УФАС на страже закона

Более миллиона рублей составила общая сумма штрафов, наложенных в первом квартале 2016 года сотрудниками региональной антимонопольной службы на нарушителей законодательства о контрактной системе и закона о закупках для отдельных юридических лиц. Этой теме была посвящена отчётная пресс-конференция Брянского УФАС России. Подробности в нашем материале.

Государственные закупки — это покупка товаров, работ и услуг для нужд государства за счёт бюджетных средств. Закупки могут охватывать все сферы рынка, это может быть и приобретение медикаментов, и покупка автомобилей, и строительство. Чтобы в закупках не было места коррупции, их принято осуществлять по определённой схеме. Регулируются эти схемы двумя основными законами: № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». О частных случаях нарушения и текущей статистике журналистам рассказали заместители руководителя Брянского УФАС России Нина Селянина и Елена Болховитина.

Нарушители вбелых халатах

Закон № 44-ФЗ — это достаточно жёсткий закон, накладывающий серьёзные ограничения к способам осуществления закупок, а также к суммам и объёмам закупок товаров, работ, услуг. Обязательным условием является обоснование начальной цены контракта, описание полных функциональных характеристик товаров, работ, услуг. Соблюдение этих требований, собственно, и контролируют антимонопольные органы.

— В адрес Брянского УФАС поступило 39 жалоб на действия государственных заказчиков, уполномоченных органов при осуществлении госзакупок, — привела статистику Елена Болховитина. — Проведено более 20 плановых и внеплановых проверок, наложено штрафов на сумму около полумиллиона рублей. Больше всего жалоб поступило в адрес бюджетных учреждений здравоохранения на приобретение дезинфицирующих средств, лекарств, расходных материалов. Анализ технических характеристик товаров в ряде случае свидетельствовал о том, что закупка ориентирована на конкретного производителя, либо описан товар, которого вовсе не существует на рынке. Зачастую причиной необъективных описаний оказывалась некомпетентность должностных лиц.

ФАС России также осуществляет контроль над действиями участников закупок. С этой целью ведётся реестр недобросовестных поставщиков.

— По состоянию на 1 апреля в реестре недобросовестных поставщиков значится 32 участника, 3 из них пополнили список в 2016 году, — отметила заместитель руководителя Брянского УФАС. — Реестр содержит сведения не только о юридическом лице, но и учредителях и генеральном директоре компании — недобросовестного поставщика. Лицо, которое уклонилось от заключения контракта или с которым контракт был расторгнут в связи с существенным нарушением условий, не имеет права участвовать в закупках в течение 2 лет. И только после истечения этого срока исключается из реестра.

Самые активные — ЧОПы

На фоне 44-го закона 223-й ФЗ выглядит более мягким. Например, закон не содержит запрета на указание в документации конкретной марки товара.

— Это связано с тем, что закупки проводятся юрлицами (МУП, ГУП, субъекты естественных монополий и др.), которые самостоятельно осуществляют деятельность по оказанию платных услуг, — пояснила Нина Селянина. — Законодатель пошёл по пути либерализации: задача обеспечения потребности заказчика стоит на первом месте. Поэтому и количество жалоб значительно меньше — 9. Из них лишь 3 признаны обоснованными.

Например, в одном из обращений заявитель жаловался, что закупка раневых повязок была сформулирована под конкретного производителя. Однако в ходе расследования выяснилось, что у заказчика — ожогового центра — была потребность именно в этих повязках с лекарством. В случае с автономными (а не бюджетными!) учреждениями такой подход допустим. К слову, чаще всего, по статистике, вопросы к проведению закупок по 223-му закону возникают у руководства брянских ЧОПов: 3 обращения из 9.

За нарушение закона № 223-ФЗ наложено 543 тысячи рублей штрафов. В основном это связано с нарушеним информационного обеспечения закупок.

1836

Добавить комментарий

Имя
Комментарий