Немецкая «Зелёная неделя» и российская «Золотая осень»: размышления русского натуралиста
В деловом календаре многих ведущих российских аграриев обязательными к посещению значатся два главных события: выставка «Зелёная неделя» в Берлине, которая традиционно проводится в январе, и российская «Золотая осень» — в октябре. В частности, отечественная выставка достижений народного хозяйства, связанного с питанием человека, в этом году объединила более 2500 предприятий из 64 российских регионов и 24 стран мира. Чем оправдан повышенный интерес специалистов к пищевой индустрии? Есть ли знаковые отличия для работников АПК в мероприятиях — немецкой «Зелёной неделе» и русской «Золотой осени». Разобраться в этих важных вопросах «Брянской ТЕМЕ» помог доктор экономических наук, директор ЗАО «Погарская картофельная фабрика» Иван Дуданов.
Определяющее слово в названии берлинской «Зелёной недели» — торговая. Это известная международная торговая выставка пищевой промышленности, садоводства, сельского и лесного хозяйства. Именно так складывалось исторически: в конце девятнадцатого века фермеры в зелёных пальто из непромокаемого сукна (отсюда и название!) собирались на ежегодную конференцию сельскохозяйственной ассоциации. В немецкую столицу они привозили на многочисленных обозах и свою продукцию — специализированная торговля разворачивалась непосредственно на улицах столицы. Открывались ярмарки лошадей, прочих домашних и сельскохозяйственных животных, трофеев охотников, семян…
А теперь давайте сравним, как рождалась выставка достижений народного хозяйства, которая в Советском Союзе размещалась в специальном комплексе павильонов ВДНХ. Эта выставка и есть прямая предшественница «Золотой осени». Создание этого масштабного проекта позволило развивающемуся народнохозяйственному комплексу молодой страны представить на высоком уровне результаты тяжёлого, кропотливого труда тех, кто работал на полях и фермах, заводах и в НИИ, предприятиях пищевой промышленности, кто потом и кровью кормил жителей большого государства. Определяющее слово здесь — «выставка».
Продукт для бизнеса — продукт для человека
«Зелёная неделя» — это огромный супермаркет уникальных продуктов питания. «Золотая осень» в этом уступает своей берлинской «коллеге». На главной европейской выставке представлена вся гамма разнообразных продуктов питания. Например, уникальные швейцарские, итальянские, французские сыры, всемирно известный испанский деликатес — хамон, производство которого можно считать высочайшим искусством: только соль, естественная микробиология и труд человека!
Общее у русской «Золотой осени» и «Зелёной недели» — и демонстрация современных научно-технических разработок, которые в Берлине, объективно, представлены гораздо сильнее. Не будем скрывать, что развитие сельского хозяйства России во многом обязано именно европейским технологиям. И это очевидно, в том числе, на экспозиции «Золотой осени».
Психическая энергия человека, воплощённая в научных достижениях, системе образования, у наших европейских коллег «работает» эффективнее, лучше. Действительно, у нас на Руси остаётся много проблем с качеством пищи. Во всяком случае, больше, чем в Европе. Не зря в наших школах очень мало по-настоящему здоровых детей…
И всё же «Зелёная неделя» учит аграриев ориентироваться в беспокойном мире сельскохозяйственного бизнеса и предлагает «продукт для бизнеса». В российской же «Золотой осени» проявляются отдельные ростки —продукты, сделанные с особой любовью к человеку, с заботой о его здоровье. Наши самобытные товары пользуются всё большей популярностью за рубежом. Последнее время особый интерес к ним проявляет Китай. Например, состоятельные жители Поднебесной размещают в России заказы на производство сои без ГМО. И особенно в этом сильны регионы, в чём можно было убедиться, побывав на выставке в Москве.
Великий дар для великой страны
Почему именно в нашем государстве, особенно у верующих людей всех конфессий, крепка истинная философия труда на земле? Например, у староверов…
Потому что Россия — самая большая по площади страна на планете. Можно считать, что эту территорию освоили наши предки. Но в равной степени можно быть уверенным, что это богатство даровано нам Господом Богом. И здесь важен отнюдь не религиозный подтекст, а отношение человека к подобной благости: у нас ответственность выше.
Отсюда и очевидная разница в собственном отношении людей к результатам труда: «Зелёная неделя» в Берлине — это всё-таки больше международная площадка для продвижения своей продукции, а наша «Золотая осень» должна быть демонстрацией даров Божьих и труда человеческого.
