Гармонизация образования: первые итоги

Проведённое в прошлом году социологическое исследование показало: 84,7% родителей брянских школьников хотят, чтобы их дети обучались по пятидневной системе. На практике планировалось, что новый режим в этом учебном году будет введён в 18 школах города, однако коллективы всех без исключения средних учебных заведений Брянска решили пойти по пути гармонизации образования и в той или иной степени выбрали пятидневку. Как в современных реалиях происходил переход на новую систему? Каковы его первые результаты? Как родители могут повлиять на выбор школой режима труда и отдыха? «Брянская ТЕМА» попыталась разобраться в этих актуальных вопросах.

Инициатором образовательного проекта выступил Алексей Невструев — депутат Брянской областной Думы, член думского комитета по образованию, науке, культуре и СМИ, президент ИФК «БинВест», председатель правления фонда «Милосердие». Брянским законодателям удалось устранить два принципиальных противоречия в нормативных документах. Во-первых, практически в полном объёме сохранены дополнительные часы, столь необходимые специализированным школам и классам. Во-вторых, скорректировано действующее в области законодательство о межбюджетных отношениях. Прежде финансирование учебного заведения находилось в зависимости от учебного плана — теперь размер финансирования школы при пятидневке ровно такой же, как и при шестидневке. Но если законодательные барьеры устранены, зарплаты учителей не изменятся и нет угрозы кадровых потерь, что мешает брянским школам в полном объёме перейти на оптимальный для учащихся режим труда и отдыха — пятидневку?

— Алексей Валерьевич, чем, на ваш взгляд, объясняется популярность образовательной реформы среди родителей и учеников? — интересуемся у инициатора проекта гармонизации образования, депутата Брянской областной Думы Алексея Невструева.

— Многие новации, которые за последние 15–20 лет внедрялись в учебный процесс, не учитывают изменений в образе жизни учеников. Несложно представить рабочую неделю современного подростка: многие посещают репетиторов по целому ряду предметов, дополнительно изучают английский, занимаются танцами, спортом, учатся в художественных школах. И цена гармоничного развития личности — постоянные физические и моральные перегрузки. Домашние задания после череды кружков и репетиторов ребёнок делает поздно вечером. В субботу — снова в школу. Мало того, что, уставшие, они откладывают выполнение уроков на воскресенье, дети не успевают полноценно пообщаться с родителями. Ребёнок остаётся совсем без выходных — школьники хуже воспринимают информацию, теряют способность максимально эффективно усваивать новые знания. Когда появилась возможность сравнить на практике обе системы, многие родители пришли к однозначному выводу — учиться пять дней в неделю легче, а объём знаний при этом полностью сохраняется.

— Как получилось, что планировалось ввести пятидневку в 18 городских школах, а в итоге все 66 средних учебных заведений, так или иначе, осваивают новую программу?

— Скажу больше, мы предполагали найти 4–5 энтузиастов среди директоров школ, изучить опыт работы, чтобы затем в течение нескольких лет повсеместно перейти на более эффективную систему. Параллельно разрабатывался базисный план для школ, проводились круглые столы с директорами, учителями, родителями. Оценив достоинства новой системы, к концу прошлого учебного года 44 школы заявили о своём выборе в пользу пятидневки, а к началу текущего — все 66 школ перешли на новый режим. Правда, не всегда в полном объёме: в ряде школ, например, ученики 9–11 классов по-прежнему учатся 6 дней в неделю.

— Пятидневка технически доступна любой школе?

— Мы глубоко убеждены, что это возможно во всех школах без исключения, включая гимназии и лицеи. Тем более в Брянске есть успешные примеры — одной из первых по пятидневке и триместрам начала работать гимназия № 4. Практически все лицеисты Москвы учатся с двумя выходными в неделю. Единственным аргументом «против» может стать нехватка помещений для организации односменного учебного процесса, однако в городе есть прецеденты, когда в двухсменных учебных заведениях дети прекрасным образом посещают занятия пять дней из семи.

За поддержку инициативы благодарю своих коллег: Анатолия Бугаева — заместителя председателя Брянской областной Думы, председателя Ассоциации педагогических работников Брянской области, Михаила Петровского — председателя комитета по образованию, науке, культуре и СМИ Брянской областной Думы, Владимира Оборотова — директора департамента образования и науки Брянской области, Александра Хлиманкова — главу города Брянска, Сергея Брылёва который ранее возглавлял управление образования горадминистрации.

