«Электродеталь» — площадка для талантливой молодёжи Брянщины

В прошлом номере «Брянская ТЕМА» рассказала о том, как решают проблему подготовки профессиональных кадров на карачевском заводе «Электродеталь». Мы пообещали продолжить разговор после II Чемпионата сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности по методике WorldSkills (HI-TECH WSR), который в первых числах ноября прошёл в Екатеринбурге. В нём приняли участие сотрудники завода и ребята из подшефного кружка «Робототехника».

О том, как важно в кратчайшие сроки сделать всё необходимое для повышения престижа рабочих и инженерных профессий, поощрения победителей региональных, национальных и мировых чемпионатов WorldSkills по профессиональному мастерству, а также о том, что в каждом регионе должны быть созданы специализированные центры рабочих профессий, аккредитованные по стандартам WorldSkills, говорил Президент России 1 сентября этого года. В этот день по итогам встречи с участниками национальной сборной WorldSkills Russia, Владимир Путин подписал 11 поручений, направленных на поддержку и развитие движения WorldSkills в России.

Глава государства также поручил Минобрнауки России совместно с Агентством стратегических инициатив предусмотреть возможность участия детей и подростков в возрасте от 10 до 17 лет в мероприятиях, проводимых в рамках проекта Junior Skills по стандартам WorldSkills.

Брянская область не осталась в стороне от инициативы президента. Екатерина Лексанова и Никита Мосин из кружка «Робототехника» Центра детского технического творчества выступили на чемпионате для юниоров Junior Skills в рамках HI-TECH WSR –2015. И заняли второе место!

Их поездка стала возможной благодаря спонсорской поддержке АО «Карачевский завод „Электродеталь“.

Профессионалы будущего

Компетенция ребят — «мобильная робототехника». Девятиклассники Брянского лицея № 1 имени Пушкина соревновались на тех же площадках, что и взрослые, но ещё до официального старта чемпионата Екатерину Лексанову увидели все участники и многочисленные зрители онлайн-трансляции открытия. Брянская лицеистка торжественно произнесла клятву от имени всех участников: «…Клянёмся уважать и соблюдать правила. Верим, что знания и опыт, приобретённые на чемпионате, помогут нам стать профессионалами будущего!» Всего в чемпионате Junior Skills приняли участие 113 юных дарований из 14 регионов страны. Школьники трудились рядом с настоящими рабочими на адаптированных станках, но по тем же технологиям. И даже запускали в «космос» маленькие спутники.

Среди представленных компетенций, кроме упомянутой уже мобильной робототехники, «фрезерные работы на станках с ЧПУ», «токарные работы на станках с ЧПУ», «мехатроника», «электроника», «прототипирование», «инженерная графика» и «аэрокосмическая инженерия».

Работа с подрастающим поколением стала основным направлением чемпионата, который был максимально ориентирован на детскую аудиторию. Каждая компания-участник показала свои лучшие достижения в форме интерактива для детей. Школьникам продемонстрировали инновационные разработки в сфере беспилотных летательных аппаратов, робототехники, показали, как работают научно-технические кружки. Ребята смогли поучаствовать в интерактивных соревнованиях и поиграть в образовательные игры от лучших технопарков страны.

Рассказывает руководитель кружка «Робототехника» Алексей Радченко:

— Только благодаря нашему сотрудничеству с карачевским заводом «Электродеталь», который взял шефство над «Робототехникой», ребята смогли принять участие в таких престижных соревнованиях. Завод оплатил нам не только проезд в Екатеринбург, но и вступительный взнос. Впечатления самые яркие! Несмотря на то что подобные состязания в нашей стране только набирают популярность, некоторые регионы уже включились в процесс. Например, Санкт-Петербург и Новгород уже организовали свои региональные соревнования Junior Skills. Теперь и мы, при поддержке завода «Электродеталь», хотим провести такой чемпионат в Брянске.

Организаторы Junior Skills пообещали, что обратятся в Министерство образования с предложением о том, чтобы участники и призёры подобных соревнований имели дополнительные привилегии при поступлении в вузы. И объявили о том, что победители прошедшего чемпионата уже получили приглашения обучаться в ведущих технических вузах страны. Несомненно, это огромный стимул для дальнейшей работы.