«Дело» и «душа» — вот что здесь противопоставляется. Плоды российской «Золотой осени» пробиваются, набирают силы, и крепнет исконный подход, основанный на вере человека в себя, жизни в гармонии с природой и трепетном отношении к продуктам труда.
Старейшая агропромышленная выставка в Москве сегодня объединяет истинных патриотов, всей душой радеющих за возрождение сельского хозяйства, за формирование будущего благополучия страны. И в первом эшелоне этого глобального движения — фермеры, переработчики, труженики промышленных предприятий, наука и вся инфраструктура. В одной крепкой связке.
«Золотая осень» как правдивое представление о мире
Почему село я считаю главной движущей силой возрождения России? Простой пример: в большом городе кругом асфальт, он не даёт человеку правдивого понятия об обустройстве мира, планете Земля. В столицах преобладают искусственно созданные, агрессивные системы. Природа, безусловно, более человеколюбива. Эта свободная, до конца неизведанная стихия, делает каждого из нас талантливее, смекалистее, мудрее.
И снова вернёмся к «Золотой осени». Посмотрите на продукты, бренды, которые на ней представлены. Будь то якутская косметика с пантами маралов в составе, унечские травяные чаи или мёд, собранный на диких пасеках… До многих местечек, где сегодня производятся уникальные продукты питания, добраться можно разве что самолётом. По собственным самобытным законам живут и многие малые российские города. Там инновации прекрасно соседствуют с традициями в труде.
Созидательная энергия труда
Как-то мне попалось любопытное исследование, посвящённое природе и сущности труда на земле. Называется работа «Труд человека и его отношение к распределению энергии» — важнейшее произведение незаслуженно забытого отечественного мыслителя Сергея Андреевича Подолинского, экономиста-естественника, бесстрашного «научного новатора», предтечи великого мыслителя, академика Владимира Ивановича Вернадского.
Подолинский спорил с другим своим современником — Карлом Марксом. У того — «Капитал», прибавочная стоимость и, в целом, теория, сводившаяся к тому, что труд — есть деньги. Наш соотечественник считал иначе. Он полагал, что «труд человека… есть один из многочисленных видов проявления общей мировой энергии».
Поясню на примере, который использовал в своей работе сам Подолинский. «Естественные луга занимают во Франции пространство в 4 200 000 гектаров, — приводил статистику, характерную для второй половины XIX века, русский учёный. — Производят они в среднем по 2500 килограммов сена на каждом гектаре. Принимая число тепловых единиц, заключающееся в каждом килограмме, равным 2550, получаем: накопление солнечного тепла на гектаре ежегодно составляет 2 500X2 550 = 6 375 000 тепловых единиц.
При участии труда сейчас же замечается значительное увеличение.
Во Франции искусственные луга устроены уже на поверхности 1 500 000 гектаров, которые за вычетом ценности семян производят ежегодно по 3 100 килограммов сена на каждом гектаре. Следовательно, ежегодное накопление тепла равно 3100X2550 = 7905000 тепловых единиц. Избыток против естественного луга равняется 1 530 000 тепловых единиц».
Откуда ж берётся избыток энергии, необходимой для выработки этого питательного и горючего материала? По мнению учёного, на это возможен только один ответ: из труда человека. Что же такое труд в таком случае? «Труд есть такое потребление механической и психической работы, накопленной в организме, которое имеет результатом увеличение количества превратимой энергии на земной поверхности».
Говоря простым языком, только труд создаёт дополнительную (свободную) энергию. И «Золотая осень», предельно концентрирующая результаты такого труда, должна и обязана стать школой экологической жизни на планете.
4 фактора человеческого долголетия и здоровое питание
Почему так важно сегодня заботиться о создании безопасных продуктов с оптимальной пищевой ценностью? Дело в том, что контрольный пакет «акций» в таком «предприятии», как человеческое долголетие, принадлежит питанию. В современном понимании учёных продолжительность жизни человека зависит от 4 групп факторов: около 15% — образ жизни, по столько же — у экологической обстановки и генетических данных, и более 55% (!) составляет питание. Ты то, что ты ешь. Эта аксиома объединяет всё больше последователей по всему миру.
Современный человек мало знает о продуктах, которые употребляет в пищу. А ведь это очень важно, потому что каждый кусочек, который попадает в наш организм, несёт в себе химическую молекулу, энергию, генетическую информацию.
