Просто владелец магазина сэкономил на освещении!

Текст: Александра Савелькина
Фото: Михаил Фёдоров

2328