Я же, как преподаватель, считаю, что и наш кружок, и такие соревнования — это прежде всего возможность для ребёнка найти своё призвание. Ведь подавляющее большинство выпускников наших школ не понимает, что бы они хотели изучать, какую профессию освоить. Выбор за детей делают родители, и зачастую выпускник подаёт документы сразу на несколько абсолютно разных профилей. Лишь бы хоть куда-то поступить. А потом — нелюбимая профессия, работа, которая в тягость, сожаление о потерянном времени и упущенных возможностях.

Я же могу с уверенностью сказать про ребят, занимающихся в нашем кружке: они уже определились со своим призванием. Были и такие, которые, отучившись в кружке год, сказали: «Робототехника — это, конечно, очень интересно, но меня больше привлекает чистое программирование». Дети делают свой осознанный выбор и сосредотачиваются на нём. К примеру, один из мальчишек, который пришёл в кружок в год его основания, сейчас — студент БГТУ, а я преподаю у него программирование. Три других выпускника кружка — студенты престижных столичных вузов: один учится на физико-техническом факультете МГУ, второй осваивает специальность «робототехника» в МГТУ им. Баумана, а третий — будущий инженер-конструктор с дипломом МГСУ.

Никита и Катя занимаются в кружке второй год. О чемпионате в Екатеринбурге говорят с восторгом: всё организовано на высшем уровне, узнали много интересного, подружились с другими участниками, выступили, пусть и не без мелких огрехов, достойно. Второе место — это показатель!

Катя на вопрос, почему именно ей доверили читать «Клятву участников», скромно предполагает: «Наверное, как единственной девочке из 11 команд в компетенции „мобильная робототехника“. И признаётся, что «было очень волнительно».

Алексей Олегович добавляет: «Катя — один из лучших программистов лицея, выиграла олимпиаду по программированию среди 9 классов в этом году». Так что со своим призванием девочка уже определилась. Как, впрочем, и Никита, который из всех школьных предметов выделяет информатику, а в последнее время стал самостоятельно заниматься 3D-моделированием: «Буду участвовать в онлайн-конкурсе. Хочу сделать 3D-модель римской галеры».

Спрашиваю, когда ребята поняли, что их больше привлекают точные науки, нежели гуманитарные дисциплины. Выясняется, что где-то  в одиннадцать лет. При этом если у Никиты родители и дедушка — инженеры, то в Катиной семье, наоборот, технарей нет.

Оба с улыбкой вспоминают любимый в детстве Lego (кстати, роботов в кружке делают, в основном, из деталей этого конструктора), а Катя рассказывает, что обожала электронный конструктор «Знаток». И хотя он был рассчитан на простейшие схемы, девочка умудрилась собрать радиоприёмник. В девять лет!

Говорят о том, насколько важно, когда у тебя мудрые, внимательные наставники и очень благодарны своим учителям. Катины способности разглядела преподаватель информатики Ирина Игоревна Шегедина, Никита делал свои первые шаги в программировании под руководством преподавателя лицея Олега Валерьевича Гурьянова.

Электродетальный подход

«Наращивая объём компетенций, человек сможет реально претендовать на определённое место в компании, — заявил помощник Президента РФ Андрей Белоусов на пленарном заседании в рамках второго национального чемпионата рабочих профессий WorldSkills Hi-Tech‑2015, — Сейчас человек приходит на работу, у него кадровики спрашивают: «Где ты раньше работал?» Мы надеемся, что через несколько лет, его будут спрашивать: «Покажи сертификаты по тем компетенциям, которые записаны в профессиональном стандарте».

В качестве экспертов по различным компетенциям на чемпионате работали специалисты «Электродетали». «Брянская ТЕМА» попросила поделиться их своими впечатлениями.

Инженер-конструктор инжинирингового центра Павел Игнатов:

— На чемпионате HI-TECH я представлял свою компетенцию — был экспертом фрезерных работ на станках с ЧПУ. В обязанности входило наблюдение за процессом изготовления изделий. Нужно было смотреть, чтобы участник не допустил фатальной ошибки, которая могла бы привести к поломке станка. Следил, чтобы не было подсказок со стороны и в рабочую зону никто не входил. Участник мог допустить не более двух технических ошибок, третья — дисквалификация. Мы, эксперты, засекали «упущенное время», чтобы потом его возместить участнику — если в процессе выполнения задания возникали ошибки не по его вине. Также участник чемпионата трижды мог воспользоваться правом на подсказку технического эксперта, но время, затраченное на эту консультацию, участнику уже не возмещалось.