В питании есть два базовых закона: первый — пища должна быть максимально разнообразной (такова уж природа человека: всё, что есть на планете, должно быть и у нас; мы часть глобальной системы), второй —сколько энергии получаем в день, столько следует и сжигать. Такой подход в будущем позволит учёным изменить отношение человека к еде. Настанет день, и мы будем воспринимать питание как лекарство. Форма продуктов будет иметь второстепенное значение. Главное — из чего сделан продукт, безопасен ли он и каков уровень его пищевой ценности. Опережая тенденции, мы стремимся к воплощению этой идеи при создании своей продукции.
«Лоскутное» одеяло России
А теперь давайте оценим географию брендов, представленных на всероссийской выставке в рамках брянского подворья. Малина особой селекции — из села Кокино; мясо птицы, которое поставляется в десятки регионов страны, — из села Слободище; натуральное картофельное пюре быстрого приготовления — из Погара; женьшень, восточный «корень жизни» — из Унечи; сыр сулугуни, моцарелла, маасдам и вторые блюда, которые хранятся до двух лет без использования консервантов — из Стародуба. Всё это малые города, из которых, словно лоскутное одеяло, соткана вся наша огромная Россия. И каждый малый городок из 89 субъектов большой Федерации принёс на импровизированный стол «Золотой осени» лучшие свои угощения — самобытные отечественные продукты и бренды, способные активно конкурировать с западными аналогами. И стол выглядит богатым, и сердце радуется.
Участники «Золотой осени» щедро делятся своими успехами. И в этом единстве сельхозтоваропроизводителей — наша сила!
Малые города — большие преспективы
Большие города рождают много соблазнов. Соотношение талантливой «верхушки» и «дна», наполненного безысходностью и отсутствием перспектив, в структуре их общества напоминает пирамиду: маленькая «верхушка», большое основание. В малых же городах социум цельный, его пропорции приблизительно одинаковы — от группы к группе. Не задумывались, почему именно провинциалы оказываются наиболее успешны в продвижении по социальной лестнице в столицах? Ответ кроется в природе человека из глубинки. А точнее, в его родстве с Природой.
Да, в малых городах много проблем. Начиная от «невыгодной» для экономики диспропорции трудоспособного и нетрудоспособного населения и заканчивая отсутствием образовательных учреждений для молодёжи. Например, нет в райцентре сельскохозяйственного техникума, а юноша мечтает стать агрономом и в погоне за этой мечтой покидает родное село или посёлок. А вернётся ли он на родину, окунувшись в соблазны большого города? Не факт. Но ведь не всю молодёжь мы должны поставлять в столицы — региональные или федеральную. Важно, чтобы этот процесс обрёл и обратное течение.
Для этого в райцентрах как минимум должно быть 5–6 биологических колледжей с высокими образовательными стандартами: сельскохозяйственный, медицинский, биотехнологический… Чтобы местные самобытные умы здесь, на местах, занимались разработкой уникальных продуктов будущего. И ничего здесь фантастического нет.
При этом я смотрю на жителей Погара и отмечаю, что это счастливые люди. В нашем городе есть хорошая работа, здесь играют свадьбы и рожают детей. Вы бы видели, сколько мамочек прогуливаются по улицам с колясками!
Здесь все знают друг друга, поэтому выше ответственность за результат, осознанность каждого действия.
Важно, чтобы наконец-то пришло понимание того, что малые города — и есть основа, форпост экономической, продовольственной, демографической безопасности нашей страны. Политика развития малых городов, на мой взгляд, должна включать их специализацию: один славится производством картофеля, другой — молока, третий — башенных кранов и т. д. Следующий шаг — включение успешных районов в разработанную соревновательную систему, чтобы каждый мог продемонстрировать свои достижения в масштабах региона, и на основе этого Брянщина сможет конкурировать с соседями на федеральном уровне.
Успешные в экономическом плане малые города — это верный курс к возрождению сильной, крепкой и духовно чистой России. Где для людей важную роль играет слово «совесть», а нация — здорова и процветает. Катализатором развития инфраструктуры малых городов, на мой взгляд, может стать создание на их базе агроэкопарков — оазисов зелёной цивилизации на основе системы естественного (природного, органического) земледелия. Об этом говорил и Владимир Владимирович Путин на одном из совместных заседаний Государственного Совета и Совета при Президенте по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Позволим себе процитировать его слова: «Сельские территории обладают мощным экономическим, демографическим, природным и историко-культурным потенциалом. Наша задача — эффективно его использовать в интересах всей страны, для достижения нового качества жизни миллионов наших граждан.
