От романа к романсу

В Брянск украинскую певицу Иванку (творческий псевдоним Иванны Сычёвой) привела любовь. В прямом смысле этого слова: на фестивале «Красная горка» молодая исполнительница из Киева познакомилась с участником ансамбля «Бабкины внуки» Михаилом Сычёвым. Влюбились с первого взгляда. Спустя год пара оформила отношения, Иванна переехала в Россию. Признаётся, от столичной карьеры отказалась не раздумывая: для женщины важнее семья, дети. А детей у молодой певицы теперь, и правда, много — 11 девочек и 1 мальчик. Именно столько ребят занимается в фольклорном коллективе «Радуйся» при ДДЮТ имени Ю.А. Гагарина. Иванна там не только преподаёт, но и заведует отделом народного творчества. Это интервью о том, как любовь к мужчине может стать поводом для любви к брянской народной песне.

— Иванна, расскажите подробности этой романтической истории: как вышло, что брянский фестиваль «Красная горка» кардинально изменил вашу жизнь?

— В то время я училась в престижном Киевском национальном университете культуры и искусств. Фестиваль «Красная горка» был хорошо известен всем студентам-народникам. Проводится он каждые два года, и, начиная со второй «Красной горки», мой преподаватель, Заслуженный работник культуры Украины, профессор Иван Григорович Синельников, возил в Брянск студенческий коллектив «Кралица». Впервые я оказалась на фестивале в 2008 году, всё прошло замечательно, остались тёплые воспоминания, но обошлось без судьбоносных последствий.

В 2010 году пришёл черёд нового фестиваля, но мне очень не хотелось ехать в Брянск. Той весной было столько концертов в Киеве! Помню, как накануне отъезда в 11 часов вечера ехала в вагоне метро с концертным костюмом в руках, и от осознания того, что вновь не удастся выспаться, наворачивались слёзы. Нужно было собирать вещи, готовится в дорогу, а мне просто хотелось отдохнуть…

В Брянске, конечно, от усталости не осталось и следа: артист всегда должен прекрасно выглядеть. На традиционном открытии «Красной горки» на Покровской горе каждый коллектив представлял свою визитную карточку. Я была солисткой и запевала песню-визитку. Тогда-то Миша и обратил на меня внимание. Он подошёл на вечёрке у костра, мы долго разговаривали. Представляете, мы даже родились в один день — 8 апреля, только с разницей в один год…

— Но ведь вам пришлось вернуться в Киев. Каково это — проверять отношения расстоянием?

— Сложнее всего было рассказать родителям! Как объяснить, что чувства могут возникнуть всего за пару дней общения? Миша взял инициативу в свои руки и спустя некоторое время приехал в мой родной город Ковель, знакомиться с моей семьёй.

Между первой встречей 7 мая на «Красной горке» и помолвкой мы виделись не более десяти раз. В остальное время писали друг другу письма, долго беседовали по телефону. Это сейчас у большинства студентов планшеты-ноутбуки, а тогда я стала частым гостем интернет-кафе, а Миша все заработанные деньги тратил на оплату телефонных переговоров. Однажды с домашнего наговорил на очень приличную сумму. Родители сердились, а мы уже не могли остановиться — это была некая зависимость друг от друга.

Когда я окончила вуз, летом Миша сделал предложение, хотя сам он в то время был студентом-пятикурсником. Не хотел, чтобы я ещё на целый год оставалась в Киеве. Хотя карьера у меня складывалась удачно: с 3-го курса я преподавала в одной из столичных детских школ искусств, вела там народное пение, был у меня собственный фольклорный ансамбль; продолжала концертную деятельность — за плечами участие в конкурсах и фестивалях в России, Белоруссии, Польше, Словакии, Эстонии, Латвии, Германии, Великобритании, ЮАР, сотрудничество с солистом группы «Вопли Видоплясова» Олегом Скрипкой, съёмки на телевидении…

— И здесь логично задать вопрос: легко ли вам дался переезд из украинской столицы в российскую провинцию?