Чемпионат HI-TECH — это мировые стандарты в компетенциях. К примеру, оператор станка с ЧПУ производит обработку, пользуясь только чертежом. Ему не нужен программист-технолог: всё программирование оператор производит сам, за стойкой станка. У нас на заводе несколько другая цепочка: конструктор — технолог — программист-технолог — оператор станка с ЧПУ. По мировым стандартам программист-технолог в этой цепочке отсутствует. Там уже сам оператор и является программистом-технологом. Это очень важно, и нам к этому нужно стремиться, учить операторов программированию. Этим и будем заниматься, когда приобретём новое оборудование для учебного цеха.

Ведущий инженер по подготовке кадров Учебно-производственного центра Павел Алхимин:

— В чемпионате я участвовал в качестве эксперта токарных работ на станках с ЧПУ, наблюдал за работой участников. Правила просты: участнику даётся четыре часа, и за это время он должен успеть написать управляющую программу и обработать деталь. По истечении времени — подсчёт по специальной ведомости, где прописано тридцать размеров. Все они проверяются по чертежу, измеряется обработанная деталь — и по этим результатам складывается определённый бал. Это называется объективной оценкой. После этого проводится ещё и субъективная оценка — по количеству и качеству готовых поверхностей. Все результаты складываются вместе и выстраиваются в электронной системе CIS: автоматически выдаётся так называемый рейтинг, согласно которому и определяются лидеры чемпионата. Кроме того, организаторы проводили тестирование экспертов-наблюдателей: по результатам теста определяли тех, кто мог бы стать главным экспертом или его заместителем на дальнейших чемпионатах. В тесте — двадцать пять вопросов: пятнадцать технических и десять по правилам и регламенту чемпионата. Если допускаешь три ошибки, тест считается пройденным, до шести ошибок — имеется возможность пересдачи теста на следующем чемпионате WorldSkills любого уровня. В целом, тест по токарной компетенции не сдал никто. Я допустил шесть ошибок, и по результатам тестирования был зачислен в четвёрку лучших — из 16 экспертов. Разумеется, буду пересдавать тест на следующем чемпионате, это важно как для меня самого, так и для престижа нашего предприятия.

С какими выводами я вернулся с чемпионата? Считаю, что в программу обучения станочников необходимо заложить углублённый курс изучения современного режущего инструмента и его возможностей. УПЦ нужны учебные станки с ЧПУ и инструмент, аналогичный тому, что используется на производстве, а также эмуляторы стоек с ЧПУ для качественного обучения основам программирования. К тому же на следующем чемпионате HI-TECH правила немного поменяются: участники будут программировать обработку детали с использованием CАМ-систем — то, чем у нас сейчас занимаются инженеры-программисты. Считаю, нам на «Электродетали» нужно работать в этом направлении, обучать наших рабочих программированию в САМ-системах.

Начальник бюро САПР Александр Козленков:

— На чемпионат меня пригласили экспертом по дисциплине «инженерная графика» — CAD. Номинация включала в себя разработку моделей, оформление чертежей, создание фотореалистичных изображений и анимации работы механизма.

Чемпионат HI-TECH проводится по мировым стандартам, поэтому разработки ведутся в системе оформления документации, отличной от нашей. Поэтому задания, выданные участникам, были разработаны не по стандартам ЕСКД, а по стандартам ISO, что сначала немного смутило всех присутствовавших там экспертов и участников.

В данной компетенции было четыре модуля: в каждом из них эксперты должны были внести не менее 30% изменений в задание и проверить навыки работы участников чемпионата. Первый модуль — внесение изменений в существующую сборку, это был проект двигателя. Второй модуль, где я непосредственно работал, — разработка и внесение изменений в металлоконструкции и листовой металл, в данном модуле был проект упаковочной машины. Третий модуль — промышленный дизайн, где необходимо было разработать новый эргономичный корпус блендера на основании старого угловатого. Четвёртый модуль — обратный инжиниринг, где на основании выданной модели участники должны были построить модель в CAD-системе и выполнить её чертёж.

