Новые технологии BASF на рынке овощей и картофеля

Запрет на ввоз в Россию ряда продовольственных товаров, в том числе картофеля и овощей, создал условия отечественным земледельцам для увеличения объёмов собственного производства. Но добиться высоких урожаев красивых и здоровых овощей и качественного картофеля невозможно без применения надёжных современных средств защиты растений.

О проблемах и задачах, стоящих в преддверии нового сельскохозяйственного сезона перед руководителями российских хозяйств, занятых овощеводством и картофелеводством, рассказывают специалисты компании BASF — руководитель региона Центр и Северо–Запад Дмитрий Шелемех, технический менеджер региона Центр и Северо–Запад Владимир Янишевский и специалист технической службы по картофелю и овощам BASF Россия Павел Подваленко.

— Дмитрий, первый вопрос вам. Какие, на ваш взгляд, плюсы и минусы для российских овощеводов от введения санкций?

— Мы очень много общаемся с руководителями хозяйств, и первая их реакция, конечно, положительная. Раньше для хозяйств самая большая проблема была — это конкуренция с дешёвой и качественной импортной продукцией, они работали в жёстких рамках. Но первая эйфория сменилась анализом ситуации, рынка и среды. Руководители начали себе задавать вопросы: «А сможем ли мы круглый год поставлять качественную продукцию на рынок? Нужно это нашему предприятию или нет? Хватит ли нам знаний и оснащённости?»

— На ваш взгляд, хозяйства сейчас заинтересованы в производстве овощей и картофеля, его расширении?

— В России много смотрящих на перспективу руководителей и специалистов, которые, столкнувшись с требованиями и ожиданиями рынка, работают над ассортиментом овощей и картофеля, чтобы можно было продавать продукцию в течение года. Как оказалось, это сложнее, чем стихийно следовать за рынком, здесь нужны другие навыки и знания.

— Рынок сельхозпродукции в стране развивается, но меняются и требования к ней. Какие здесь тенденции?

— Статистические данные показывают, что потребление овощной продукции за последние годы неуклонно растёт, и овощи стали занимать не последнее место в рационе россиян. Если есть потребность, спрос, то можно рассчитывать объёмы, планировать производство. Но наш покупатель уже привык круглый год покупать качественную и красивую морковь, капусту, картофель и т. д. Поэтому выращенные овощи должны быть пригодны для длительного хранения.

Дополняет Владимир Янишевский: «Торговые сети, потребители, а также рестораны, сетевые фастфуды предъявляют к продукции всё более высокие требования. Это качество, форма, выровненность, товарный вид и многое другое».

— Влияет ли качество овощей и картофеля на реализацию и прибыль производителей?

— Конечно! Ведь если осенью в хранилище заложить больные овощи, то весной нечего будет продавать.

— Есть ли зависимость эффективности хранения овощей и картофеля от технологий выращивания? И если «да», то какая?

— Зависимость прямая. Залог успеха при хранении формируется в поле. Если в поле не были проведены соответствующие мероприятия, то при хранении продукция теряет товарный вид. Ведь есть болезни овощей, которые не имеют видимых симптомов в поле, они проявляют себя при хранении.

— То есть проблемы, которые возникают в хранилище, были запрограммированы ещё в поле. Отсюда следует вывод, что нужно работать над технологиями, повышать требования к квалификации специалистов…

— От специалистов требуется высокая квалификация, чтобы просто вырастить урожай, особенно в Северо-Западном и Центральном регионах. Внешние факторы, такие как климатическая зона, количество осадков и т. д., конечно, накладывают отпечаток на технологию. В этом вопросе наша компания выступает надёжным партнёром для сельхозпроизводителей, предлагая хозяйствам технологические решения для того, чтобы продукция не потеряла товарного вида. Мы помогаем специалистам сделать корректировки, встроить тот или иной препарат в технологическую цепочку, консультируем и сопровождаем своих клиентов.

Дополняет Владимир Янишевский: «Да, сейчас для получения хороших результатов специалистам приходится учитывать все факторы, способные оказать влияние на растения. А в условиях интенсивного использования земель, на высоком агрофоне, без соблюдения севооборота этих факторов становится всё больше. Инфекционный фон растёт, и видовой состав патогенов меняется вместе с климатом. Возделывание высокоурожайных, но восприимчивых к болезням сортов позволяет патогенам формировать адаптированные к новым условиям генерации.

— Владимир, давайте вспомним фитофтороз. Полностью устойчивых к нему сортов картофеля пока не существует…

— Про него трудно забыть. Устойчивость, как правило, бывает или на ботву, или на клубни, а сам оомицет имеет очень высокую экопластичность, очень легко адаптируется к условиям среды и катастрофически быстро размножается. За последние три десятилетия его проявление сместилось на более ранние фазы развития культуры, и сейчас отмечается уже до фазы смыкания ботвы. Если фитофтору мы не уничтожили на стебле, то возбудитель заболевания может проникнуть в почву с осадками. А в период хранения повреждённые клубни становятся питательным субстратом для всевозможных гнилей грибной и бактериальной природы.