Убеждён, что в процесс преобразования сельской жизни должны активно включаться регионы, органы местного самоуправления, сами жители, а на федеральном уровне необходимо определить финансовые и организационные механизмы достижения поставленных целей».
Возможно, пришло время создать в нашем регионе прецеденты, модели агроэкопарков, чтобы затем этот опыт транслировался в других регионах большой страны.
О сахарной пудре, биологических кристаллах и силе мысли
Однажды я побывал на одном из российских сахарных заводов и наблюдал чудо рождения кристаллов. В большом чане, наполненном пересыщенным сахарным раствором, кристаллы сами по себе не рождаются. Но достаточно добавить в раствор один простой компонент, и чудо произойдёт. Компонент этот — обычная сахарная пудра!
В книге философа Геше Майкла Роуча «Алмазный огранщик» мне попалась теория о том, что человек, судя по структуре его ДНК, — такой же кристалл: пластический, биологический. И для чуда его перерождения достаточно добавить особую пудру. И эта пудра — живая, непосредственная мысль.
Миссия «Золотой осени»
Мировые товарные потоки в сфере продовольствия активно перераспределяются. Вектор изменился в пользу новых рынков — стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Южной Африки. В их числе промышленные гиганты — Китай, Япония, Сингапур; нефтяные магнаты — Саудовская Аравия; а также ЮАР. Как нам стать активными участниками этого процесса?
Ответ кроется в сущности русской «Золотой осени». В этом году на выставке широко, достойно и во всём своём многообразии была представлена наука. И эта масштабная консолидация научной мысли, труда земледельцев, машиностроителей, переработчиков, станет мощным толчком для создания свободной энергии, которая переродится в уникальные, полезные для здоровья человека, экологически чистые продукты питания.
В настоящее время многие российские производители не дотягивают до этой высокой планки. Нарастающие проблемы со здоровьем наших детей — результат производства некачественных продуктов. В этом свете миссия «Золотой осени» — наращивать качество отечественной продукции и воплощать в жизнь глобальную идею создания «продукта как дара Божьего». А дар Божий некачественным быть не может. Первостепенная задача — накормить свой народ и реализовать потенциал на мировом рынке. Настанет день, когда мы будем гордиться, что на «Зелёной неделе» на витринах рядом с испанским хамоном и швейцарскими сырами будут красоваться востребованные во всём мире российские продукты питания. Рождённые благодаря «Золотой осени».
В тему
В том, что идеи доктора экономических наук Ивана Ивановича Дуданова реализуются на практике, мы убедились, побывав на предприятии, которое он возглавляет. ЗАО «Погарская картофельная фабрика» — это крупный завод по производству современных, экологически безопасных и «удобных» продуктов. Расположен он в малом российском городке — Погаре.
Фабрика была построена в начале 90-х для выработки картофельного гранулята для нужд армии. В настоящее время в стране работают 4 подобных завода: в Погаре, Тульской, Рязанской, Воронежской областях.
Возрождение Погарской картофельной фабрики началось в 2008 году: было полностью модернизировано оборудование котельной и производственных цехов.
В сердце предприятия — цехе № 1 — круглосуточно производится сухое картофельное пюре. Готовится оно практически также, как делают это хозяйки на домашней кухне, только в промышленных масштабах. Картофель, поступающий в цех по транспортёру, сначала моют, сортируют (аппаратно, затем вручную), на следующих этапах — под действием пара и специальных щёток очищают от кожуры, режут, варят, толкут. После этого тонны «толчёнки» по металлическим трубам поступают на специальный сушильный агрегат, где раскатанное тонким слоем пюре моментально высыхает и становится похожим на тончайший лист бумаги. Затем листы измельчают в специальных машинах до необходимой консистенции. Кожура удаляется настолько филигранно, что все полезные вещества сохраняются в очищенном клубне. Такое питание готовят даже для детей. Среди заказчиков фабрики — покупатели из десятков иностранных государств: Бразилии, США, Украины, Румынии, Беларуси и других. ЗАО «Погарская картофельная фабрика» стремится стать научно-практической площадкой для кооперации фермеров, переработчиков, производителей и потребителей картофеля в создании кулинарных блюд из картофеля: вкусных, полезных и удобных.
Текст: Александра Савелькина
Фото: Михаил Фёдоров, архив «Брянской ТЕМЫ»
2376
Добавить комментарий