Что из полученного опыта можно применить у нас на предприятии? Было бы неплохо организовать на «Электродетали» периодически проводящиеся соревнования молодых конструкторов или проектно-ориентированных инжиниринговых команд, направленных на решение реальных инженерных задач. Методику оценки WorldSkills можно было бы переработать под особенности нашего производства, оставив её основополагающие концепции. Это позволит нам развиваться и совершенствоваться, чтобы в дальнейшем работать уже на качественно более высоком уровне.

Если соревновательная часть WorldSkills Hi-Tech проводится для демонстрации лучших профессиональных навыков и популяризации рабочих профессий, то другая часть чемпионата — деловая программа. Лидеры российской промышленности, ведущие учёные, международные эксперты, бизнесмены, HR-директора крупнейших промышленных холдингов, представители государственных институтов развития, федеральных и региональных органов власти обсудили глобальные тренды в экономике, стратегии развития российских отраслей и компаний, подготовку кадров, систему профессионального образования и другие актуальные вопросы.

Эксперт WorldSkills (соревнования Россия-2014, 2015, Франция EuroSkills-2014, Бразилия WorldSkills Competition-2015) Дина Черных:

— Деловая программа чемпионата была насыщенной: непрерывно в десяти залах шли семинары, конференции, тренинги, посвящённые профессиям будущего, подготовке инженеров будущего, профессиональным стандартам, системе подготовки кадров для производств, профориентации со школьной скамьи, взаимодействию бизнеса и СПО (мы приняли участие в рамках дискуссии на эту тему). С особым интересом отнеслась к знакомству с корпоративными университетами ОАК, КАМАЗ, «Рос- атом» и их презентациями. Предприятия госкорпораций сегодня равняются на мировой уровень, применяя критерии и методику Worldskills. Благодаря существованию чемпионатов HI-TECH, его возможно достичь, и оценить, где мы на сегодняшний день находимся. Благодаря чемпионату у Центра компетенций эффективного производства завода «Электродеталь» есть команда экспертов WSR, которыми стали наши специалисты. Они прошли первое погружение и обучение, а значит, помогут Центру компетенций в разработке критериев оценивания (применительно к заводу).

К участию в чемпионате HI-TECH WSR–2016 мы будем готовить свою команду. Предварительно проведём аналитику о том, какие профессии было бы интересно оценить в соревновательных условиях среди наших рабочих. А также среди наших подшефных учебных учреждений, школ (для Junior Skills–2016). Отбор на участие в чемпионате будет серьёзный. Мотивация — тоже серьёзная: победителю HI-TECH WSR–2015, сварщику из госкорпарации «Росатом», вручили премию в 1 миллион рублей. Он набрал больше всего баллов, а по сути — безупречно выполнил свою работу, так же, как он это ежедневно делает на своём рабочем месте.

От первого лица

Вице-премьер РФ Ольга Голодец:

— Экономика России не может развиваться без поддержки и развития современных компетенций в области тех профессий, которые наиболее востребованы на рынке труда. Цель проведения национальных чемпионатов WorldSkills — поднятие престижа рабочих профессий, новая организация профессионального обучения, появление новых материалов, с помощью которых студенты могут учиться быстро и очень качественно. А качественный труд — это качество нашей жизни.

Директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кад- ров и ДПО Минобрнауки России Наталия Золотарева:

WorldSkills — как айсберг. На первом плане — это праздник профессионального мастерства и хорошая профориентационная площадка. Но глубже — серьёзный содержательный пласт, который позволит менять технологии и запускать важные процессы в развитии профессио- нального образования. Минобрнауки инициировало серьёзную работу экспертов, чтобы проанализировать, чего не хватает в наших стандартах обучения и практике преподавания, чтобы выйти на международный уровень. Российские участники чемпионата имеют возможность сделать важные выводы касательно возможных изменений, которые необходимо внести в образовательные программы тех учебных заведений, в которых они проходят обучение, а также в саму структуру этих заведений. Только соревнование с представителями других стран в международном пространстве даёт уникальную возможность определить, каких условий не хватает молодым специалистам в Российской Федерации.

