Ирина Кузьмина: «У Брянщины огромный потенциал для внутреннего туризма»

«Партизанские тропы», «Хрустальный город», «Деревня ремёсел», археологические памятники и дворянские усадьбы… О внутреннем туризме, с точки зрения импортозамещения, «Брянская ТЕМА» поговорила с заместителем губернатора Брянской области Ириной Кузьминой.

— Ирина Валентиновна, работа в направлении внутреннего туризма на Брянщине стала развиваться со сменой руководства области. И во многом с Вашей личной подачи, поскольку Вы являетесь автором и разработчиком некоторых региональных культурно – патриотических, туристических проектов. Почему Вас заинтересовало именно это направление?

— Хочу сразу сказать, что туризм в Брянской области начал развиваться благодаря нашему земляку, профессору МГУ Виктору Ивановичу Кружалину, который возглавляет кафедру географии и туризма. Именно с его подачи было создано управление по туризму, которое к моменту моего прихода в правительство области существовало уже год. Но когда я стала проверять работу чиновников в своём секторе, поняла: управление это попросту не работает. Поэтому первые кадровые изменения были именно здесь. И сейчас я убедилась в том, что они были правильные. Потому что уже вижу реальный результат работы новой команды.

Президентом нашей страны несколько лет назад была поставлена задача перед всеми губернаторами — развитие внутреннего туризма. С введением санкций это направление стало особенно актуальным. Потому что внутренний туризм — это, если разобраться, тоже импортозамещение. Люди стали отдыхать и путешествовать в пределах России. И что же наш турбизнес может нам предложить? Общеизвестные здравницы: берег Чёрного моря, Алтай, Байкал… Эти места у всех на слуху и не требуют рекламы. Видя потенциал Брянской области, оставаться в стороне от направления внутреннего туризма просто невозможно.

— Как происходило рождение наших туристических проектов?

— Мы начали работу с того, что вместе с Александром Васильевичем Богомазом определили приоритетные направления. Что может стать привлекательным в нашем регионе для туристов? Предложения получали от многих инвесторов. Но самый быстро реализуемый из представленных проектов — «Хрустальный город» в Дятьково. Уникальное производство, интересный музей, храм с чудесным хрустальным иконостасом… Есть от чего оттолкнуться. Поэтому мы и стали развивать именно этот кластер.

Что же касается патриотического направления, то и придумывать что-то   было не надо. Здесь заслуга самого героического брянского народа, который в дни Великой Отечественной войны встал на защиту Родины. Партизанская Брянщина — это наша гордость, самая яркая страница в современной истории региона.

Стали разрабатывать проект «Партизанскими тропами Брянщины» и достойно победили в федеральном конкурсе. На сегодняшний день 800 школьников получили квоту Министерства культуры. Это значит, что они поедут по разработанным нами маршрутам за счёт министерства. А вот сколько детей и взрослых мы сами привлечём благодаря раскрутке этого бренда, уже наша работа.

29 июня, в День партизан и подпольщиков, мы планируем пригласить представителей Правительства РФ и весь ЦФО на уровне руководителей молодёжных управлений, организаций по патриотическому воспитанию для пробного тура и предложим им самим пройти партизанскими тропами Брянщины. Пусть на личном опыте убедятся, насколько это интересно, патриотично и комфортно.

Ещё одна задача — заново проработать вопрос по героическим памятникам Великой Отечественной войны, стелам, обелискам, воинским захоронениям. На сайте правительства области по подсказке полпреда Александра Беглова сделали баннер «Неугасающая память. Памятники воинской славы». Собираем полную базу по районам.

— Ирина Валентиновна, а чем мы ещё можем привлечь туристов? Есть ли в планах новые интересные разработки?

— Мы задумали создание деревни ремёсел. Она будет располагаться предположительно рядом со Свенским монастырём. Областной научно-методический центр по нашему поручению сформировал базу, которой раньше не было. В неё входят все ремесленники, те, кто занимается народными промыслами на Брянщине. Наша задача — объединить этих уникальных мастеров в один ресурс и предоставить им возможность реализации своего товара.

Планируем привлечь к строительству деревни ремёсел людей, которые занимаются лесом, строительством деревянных домов. В качестве рекламы своей продукции им будет предложено представить свои постройки. В каждом домике будет продаваться что-то   своё: кованые изделия, гончарные, текстильные, деревянные… И каждый дом так и будет называться, например дом гончара.