— О карьере я вовсе не думала. Считаю, семья для женщины — на первом месте. Но было одно обстоятельство, которое меня настораживало: с Мишей за весь год мы виделись в общей сложности не больше месяца, и то урывками. Боялась ошибиться в человеке. И всё же послушалась зова сердца и не прогадала. В 2011 году мы поженились. У нас было две свадьбы. В октябре — роспись в Брянске, а 11.11.2011 — венчание в моей любимой церкви на Украине, где я родилась.

От «вишневого сада» до «тихого омута»

— В свои 26 лет вы заведуете отделом народного творчества в ДДЮТ имени Ю. А. Гагарина, руководите там же фольклорным коллективом «Радуйся», который неоднократно становился лауреатом международных и российских конкурсов и фестивалей в Липецке, Туле, Молдавии и Италии. Трудно ли было найти работу по душе в чужой стране? Или она вас сама нашла?

— Первый год не работала — знакомилась с городом, людьми, культурой и традициями Брянской области. Некоторое время была специалистом по молодёжной политике, физической культуре и спорту Выгоничской районной администрации. С бумагами и делопроизводством я дружу, но занятия творчеством и народным искусством оставлять не хотелось. Во дворце меня хорошо знали, помнили по опыту «Красной горки» и неоднократно приглашали войти в их коллектив. Поначалу я согласилась на полставки преподавать в подростковом фольклорном ансамбле «Радуйся». На отчётном концерте ребята показали хороший результат. И тогда я поняла: всегда нужно заниматься своим делом. Так всё само собой и решилось…

Отдел народного творчества объединяет 285 брянских ребят в возрасте от 3 лет до 21 года и 22 педагога. Всё это участники большой детской фольклорной школы «Калинушка», художественным руководителем которой является заслуженный работник культуры РФ, отличник народного просвещения Лариса Николаевна Калугина. Для меня большая честь — стать частью этого знаменитого образцового коллектива.

— Посоветуйте, как с детства сориентировать малыша на изучение народного творчества? Например, как поиграть с ребёнком в народном стиле?

— Наши малыши — совсем крохи, как колобочки ходят по классу, но уже в лаптях! Уже поют русскую народную песню. Я ведь сама с малых лет пела вместе с родителями на всех домашних праздниках, особенно любила с папой на два голоса исполнять украинские народные песни. У меня мама, бабушки, дедушка, папа, младшая сестра, тётя — все певучие. Помню, как в подростковом возрасте родители грозили, что не пустят на занятия в фольклорную студию, если я приносила тройку по математике. Царицу наук я никогда не любила, но тройки упорно исправляла. Потому что народная песня всегда была самым дорогим в моей жизни. Как привить такую же любовь ребёнку? На начальном этапе малыша надо заинтересовать,что, конечно, зависит от педагога. Сейчас очень много интересных методик преподавания и современных инноваций, которые помогут в этом. Что касается практических советов, попробуйтеначать с потешек, народных игр, детских песенок в диалоговой форме. Например, все знают знаменитую пальчиковую игру «Сорока-ворона» — это тоже пример народного творчества. А у нас дети с удовольствием играют на народных шумовых инструментах, поют фольклорные песни, преимущественно брянские, водят хороводы. Приятно отметить, что все группы переполнены, в Брянске много желающих изучать фольклор!

— Вы работаете с подростками— в коллективе «Радуйся» занимаются брянские ребята в возрасте от 15 лет. А их как увлечь?

— Да, возраст непростой. Считаю, что чрезмерной твёрдостью и строгостью подростков не возьмёшь. А восхищать и удивлять нужно… собственным профессионализмом! И по возможности стараться стать другом для каждого. Разумеется, сохраняя дистанцию «учитель–ученик».

— А украинской песней ваши ученики интересуются? Сколько песен на вашем родном языке появилось в репертуаре «Радуйся»?

— Немного, всего 4 песни на украинском языке. Ребята просят разучить ещё, им это интересно, но я, хоть сама и украинка, считаю, что дети в первую очередь должны изучать традиции тех мест, где они родились и живут. Это должно быть основой. А любимой песней для них стала моя сольная композиция «Ой, у вишневому саду», которую я недавно записала с известным музыкантом-виртуозом из города Киева, моим хорошим другом Максимом Бережнюком.