— Вы упомянули обучение по триместрам. Это тоже один из способов гармонизации образования?

— Методика триместра — ещё один действенный способ улучшения качества жизни учеников, учителей и родителей без изменения нагрузки и качества образования. Родители, чьи дети уже сегодня занимаются по системе триместров, отмечают, что гораздо удобнее, когда учебный год разделён на равные периоды и нет утомляющей 3-й четверти. Дети рады дополнительным промежуточным каникулам. А три аттестации вместо двух повышают ответственность старшеклассников. При сохранении того же количества рабочих недель, школьники отдыхают чаще и, как следствие, лучше усваивают новые знания…

— Но, будем откровенны, руководство некоторых школ сознательно выступает против подобных реформ. Могут ли родители влиять на выбор учебного заведения в пользу той или иной методики?

— Школа является организацией, которая оказывает услуги по воспитанию, обучению наших детей. Согласно действующему законодательству родители имеют право вмешиваться в процесс планирования школьных занятий. Обычно это делается совместно родительским комитетом и преподавательским составом школы. И, если по факту руководство учебного заведения игнорирует мнение родителей, это ещё не значит, что у них таких прав нет. Проведите соцопросы и представьте их результаты директору. И если мнение 80–90% семей окажется недостаточным для оптимизации структуры образовательного процесса, используйте объективные аргументы: для школы небольшая организационная перестройка окажется безболезненной, а детям учиться станет гораздо легче.

Людмила Ганичева, директор школы № 14 г. Брянска, почётный работник образования РФ:

— В нашей школе пять дней в неделю учатся ребята из 1–8 классов. Школа работает в две смены, но даже это обстоятельство не помешало увеличить количество ежедневных занятий. Чтобы не перегружать детей из 5–7 классов, последними уроками в расписании поставили музыку, рисование, технологию. Мы опасались,  придут ли дети на внеурочные занятия по субботам? Вероятно, в очередной раз подтвердилось значение школы как важного фактора социализации. Теперь по субботам с 10 до 17 часов у нас танцуют, репетируют спектакли, шьют костюмы— школа живёт творчеством. После двух полноценных выходных дети позитивно настроены на процесс обучения. Призываю коллег-директоров прислушаться к мнению родителей школьников и перейти на пятидневную рабочую неделю.

Ирина Разуваева, член родительского комитета школы № 14:

— Наши близкие родственники живут в Москве. Столичные школы давно выбрали пятидневку. Мне тоже хотелось, чтобы моя дочь-восьмиклассница полноценно отдыхала после непростой рабочей недели — помимо школы она берёт индивидуальные уроки английского, серьёзно занимается танцами. Раньше она училась фактически без выходных, а теперь успевает сделать все уроки в субботу. Родителям, которые до сих пор не уверены в выборе пятидневки, советую хорошенько разобраться в этом вопросе. Пожалейте здоровье и нервы своих детей, подарите им заслуженный выходной — инициируйте в своей школе, классе переход на пятидневку!

Ольга Семенихина, директор школы № 52 г. Брянска, учитель высшей категории:

— Впервые в нашей школе все пятиклассники начали учиться с двумя выходными. Почему не пошли дальше? У нас было опасение, что под сокращение попадут учителя, потому решили для начала протестировать систему. Но оказалось, сокращения штата не грозят, нет потерь в знаниях. Недавние опросы показали, что все 100% родителей довольны новым расписанием: и нагрузка осталась посильной, и времени для общения с детьми стало больше. Со следующего года планируем перевести на новую систему и 6–8 классы. Изучаем опыт школ, где на 5-дневке работают 9–11 классы. Мы оценили достоинства пятидневки и выбираем гармоничное образование для наших детей!

Наталья Дюкова, член родительского комитета школы № 52:

— Ученики 1–4 классов учатся пять дней в неделю. Когда моему сыну предстояло перейти в 5 класс, были небольшие сомнения: справится ли он с нагрузкой в субботу, не будет ли уставать? К нашей удаче в школе в качестве эксперимента ввели пятидневку. Спасибо руководству, что посоветовались с родителями. Накануне было проведено анкетирование, практически все высказались за новую систему. Дети не устают от дополнительных уроков и успевают хорошенько отдохнуть в выходные. Теперь многие родители спрашивают, что нужно сделать, чтобы перейти на пятидневку в их классах? Отстаивайте свои права, пусть у наших школьников будет счастливое детство!

1916

Добавить комментарий

Имя
Комментарий