Офисный дизайн: работа над ошибками

В штаб-квартире Twitter в Сан-Франциско дизайнеры оборудовали панно из живых растений с деревянной птичкой, символом бренда. В швейцарском офисе Google в качестве переговорных используются вагонетки канатно-подвесной дороги. Как сделать, чтобы интерьер и вашего офиса стал визитной карточкой фирмы, но при этом не пришлось расходовать лишних средств, рассказал член Союза архитекторов России, член Союза дизайнеров России Николай Писаренко.

— Николай Андреевич, какие бонусы может заработать владелец или управляющий компании, вложивший средства в создание грамотного интерьера?

— Профессиональный дизайн служит гарантом качественной работы сотрудников компании. Так, креативные интерьеры штаб-квартир Google или Twitter являются своеобразным намёком, что здесь работают творческие люди, готовые производить нестандартный продукт. Высокотехнологичный дизайн может подчеркнуть инновационную направленность компании и т. д. В любом случае дизайн офиса способен многое рассказать потенциальным партнёрам и клиентам фирмы. Правильно говорят: встречают по одёжке. Интерьер, по сути, и есть одежда — дома, квартиры или в нашем случае офиса.

Бюджетный премиум

— С чего начинается правильный офисный интерьер?

— Офис — понятие широкое. Есть, к примеру, помещения, рассчитанные на 5–6 человек, и таких очень много в Брянске. А есть крупные компании и учреждения — филиалы федеральных ведомств, крупных торговых компаний, банков, занимающих целые здания в несколько этажей. Соответственно, разные и бюджеты, и поставленные задачи. В первом случае важно, чтобы было грамотно организовано рабочее пространство, в помещении было тепло, светло, уютно, было место, куда положить бумаги и где перекусить в обед. Во втором — необходимо так продумать организацию интерьера и его декор, чтобы он стал «визитной карточкой» фирмы. Однако и в том, и в другом случае работа начинается с анализа: что нового есть в России и в мире. А дальше всё зависит от финансирования. В большинстве случаев полёт фантазии возможен тогда, когда нет ограничений материального плана. Тогда и «живая» стена возможна, и вагонетки в качестве переговорных…

— Неужели вам никогда не приходилось при довольно скромном бюджете находить необычные решения?

— Действительно, иногда даже при создании интерьеров премиум-класса можно использовать недорогие материалы. Помню, это был 1996 год. Нужно было создать стиль коридоров, ресепшн, служебных помещений одному крупному банку, а денег у организации не было. Тогда мы с коллегой художником-дизайнером Геннадием Клюкиным нашли выход: покрасили стены… обычной водоэмульсионной краской нескольких оттенков. Главной изюминкой было — сочетание цветов и грамотный их переход из одного в другой. Коридор оказался условно разделён на три неравные части. Эта дизайнерская находка потом долгое время восхищала посетителей и клиентов банка. Хотя решение было скорее антикризисным.

8 часов с пользой для здорвья

— Каких типичных ошибок стоит избегать тем, кто хочет заняться обу-стройством офисных помещений без привлечения профессионалов?

— Нередко заказчики обращаются к профессионалу в тот момент, когда ремонт идёт полным ходом, но текущий результат не оправдывает ожиданий. Иными словами: решили делать сами, но не справились. В этом случае затраты окажутся выше, чем если бы заказчик сразу обратился к опытному специалисту. Я бы посоветовал приглашать дизайнера ещё на этапе покупки помещения. Тогда поставленные задачи будут решаться проще, эффективнее и экономичнее.

— И всё же хотелось бы конкретных примеров…

— Что касается типичных ошибок, их довольно много. Универсальные советы давать очень сложно. И всё же несколько моментов нельзя не упомянуть. Так, в частности, целый день сидеть на керамическом полу очень тяжело и неудобно. В офисах, где сотрудники напрямую работают с клиентами, стоит провести границу: в рабочей зоне специалиста применить паркет, ламинат или даже линолеум с практически нестираемым гомогенным покрытием, а в зоне приёма посетителей — прочный и надёжный керамогранит.

Ещё одна частая ошибка — использование офисных столов нестандартной формы, когда это совершенно не оправдано. Закруглённые формы столешниц будут служить эргономике, например, в маленьких комнатах, рассчитанных максимум на 4 стола, но где нужно оборудовать 6–8 рабочих мест.

Также в случае с небольшими офисными помещениями не стоит переплачивать за двухцветную мебель. Если столы расположены близко друг к другу и вплотную окружены стенами, делать столешницу и опорное основание разного цвета — пустая трата денег.

Правильным должно быть освещение: свет должен падать на рабочую поверхность, а не на затылок, создавая тень. Яркие цвета, необычные формы, элементы фирменного стиля компании (всё то, что мы называем «визитной карточкой») уместно в парадных помещениях, холлах, зоне ресепшн; с меньшей интенсивностью — в коридорах и переговорных, зонах работы с клиентами. А вот в кабинетах сотрудников чрезмерная цветовая насыщенность не нужна — она утомляет, отвлекает от выполнения прямых должностных обязанностей. И, наконец, пространство организуется не только стенами, но и предметами интерьера, элементами декора и, конечно же, цветом и светом. Помните, что тёмный цвет визуально уменьшает размеры помещения, светлый — наоборот увеличивает. Если окна выходят на южную сторону, предпочтительно использовать холодные оттенки (легче будет переноситься жара!), а если на северную — тёплые.

Кабинет — мужской род?

— Кабинет руководителя — отдельная тема: есть ли отличия между кабинетами женщины-начальника и начальника мужчины?

— Отличия можно обнаружить в цветовой гамме, дизайне мебели, декоре. Например, хозяйка кабинета может смело выбрать рабочий стол, столешница и брифинг-приставки которого будут покрыты, например, глянцево-белой плёнкой, а несущие части стола и вовсе с более очевидным декором — полоской, цветочными мотивами. Это сразу создаёт настроение!

Характер кабинета руководителя, правда не так откровенно, передаётся и в приёмной. Ведь что это по сути? Помещение, которое должно подготовить визитёра, настроить на нужный лад. Приёмная — это тоже «визитная карточка». Но уже руководителя.

Безусловно, кабинет руководителя должен отличаться от рабочих мест его подчинённых, но эксклюзивность должна быть в меру: добротные, экологически чистые материалы, массивная, солидная мебель, удобно расположенные зоны для брифингов, приёма посетителей, переговоров.

— И, наконец, в чём заключаются кардинальные отличия офисного интерьера от дизайна жилого пространства?

— Принципиальных отличий нет — каждый архитектор, работая над тем или иным проектом, решает три задачи, сформулированные ещё древнеримским архитектором Марком Витрувием: польза, прочность и красота. Если удаётся реализовать это триединство, интерьер получается комфортным, стильным, запоминающимся. Так что мой главный совет: хотите иметь приличную «визитную карточку»? Обращайтесь к профессионалам!

1983