Когда классика от слова «класс!»
В прошлом году Брянщина стала участником Всероссийского детского конкурса «Читаем Альберта Лиханова: книги об истинах, честности и победах». Отбор проходил в несколько этапов. В течение полугода мальчишки и девчонки всей страны составляли короткие рецензии, отзывы, эссе на произведения писателя. Лауреатами в Брянской области стали семнадцать человек. Автора лучшего эссе — ученицу городской школы № 60 Арину Лебедеву — наградили поездкой в Москву на встречу с Альбертом Лихановым.
Всё началось с того, как однажды ученики 8 класса 60-й брянской школы пережили настоящее «Солнечное затмение». Учитель предложила для урока внеклассного чтения именно эту повесть Альберта Лиханова.
— Мне сразу показалось, что автор очень хорошо знает психологию моего возраста, — вспоминает первые впечатления теперь уже девятиклассница Арина Лебедева. — Прочитав книгу, я задумалась о своей жизни и поняла, что у меня счастливое детство. Я из благополучной семьи. Родители любят меня и всегда готовы помочь во всём. Мне, как и большинству моих сверстников, сейчас доступно многое. Есть возможность учиться и совершенствоваться, дружить и весело отдыхать. Часто мы плывём по течению и не ценим того, что имеем, проявляем свой эгоизм и не пытаемся понять окружающих. А вот героям «Солнечного затмения» —подросткам Феде и Лене — приходится преодолевать невероятные трудности. При этом они умеют радоваться жизни и сострадать.
Детство — в дар
Впечатления и мысли в тему удачно пригодились Арине спустя всего пару месяцев после урока внеклассного чтения, когда Российскийм детским фондом был объявлен всероссийский конкурс «Читаем Альберта Лиханова». Посвящён он был 70-летию Великой Победы, Году литературы в России и 80-летию писателя. К слову, фонд, созданный в 1987 году общественным деятелем, директором Научно-исследовательского института детства, писателем Альбертом Лихановым, — это первая в нашей стране общественная организация в защиту детства. Для оказания помощи малоимущим и многодетным семьям, организации лечения, помощи детским колониям и поддержке талантливых ребят в нашей стране действует множество программ. Например, десятки тысяч детей-сирот, инвалидов, детей из бедных семей получили адресную помощь в рамках проекта «Скорая социальная помощь». Благодаря программе «Глухие дети» удалось решить проблемы безвозмездного обеспечения слуховыми аппаратами свыше 20 тысяч глухих и слабослышащих детей. Есть даже такие удивительные проекты, как «Коровье стадо», когда многодетные и малоимущие семьи получают в подарок корову при условии, что приплод безвозмездно достанется другим социально незащищённым семействам.
В каждом регионе работают собственные филиалы фонда. В Брянской области его возглавляет Любовь Олефиренко (подробнее о деятельности отделения фонда и его руководителе можно прочитать в № 02 (09), 2008 «Брянской ТЕМЫ» и на сайте www.tema32.ru). Сочинения от брянских школьников на конкурс «Читаем Альберта Лиханова» поступали именно по этому адресу. Их оказалось несколько сотен. 18 лучших авторов были отмечены грамотами и ценными подарками. И только девятиклассница Арина Лебедева получила возможность встретиться в столице с классиком. Всего на итоговое мероприятие конкурса было приглашено 32 подростка из российских регионов, Украины и Республики Беларусь.
Зачем химия юристу?
— Есть литература завершённая,
— Конкурс был посвящён 80-летию писателя, а мне он вовсе не показался пожилым человеком, — неожиданно призналась Арина. — Встреча с победителями конкурса длилась около 2 часов, и за всё это время Альберт Анатольевич не присел ни на минуту!
— Удалось пообщаться лично?
— Нет, но я взяла у него автограф, чтобы подарить своему учителю Светлане Анатольевне Габуре.
— А чем в целом запомнилась поездка?
— Это было в ноябре прошлого года. Мы с мамой гостили в столице четыре дня. Поездка была полностью оплачена детским фондом. Жили мы на бывшей даче Эдуарда Шеварднадзе. Комнату я делила с девочками из Комсомольска-наАмуре, Вологодской области и Крыма. Помимо встречи с писателем нас ожидала интересная культурная программа. Мы гуляли по Москве, посетили Третьяковскую галерею, побывали на шоу Запашных в цирке. Но больше всего лично меня поразили сияющие золотом залы Большого Кремлёвского дворца. Кажется, эта поездка — самое яркое событие за всю мою жизнь.
— Арина, в конкурсе подобного масштаба ты участвовала впервые?
— Да, прежде разве что в школьных олимпиадах. На город периодически выходила, но призовые места занимать не удавалось.
— Как думаешь, чем покорило жюри твоё эссе?
— Я писала, не думая о победе. Просто поделилась своими мыслями.
— А что больше всего тронуло в произведении?
— Вся эта повесть — трогательная! Она о том, что нужно ценить свою жизнь.
— Какая книга, из недавно прочтённых, по-настоящему впечатлила?
— Может быть, удивитесь, но я люблю читать классику из школьной программы. Возможно, потому что на современную литературу времени не хватает.
— Можно ли заметить по твоим сверстникам: читающий это человек или нет?
— Если орфография и пунктуация хромают, скорее всего, школьник не держит в руках книг: когда читаешь, включается зрительная память. Хотя я думаю, в наш век человека развивают не только книги, но и познавательные телепрограммы, документальные фильмы, Интернет.
— Ты планируешь связать свою будущую карьеру со словом, языком?
— Вряд ли. Сейчас мне больше интересна химия, хотя мечтаю стать юристом. Мне нравится эта профессия.
— А если бы всё-таки ты задумала написать роман для подростков и о подростках, о чём бы была эта книга?
— Наверное, об интернет-зависимости, порождающей безразличие к другим. И о том, что нужно быть добрее к людям. В общем, мораль бы получилась точно такая же, как в книгах Альберта Лиханова. Эти идеи живут вне времени.
Александра Савелькина
1896
Добавить комментарий