За полгода мы проработали множество разных направлений. Радует, что в непростых финансовых условиях появляются люди, которые на добровольных началах готовы помогать. Уже есть проект благоустройства наших знаменитых дамб. Мы обратились к представителям бизнес-сообщества с идеей установки»именных» эстампов, на которых будут отражены самые яркие жемчужины брянской земли. Это и усадьбы, и природные заповедники, храмы, монастыри, музеи, уникальные промышленные производства… То есть всё, чем славится область. С другой стороны дамбы планируем сделать галерею портретов людей, внёсших вклад в развитие Брянской земли. Представьте, сколько полезной информации получат те, кто пройдёт по дамбе. Мы почему-то забываем старые, испробованные методы наглядной агитации. А ведь они действительно работают! Посмотрите, сколько интереса вызвали информационные фотогалереи, которые украсили Брянск 9 Мая. В День партизан и подпольщиков на площади Партизан мы сделаем галерею партизанского подполья. Уникальная информация будет доступна для всех.

Интересных идей хватает. Хотелось бы развить велосипедные туристические маршруты, водные. Работать в этих и других направлениях мы будем обязательно.Программа внутреннего туризма рассчитана на многие годы вперёд.

— А наши дворянские усадьбы? Это ведь тоже для внутреннего туризма тема многообещающая…

— Да. Если бы не их плачевное состояние и отсутствие денег на реконструкцию. Мы сейчас как раз готовим изменения в закон, чтобы сохранить эти усадьбы за счёт средств новых собственников. То есть иметь право продать усадьбу, но с серьёзным обременением. Чтобы новый владелец за свои средства её не только восстановил, но и обеспечил доступ туристам. То есть половина усадьбы работает как музей, а в другой — частные владения. Таким образом были сохранены все большие усадьбы в Англии. Да и в Москве так действовали — отдавали в частные руки особняки только для того, чтобы они были приведены в порядок, отреставрированы. А иначе как сохранить?

— Как и всякое новое дело, внутренний туризм требует не только подготовки специалистов, но и масштабной рекламы, раскрутки. Что делается в этом направлении?

— В Интернете, во всех больших туристических фирмах информация о «Партизанских тропах Брянщины» уже есть. Сейчас полным ходом идёт обучение специалистов из муниципальных образований, которые будут развивать это направление на местах. Им в помощь существуют методические разработки. Профессор Кружалин проводит семинары.

По нашему заданию руководители районов разрабатывали свои местные патриотические маршруты. По результатам проведённой работы 14 муниципальных образований получили финансовую поддержку. Первое место и грант в размере 100 тысяч рублей получил Жуковский район.

Я считаю, что это стимул для того, чтобы у себя в районе отработать маршрут сначала для своих школьников, а затем внедрять «обменные» походы между районами. Отработав эти направления, можно выходить уже за пределы региона.

Мы создали туристический портал turizm-bryansk.ru, который сейчас активно раскручиваем. В российском журнале «Туризм» напечатали обширную статью о Брянской области. Создан ТИЦ — туристический информационный центр, который готовится к участию в российских и международных выставках, координирует работу частного туризма.

Формируя туристический имидж региона, мы на въезде в Брянскую область со стороны Москвы установили баннер с основными туристическими маршрутами. В первую очередь — «Партизанские тропы», затем этномаршруты— конный клуб «Журавка», и патриотические — «Стрелковый клуб». Это те базы, которые уже работают, реально могут принять туриста.

Министерство культуры планирует оказать нам финансовую поддержку для того, чтобы мы по всей области установили систему навигации основных туристических объектов. И сейчас для этого полным ходом идёт обновление реестра всех архитектурных памятников Брянщины.

Я обращаюсь ко всем частным предпринимателям: если у вас есть уже готовые проекты, пожалуйста, приходите и рассказывайте о них. Вместе с вами мы разработаем рекламу, поможем в продвижении турпродукта.

В планах — издание буклетов, путеводителей. Средств на это бюджет не выделяет. Будем привлекать гостиничный, ресторанный бизнес. Тех, кто заинтересован в широкомасштабной рекламе. Эти буклеты будут презентоваться на российских выставках, продаваться на автозаправках по всем трассам и направлениям.

Нового мы не изобретали. Это обычный путь, по которому идут все российские регионы, заинтересованные в развитии внутреннего туризма. Просто ещё год назад ничего этого на Брянщине не было.

Текст: Наталья Тимченко
Фото: пресс-служба Правительства Брянской области

2009

Добавить комментарий

Имя
Комментарий
Показать другое число
Код с картинки*