Заместитель министра образования и науки России Александр Климов:

— Подготовка рабочих кадров в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями является одним из приоритетных направлений развития экономики и системы российского профессионального образования. Поэтому движение WorldSkills поддерживается на высоком государственном уровне. Так, решение о подаче заявки на право проведения международных соревнований профессионального мастерства WorldSkills Competition–2019 в России было принято Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Движение WorldSkills способствует ускорению развития системы среднего профессионального образования в соответствии с современными требованиями промышленных отраслей.

Директор направления «Молодые профессионалы» АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Дмитрий Песков:

— WorldSkills — это не просто соревнования, а основной инфраструктурный элемент обеспечения качества образования. Собственно, это единственный шанс для нас получить массовую систему подготовки по массовым инженерным специальностям. WorldSkills как система не поможет вам подготовить инженера-конструктора, но он готовит, причём массово, инженеров-производственников, он готовит рабочих с инженерными компетенциями, в которых у нас сегодня самый большой дефицит и без которых программа импортозамещения невозможна.

Заместитель директора департамента образования и науки Брянской области Татьяна Кулешова:

— Всё началось с подписания соглашений о сотрудничестве и индустриальном партнёрстве между АО «Карачевский завод „Электродеталь“, департаментом образования и науки Брянской области и ГАОУДОД «Центр детского технического творчества Брянской области» в сфере профориентации детей и молодёжи, развития робототехники, подготовки специалистов для работы в инновационных отраслях экономики Брянской области.

И сегодня мы можем сказать, что благодаря нашему сотрудничеству с АО «Карачевский завод „Электродеталь“, ребята смогли принять участие в соревнованиях такого уровня.

От имени всего коллектива департамента, выражаю слова благодарности, профессиональному, талантливому и яркому руководителю завода Виталию Александровичу Явельскому за понимание важности и необходимости развития в Брянской области этого перспективного инновационного направления научно-технического творчества детей и молодёжи. А также за оказание помощи в организации поездки.

Мы надеемся, что узы нашего сотрудничества будут расширяться и наша одарённая молодёжь найдёт применение своему таланту на родной Брянской земле, что, несомненно, даст новый импульс развитию региона.

В Тему!

Генеральный директор АО «Карачевский завод „Электродеталь“ Виталий Явельский:

— Для нас это был первый опыт участия в чемпионате WorldSkills HI-TECH. Важно было понять, как работает этот инструмент в интересах завода. Мы отправили лучших сотрудников изучить экспертный опыт и детей из подшефного кружка — попробовать свои силы. Мы понимаем, что это наши будущие кадры, и этой поездкой хотели сделать им подарок. А получилось, что они вернулись с подарком нам — 2-е место на Junior Skills!

Думаю, что начало отличное. И благодарю организаторов чемпионата — Союз WorldSkills Russia. Сейчас мы успешно выполняем важную для нашей страны задачу по импортозамещению: выпускаем целую линейку прямоугольных электрических соединителей, полностью заменив зарубежные аналоги. Нам важно повысить уровень компетенции наших сотрудников до мирового уровня, сделать наше производство ещё эффективнее. Имея солидный арсенал лучшей измерительной техники, сегодня наши станочники выполняют требования конструкторов заводов оборонной промышленности по сверхточности деталей, допуск которых составляет 0,002 мм!

У нас много перемен, и самая главная — в сознании людей, в стремлении научиться новому. Я бы хотел, чтобы наши ребята, которые ездили на чемпионат, стали помощниками Центра компетенций завода «Электродеталь». Необходимо такие же соревновательные процессы запустить у нас на предприятии. Чтобы мы могли обозначить лучших, руководствуясь именно мировыми критериями, переработанными под наше производство.

Для Брянской области завод «Электродеталь» — это уникальная площадка по применению предложений Правительства РФ в сфере профобразования. Мы думаем и о профессиях будущего — первые ласточки в нашей стране уже есть, это команда «Технопрорыв», созданная на базе учебного центра предприятия «Салют». Она занимается профессиями будущего — Future Skills. Это замечательный проект, и мы хотим последовать их примеру. На базе нескольких брянских вузов создадим команду талантливых студентов, площадку для молодых изобретателей и новаторов. Собираемся ставить перед вузами различные производственные задачи. И, конечно, стимулировать лучших брянских студентов.

Текст: Наталья Тимченко
Фото: Михаил Фёдоров

1909