— Получается, что в схему обработок нужно добавлять ещё какой-то препарат?

— Специалисты хозяйств всегда учитывают данные особенности при построении системы защиты картофеля и стараются использовать всё доступное разнообразие фунгицидов. Опережая развитие гриба, эволюционируют и фунгициды BASF.

В 2015 году компания BASF зарегистрировала в России новейший комбинированный фунгицид ОРВЕГО®. На мой взгляд, ОРВЕГО®— это новая страница в борьбе с фитофторой. Фунгицид содержит два действующих вещества: INITIUM®—инновационное д. в. из нового химического класса и ДИМЕТОМОРФ. Для проникновения внутрь растения компоненту достаточно часа, то есть желательно, чтобы в течение этого часа не было воздействия влаги на растения (дождь, полив и т. д.). Позднее наличие капельной влаги будет только способствовать распределению INITIUM® в восковом налёте и увеличит площадь покрытия. ОРВЕГО®— это новинка, которая не имеет альтернативы, при этом не приводит к удорожанию технологии защиты и позволяет увеличить выход товарной продукции.

— Наряду с фитофторозом на наших полях часто встречается альтернариоз…

— Вредоносность альтернариоза заключается прежде всего в том, что листья и стебли отмирают раньше времени, а это ведёт к недобору урожая и снижению его качества. В случае с картофелем поражение листьев и стебля не помешает собрать урожай, а морковь без здоровой ботвы просто не убрать, особенно при механизированной уборке, что ведёт к большим потерям. На моркови альтернариоз поражает все части листа, в том числе черешок и корону корнеплода — любимую часть возбудителей гнилей хранения, например, Botritis и Sclerotinia.

Если продукция хорошо хранится, то к весне её стоимость может вырасти в 3-4 раза, поэтому подготовка к хранению продукции — одна из главных задач овощеводов.

Для борьбы с альтернариозом на картофеле и томате компания BASF зарегистрировала в России препарат СИГНУМ™. Два действующих вещества — ПИРАКЛОСТРОБИН и БОСКАЛИД обеспечивают высокую биологическую эффективность и эффективную антирезистентную стратегию. После уборки урожая борьба с болезнями становится практически невозможной, поэтому бороться с ними необходимо в поле.

— Павел, расскажите удалось ли опробовать новые препараты в российских хозяйствах?

— Хочу подчеркнуть, что препараты ОРВЕГО® и СИГНУМ™ после регистрации их в Европе за последние 2-3 года отлично себя показали в европейских хозяйствах, а в 2015 году СИГНУМ™ был впервые применен на картофеле в крупных хозяйствах Московской, Смоленской, Брянской, Тамбовской и Воронежской областей.

Основная направленность обработок (а они двукратные)— это защита картофеля и овощей от альтернариоза и прибавка урожайности. ОРВЕГО® опробовать в России в 2015 году мы не успели, так как препарат был зарегистрирован только осенью.

— Как проводились обработки? Довольны ли руководители хозяйств полученными результатами?

— Зарегистрированная норма препарата на картофеле 0,2-0,3 кг/га, но, несмотря на это, даже при средней норме расхода — 0,25 кг/га, СИГНУМ™ показывает высокую эффективность в отношении такого вредоносного заболевания как альтернариоз. При испытаниях препарата первая обработка проводилась в период окончания цветения. Вторая обработка проводилась с интервалом 2-3 недели, в зависимости от интенсивности развития инфекции и погодно-климатических условий. Поскольку цель опыта была испытать именно этот препарат, СИГНУМ™ встраивался в уже существующую схему защиты хозяйства. Во всех проведённых опытах на картофеле наблюдалось увеличение урожайности по сравнению с системой защиты хозяйства.

Введение Россией ответных санкций открывает овощеводам страны возможности наращивать своё производство, но нельзя не отметить, что на смену импортному товару на прилавки магазинов должен поступить качественный отечественный продукт. Инновационные разработки BASF, которые доступны уже в этом сезоне, позволят специалистам управлять качеством выращиваемых овощей и картофеля, а значит, позволят сократить потери при хранении и отправлять потребителю продукцию надлежащего качества.

Елена Лукичёва,
«Сельскохозяйственные вести»

Мобильные технические консультации BASF:
8 (916) 357–80–16, 8 (919) 046–93–89
Электронный сервис для предоставления технических консультаций agro-service@basf.com

1813

Добавить комментарий

Имя
Комментарий
Показать другое число
Код с картинки*