— А почему именно эту песню — «Ой, у вишневому саду» — выбрали для старта своего сольного проекта в Брянске? Согласитесь, довольно неожиданно, когда, особенно в свете текущих политических событий, на радио звучит украинская песня…

— Это одна из моих любимых песен. Несмотря на грустную смысловую нагрузку, у меня с ней связано очень много добрых, светлых и радостныхвоспоминаний. «Ой, у вишневому саду» хорошо знают и любят в России. Мне иногда пишут: «Спасибо вам за эту песню, её пела моя бабушка…». Она греет душу, и я очень горжусь тем, что спела и записала именно эту песню и именно на своём родном языке. Пройдут годы, изменится политическая ситуация, а песня и музыка будут жить вечно. Кстати, русские песни в этом проекте тоже будут. Следующая — народный романс «Тихий омут».

Фолк по-брянски

— Известно, что народники ДДЮТ имени Ю. А. Гагарина ежегодно летом отправляются в свои традиционные фольклорные экспедиции по брянским сёлам и деревням. Что лично вас, как человека приезжего, удивило в брянском фольклоре?

— На Брянщине сохранились удивительные образцы очень древнего гетерофонного пения с бурдоном. Это разновидность многоголосого пения, когда каждый из исполнителей воспроизводит свой вариант одной и той же мелодии, на фоне непрерывно тянущегося основного тона музыки. Такая традиция является свидетельством ранних образцов народного творчества.

— А образцы язычества на Брянщине сохранились?

— Да, и практически каждый из нас с лёгкостью вспомнит пример. Помните, у известной музыкальной группы «Иван Купала» есть песня «Кострома». За основу этой композиции, которая у них зазвучала танцевальными ритмами, взят языческий обряд села Дорожово Брянской области. Куплеты песни состоят из разговоров, со словами: «Здорово, Кострома!/ Что вы делаете?/ А, милая, заболела./Заболела — полечитеся…» Так наши предки «задабривали» языческую богиню весны Кострому и просили у неё прощения за убитый лён.

— Сколько народных песен вам с ребятами удаётся записать за лето?

— Ежегодно, если постараться, не меньше ста! В сёлах Дорожово (Брянский район), Верещаки (Новозыбковский район), в Стародубе и Комаричах, в Карачеве и Погаре до сих пор старожилы поют древние народные песни, которые передаются из поколения в поколение.Мы не имеем права прервать эту цепочку! Вместе со своими воспитанниками поём записанные в деревнях и сёлах песни с максимально приближенной манерой исполнения, свойственной Брянской области. И, будем надеяться, в ближайшем будущем нам с ребятами удастся выпустить альбом, в который попадут самые лучшие брянские фольклорные композиции.

— Вы ведь изучаете не только народную музыку, но и образ жизни, традиционные костюмы, обряды. Расскажите про какой-нибудь уникальный обряд родом из наших мест.

— Таким примером может стать обряд «Похороны стрелы» из села Верещаки. Он относится к ритуалам, отмечающим границу весны и лета. В обряде принимало участие всё женское население села: от девочек-подростков до бабушек. В Вознесение после обеда участницы обряда, собравшись в группы, шеренгой во всю ширину дороги, взявшись за руки, с пением шли к центру села. Встретившись, женщины водили общий хоровод, после чего уже все вместе снова вставали в шеренги и с песней вели «стрелу» за село.

— А что такое «стрела»?

—  «Стрелой» называлось само шествие. Этот обряд проводился в разных уголках страны, но на сегодняшний день наиболее архаичные традиции его проведения сохранились именно на западе Брянской области.

— Городские дети к таким песням проявляют интерес?

— После экспедиции мы разучили несколько древних магических песен. Например, ту, которую записали в Верещаках:

Ой, под Киевом, под Черниговом,/Ой лёли, под Черниговом,/
Там лежат брустья, брустья новыя,/Ой лёли, брустья новыя./
Как по том брустьям брат с сестрою шёл,/Ой лёли, брат с сестрою шёл./Брат перяйшёл, а сестра втонула,/ Ой лёли, сестра втонула…

— Иванна, как вы думаете, почему народная песня становится всё более популярной, чем объясняется такой интерес?

— Всё просто: это у нас в крови, это наши корни. А без корней не будет цвета. Цвета нации.

Текст: Александра Савелькина
Фото: архив Иванны Сычёвой

2393